СТАТЬЯ: Изучение копинг-стратегий и адаптированности студентов с поражением опорно-двигательного аппарата

Брягиня Татьяна Николаевна

Статья научно-исследовательской работы

Сегодня в мире 10% населения являются инвалидами и этот показатель, к сожалению, имеет тенденцию роста. Еще менее 30 лет назад занятия спортом инвалидами воспринималось как нечто нереальное, а сегодня общепризнано, что физическая культура и спорт – важнейшее, а в ряде случаев – единственное условие всесторонней физической, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации их к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kazan_2014.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ КОПИНГ СТРАТЕГИЙ И АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Брягиня Татьяна Николаевна

Научный руководитель:

Ковтун Нина Васильевна

ФГБОУ СПО «БГУОР»

г. Брянск, 2014 г.

Ключевые слова: стресс, копинг-стратегии, совладающее поведение, адаптация.

На современном этапе развития психологии проблема преодоления человеком стресса рассматривается учеными посредством раскрытия таких феноменов как копинг и совладающее поведение.

Понятие «coping» (от англ. «соре» - преодолевать, справляться) используется для описания характера и способов преодоления стресс-ситуаций, т. е. стратегий и моделей совладающего (преодолевающего) поведения.

Суть совладания заключается в том, чтобы человек либо полностью смог преодолеть негативные жизненные трудности, либо уменьшил их отрицательное воздействие на организм. Поэтому совладающее поведение – это «целенаправленное, социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действия».

Сегодня в мире 10% населения являются инвалидами и этот показатель, к сожалению, имеет тенденцию роста. Еще менее 30 лет назад занятия спортом инвалидами воспринималось как нечто нереальное, а сегодня общепризнано, что физическая культура и спорт – важнейшее, а в ряде случаев – единственное условие всесторонней физической, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации их к жизни.

Адаптивный спорт и физическая культура способствуют восстановлению психического равновесия, позволяют испытывать чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, преодоления определенных трудностей. Возвращают чувство уверенности уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни и участию в полезном труде, позволяют расширить социальные контакты.

Патология нарушений опорно-двигательного аппарата чрезвычайно распространена и возрастает, особенно значительно увеличивается число больных с детским церебральным параличом. Каждый 10-й ребенок инвалид является инвалидом по причине заболеваний ОДА. Если для здорового человека занятия физической культурой и спортом потребность, решаемая в повседневной жизни, то для инвалидов с поражением ОДА – это жизненная необходимость.

Однако на этом пути немало социальных барьеров и психологических проблем. Если раньше исследователи считали, что приспособление может иметь место только в экстремальных жизненных ситуациях, то на сегодняшний день совладание -  неотъемлемая часть поведения индивида при взаимодействии с повседневной действительностью.

Актуальность данной проблемы определила Цель исследования: изучить копинг стратегии спортсменов с ПОДА и их адаптированность в студенческой среде.

Гипотеза нашего исследования: спортсменам с ПОДА чаще свойственны стратегии совладания с трудностями, связанные с социальной поддержкой их деятельности, а также стратегии избегания, что влияет на уровень их адаптированности в студенческой  среде.

В исследовании приняло участие две группы студентов Брянского Государственного Училища Олимпийского Резерва в возрасте 18-20 лет в количестве 20 человек.

Экспериментальная группа – 10 студентов с ПОДА, имеющих разряд кандидатов в мастера спорта по легкой атлетике, двое из них – члены паралимпийской  сборной России. Все студенты с ПОДА – выпускники школы-интерната VI вида.

Контрольная группа – 10 студентов спортивного и педагогического отделений училища, пожелавших принять участие в исследовании.

Объект исследования: совладающее поведение спортсменов с ПОДА.

Предмет исследования: стратегии совладающего поведения и адаптированность спортсменов с ПОДА.

Методы исследования:

- Анализ научной литературы.

- Анкетирование:

1. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях) – «Индикатор стратегий преодоления стресса», созданная Д. Амирханом.

2. Шкала социально-психологической приспособленности К. Роджерса и Р. Даймонда.

- Метод математической обработки данных.

Результаты диагностики стратегий преодоления стресса показали, что для 70% спортсменов с ПОДА характерна стратегия преодоления трудностей, связанная с социальной поддержкой, т.е. они готовы доверить свои страхи друзьям или специалистам, работающим в училище, обсуждать различные ситуации с другими людьми для принятия конкретного решения.

Для 30% спортсменов этой группы более характерна позиция избегания трудностей, т.е. они избегают общения с людьми, предпочитают фантазировать о лучших временах, как можно дольше смотреть телевизор, общаться в социальных сетях, представлять себя человеком, добившимся больших результатов в жизни. Стратегия «Разрешения проблем» в данной группе никому не свойственна, т.е. можно говорить о том, что у этих ребят практически не сформировалась ориентация на самоконтроль, доверие к себе, доверие к людям, конструктивные способы поведения в конфликтных ситуациях.

В группе спортсменов-неинвалидов для 50% студентов характерной является стратегия «Разрешения проблем», т.е. они осуществляют поиск возможных решений, прежде чем что-то предпринять, ставят для себя цели, позволяющие постепенно справляться с ситуацией. Тщательно взвешивают возможность выбора того или иного способа решения проблемы, стараются действовать не импульсивно, под влиянием внешнего побуждения, а обдуманно, взвешенно. 30% группы характерна стратегия избегания в трудных ситуациях.

Сравнивая полученные результаты, видим, что спортсменам с ПОДА в 2 раза чаще, по сравнения со студентами-неинвалидами, свойственны такие стратегии преодоления трудностей, как «социальная поддержка» и «избегание».

Изучив уровни социально-психологической приспособленности наших спортсменов, имеем следующие результаты. Высокий уровень адаптированности в 8 раз реже встречается у спортсменов с ПОДА. Средний и низкий  уровень адаптированности встречаются в 3 раза чаще у спортсменов с ПОДА.

У ребят, которые имеют средний и высокий коэффициент социально-психологической адаптированности, наиболее выраженными являются такие факторы как: принятие себя, принятие других – у 100%; они считают себя энергичными, настойчивыми, оптимистичными, симпатичными внешне, интересными, привлекательными, как личность людьми. Также положительно воспринимают и других людей, терпимы к их недостаткам, без неприязни и антипатии, люди нравятся им. У 80% данных спортсменов преобладает внутренний локус контроля, т.е. они считают, что  в жизни многое зависит от собственного усердия, желания и реализации своих планов в большей степени надеются именно на себя. Социально адаптированные люди значительно чаще испытывают эмоциональный комфорт, чем дискомфорт: они свободно выражают свои чувства, верят в лучшее, они уравновешены и спокойны, удовлетворены собою. 80% ребят занимают лидирующую позицию во взаимоотношениях со сверстниками, и 20% готовы быть ведомыми, зависимыми от других.

Высокие и средние показатели коэффициента социально-психологической адаптированности свидетельствуют об адекватном реагировании подростков на окружающий мир и отношения с окружающими, о компенсаторных тенденциях в отношении к самому себе и требованиям действительности.

У ребят, которые имеют высокий и средний коэффициент социально-психологической дезадаптированности, наиболее выраженными являются такие факторы, как: неприятие себя – 80%, они часто чувствуют себя униженными, оскорбленными; презирают, не уважают себя за слабость, уступчивость; считают себя неудачниками, некрасивыми, неинтересными, беспомощными; конфликтны с другими. У дезадаптированных людей преобладает внешний локус контроля, т. е. они считают, что в жизни многое зависит от удачи, от помощи других людей, они значительно чаще предаются мечтаниям о красивой будущей жизни, вместо того, чтобы здраво взглянуть фактам в лицо, которые толкуют на свой лад, придумывают лишнее; словом, не живут реальностью. Социально дезадаптированные  люди значительно чаще испытывают эмоциональный дискомфорт, чем комфорт: у них часто портится настроение – нападает хандра и уныние, либо злость, раздражительность, настороженность по отношению к другим; даже в кругу других чувствуют себя одинокими, униженными, беспомощными, встревоженными, напряженными, виноватыми, даже тогда, когда ни в чем не виноваты. Такие люди импульсивны, склонны к агрессии, хотя испытывают неуверенность, подавленность, т.е. подобную реакцию можно назвать самозащитой. Тенденция самозащиты проявляется в стремлении быть лидером: 70% этих ребят высказали относительно себя именно такую позицию, но при этом отмечали у себя уступчивость, податливость чужому мнению, неуверенность в себе. Самым показательным фактором дезадаптированности этих ребят является то, что они (100%) желают уйти от решения проблем: либо в мечты, в придуманный мир, либо в бегство от всего.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: несмотря на высокий уровень достижений в спорте (КМС, членство в сборной страны), спортсмены с ПОДА, в сравнении со своими здоровыми сверстниками, менее адаптированы к социуму и студенческой среде, им наиболее характерны такие стратегии преодолевания трудностей, как избегание и поиск социальной поддержки. Можем предположить, что осознание своего физического дефекта (ДЦП), проживание в интернате, наложили свой отпечаток на процесс формирования стратегий преодоления трудностей.

Выдвинутую гипотезу можно считать доказанной.

Литература

  1. Вассерман Л.И, Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие/Под. науч. ред. Проф. Л.И. Вассерман – СПб.: Речь, 2010.
  2. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения – Кострома: Авантитул, 2004.
  3. Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности – Ереван, 1988.