Использование элементов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста
Предварительный просмотр:
Использование элементов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста Актуальность вопросов подготовки детей к обучению к школе, интеллектуального и логического развития касается и проблемы обучения, и развитию памяти. Педагоги и родители часто замечают у детей такие проблемы как нечеткая дикция, скудный словарный запас, неспособность правильно составить предложение, плохое запоминание. Но они отлично запоминают детали телевизионной рекламы, хотя совершенно не могут запомнить стихотворение или пересказать сказку. Подобная ситуация складывается в результате того, что у детей преобладает зрительно-образная память. Воспринимать информацию им значительно проще в виде какого-либо примера - яркой картинки. Это происходит непроизвольно, оттого что какой-то предмет попал в поле зрения ребёнка. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение повысить внимание. Была разработана специализированная программа обучения мнемотехнике в детском саду, в результате длительных наблюдений, что позволяет добиться развития мышления, речи и памяти у ребёнка. Дети, занимающиеся по такой программе, опережают сверстников по уровню развития общих способностей, памяти, мышления, воображения. Мнемотехника включает в себя искусственные приёмы для запоминания, так как огромный поток информации невозможно обработать и запомнить самостоятельно, без помощи технических средств, таблиц и схем. Мнемотехника - система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Она использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания , сохранения и припоминания. Слово «мнемотехника» обозначает – техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» -искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский в 6 веке до нашей эры. Искусство запоминания названо по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины-матери девяти муз. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Сейчас мнемотехника используется очень широко. Используя уникальные мнемотехнические таблицы, педагоги решают следующие проблемы у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста:
-развитие памяти, сохранения и запоминания информации;
-развитие логического мышления;
-становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;
-помогает ребенку научиться чётко формулировать свои мысли , составлять предложения;
-повышает способность концентрировать внимание на занятии;
-техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.
В развитии ребенка важна систематичность и последовательность. Обучение мнемотехнике должно происходить поэтапно. Именно тогда оно сможет принести наиболее результаты. Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемотехнические квадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: ель, гриб, девочка, корзинка и другое. Когда ребёнок освоил мнемотехнические квадраты, педагог усложняет задание, демонстрируя мнемотехнические дорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простые предложения. Более сложной структурой является мнемотехническая таблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. Пока ребёнок ещё мал,таблицы составляются педагогами и родителями. Когда ребенок уже сам может нарисовать картинку, таблица составляется им под руководством взрослого. Использование таких таблиц позволяет развить фантазию, воображение , навыки рисования.
Мнемотехника для дошкольников позволяет развить все основные виды памяти, мышления, воображения и речи ребенка. При помощи таблиц этой техники можно выполнять следующие несложные занятия в виде игры. Для развития изображения дать ребёнку таблицу с изображением нескольких предметов, логически связанных между собой, по которым он смог бы составить небольшой рассказ. Каждый раз надо предлагать малышу разные вариации картинок. Улучшить память помогает заучивание стихов, но на слух детям значительно сложнее это сделать. Разучивание стихотворения по карточкам с изображениями запомнить стихотворение ребёнку будет значительно проще. Каждой строчке стихотворения должна соответствовать своя картинка, позволяющая провести ассоциацию с текстом. Развивать логику позволит использование картинок, характеризующих несколько тем. Ребёнок должен выбрать и положить картинки с изображением одежды: платье, брюки, шорты и так далее. При этом должна присутствовать другая группа картинок с изображением обуви. Таким образом, у малыша должно выйти две стопки картинок: в одной будут предметы одежды, во второй- обуви. Со временем можно усложнять задачу, добавляя изображения, которые не будут соответствовать ни первой, ни второй стопке. Их ребенок должен отложить в сторону. Для логического мышления берутся карточки с изображениями известной для малыша сказки. Необходимо разложить их цепочкой от начала сказки до конца. На примере сказки «Репка» может быть 4-6 картинок с изображением того, как дед посадил репку, потом как ему помогают её вытаскивать персонажи сказки. В итоге: как всем героям удалось достать репку. Усложнить задачу можно тем, что предложить ребенку не только построить логическую цепь, но и рассказать по ней сказку. Подобная игра позволяет ребёнку запомнить важные бытовые процессы. Например, процесс мытья рук. Берутся картинки, где изображён пошаговый процесс этой процедуры. Первая картинка показывает, что нужно закатить рукава, вторая - открыть кран, третья - взять мыло и вымыть руки, четвертая -закрыть кран, пятая- вытереть руки полотенцем, шестая- опустить рукава. Ребенок должен в правильной последовательности выложить картинки и закрепить результат наглядным примером мытья рук. Как правильно заниматься с ребёнком? Заниматься по мнемотехнике с малышом можно и даже нужно не только в детском саду, но и дома. Для того чтобы ваши занятия были успешными, следует придерживаться определённых рекомендаций. Все должно происходить в форме игры. Ни в коем случае не заставляйте ребенка. Заинтересуйте его, и тогда процесс станет увлекательным и пойдет быстрее. Не нужно сразу начинать с таблиц- начните с мнемотехнических квадратов, потом дорожек и лишь после освоения этого материала переходите к более сложным задачам. Все изображения должны быть красочными, яркими, чёткими и понятными для малыша. Обязательно заведите тетрадь для конспектов и записывайте ход каждого урока. Это поможет вам не забыть , какой материал вы уже прошли, а какой нет. Максимально допустимое число квадратов для дошкольника – девять. Большое количество запомнить ему будет сложно. На одном занятии рассматривайте не более двух мнемотехнических таблиц. Каждый день меняйте тему занятия, охватывая разные виды памяти, мышления и логики. Для дошкольников старших групп усложняйте задачу, предлагая детям самим нарисовать мнемотехническую таблицу. Дошкольное развитие детей -это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком педагогов, воспитателей в детском саду, родителей дома.