Программа курса внеурочной деятельности для учащихся с задержкой психического развития (1-4 класс) "Логопедическая гимнастика"
Программа создана для детей с задержкой психического развития для корреционной школы (1-4)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Логопедическая гимнастика" программа | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 122»
РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению Методическим советом МБОУ СКОШ № 122 от _________ Протокол №1 | УТВЕРЖДЕНО приказом от __________ № __ | ||||
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Логопедическая гимнастика»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Составитель: Аглюлина Оксана Альфарисовна,
учитель начальных классов
Снежинск-2017
1. Пояснительная записка
Логопедическая гимнастика в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Логопедическая гимнастика предполагает коррекцию не только речевых нарушений, но и личности детей в целом. Среди учащихся с задержкой психического развития высок процент тех, у кого имеются проблемы с речью, развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления.
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки.
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, «Программа логопедической гимнастики для учащихся с ЗПР 1 – 4 классов специальной коррекционной школы» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Цели и задачи программы
Цель программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
- Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Логопедическая гимнастика» составлена для учащихся с ОВЗ (ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями зрения) в 1-4 классах.
Объём программного времени: в 1 классе – 1 час в неделю/ 33 часа в год;
во 2-4 классах – по 1 часу в неделю/ 34 часа в год.
Тип образовательной программы курса внеурочной деятельности «Логопедическая гимнастика» – программа, ориентированная на достижение воспитательных результатов первого и второго уровней (приобретение школьником социальных знаний и умений).
Направление курса – общеинтеллектуальное.
Вид направления деятельности – познавательная.
Форма деятельности – коррекционно-развивающий курс
Основные направления работы:
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
Наименование технологии | Цель использования | Частота применения |
Дыхательная гимнастика | Установить правильное дыхание и как подготовка к правильному звукопроизношению. Профилактика ОРЗ. | на каждом занятии |
Артикуляционная гимнастика | Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. | на каждом занятии по автоматизации поставленных звуков, по звуко-буквенному анализу |
Физкультминутки | Снятие мышечного и эмоционального напряжения. | на каждом занятии |
Самомассаж | Снятие мышечного напряжения, стимуляция речевых зон. | на занятиях по звукопостановке и автоматизации поставленных звуков |
Пальчиковые игры | Стимуляция развития речи и повышение работоспособности коры головного мозга. | на каждом занятии |
Ритмическая гимнастика | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, стимуляция речевой деятельности. | на каждом занятии |
Кинезиологические упражнения (развивающие межполушарное взаимодействие) | Стимуляция мыслительных процессов, снятие стресса. | на каждом занятии |
Создание положительной эмоциональной атмосферы. | Создание положительного настроя на учебную деятельность, снятие эмоционального напряжения. | на каждом занятии |
Повышение самооценки учащихся с трудностями в обучении | Снятие эмоционального напряжения. | на каждом занятии |
Релаксация | Снятие эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня. | на каждом занятии |
Гимнастика для глаз | Снятие мышечного напряжения глазных мышц. | периодически, при значительных зрительных нагрузках |
Игры | Объяснение в доступной форме учебного материала (помоги, подскажи, исправь, найди, выведи из лабиринта, наведи порядок) | на каждом занятии |
3. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Логопедическая гимнастика»
Личностные результаты:
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
- Выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Регулятивные УУД:
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
- Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
Познавательные УУД:
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием коррекционного курса «Логопедическая гимнастика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием коррекционного курса «Логопедическая гимнастика».
- Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
- Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя),
- Выделять главное в учебном материале с помощью учителя.
1 класс
- Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
- Воспитание правильного речевого и физиологического дыхания.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
- Знание оздоровительных упражнений для улучшения осанки, дыхательных и пальчиковых упражнений.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
2 класс
- Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
- Развитие модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
- Закрепление произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения.
- Умение ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега.
- Координация движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстрая реакция на смену движений.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
3 класс
- Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
- Развитие модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
- Закрепление произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения.
- понимание и использование в речи отработанной лексики, слов и выражений с переносным значением; подбор синонимов, антонимов.
- составление устных рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке.
4 класс
- четкое и правильное произношение звуков русского языка;
- владение способами звукового анализа слов различной слоговой структуры;
понимание и активное использование в речи отработанной лексики, слов и выражений с переносным значением; подбор синонимов, антонимов;
- правильное использование в речи глаголов с различными приставками;
- согласование прилагательных и существительных во всех падежах единственного и множественного числа без предлогов и с предлогами;
- употребление в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выражающих пространственные, временные, причинно-следственные отношения;
- составление устных рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, на заданную тему, по личным наблюдениям;
- грамотное списывание и написание под диктовку текстов, включающих изученные орфограммы и оппозиционные звуки.
Ожидаемый результат от применения логопедической гимнастики:
- Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.
Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.
- Лексико-грамматический строй речи.
Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания.
- Предложение и связная речь.
Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану.
- Положительный эмоциональный настрой ребенка на учебу
- Выработка правильной осанки
- Снятие мышечного и психического напряжения.
- Установка правильного дыхания и голосоподачи
- Развитие произвольного внимания, памяти, мышления
- Развитие межполушарного взаимодействия
- Повышение уровня успеваемости
- Формирование трудолюбия, упорства в достижении хороших результатов.
4. Тематическое планирование курса
№ урока | Тема урока | Общее количество часов | Часы теоретических занятий | Часы практичес ких занятий |
1 | Вводные упражнения. | 1 | 0 | 1 |
Артикуляционная гимнастика – 4 часа | ||||
2-3 | Артикуляционная гимнастика. Статические упражнения "Лопаточка", "Чашечка". | 2 | 0 | 2 |
4-5 | Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Статические упражнения "Иголочка", "Горка". | 2 | 0 | 2 |
Развитие общей моторики – 4 часа | ||||
6-7 | Упражнения на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям. Пальчиковые игры " Золотой петушок", "Заинька". | 2 | 1 | 1 |
8-9 | Развитие мелкой и крупной моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, эмоциональной памяти. Динамические упражнения "Маляр", "Катушка". | 2 | 0 | 2 |
Упражнения на развитие мимических мышц – 5 часов | ||||
10 | Упражнения на развитие мимических мышц. Танцы, сценические упражнения. Статическое упражнение "Трубочка". | 1 | 0 | 1 |
11-12 | Развитие речи, внимания, вестибулярного аппарата. Развитие чувства ритма и пространственного воображения. Динамические упражнения"Вкусное варенье", "Змейка". | 2 | 1 | 1 |
13-14 | Коммуникативные игры. Игры "Добрые пожелания", "Тропинки". | 2 | 0 | 2 |
Словотворчество – 9 часов | ||||
15-16 | Упражнение на развитие словотворчества. Игры "Я - хороший", "Коробка добрых поступков". | 2 | 1 | 1 |
17 | Декламация для автоматизации и дифференциации звуков. Динамические упражнения "Часики", "Лошадка". | 1 | 0 | 1 |
18-19 | Упражнения на развитие словотворчества. Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. Динамические упражнения" Грибок", "Качели". | 2 | 1 | 1 |
20-21 | Слог. Ударение. Игры "Комплименты", "Интервью", "Изобрази пословицу". | 2 | 0 | 2 |
22-23 | Расширение активного лингвистического запаса. Игры "Посмотри на меня", "Сломанный телефон". | 2 | 2 | 0 |
Формирование двигательной памяти – 9 часов | ||||
24-25 | Движения на координацию. Пальчиковое упражнение "Заведи мотор". Игра "Змея". | 2 | 1 | 1 |
26-28 | Движение и слово. Игры "Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся", "Пойми меня", "Замри". | 3 | 1 | 1 |
29-30 | Хореографическая гимнастика. Игра "Подарок для всех" , "Морская фигура - замри". | 2 | 1 | 1 |
31-32 | Формирование двигательной памяти. Игра "Ситуация", "Радио". | 2 | 1 | 1 |
Итоговые занятия – 2 часа (1-2 класс) 3 часа (3-4 класс) | ||||
33-34 | Мини-спектакли. Конкурс чтецов. | 2/3 | 0 | 2/3 |
5. Содержание программы курса внеурочной деятельности
Форма работы – групповые занятия
- Продолжительность занятий – 40 мин.
- Занятия проводятся: групповые – 1 раз в неделю.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично, под счёт. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата, упражнения, регулирующие мышечный тонус: игры на месте; малоподвижные, подвижные и сюжетно-ролевые игры; игры с элементами спорта; игры-драматизации; творческие задания и упражнения; упражнения на расслабление (релаксацию).
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Развитие общей моторики
Формирование тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений, для чего используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Развитие плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, эмоциональной памяти.
1-2 класс
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать».
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.
Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков».
3-4 класс
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Практика: «Рыбки», «Морские свинки», «Буратино».
Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры;
Практика: игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”, «Туристы в горах», «Волшебные плащи», «Пластилиновый спектакль».
Упражнения на развитие мимических мышц
Тема реализуется через разнообразный игровой материал, сценические упражнения.
Игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка; формировать и развивать основные движения; развивать внимание, сообразительность, мышление речь, воображение; воспитывать чувство коллективизма.
Игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, а также развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве. Танцевальные движения входят в музыкально-ритмические движения. Применение упражнений корректирует эмоционально-поведенческие расстройства, активизирует исполнительскую деятельность. Умения согласования движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук) способствуют развитию зрительного и слухового восприятия. Отрабатываются упражнения: бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочерёдно, шаг галопа, кружение через правое плечо, кружение парами, пляски по показу с речевым сопровождением и т.д., вводятся театрализованные представления под музыку.
1-2 класс
Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
3-4 класс
Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Словотворчество
1-2 класс
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.
Упражнения на развитие дыхания служат для формирования диафрагмального дыхания и голоса, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы.
Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Выразительность голоса воспитывается с помощью чтения потешек, стихотворений с различными интонациями.
Первоначальные представления о предложении, слове, словосочетании. Обогащение активного и пассивного словаря (звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые - мягкие согласные, звонкие - глухие согласные).
3-4 класс
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
В проведении занятий используются упражнения на уточнение лексического значения слова (слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы), на обогащение активного и пассивного словаря путем введения новых слов в сюжетно-ролевые игры, инсценировки. Знакомство со словами, обозначающими предметы, признаки предметов, действия предметов.
На практических занятиях используются дидактические, ролевые игры: «Наоборот», «Лото», «Местное радио», «Узнай по описанию», инсценировки сказок.
Формирование двигательной памяти
1-2 класс
Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
3-4 класс
«Рассказывание» стихов с помощью рук способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, эффективности запоминания, автоматизации звукопроизношения. Это упражнения на соотнесение движений руками, ногами, туловищем с ритмом речи, на понимание логической связи между текстом и движением.
6. Ресурсное обеспечение реализации программы
Литература, используемая в работе над программой:
1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
6.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
7.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
8. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.
9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
10.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
21. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
Приложение