вальдорфские детские сады в Казани
Доклад к презентации на тему "Вальдорфские детские сады в городе Казань"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_prezentatsii_voldorfsk_d_sady_kazani_arefeva_rh.docx | 40.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное учреждение
высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт психологии и образования
Кафедра педагогики высшей школы
Доклад к презентации
«Вальдорфские детские сады города Казань»
Выполнила:
Магистрант 2 курса
заочной формы обучения
направления подготовки 44.04.01
«Педагогическое образование»
профиля подготовки «Управление
дошкольным образованием»
группы 17.1.629
Арефьева Римма Ханифовна
Руководитель:
доктор педагогических наук,
доцент педагогических наук
Григорьева С.Г.
г.Казань 2018
1.Немного истории
Рудольф Штайнер является основателем вальдорфской педагогики. Ее главная цель - это развитие человека и его способностей.
Впервые заведение такого вида появилось в начале прошлого века. Оно размещалось в Штутгарте, при фабрике Вальдорф-Астория. Отсюда и пошло такое название. Программа развития ребенка отличается от основной. Спустя много лет, ничего не изменилось. Сегодня дошкольные учреждения работают по тем же принципам, что и ранее. Ребенок до школы остается в сказочном мире: там участвуют в различных театрализованных праздниках, драматических и кукольных спектаклях. Также обучаются лепке, обработке камня, резьбе по дереву, вышиванию и, причем, имеют дело именно с природными материалами (шерстью, деревом, глиной).
2. Принципы методики:
• близость к природе максимальная (огород, ферма) и удаление от плодов цивилизации (запрет ТВ, компьютера);
• комплексный, широкий подход к изучению окружающей среды;
• большое внимание оказывается к трудовым и эстетическим дисциплинам (лепка, музыка, ткачество, рисование, вязание) и меньшее внимание традиционных предметов (математика, чтение со второго класса);
• отсутствие оценок, принуждения, эталонов правильности;
• уважение индивидуальности ребенка и его к личности;
• принцип обучения - это подражание. Мама занимается своими домашними делами или творчеством и показывает пример своими действиями, а дети повторять за ней ее действия;
• интерьер только природный. Не признаются никакие искусственные материалы.
Игрушки и мебель только натуральные. Например, игрушки из пластмассы - отнимают у ребенка жизненные силы, а не заряжают.
3 - 4. Особенности вальдорфских садов:
- размещаются дошкольные учреждения в красивых, даже живописных местах;
- при обустройстве помещений продумывают красивое оформление, сочетают светлые, нежные оттенки;
- мебель и другие предметы, окружающие детей – только из натурального материала;
- группы детей разновозрастные. Их могут посещать до 15 человек, возрастом от 3 до 7 лет;
- к игре допускаются игрушки, выполненные из натурального материала;
- жизнь в таком учреждении связана с культурными и народными традициями. К каждому празднику изготовляют поделки: лепят, рисуют, мастерят, участвуют в танцевальных номерах, театрализованных постановках, поют;
- программа обучения направлена на развитие творческого ребенка;
- все увлекательные процессы проходят с музыкальным сопровождением и в игровой форме;
- много времени уделяется чтению сказок и изобразительному искусству;
- детей учат выполнению домашних обязательств: готовить, убирать, работать в саду, шить;
- работы малышей не оцениваются.
Ребенок должен проявлять инициативу по своему желанию, а не для того чтобы получить одобрение;
- в садах запрещены средства массовой информации. Отсутствуют компьютеры и телевизоры.
5. Метод преподавания: увидеть – пережить – удивиться - восприятие –чувство - мысль.
Основная цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни, голова сердце и руки.
В настоящее время в России есть много групп, которые называют себя вальдорфскими. Это не означает, что они имеют статус «Вадьдорфская группа» Межрегиональной общественной организации «Содружество педагогов вальдорфских детских садов».
Какие группы могут получить этот статус?
Группа должна быть членом Содружества не менее одного года, а ведущий педагог группы уже имеет базовое вальдорфское образование, повышает свою квалификацию на семинарах и конференциях не реже чем 1 раз в два года. Стабильность (постоянно работающие педагоги, помещение, юридический статус и т.д.) и неоднократное посещение группы куратором Содружества, также являются важными условиями для присвоения статуса. Статус «Вальдорфская группа» выдается на 5 лет. Решение о присвоении статуса принимается Общим Собранием Кураторов и утверждается на Общем Собрании Содружества. В случае произошедших изменений в группе (смена ведущего педагога, переезд и т.д), а также через 5 лет статус необходимо подтвердить. Каждая вальдорфская группа МОО «Содружество педагогов вальдорфских детских садов» имеет «Свидетельство о статусе «Вальдорфская группа» и свидетельство о членстве в Содружестве.
6. №165 детский сад Гномик
В этом садике не только рисуют, лепят, играют в сюжетные игры. Детей обучают бытовым навыкам – мытью посуды, шитью, вместе с воспитателями они пекут сладкое печенье. В садик приходят в гости представители разных профессий, показывают и рассказывают, как и из чего делаются окружающие нас вещи.
В садике отмечают как светские, так и православные праздники – например, Масленицу, Пасху, Рождество. К ним готовятся специально как дети, так и родители, готовя подарки друг другу (мамы шьют куколок, валяют из шерсти игрушки, дети делают витражи и простые игрушки из ниток). Сам праздник также проводится вместе с родителями, по возможности – на свежем воздухе.
7. Центр развития ребенка - детский сад №397.
День у детей начинается с хоровода. В хороводе с ними играют в ритмические и пальчиковые игры и поют песенки. В режиме дня обязательно есть время для свободной игры, когда дети играют сами под наблюдением педагога. Не удивляйтесь, если ваш ребенок каждые 3-4 недели будет петь песенки на определенные темы. Это тоже особенность вальдорфской педагогики – материал там дают "эпохами", большими периодами, в зависимости от времени года. Это может быть сбор урожая, подготовка к зиме (осень), пробуждение природы (весна), сбор грибов и ягод и (лето) и т.д.
Ежедневно детям показывают маленькую сказку, действие которой происходит прямо на столе. В расписании на каждый день недели для детей есть хозяйственное занятие: стирка, глажка, мытье посуды, уборка. Воспитатель начинает его делать, а дети присоединяются и помогают.
Родителям, чьи дети ходят в этот детский сад, стоит подготовиться к довольно частым общим собраниям, примерно два раза в месяц, где готовят детям подарки к праздникам или обсуждаются темы, связанные с воспитанием.
8 - 11. Детский сад №356 "Березка". Вальдорфских групп в детском саду две, они разновозрастные, от 3 до 7 лет. Детей учат работать с материалами, ставить эксперименты (представлена картотека экспериментов по возрастам, различные материалы для поделок). В детском саду естьживой уголок, в котором живут рыбки, морские свинки. В садике также есть комната сказок и зимний сад.
За развитием детей наблюдает детский психолог, с которым родители могут консультироваться на собраниях. В детсадовской жизни детей обязательно участвуют родители, помогая готовить праздники, проводя творческие вечера и т.д.
Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения»
12 -13. Детский клуб Карусель
Вы наверняка согласитесь, что детям стоит отдавать все лучшее. Детский клуб Карусель представляет собой проверенное место, где готовы развивать способности ваших детей, обучать их навыкам коммуникаций, показывать пример искренней дружбы, а также учить их не бояться всех трудностей, которые могут встретиться в жизни.
14 -20. Вальдорофский эко-сад «Клубочек» в Изумрудном городе на улице Салиха Батыева.
Этот сад полюбили родители: «Каждое утро я прихожу в садик и понимаю, что здесь меня ждут и любят» - мы хотим, чтобы это чувствовал каждый Ребенок и Родитель.
Я выбираю:
- Здоровое питание из натуральных продуктов
- Эко-окружение (мебель/игрушки)
- естественное и гармоничное развитие ребенка
- среду осознанных людей (родителей/педагогов)
Здесь нет привычных нам «утренников». Все праздники (они проходят во второй половине дня) — это завершение той или иной эпохи.
Сентябрь — эпоха Урожая. В это время дети вместе с воспитателями молотят зерна, мелят муку на ручной мельнице, а из получившейся муки пекут каравай на праздник урожая. В течение этой эпохи дети поют песни, читают стихи и сказки об осени, а завершают месяц походом на природу.
Затем наступает эпоха Мужества. Мальчики в это время становятся рыцарями, а девочки — принцессами. Смысл этой эпохи приучить детей защищать слабых и творить добро. Завершается эпоха посвящением: мальчиков посвящают в рыцарей мечом, а девочек в принцессы — розой.
Ноябрь — самое темное время года — эпоха Фонариков. В эту эпоху дети делают с родителями фонарики, шьют гномов, играют в музыкальную игру — «Великаны и гномы». В конце месяца — праздник Фонариков. Дети зажигают фонарики — символ душевного света и тепла, и выходят на улицу провожать гномов под землю, где они будут заботиться в течение всего холодного сезона о растениях. В конце всего действа дети ищут на прогулочной площадке подарки от гномов.
Далее наступает Рождественская эпоха. В течение этого месяца дети обыгрывают историю Марии, Иосифа и младенца. А на рождество (25 декабря), родители ставят рождественскую сказку для детей. Также дети и родители дарят друг другу подарки, сделанные своими руками.
Январь сопровождается зимними забавами — санки, снеговики, снежки.
В феврале обязательно отмечают Масленицу с блинами, пирогами, обязательно с костром и чучелом.
В марте закликают весну и пекут жаворонков.
В апреле встречают весну и отмечают Пасху, а в мае сажают цветы.
В июне — провожают выпускников в школу. Обязательно делают приданое: делают кукол и плетут сумки или пеналы. Каждый год череда праздников повторяется.
В вальдорофском эко-саду «Клубочек» изготавливают
Каждый ребенок – единственный! Воспитатель должен иметь это в виду и сообразно этому мыслить. Он должен основательно изучить законы развития ребенка и быть хорошо подготовленным в области методики и дидактики, чтобы приблизиться к пониманию детской индивидуальности. Можно сказать, что главным практическим навыком вальдорфской воспитательницы является точное наблюдение и действие, соответствующее обстоятельствам и натуре ребенка. Это требует пробужденности, внимания и творческого поведения в любой педагогической ситуации.
В вальдорофском эко-саду «Клубочек» родители для детей изготавливают куклы
Вальдорфские куклы, подходящие для игр ребенку с рождения до 2,5-3 лет – это куклы-уголки, узелковые, куклы-подушки, куклы-бабочки, куклы-пеленашки, куклы из ниток.
Вальдорфская узелковая кукла - эта куколка подойдет даже 2-4-месячным деткам. В самом раннем возрасте ребенок познает окружающий мир тактильно и визуально. Ребенок трогает, тянет в ротик, рассматривает.
21- 22. В центре развития ребенка «Сказочное детство» преподаватели воспитывают детей с помощью подражания и примера, который детки с них берут. Также, здесь важное значение придается развитию художественно-эстетическому составляющему личности, творческого мышления, фантазии, ритму и многому другому. Деятельность специалистов центра направлена не только на то, чтобы подготовить малышей к школе, но и на то, чтобы каждый ребенок с радостью приходил сюда каждый день.
Чем отличается вальдорфский детский сад от обычного детского сада? Этот вопрос задают очень часто, и мы попробуем рассмотреть некоторые основные мысли, на которые опирается педагогическая деятельность в вальдорфском саду.
Всякое воспитание имеет целью ввести ребенка в окружающий его мир. Исходя из этого, мы можем сформулировать первую важную цель вальдорфской педагогики: мы хотим помочь ребенку уверенно войти в жизнь, в общество и в наше время здоровым и гармоничным образом. При этом усилия родителей, детских садовниц и всех остальных взрослых, участвующих в воспитании, должны соединиться. Все должны быть едины в стремлении познать и понять индивидуальность ребенка. Ребенок не является “чистым листом”, на котором можно написать что вздумается. Ребенок – индивидуальность. Он уже приносит с собой определенные свойства, склонности и предрасположенности. Мы, как воспитатели, должны помочь этой индивидуальности раскрыть свои способности и переработать свои слабости и проблемы.
Но если вам нравиться основные тезисы антропософии, и вы любите что-то делать своими руками или петь, то вальдорфская педагогика для вас.
Перечисляя все преимущества, нельзя не указать и на минусы. Вальдорфская система неидеальная, недостатков у нее много. Ключевыми считаются следующие:
- в вальдорфской группе детского сада существует запрет на ранее интеллектуальное развитие и обучение. Воспитатели не проводят занятия по письму, чтению, счету. Если не заниматься с малышом, и не давать конкретные знания, то этот период попросту упускается;
- несмотря на то, что много внимания уделяют чтению книг воспитателем, все же список литературы очень ограничен. Преимущественно, это сказки Х.К. Андерсена, братьев Гримм, средневековые легенды и разные мифы. Другая литература не приветствуется;
- посещая вальдорфский детский сад , нельзя дополнительно заниматься в других кружках, например, посещать изостудии, музыкальную или спортивную школу;
- отсутствуют оценки деятельности и запреты в поведении малыша. Это повлияет негативно на развитие ребенка. Он станет эгоцентричным, у него будет высокая самооценка и негативное отношение к критике;
- у ребят могут возникнуть проблемы в социуме, общении с другими детьми. Так как у них будут разные интересы.
Список литературы:
Пегов, В.А. Вальдорфская педагогика в России: опыт первых трёх семилетий. Обзор научных исследований: Монография / В.А. Пегов. - Смоленск: СГАФКСТ, 2013.
Общепедагогические работы
1. Вальдорфская педагогика. Антология. - М., 2003.
2. 10 лет Московская вальдорфская школа № 1060. - М 2002.
3. Р. Штейнер "Общее учение о человеке как основа педагогики". - М., 1996. 3-е издание - 2005. 4. Р. Штайнер "Искусство воспитания. Методика и дидактика". - М., 1996. 5. Р. Штейнер "Искусство воспитания. Семинарские обсуждения и лекции об учебном плане". - М., 1995. 6. Р. Штейнер "Вопрос воспитания как социальный вопрос". - Москва-Калуга, 7. Р. Штейнер "Духовно-душевные основы педагогики". - М., 1997.
8. Р. Штейнер "Современная духовная жизнь и воспитание". - М., 1996. 9. Р. Штейнер "Методика обучения и предпосылки воспитания". - М., 1992 10.Р. Штейнер "Духовное обновление педагогики". - М., 1995. 11.Р. Штайнер "Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки". - М., 1993. 12.Р. Штейнер "Педагогическая практика с точки зрения духовно-научного познания человека". - М., 1997. 13.Р. Штайнер "Педагогика, основанная на познании человека". - М., 1996. 14.Р. Штейнер "Антропология и педагогика". - М., 1997. 15.Р.Штейнер "Познание человека и учебный процесс". - М., 1998. 16.Р. Штайнер "Здоровое развитие телесно-физического как основа свободного проявления душевно- духовного. - Калуга, 1995.