Формирование ключевых компетенций через исследовательские работы

Исследовательские проекты – совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способах деятельности. Технологию организации исследовательских работ нужно как можно шире вводить в практику современного обучения. Ведь если цели достигнуты, мы сможем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся. Именно ученическое исследование позволяет поверить в свои силы, развивать в том направлении, которые соответствуют природе самого человека и формируют основные компетентности личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций через исследовательские проекты

                                                                             Творец, исследователь и изобретатель-

                                                                             Есть ориентир для завтрашнего дня.

                                                                             В любом ребенке жил, живет искатель,

                                                                             Вопрос в одном – суметь найти себя.

                                                                             Проблем так много – поле для открытий,

                                                                             Смелее нужно их обозначать.

                                                                             Задача, цель, прогноз любых событий,

                                                                             Неподтвержденный опыт повторять!

                                                                             И если ты учитель не напрасно,

                                                                             То смысл не в том, чтоб знания передать,

                                                                             Ты научу ребенка обучаться

                                                                             И истину в ученье добывать!

        Само по себе прохождение учебного материала по химии не достаточно способствует у учащихся формированию общеучебных  умений и навыков, а также наличия у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т.е. сформированности ключевых компетенций. В связи с этим возникает противоречие между потребностью школьников и их родителей в формировании компетентности, которая обеспечивает общекультурную и общеучебную подготовку к жизни в обществе, и невозможностью ее реализации при использовании традиционных методов образовательной деятельности. Решение данной проблемы мы видим в организации исследовательских проектов, которые действительно способствуют у учащихся формированию ключевых компетенций.

Цель: Пути и условия формирования ключевых компетенций личности через исследовательские проекты.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Ознакомить учащихся с научными методами познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.;
  2. Ознакомить с основными этапами исследовательских работ;
  3. Освоить методику и технику постановки качественного и количественного химического эксперимента;
  4. Развить умения критически оценивать различные подходы к решению исследуемых задач;
  5. Научить фиксировать результаты исследования, интерпретировать, анализировать полученные данные и делать соответствующие выводы по результатам исследования.

Виды ключевых компетенций учащихся, которые формируются в процессе исследовательских работ.

Учебно-познавательные компетенции

  • Формирование химических знаний;
  • Организация и методика исследования;
  • Планирование идей в работе;
  • Выработка экспериментальных умений;
  • Жизненные установки и готовность к самообразованию;
  • Интеллектуальные способности к самостоятельному  

приобретению новых знаний;

  • Применение теоретических знаний для поставленной проблемы;
  • Анализ исследовательской работы;
  • Рефлексия и самооценка деятельности;
  • Умение оформлять доклады;

  Информационные компетенции

  • Способность и готовность отобрать необходимую информацию, которая необходима учащимся в процессе жизнедеятельности;
  • Уметь преобразовывать её;
  • Расширять и дополнять информацию;
  • Усвоение информации с помощью видеотехники компьютера, аудиозаписи;
  • Работа с учебником и дополнительной литературой;

Коммуникативные компетенции

  • Владеть необходимыми языками.
  • Использовать выразительные средства и знаки систем (текст, таблица, схема);
  • Уметь находить общий язык с окружающими;
  • Работать в коллективе;
  • Уметь выступать перед аудиторией;

Социально-трудовые компетенции

Применять знания и опыт для решения конкретных задач:

  • В сфере общественных отношений;
  • В области профессионального самоопределения;

Правила организации:

  1. Активное и плодотворное взаимодействие учителя и ученика, полное отсутствие подавления воли учащихся приводит к всемерной активизации всех сфер психики ребенка: умственной, волевой, эмоциональной. Исследовательская работа должна быть интересной самому школьнику.
  2. На эмоциональную сферу психики обращаем особое внимание: познание мира должно быть веселым и радостным, а изучение – интересным.
  3. Координирование действий учащихся: плановые консультации.
  4. Консультировать и совместно обсуждать проделанную работу.
  5. Создать комфортные условия для работы: по мере возможности предоставить список литературы, оборудование, реактивы, помещение.
  6. Научить пользоваться научной литературой и составлению конспектов.
  7. Научить школьников научному стилю мышления, доказательному изложению мыслей.
  8. Научить учащихся основам научно-исследовательских работ – воображение, находчивость, терпение, наблюдательность, память и внимание.
  9. Ознакомить с правилами оформления докладов и тезисов.
  10. Обучить выступлению и защите своей работы.
  11. Научить школьников самоанализу (после выступления и защиты).

                                      Методы научного познания:

- вспомните материал…

- подумайте и объясните…

- оцените…

- предложите…

- обоснуйте…

- предскажите…

- задумайтесь и сделайте вывод…

                               Приемы умственной деятельности:

- сравнение 

- анализ

- систематизация

- обобщение

- классификация

- причинно- следственные связи

- мысленный эксперимент

Этапы

  1. Работу обычно начинаем с постановки проблемы исследования – зачем выполняется данная работа, какое противоречие она должна решить?
  2. Далее формулируется гипотеза – предположение о том, как можно решить данную проблему?
  3. Затем ставится цель – какое явление и для чего нужно исследовать?
  4. Для достижения цели и проверки правильности выдвинутой гипотезы ставится ряд задач.
  5. Обсуждение возможных вариантов исследования и выбор способов.
  6. Самообразование и актуализация.
  7. Выполнение эксперимента. Фиксация и предварительная обработка данных, ведение ежедневника, ознакомление с результатами ранее проведенных исследований.
  8.  Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез. Работа в группе, общение между группами и  руководителем. Анализ успехов и ошибок.
  9. Оформление результатов работ в виде развернутого доклада.
  10. Представление результатов исследовательских работ на итоговой конференции.

              Система действия учителя и учащихся на разных стадиях работы над  

исследовательским проектом.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Разрабатывают проект задания

1.1

Выбирают тему проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Отбирают тему для группы учащихся

2

Утверждение темы проекта

Представляет тему проекта на МС

Обосновывают актуальность темы проекта

3

Составление плана работы

Принимает участие в составлении плана работы над проектом

Обсуждают и составляют план работы над проектом.

4

Изучают литературы по выбранной теме проекта

Участвует в выборе литературы

Самостоятельно подбирают литературу по проблеме проекта. Определяют список источников, работают с источниками.

5

Составляют план выполнения проекта

Принимает участие в составлении плана выполнения проекта (контролирует выполнение плана работы, консультирует).

Каждый ученик выбирает для себя подтему, что он будет делать.

6

Ход выполнения практической части проекта

Определяет место проведения опытов, участвует в обсуждении методов выполнения практической части проекта, предлагает варианты.

Участвуют в обсуждении вариантов выполнения практической части проекта, подсчитывают возможные материальные затраты по проекту.

7

Формирование творческих групп по отдельным задачам проекта

Организует работу по объединению школьников, выбравших конкретные подтемы и виды деятельности

Определяют свои роли в группе

8

Написание введения (цели, задачи, гипотеза,

актуальность)

Принимает участие в обсуждении с учащимися аппарата

исследования.

Определяют цели и задачи проекта и согласовывают их с

руководителем.

9

Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, задание для учащихся.

Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности.

Разрабатывают вопросы для поиска ответов.

10

Выполняют практическую часть проекта.

Консультирует, координирует, проверяет работу учащихся.

Выполняют практическую часть: измеряют, подсчитывают, наблюдают, изучают и т.д.

11

Определение форм выражения итогов исследовательской деятельности

Принимает участие в обсуждении.

Обсуждение в группах формы представления результата исследовательской

деятельности.

12

Оформление результатов

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Оформление результатов в соответствии с принятыми правилами.

13

Подготовка демонстрационных материалов и текста выступления.

Консультирует и проверяет подготовку демонстрационных материалов.

Готовит демонстрационный материал о проекте. (стенд, компьютерная презентация, фотографии, графики).

14

Презентация

Организует экспертизу. (Отзыв о проекте).

Доклад о результатах своей работы.

15

Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей. Учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Правила пользования научной литературой

  • Взяв книгу, внимательно ознакомьтесь с ее титульным листом. Заглавие книги определяет ее содержание.
  • Посмотрите, в каком году издана книга (если она вышла давно, ее материал мог устареть), какое издательство ее опубликовало. Каждое издательство выпускает книги, адресованные определенному кругу читателей: «Наука» - для научных работников, специалистов (издается также научно-популярная серия, рассчитанная на широкий круг читателей); «Просвещение» - для учителей и учащихся.
  • Оглавление – путеводитель по книге, и знакомство с ним дает представление о книге в целом и ее разделах; оно поможет найти тот раздел, в котором содержится нужная вам информация.
  • Изучите примечания.
  • Значение незнакомых слов выясните в словарях.

Правила оформления плана доклада и тезисов

  1. Составление плана доклада. План – это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок. План четко отражает последовательность изложения мыслей в тексте. Он дисциплинирует мышление, делает его целенаправленным. План указывает общее направление изложения, ход мысли.
  2. Написание тезисов. Тезисы позволяют глубоко осмыслить доклад работа над их составлением формирует четкость выражения мысли. Умелое составление тезисов свидетельствует об овладении методами самостоятельной работы над книгой, дополнительной литературой, справочным материалом.

Правила выступления и защита своей работы

  • Главная цель  выступления –  сообщение аудитории новой информации.
  • Главное требование – хорошее знание своей работы, о котором он говорит с аудиторией.
  • Чтобы хорошо подготовиться к выступлению, нужно уметь «сворачивать» и «разворачивать» исследовательскую работу, т.е. отбирать самые ключевые факты из всех известных по данной теме.
  • Тема может раскрываться при помощи определений, характеризующих предмет, на основе уподобления и противопоставления признаков предметов.
  • При защите своей работы надо представить её так, чтобы она интересно воспринималось на слух.

     

     Эти методические приемы помогут создать условия для формирования у учащихся ключевых компетенций, поскольку польза их будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Алгоритм составления тезисов:

1. Чтение текста.

2. Деление его на смысловые части.

3. Определение основных мыслей и положений каждой части.

4. Краткая запись основных положений текста без доказательств.

Алгоритм изложения материала:

  • Развивать письменную и устную речь (уметь пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать);
  • Уметь выделять главное из сказанного и прочитанного;
  • Уметь слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…
  • Учитель должен стараться включать учащихся в диалог, развивать их монологическую речь, совершенствовать технику письма, развивать умение слушать собеседника.

Для успешной работы ученикам рекомендуем обратить внимание на следующие критерии:

  • Оценка собственных достижений:

а) использование внеучебных знаний;

б) научное и практическое значение;

в) новизна и достоверность результатов.

  • Эрудированность в рассматриваемой области:

а) использование в работе известных результатов;

б) знакомство с современным состоянием проблемы;

в) полнота цитируемой литературы;

г) ссылки на ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой.

  • Композиция работы и ее особенности:

а) логика изложения;

б) убедительность рассуждений;

в) оригинальность мышления;

г) структура работы (введение, цель, постановка задачи, основное содержание, выводы, список литературы, грамотность автора)

Заключение

Научно-исследовательские работы способствуют развитию познавательного интереса учащихся к химии, формированию профессиональных интересов и ориентации в выборе жизненного пути. Большинство учащихся, которые серьезно занимались научно-исследовательской работой успешно учатся в химических, биологических вузах, в мединститутах и институтах пищевой промышленности.

Воспитание высокообразованных специалистов, грамотных, увлеченных наукой людей – для работы в различных областях народного хозяйства, связанных с химией – это ответственная и безотлагательная задача учителей.

Наша школа серьезно готовит учащихся к выбору профессии, дает своим выпускникам знания через научно-исследовательскую деятельность, формирует умения самообразования, саморазвития и самовоспитания.

При разработке исследовательских проектов учащиеся овладевают различными видами деятельности, они могут послужить отправной точкой для возникновения интереса к химической науке, активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активной, целостной, эмоциональной, творческой. Овладевая методикой исследования, способами получения достоверных результатов, ребята обучают одному из сложнейших умений: формулировке выводов и предложений.

Учащиеся поняли, что исследовательские проекты – это дело всегда сложное и трудное, но и увлекательное, творческое и развивающее. Раннее привлечение к исследовательской работе способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к будущей сфере деятельности независимо от её направления. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний в голове – вот к чему мы стремимся. Самообразование очень важный момент в современном обществе. В условиях, когда объем информации, удваивается каждые 5 лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности. Введение элементов проектной деятельности создают условия для смены видов деятельности.

Если мы научим ребят разрабатывать исследовательские проекты, то это будет способствовать раскрытию их творческих способностей, формированию информационной и коммуникационной компетентностей  и быть конкурентно способными в жизни.

У школьников участвующих в исследовательской проектной деятельности значительно возрос интерес к химии, они учатся самостоятельно ставить проблему и находить её решение. Работа над проектом и его публичная защита способствуют формированию умений работать с научно популярной литературой, развитию медиаобразовательских исследований,  появлению инициативности, мобильности, настойчивости к достижению цели и развитию социально активной личности.

Большинства учащихся, которые серьезно занимались научно – исследовательской деятельностью, успешно учатся в различных высших учебных заведениях, выделяются лидерскими качествами и организаторскими способностями в коллективе. Успешность выполнения проектной деятельности указывает на их достойные результаты: они дипломанты, призеры городских и республиканских конференций: «Шаг в будущее», «Лаврентьевские чтения», «Самсоновские чтения», «Кочневские чтения».

Мы уверены в том, что исследовательские проекты позволяют наиболее полно раскрыть способности ребенка, способствуют формированию у учащихся предметной, информационной, коммуникационной компетентности.

Наша школа №7 серьезно готовит учащихся к выбору профессии, дает своим выпускникам допрофессиональные знания через исследовательские проекты, формирует умения самообразования, саморазвития и самовоспитания.

Наряду с выработкой экспериментальных умений учащиеся овладевают методами научного познания: определяют цель, объект и предмет исследования: анализируют и выявляют причинно – следственные связи, интерпретируют полученные результаты: выдвигают гипотезу, формулируют проблему, делают выводы.

Исследовательские работы вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимают утомление, развивают внимание, сообразительность, взаимопомощь, ориентируют на выбор естественнонаучного профиля обучения в старшей школе.

Результат исследовательских проектов – это формирование ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования) и углубление знаний.

Рекомендации:

Исследовательские проекты – совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способах деятельности. Технологию организации исследовательских работ нужно как можно шире вводить в практику современного обучения. Ведь если цели достигнуты, мы сможем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся. Именно ученическое исследование позволяет поверить в свои силы, развивать в том направлении, которые соответствуют природе самого человека и формируют основные компетентности личности.

Выводы:

  1. Научно-исследовательские работы: используются на уроках химии при изучении тем «Синтетические моющие вещества», «Железо и его соединения», «Ионы», «Металлы побочных подгрупп», «Вода – источник жизни и оздоровления людей «Именем Менделеева названы»» и т.д.
  2. Возможно создание здоровьесберегающих программ для учащихся.
  3. С научно-исследовательскими работами дети выступают на научно-практических конференциях городского, республиканского и международного уровней.
  4. Все это способствует воспитанию у учащихся чувства гордости за свою школу, за своих учителей и одноклассников.