Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников из неполных семей
Дотдаева Т.Х.
На протяжении десятилетий дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности всестороннего развития детей. Участники воспитательно-образовательного процесса постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться единства воспитательных воздействий на ребенка как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении для обеспечения полноценного развития всех сторон успешной, творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dotdaevoy_t.h._v_vestnik_iyun_2017.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников из неполных семей.
Дотдаева Т.Х.
На протяжении десятилетий дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности всестороннего развития детей. Участники воспитательно-образовательного процесса постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться единства воспитательных воздействий на ребенка как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении для обеспечения полноценного развития всех сторон успешной, творческой личности.
К сожалению, положение в котором в нынешнее время находятся дети малоутешительно - рост разводов отрицательно действует как на эмоционально-психологическое, так и на физическое состояние малышей. Становление высших
нравственных норм невозможно в силу того, что представления в отношении собственных семей у детей складываются противоречивые, так как перед собой они не видят достойного примера.
Мы, конечно, не можем предотвратить рост неполных семей, но в наших силах построить грамотные отношения между родителями и образовательным учреждением.
Прежде чем ребенок из неполной семьи переступит порог группы, педагог в первую очередь должен постараться наладить контакт с матерью ребенка. И если удаётся изменить позицию матери, повысить её ответственность за воспитание ребёнка, пробудить у неё стремление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Существует множество различных методов и форм работы с детьми из неполной семьи. Но как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Для того, чтобы вовлечь родителя в воспитательно-образовательный процесс учреждения необходимо дать возможность ощутить себя причастным к жизни детского сада.
В ходе работы над проблемой детско- родительских отношений из неполных семей в нашем ДОУ выделили одни из эффективных форм и методов:
- Педагогические беседы с родителями.
Цель педагогической беседы – обмен мнениям по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Педагогическая беседа, которая возникает с отдельными родителями утром во время прихода их с детьми, а так же вечером, пока ребенок одевается, и беседы с некоторыми родителями и с родительским коллективом должны отвечать определенным требованиям: - Прежде всего, это их конкретность и содержательность.
- Родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания.
- Беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей.
2. Тематические консультации.
Консультации по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить. Беседа предусматривает диалог, хотя ведет его все же организатор беседы.
Консультации, как одна из форм индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она более всего нужна, с другой, - побуждает родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. Планируя консультации, надо учитывать уровень подготовленности родителей в вопросах воспитания. Рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка.
3. Групповые собрания родителей.
Следующая форма работы – это групповые собрания родителей. Они представляют собой целесообразную и действенную форму работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Большую заинтересованность вызвали со стороны родительского сообщества, когда для составления и чтения докладов выступили сами родители.
4. Включение законных представителей детей из неполных семей в составление вопросов анкет для родителей, быть членом творческой группы ДОУ для анализа оснащения методического и игрового оборудования, в составлении рабочей программы группы, выведении рекомендаций по воспитанию детей и множество других общих точек соприкосновения. Таким образом, действенность системы работы детского сада с родителями заключается во взаимосвязи разных форм между собой.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе поможет им:
- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию;
- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки (в детском саду был умным, а в школе – неумеха);
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
- понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо, чтобы он сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести.
Все это становится возможным лишь в условиях полного взаимного доверия и многолетней работы, которая должна проводиться на научной основе со всеми участниками этого процесса – вначале с родителями и воспитателями детского сада, затем с родителями и учителями начальной школы.
Таким образом, можно утверждать, что хотя формы работы с родителями ДОУ остались прежними, социально-педагогическая практика их применения в современных условиях изменилась. Взаимодействие семейного и общественного воспитания перешло от приоритетности интересов и норм государства в воспитании детей к реальным попыткам строить диалог свободных и равноправных партнеров. Правда, характерной чертой взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе являются и такие негативные явления как рост взаимного недоверия, разобщенности и критики в адрес друг друга.