Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе "Моя родина - великая Россия"

Куроптева Ирина Владимировна

Педагог: Куроптева Ирина Владимировна

Тема: Моя родина – великая Россия!

Цель: закреплять представление о том, что наша огромная многонациональная страна Россия (Российская Федерация) великая страна.

Программное содержание:

-     Развитие умения выражать свои мысли, использовать речевое высказывание в ситуации общения, развивать предпосылки грамотности;

-     Развитие любознательности, внимания, образного мышления, зрительно-моторной координации;

-     Обогащать и закреплять представления детей о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна;

-     Расширять представления о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины, о её достопримечательностях.

-     Закреплять представления о государственных символах России (флаг, герб и мелодия гимна России);

-     Закреплять представления о малой родине - городе, в котором мы живем, как части России;

-     Расширять представления о памятных местах родного города, о его достопримечательностях;

-     Воспитывать умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

-     Воспитывать патриоти­ческие чувства, любовь к своей стране, чувство гордости за ее достижения;

-     Воспитывать любовь к малой Родине.

Предварительная работа: беседы о России, о родном городе, рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей столицы и Ноябрьска, дидактическая игра «Я знаю пять…». 

Словарная работа: столица, государственные символы, карта, куранты, триколор, малая родина, нефтедобыча.

Ресурсный материал:

-     карта России;

-     клубок ниток;

-     экран с проектором;

-     презентация слайдов с достопримечательностями и символами Москвы и Ноябрьска;

-     звукозапись «Бой курантов», песня М. Бернеса «С чего начинается родина»;

-     материал для аппликации герба Ноябрьска (подготовлен самими детьми заранее).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности

образовательной области «Познавательное развитие»

по ознакомлению с предметным и социальным окружением

в подготовительной к школе группе МБДОУ «Родничок»

муниципального образования город Ноябрьск.

Педагог: Куроптева Ирина Владимировна

Тема: Моя родина – великая Россия!

Цель: закреплять представление о том, что наша огромная многонациональная страна Россия (Российская Федерация) великая страна.

Программное содержание:

  • Развитие умения выражать свои мысли, использовать речевое высказывание в ситуации общения, развивать предпосылки грамотности;
  • Развитие любознательности, внимания, образного мышления, зрительно-моторной координации;
  • Обогащать и закреплять представления детей о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна;
  • Расширять представления о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины, о её достопримечательностях.
  • Закреплять представления о государственных символах России (флаг, герб и мелодия гимна России);
  • Закреплять представления о малой родине - городе, в котором мы живем, как части России;
  • Расширять представления о памятных местах родного города, о его достопримечательностях;
  • Воспитывать умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей стране, чувство гордости за ее достижения;
  • Воспитывать любовь к малой Родине.

Предварительная работа: беседы о России, о родном городе, рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей столицы и Ноябрьска, дидактическая игра «Я знаю пять…».  

Словарная работа: столица, государственные символы, карта, куранты, триколор, малая родина, нефтедобыча.

Ресурсный материал:

  • карта России;
  • клубок ниток;
  • экран с проектором;
  • презентация слайдов с достопримечательностями и символами Москвы и Ноябрьска;
  • звукозапись «Бой курантов», песня М. Бернеса «С чего начинается родина»;
  • материал для аппликации герба Ноябрьска (подготовлен самими детьми заранее).

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Психологический настрой.

Обращает внимание детей на гостей, приветствие гостей.

Этюд «Доброе утро»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро!» скажем мы вместе

«Доброе утро!» - маме и папе

«Доброе утро!» - останется с нами.

Дети поднимают руки вверх

Улыбаются друг другу

Разводят руками

Берутся за руки

2. Вводно-организационный

-Загадывание загадки:

Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды.

Обращает внимание на карту России.

Отгадывают загадку.

Мотивационно-побудительный

- На планете Земля много стран. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей, прославивших ее. Как и у человека у страны есть имя. Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей стране.

Актуализация знаний

- А как она называется?

- Ни одна страна на планете не имеет такой огромной территории как Россия. На карте есть точки - большие и маленькие, что это?

Много на нашей земле городов, сел и у каждого из них есть своё имя. А в каких городах вы бывали?

- У каждой страны есть столица. Столица – это главный город страны, где находится правительство государства. Как вы думаете, справедливо, что какой-то один город называют главным?

Все города хороши, но, как и в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимают важные для всей страны решения.

- Кто знает, как называется столица нашей страны?

- Да, Москва - столица России.

Ребёнок рассказывает стих о Москве.

Вы когда-нибудь были в Москве? Я предлагаю вам отправиться в путешествие и посетить Москву. Согласны?

- На чем можно отправиться в путь, каким транспортом?

- Но сегодня я предлагаю отправиться в путь с помощью волшебного клубочка. Давайте попробуем смотать его и посмотрим, куда же он нас приведет.

Ты катись, катись клубок,

Через запад на восток,

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи!

Россия

Города, села, деревни.

Ответы детей.

Ответы детей

Москва

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни кремля, Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

Самолетом, поездом, на машине, на автобусе.

   Дети проходят, присаживаются на стульчики.

Восприятие и усвоение нового (расширение имеющихся представлений)

- Ну вот, мы с вами и в Москве! На главной площади страны - на Красной.

-А кто знает, какие интересные места и памятники есть в Москве?

- Кремль - это сердце России. В Кремле работает Президент нашей страны. Кто у нас Президент России?

- Главные праздники в России принято отмечать на Красной площади. Она находится рядом с Кремлем. Здесь устраивают военные парады, концерты.

-Ребята, а что мы видим сейчас?

- В память о погибших в Великой Отечественной войне горит Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду, и в любую погоду здесь стоят в почетном карауле воины, несут вахту памяти.

-Мы идем с вами дальше по Красной площади.

(звучит «бой курантов)

-Что это звучит?

- Это бьют часы – куранты на Спасской башне. Это самая красивая башня Кремля, главные его ворота. С древнейших времен на башне существовали часы. И вся страна сверяет время по этим часам.

-Ну что, продолжим нашу экскурсию?

-Посмотрите, какой красивый храм, похож на сказочный дворец! Что это за храм?

-Это храм Василия Блаженного. Построен в честь победы русского народа над врагом, над Казанским ханством. Это один из главных символов не только Москвы, но и все России.

(показать картины Царь - колокола и Царь - пушки)

-Как вы думаете, что это такое? Намного больше человеческого роста!

- Это Царь-колокол и Царь-пушка! Установлены они в Московском Кремле. Этот колокол никогда не звонил, а пушка ни разу не стреляла, хотя и отлита была как настоящее боевое орудие. Они очень большие! Их поверхность украшена надписями, фигурным орнаментом.

-Наша Родина – большое и красивое государство. У любого государства есть свои отличительные знаки - символы. Что это за символы?

- Дети, выберите флаг нашей страны. Где среди других флагов находится флаг России?

- Почему флаг России называют триколором? Кто знает, что обозначает каждый цвет?

Белый цвет – символизирует чистоту русской души.

Синий цвет – цвет доблести и чести, символизирует силу.

Красный цвет – цвет крови, пролитой воинами за Россию, мужество.

Про флаг мы поговорили, а что это такое?

Скажите из чего он состоит?

Двуглавый орел – символ единства России, он золотого цвета – символ солнца; Короны – союз республик, входящих в состав России – Европы и Азии; скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство; Всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.

- Мы вспомнили флаг и герб России и узнали, чем интересна Москва, чем она примечательна. В Москве ещё много красивых мест, памятников, но нам пора отправляться в путь. У нас впереди с вами ещё столько интересного!

Красная площадь, Кремль, Спасская башня, вечный огонь, храмы.

Владимир Владимирович Путин.

Вечный огонь.

Это «играют» часы на Спасской башне.

Храм Василия Блаженного.

Царь-колокол и царь-пушка.

Флаг, герб, гимн.

Верхний правый флаг.

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – огненный рассвет.

Герб.

Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Динамическая пауза

- Для этого нам надо с вами поделиться добром, радостью, теплом своей души со своими друзьями. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло, которое исходит от ваших рук. Это тепло ваших сердец. Закройте глаза и почувствуйте это тепло!

Дружба – дружбе – вот рука!

Так наша сила велика,

Теплом своим делись, друга верного держись!

-Вы поделились добром? Молодцы!

Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза.

Восприятие и усвоение нового (расширение имеющихся представлений)

-А мы с вами опять очутились в каком-то городе (фото Ноябрьска). Знаком ли вам этот город?

-Наша Родина - Россия, а главный город - Москва. Но у всех людей есть и своя маленькая Родина. Это место где родился и вырос человек, где живут его друзья и родители. Родной город - это наша маленькая Родина.

-Вы любите свой город?

-А за что вы его любите?

-Давайте представим, что к нам приехали гости и хотят познакомиться с нашим городом. Что вы им расскажете, какие у нас в городе есть красивые места, памятники? Нашему городу 40 лет. И среди достопримечательностей есть такие (педагог расширяет представления детей о достопримечательностях города):

- Памятник «Ямал» установлен в центре города. В памятнике местный скульптор (К. Никифоров) объединил все символы региона. На вершине земного шара, символизирующего Север, стоят два мамонта, они олицетворяют доисторическое прошлое Ямальской земли. Мамонты удерживают ладью (символ освоения Сибири казаками) выполненную в виде священной птицы ненцев – глухаря. А вот мачта и флаг в виде газовой трубы и факела это уже современность.

- Памятник «Мать и дитя».

- Памятник Книге расположен на территории городского "Интеллект-Центра".

- Рядом с ним находятся памятники Читающая пара:  парная скульптура влюбленных читателей, сидящих на лавочке – задумчивого парня и элегантной девушки с книгами, которые сидят напротив.

- Памятник барону Мюнхгаузену изображает сидящего на земном шаре барона с подзорной трубой в одной руке и длинной шпагой во второй. Это современный памятник известному немецкому путешественнику и любимому персонажу художественных и мультипликационных фильмов.

- У кинотеатра «Русь» размещено десяток деревянных скульптур по мотивам русских и ненецких сказок.

Ответы детей

Да

Это мой город – я тут родился, здесь много мест для игр – игровых площадок, здесь долгая зима – можно кататься на санках, коньках и т.д.

Дети называют памятники

Динамическая пауза

- Вы любите сказки? Я предлагаю немного размяться и вспомнить сказку русского поэта А. С. Пушкина.

Ветер по морю гуляет  

И кораблик подгоняет,

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого.

Пушки с пристани палят –

Кораблю пристать велят!

Руки вверх через стороны

Взмахи руками

Руки лодочкой плывут

Круг руками сверху вниз через стороны

Показывают «ОК»

«ОК» над головой

Хлопают

Топают ногами

- В окрестностях города установили памятник комару в Сквере ветеранов. Он выполнен из списанных металлических деталей. Высота комара достигает человеческого роста. Монумент напоминает, что самое страшное в Сибири — не морозы, а комары. Самый большой памятник комару в России.

- Памятник «Белые медведи» – два больших и один детеныш на небольшом красивом гранитном постаменте. Современный памятник посвящен одному из символов Ямало-Ненецкого автономного округа. Они являются олицетворением Арктического региона, интернационального единства, а также символизируют собой могущество, силу, упорство, дружное сосуществование с природой и уважение к ней.

- Вечный огонь в Ноябрьске – мемориальный комплекс, построенный в честь погибших солдат-сибиряков во времена Второй Мировой войны.

-Памятный знак «Хлеб нашей памяти» представляет собой светлый каменный куб, на котором располагается бородинский хлеб в сочетании с георгиевской лентой и ниспадающим знаменем. Светлый цвет символизирует чистые помыслы и устремления всех участников Отечественной войны, бородинский хлеб – память о павших защитниках Отечества, георгиевская лента – символ их ратных подвигов и побед.

-Вот мы с вами были в Москве и видели, что России есть свой герб. Но у каждого города России тоже есть свой герб? У нашего города – Ноябрьска он тоже есть. Вот как он выглядит. Что он означает?

- Герб Ноябрьска представляет собой стилизованную буровую вышку, разбуривающую северную часть земного шара, символизирует то, чем живет город - нефтедобычей. Северная часть земного шара говорит о географическом положении города. Солнце символизирует молодость и перспективность города. Лазоревый цвет – символ чести, славы и чистого неба. Серебро – символ простоты, совершенства, благородства. Золото – символ изобилия. Чёрный – мудрости. Красный (пурпурный) – достоинство и благородство.

Солнце, север планеты, буровая вышка.

Заключительный этап. Рефлексия

Ребята, я хочу поблагодарить вас за активную работу. Ведь именно такие чудесные ребята и должны жить и учиться в великой и гордой стране – России. Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось?

Мы узнали о достопримечательностях Москвы - Красная площадь, Кремль, Спасская башня, вечный огонь, храмы и пр. и Ноябрьска.

Практическая работа (переходящая в свободную деятельность)

-Давайте в нашем патриотическом центре рядом с гербом России и Москвы поместим герб нашего города сделанный своими руками.

- Я предлагаю вам сейчас с помощью аппликации изготовить герб нашего города – Ноябрьска. Для этого, тех, кто хочет, я прошу подойти к столу и наклеить вырезанные детали на полотно герба.

Дети с помощью взрослого аппликацией изготавливают герб Ноябрьска.