Выступление на тему: «Этнокультурное воспитание младших дошкольников через национальные подвижные игры»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 комбинированного вида»
Выступление на тему:
«Этнокультурное воспитание младших дошкольников через национальные подвижные игры»
Подготовила:
Скобова Н.Д.
воспитатель I кв. категории
МДОУ «Детский сад №55»
Саранск, 2017 год
2 слайд
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами национальной культуры, отдает предпочтение народным играм. У каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры, которые вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.
Россия – многонациональное государство, а Мордовия – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.
У каждого народа есть свои интересные игры.
Национальные игры мордвы также имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение. Они тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.
В работе с детьми мы используем их как на занятиях, так в свободной деятельности, а также на прогулках.
3 слайд
Игры можно разделить на виды:
а) подвижные игры;
б) обрядовые игры
в) природные игры
г) трудовые
д) с водящим
ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
К подвижным играм относятся игры, включающие в себя бег, прыжки ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен», «В белочку», «Кудынеса», «В коршуна и цыпляток» и др.)
Обрядовые (календарные)- это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. Но некоторые игры сохранились: «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома», «Овин», «Харчевня», «В карусель» и др.
Природные игры воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру. Русский и мордовский народы всегда очень нежно, трепетно относился к природе. Такое отношение нашло отражение в играх: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень», «В журавлей», «В ворону» и др.
Трудовые игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. «Горшок», «Каравай», «Баба сеяла горох», «Мельница», «В горшочки», «В платки», «Тканье полотна» и др.
Игры с водящим – игры, где один или несколько игроков выполняют роль водящего или выполняют какое-то действие, или ведут игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке», «В ключи», «В волков» «В шарагу- варагу»).
Игры – забавы забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», «Чики-чики сорока», «Сорока акша бока» и др.
В драматических (с элементами театрализованных действий) играх играющие стремятся передать в изображаемых героях - в людях, зверях, птицах – их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, используя разнообразную мимику, жесты, интонацию. К ним относятся следующие игры: «Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма», «В петушки». «Лесной батюшка», «В редьку» и др.
Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы: «Коза рогатая», «Ладушки и др., и некоторые игры спортивного характера, такие как: «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные : «Паучок», «Сорока» и др.; драматические: «Заинька», «Дрёма»
4 слайд
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и стараюсь донести до них знакомство с культурой родного края через подвижные игры, как русские, так и мордовские, так и татарские.
5 слайд
Мы играем с ними в следующие игры:
- «У медведя во бору», «Гуси-лебеди»; «Нумолкинесэ» («В зайчиков»), «Верьгизнесэ» (В волков»), «Телькихамтавыклар» («Лисички и курочки»).
6 слайд
Еще одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:
- привлечения родителей к участию во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой;
-анкетирование для родителей на тему: «Что вы знаете о национальных играх?»
Блиц-опрос для родителей:
«Что вы знаете о национальных играх?»
Цель опроса:
выявить знания родителей о национальных играх.
Уважаемые родители!
Просим ответить на вопросы нашей анкеты.
В какие подвижные игры Вы играли в детстве?___________________
_____________________________________________________________
Как Вы понимаете, что такое народные игры?____________________
__________________________________________________________________
Перечислите, какие народные игры Вы знаете____________________________
__________________________________________________________________
Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры, в какие? _
В результате социологического опроса мы пришли к такому выводу, что родители очень мало знают о национальных играх и их содержании. Поэтому для них я провожу консультации и беседы о пользе совместного проведения времени с детьми в игре.
7 слайд
Проводимая работа показывает, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 комбинированного вида»
Выступление на тему:
«Этнокультурное воспитание младших дошкольников через национальные подвижные игры»
Подготовила:
Скобова Н.Д.
воспитатель I кв. категории
МДОУ «Детский сад №55»
Саранск, 2017 год
2 слайд
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами национальной культуры, отдает предпочтение народным играм. У каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры, которые вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.
Россия – многонациональное государство, а Мордовия – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.
У каждого народа есть свои интересные игры.
Национальные игры мордвы также имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение. Они тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.
В работе с детьми мы используем их как на занятиях, так в свободной деятельности, а также на прогулках.
3 слайд
Игры можно разделить на виды:
а) подвижные игры;
б) обрядовые игры
в) природные игры
г) трудовые
д) с водящим
ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
К подвижным играм относятся игры, включающие в себя бег, прыжки ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен», «В белочку», «Кудынеса», «В коршуна и цыпляток» и др.)
Обрядовые (календарные)- это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. Но некоторые игры сохранились: «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома», «Овин», «Харчевня», «В карусель» и др.
Природные игры воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру. Русский и мордовский народы всегда очень нежно, трепетно относился к природе. Такое отношение нашло отражение в играх: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень», «В журавлей», «В ворону» и др.
Трудовые игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. «Горшок», «Каравай», «Баба сеяла горох», «Мельница», «В горшочки», «В платки», «Тканье полотна» и др.
Игры с водящим – игры, где один или несколько игроков выполняют роль водящего или выполняют какое-то действие, или ведут игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке», «В ключи», «В волков» «В шарагу- варагу»).
Игры – забавы забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», «Чики-чики сорока», «Сорока акша бока» и др.
В драматических (с элементами театрализованных действий) играх играющие стремятся передать в изображаемых героях - в людях, зверях, птицах – их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, используя разнообразную мимику, жесты, интонацию. К ним относятся следующие игры: «Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма», «В петушки». «Лесной батюшка», «В редьку» и др.
Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы: «Коза рогатая», «Ладушки и др., и некоторые игры спортивного характера, такие как: «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные : «Паучок», «Сорока» и др.; драматические: «Заинька», «Дрёма»
4 слайд
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и стараюсь донести до них знакомство с культурой родного края через подвижные игры, как русские, так и мордовские, так и татарские.
5 слайд
Мы играем с ними в следующие игры:
- «У медведя во бору», «Гуси-лебеди»; «Нумолкинесэ» («В зайчиков»), «Верьгизнесэ» (В волков»), «Телькихамтавыклар» («Лисички и курочки»).
6 слайд
Еще одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:
- привлечения родителей к участию во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой;
-анкетирование для родителей на тему: «Что вы знаете о национальных играх?»
Блиц-опрос для родителей:
«Что вы знаете о национальных играх?»
Цель опроса:
выявить знания родителей о национальных играх.
Уважаемые родители!
Просим ответить на вопросы нашей анкеты.
В какие подвижные игры Вы играли в детстве?___________________
_____________________________________________________________
Как Вы понимаете, что такое народные игры?____________________
__________________________________________________________________
Перечислите, какие народные игры Вы знаете____________________________
__________________________________________________________________
Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры, в какие? _
В результате социологического опроса мы пришли к такому выводу, что родители очень мало знают о национальных играх и их содержании. Поэтому для них я провожу консультации и беседы о пользе совместного проведения времени с детьми в игре.
7 слайд
Проводимая работа показывает, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине.