Системно - деятельностный подход во внеурочной деятельности
Статья о работе на занятиях внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molchanov_yu.a._statya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно - деятельностный подход во внеурочной деятельности
Ю.А. Молчанов
учитель математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подолешенская средняя общеобразовательная школа»
Прохоровского района Белгородской области
Система внеурочной деятельности, как и деятельности обучающихся в рамках уроков, направлена, прежде всего, на достижение результатов освоения основной образовательной программы – это достижение личностных и метапредметных результатов. Все это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, как действовать, сколько научиться выполнять определенные действия, а также чувствовать, принимать решения. Ведь именно в действии порождается знание.
Обучать деятельности школьников - значит делать их учение мотивированным, учить школьника организовывать свою деятельность, помогать формировать школьнику умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, творить, искать, работать на высокие результаты, исследовать, формировать у школьников универсальные учебные действия.
Можно проводить в форме:
- экскурсии;
- кружка;
- секции;
- круглого стола;
- конференции;
- олимпиады;
- соревнования;
- исследования;
- игры;
- подготовки презентации;
- проекта.
Все дети на занятиях работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Этот вид требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, аргументировать, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. И тогда учебный процесс протекает более эффективно, когда школьники на уроке рассуждают больше учителя.
Школьникам дается возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Ребенок готов к сотрудничеству, подвижности и гибкости мышления.
Деятельностный подход к обучению школьников предполагает:
- наличие у школьников познавательного мотива (желания узнать новое, открыть суть, научиться выполнять) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно ему выяснить и освоить);
- выполнение школьниками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение школьниками способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания на практике;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу выполнения работы.
Например, на этапе мотивации к учебной деятельности учитель уточняет задачу урока и цели, а также дает напутствие или пожелание и предлагает подумать, что может пригодиться для более успешной работы на занятии.
А на этапе актуализации знаний можно поставить проблемный вопрос, показывая на ситуацию, в которой нет полного ответа на поставленный вопрос. Можно дать систему вопросов, на которые должны найти ответ школьники в течение занятия.
На этапе первичного закрепления необходимо аргументировать свое мнение, делая это пошагово. Школьники могут самостоятельно находить «опасные места», проверять пошагово.
Один из приемов системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности является «Инсерт». Учитель формулирует установку на индивидуальную работу с элементами анализа учебного материала: «Прочти текст и сделай в нем соответствующие пометки, в соответствии со своими знаниями и пониманием: « + » поставь на полях, если то, что ты читаешь, соответствует тому, что ты знаешь; « - » - поставьте на полях, если то, что ты читаешь, противоречит тому, что ты знал; « V » - поставьте на полях, если то, что ты читал, является новым; « ? » - поставьте на полях, если то, что ты читал, является непонятным или ты хотел бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Так же при выявлении места и причины затруднения следует спросить «Ответьте себе на вопрос – было ли трудно при выполнении задания? Если да, - то где было трудно? В чём возникли затруднения?».
В конце занятия следует фиксировать новое и объяснять его значимость. Подведение итога занятия помогает школьнику понять его достижения в этой области.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт групповая форма работы. Например, работа в парах. Школьники одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки напарника, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
На таких занятиях учитель учит детей оценивать свою готовность, находить то, чего не знает сам школьник, находить причины своего незнания, использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, которые повышают степень активности школьников в учебном процессе.
Учитель дает возможность школьникам адресовать вопросы, отвечать на проблемные вопросы, учит работать по правилу и творчески. Педагог принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию создавая атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Правильное использование деятельностного метода обучения на занятиях внеурочной деятельности позволяет оптимизировать учебный процесс, устранять перегрузку ученика, предотвращать школьные стрессы, а самое главное – процесс обучения и воспитания становится более успешным.
ЛИТЕРАТУРА
- Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. 23-27.
- Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
- Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.