МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ
Молчанов Ю.А.
Ценностные ориентации на здоровый образ жизни, развитие потребности сохранять и укреплять своё физическое и психологическое здоровье - это главные приоритеты работы с детьми в общеобразовательной школе.
Рациональная организация учебного процесса, активного отдыха и внеклассной работы обучающихся – это залог их успешного развития.
Спланированные действия учителя по всем направлениям повышают эффективность педагогического труда.
Наряду с обычными мероприятиями: беседы и классные часы, посвящённые здоровью, физминутки и спортивные перемены следует применять метод проектной деятельности. Реализация проектов на темы здоровьесбережения решает следующие задачи:
- получение теоретических знаний, формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;
- развитие практических навыков;
- личностный рост;
- социализация;
- взаимодействие семьи и школы, воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких.
Темы проектов, должны быть доступны, актуальны и перспективны.
Принцип доступности проекта подразумевает выбор темы не сложной для понимания, который опирается на опыт детей.
Актуальность проектов заключается в решении проблем и задач, с которыми сталкиваются ученики в повседневной жизни или с интересными событиями в стране и в мире на тему здоровья. Проектная деятельность нацелена на достижение результата и на развитие универсальных учебных действий, как основы для дальнейшего обучения, приобретение навыков трудовой деятельности, навыков укрепления и сохранения здоровья.
Эта работа даст желаемый результат, если будет проводиться не только в рамках традиционной классно-урочной системы, сколько во включении школьников в активную поисковую, исследовательскую деятельность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Уже начиная с первого класса вводятся элементы проектной деятельности, т.к. именно дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к привычкам здорового образа жизни. Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» (В.А. Сухомлинский). Что такое здоровье? Как сохранить здоровье на долгие годы? Что значит «расти здоровым»? Вызван интерес учащихся, поставлена проблема. Задача учителя на этом этапе – направить поиск детей, помочь им определиться, где найти ответ. Ответы на вопросы получаются у всех разные. Собранные сведения анализируются, выделяется главное, обобщается. Создаются иллюстрации, раскрывающие смысл здорового образа жизни. Данный проект интегрированный, осуществляется в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Изобразительное искусство».
На втором этапе уточняется тема проекта «Будем расти здоровыми». Главная цель на этом этапе это создание проектов на основе групповых иллюстрированных работ, которые интересны для самих школьников, которые заботятся о своём здоровье и здоровье окружающих людей.
После коллективного обмена мнениями принимается следующий план работы над проектом. Сначала в микрогруппах учащиеся попытаются раскрыть смысл здорового образа жизни, далее результаты обсуждаются всем классом с учителем. После этого собранные сведения анализируются, систематизируются, обобщаются. После этой работы каждый будет самостоятельно разрабатывать оформление иллюстрированного аспекта здорового образа жизни. Далее группы готовят и осуществляют презентацию проекта. Среди проектов, вызвавших у учащихся первого класса можно взять «Режим дня», «Правила гигиены и здорового образа жизни».
Далее работа над проектом продолжается и усложняется, учащимся предлагаются творческие задания по написанию «Советов первоклассникам» по охране и укреплению здоровья. Учащиеся должны конкретизировать поставленную перед ними проблему, задание сформулировано в виде проблемы, перед учащимися стоит цель – поиск способов решения проблемы, недостающие знания предстоит получить самостоятельно. Школьники погружаются в проект, творят, фантазируют, проверяют себя, свои способности в условиях полной свободы и самостоятельности. В итоге учащиеся представляют разнообразные пути решения проблемы: они создают памятки, плакаты, пишут стихи и красиво оформляют свои работы. В итоге этой работы дети самостоятельно, актуализируют свои знания, применяют их практически, используют и закрепляют уже сформированные умения. При изучении раздела в литературном чтении «Устное народное творчество» можно составить «Азбуку пословиц о здоровье».
Также школьники работают по теме: «Здоровье в движении», где учащиеся разрабатывают комплекс утренней гимнастики, «Спортивные игры и моё здоровье». Участие в осуществлении проекта позволяет расширить и углубить знания детей о различных видах спорта, истории возникновения спортивных игр в мире, познакомиться с известными спортсменами, задуматься о необходимости занятиями спортом, о влиянии спортивных игр на здоровье и о полезных качествах, которые развивает спорт.
Можно рассматривать проекты о питании «Наше питание». Дети изучают пищеварительную систему, знакомятся с продуктами, содержащими вещества, необходимые для обеспечения жизнедеятельности организма, «Овощная грядка», «Витамины на окне», «Вежливые слова», «Этикет общения и культуры речи», «Привычки вредные и полезные».
Одна из важнейших воспитательных задач общеобразовательной школы - заложить основы умений работать над собой духовно и физически. Просветительская работа в данном направлении даёт возможность прививать интерес и любовь к здоровому образу жизни в целом. Проекты, выполненные детьми, имеют высокую познавательную ценность, актуализируют умственные способности, формируют основы здорового образа жизни. Учебный проект здоровьесбережения – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат, проявить физическую активность. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.
Литература:
1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. Просвещение 2010 г.
2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников», Методическое пособие, М.: ТЦ «Сфера», 2002 г.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004 г.
4. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002 г.
6. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005 г.