Роль игровой деятельности в формировании творческих способностей воспитанников ДОО

Рукавицына Вера Васильевна

Представляю вниманию выпускную квалификационную работу,в которой изложена суть данной тематики.Работа велась на базе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дипломная работа89.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОО

1.1. Игра и игровая деятельность в дошкольном возрасте……………………..6

1.2. Развитие творческих способностей воспитанников в подготовительной группе  ДОО ……………………………………………………………………..13

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Анализ программ ДОО в контексте темы исследования………………….21

2.2 Экспериментальная работа по теме исследования

2.2.1 Констатирующий этап…………………………………………………….25

2.2.2 Формирующий этап ……………………………………………………….32

2.2.3 Контрольный этап…………………………………………………………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..46

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………48

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности . В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями встает важная задача развития творческого потенциала воспитанников. Игра – это мостик из мира ребенка в мир взрослых, где все взаимосвязано, ведь взрослый влияет на ребенка, а ребенок на взрослого. Роль игровой деятельности в развитии творческих способностей воспитанников ДОО освещали в своих работах  Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,  и др.

Противоречие исследования заключается в том, что рассматриваемая проблема достаточно глубоко разработана  на теоретическом уровне, однако в практике дошкольных образовательных организаций она рассмотрена недостаточно полно.

Проблема исследования: какова роль игровой деятельности в развитии творческих способностей воспитанников дошкольных образовательных организаций в подготовительной группе.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей воспитанников ДОО.

Предмет исследования: методические приемы развития творческих способностей воспитанников ДОО в процессе игровой деятельности.  

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом необходимо решить следующие задачи исследования: 

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть сущность понятий «творчество», «творческие способности», «детское творчество», «игровая деятельность».

3. Выявить значение игровой деятельности в развитии творческих способностей школьников.

4. Определить и описать в ходе экспериментальной работы методические приемы развития творческих способностей воспитанников ДОО в процессе игровой деятельности.

Гипотеза исследования:   развитие творческих способностей в подготовительной группе в процессе игровой деятельности будет успешным, если будут соблюдаться следующие психолого-педагогические условия:

- создание эмоционально-благополучной атмосферы в ДОО.

- самостоятельность детей в игровой деятельности, но при   целенаправленном сопровождении воспитателя.

- использование разнообразных игр (ролевых, театрализованных, подвижных, дидактических)

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- анализ и обобщение опыта и практики развития творческих способностей воспитанников ДОО в игровой деятельности;

- наблюдение в процессе игровой деятельности;

- беседа;

- эксперимент;

- качественная и количественная обработка экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная база: МБДОО № 7 «Лесная сказка» г.Курска.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОО

1.1 Игра и игровая деятельность в дошкольном возрасте

        Самой первой в онтогенезе появляется ролевая игра. Она служит главным источником формирования сознания ребенка. Игра может быть направлена на соревнование, лидерство. Можно рассматривать игру, которая дает возможность удовлетворить невыполненные желания. Игра – это деятельность, которая отличается от повседневных будней. Люди создают вновь и вновь свой придуманный мир, который отличается от нашего. Но в нем есть сходства мира натурального с миром природы. Они связывают между собой игру и красоту.

        «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [Cухомлинский 1974].

        Карл Гросс первым попытался дать определение игры и сгруппировать детские игры. Он показал, что по отношению мышления ребенка, игры стоят в другом отношении к его разумным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник.

        П.П. Блонский утверждал, что игра общее название для деятельностей ребенка. Он полагал, что игры не существует, как и вида деятельности. Для него понятие игры – это понятие для взрослых. И его нужно убрать из психологии.  [Блонский 1961].

«Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [Эльконин 1978].

        Игра- это отношение к реальности, которое характеризуется воображаемыми ситуациями или переносом одних предметов на другие. Можно сделать вывод о том, что игра с переносным значением, с воображаемыми ситуациями появляется только на третьем году жизни ребенка.

Л.С. Выготский говорил, что критерием игры является наличие вообразимой ситуации. Что такое вообразимая ситуация? Это расхождение полей: смыслового и мнимого. Например, ребенок может одушевить любой предмет, вообразить, что ремень – это змея, а палка, это лошадь, а чайник – паровоз. Ведущий элемент игры- воображение. Именно с трех лет начинается игра, когда ребенок начинает фантазировать.

Игра – это деятельность, которая отражает отношение личности к миру.

Когда у ребенка возникает желание, которое невозможно реализовать, происходят предпосылки игровой деятельности.

        Самостоятельность ребенка в середине игры безгранична, но может заглядывать в будущее, возвращаться в настоящее,  одно и тоже повторять много раз. И это приносит ему удовольствие, он ощущает себя всемогущим, желанным. В игре ребенок живет своей истинной жизнью, а не обучается жить. Для дошкольников игра наиболее красочна, эмоциональна. Д.Б. Эльконин подчеркнул, что разум направляется за эмоционально-действенным переживанием.

Л.С. Выготский назвал игру «девятым валом детского развития». В игре осуществляются те поступки, которыми он будет руководствоваться через некоторое время.

         Совершая поступок, даже самый проигрышный, ребенок не знает нового переживания, связанного с эмоциональным порывом. Когда ребенок начинает переносить одни функции предмета на другие, когда мысли отделяются от вещи, тогда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия.

        Игра в вымышленной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок учится действовать в ситуации, которая требует не только переживаний, но и познания. Через придуманную ситуацию ребенок учится управлять восприятием предмета, реальных обстоятельств и значением ситуации. Ребёнок видит уже окружающую действительность.

        Случайный предмет, который ребенок разделяет на мнимое значение и вещь, становится для него символом. Любую вещь ребенок может переделать во что угодно, этим самым развивая свое воображение. Чтобы дошкольнику сохранить свою мысль и не потерять, ему нужна опора. Например, чтобы вообразить коня, необходимо найти палку, как точку опоры. В этой вещи символизируется взаимное переживание, проникновение, фантазия.

        В основе мотива игры лежит не результат действия, а сам процесс действия, которое приносит ребенку удовольствие.

        На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. Когда ребенок понимает, что кормит мишку пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдается.

        Линия развития для дошкольников  лежит в формировании непредметных действий, а как зависший процесс.

        С годами виды деятельности меняются местами, теперь игра становится ведущей, главной формой строения собственного мира.

        Общая формула мотивации детской игры заключается в простом – не выигрывать, а играть.

        Игра – творческая деятельность, которая не может осуществляться без интуиции.

В игре происходит изменение психики ребенка, формируются все стороны личности, подготавливается к переходу в новую стадию развития.

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:           

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

Основным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. Сюжет игры- эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

Игры можно разделить на:

-   Игры на бытовые сюжеты: в «семью», «дом», «дочки-матери».

- Игры на производственные и общественные темы, в которых отразился труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет,  корабль).

 - Игры на героико-патриотические темы, отражающие подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д).

Игры на темы литературных произведений, кино. Теле- и радиопередач: в «моряков, и «летчиков».

Компоненты:

- игровые действия, с помощью которых дети осуществляют роли.

-роли, которые воплощают дети в процессе игры;

- отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Как и сказка, игра учит ребенка чувствовать героев, переживать, выполнять героические поступки, учится понимать  других, выслушивать, дружить. Именно с помощью воображения создаются ситуации игры, образы, действия, сочетается мир реального и нереального. Это и придает детской игре красоту.    

        В сюжетно-ролевых играх  выступает жизнерадостный, добролюбивый характер, в конце все  заканчивается благополучно: доктор вылечит всех больных, капитан спасет свой корабль, полицейские поймают  всех нарушителей. В таких играх ребенок воссоздает явления реальной жизни.

- Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

- Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного  литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игра-драматизация

Драматизировать – это значит изображать, разыгрывать последовательность событий, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.

Детям нужно хорошо запомнить  слова текста, понять смысл текста, представить образ героев сказки.

В играх-драматизациях роли, содержания, игровые действия определены сюжетом литературного произведения. Они похожи на сюжетно-ролевые игры: в основе их лежит воссоздание явлений, действий людей, также присутствуют элементы творчества. Отличность игр драматизации состоит в том, что по сюжету сказки или рассказа дети  исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают содержание произведения, последовательность событий.

Дошкольники при распределении  ролей учитывают желание друг друга, интересы. Чтобы не обидеть друг друга, применяют считалку. Но сначала надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников, подсказать, какие роли им нужно поручить .  

Помогая детям войти в образ, воспитатель показывает иллюстрации к произведению, выделяет характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Строительно-конструктивные игры.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Строительная игра – это деятельность детей,  которая отражает окружающую жизнь в разных постройках.

Основное сходство игр с сюжетно-ролевыми заключается в том, что они объединяют детей с общими интересами.

Различаются игры, прежде всего, тем, что в сюжетно-ролевой рассматриваются разнообразные явлениями и взаимоотношение между людьми,  а  в строительной происходит  знакомство с деятельностью людей, использованием техники.

Воспитатель должен учитывать взаимодействие  сюжетно-ролевой и строительной игры. В старших группах дети часто в течение длительного времени возводят постройки.

Строительные игры носят воспитательный и развивающий  характер, в них отражается способность детей строить, развитие конструктивного мышления, развитие речи,  взаимоотношения с  детьми, влияют на умственное развитие. Обдумывание и решение строительной задачи способствует развитию конструктивного мышления.

Творческие игры

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые   вмещают в себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса:.

1. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

2 Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

3. Нежелание заканчивать игру.

4. Наличие любимой роли.

5. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

6. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

В таких играх перед детьми ставятся задачи. Для того, чтобы их решить нужно внимание, умственное усилие, сосредоточенность, последовательность мыслей и преодоление трудности.  Благодаря дидактическим играм у дошкольников развивается восприятие, формируются представления, усваиваются знания. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Через дидактическую игру решают задачи нравственного воспитания. Воспитатель развивает у детей общительность, справедливость и честность, ставит условия, где нужно играть вместе, уступать друг другу.

Подвижные игры – активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, которая характеризуется точным выполнением заданий, связанная обязательным  выполнением правил.

Прежде всего, подвижные игры – это прием физического воспитания детей. В результате они дают возможность развитию движений,  упражнению в прыжках, ловле, бросании. Они также оказывают влияние на нервно-психическое развитие ребёнка. С помощью подвижных игр формируются качества личности. Они способствуют развитию положительных эмоций, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям надо реагировать движением на сигналы. Подвижные игры способствуют развитию воли, смелости, сообразительности. Групповые игры сближают детей, так как они вместе преодолевают трудности и достигают успеха. Игры с правилами восходят к народным играм, для которых простота, яркость, замысла, содержательность являлись  главным.  

Для каждой возрастной группы в программе детского сада предусмотрены подвижные игры. Дети развивают движения развивают видов: лазание, бег, прыжки.

Правила в подвижной игре выполняют главную роль: ход игры, последовательность действий, взаимодействие участников игры, поведение детей.

Правила определяются целью и смыслом игры.

Игра – отражение жизни. В ней все «понарошку», ребенок создает вообразимые условия. Много настоящего: действия всегда реальны, переживания, чувства, искренность. Дети знают, что мишка и кукла – только игрушки, но любят их как живых.

Дети часто в игре подражают взрослым, это связано с развитием воображения. Ребенок не копирует действительность, а соединяет различные впечатления  жизни с личным опытом.

Детское творчество представляется в замысле игры в поиске средств и его реализации. Сколько фантазии  потребуется, чтобы придумать игру.  Дети выступают в игре в роли и декоратора, и драматурга, и актера. Однако, они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

1.2 Развитие творческих способностей воспитанников в подготовительной группе ДОО

Подготовительная группа – это дети 6-8 лет. Для них это последний, очень важный, завершающий этап перед поступлением в школу. Проводятся занятия разных видов: чтение и математика, музыка и физкультура, письмо и окружающий мир, лепка, оригами и рисование. В группе часто используется наглядный материал: для сюжетно – ролевых игр: вешалки с одеждой различных профессий, для рисования – мольберт. Детей знакомят  с правилами этикета, правила дорожного движения.  Они участвуют и подготавливают утренники и праздники, которые проходят в виде театрализованного представления. Самый главный для них праздник – это выпускной бал, где они показывают все свои способности и таланты.

Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей.

Творческие способности – это индивидуальное особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Детское творчество – это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, игры) и объективно значимого для общества эффекта, поучаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемых образ).

В основе творческого мышления лежит дивергентный способ мышления, который характеризуется следующим основными особенностями:

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей ( в данном случае не качество, а их количество).

2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Выделим особенности развития детей подготовительной группы.

Эмоциональность. Отличительная особенность детей 7 лет -  это переживание, проявление большей сдержанности  эмоций. «Эмоциональное превосходство» -  вот что ему свойственно. Это предвидение собственных и других переживаний, связанные с какими-либо действиями или поступками. «Если я подарю маме своей рисунок,  она очень обрадуется».

 Сопереживание в этом возрасте проявляется в сочувствии, сострадании к другому человеку, но и в помощи ему.

Креативность.  Ребенок способен к созданию чего-то нового, что отличается оригинальностью, гибкостью и подвижностью. Семилетнего ребенка характеризуют активная деятельностная  позиция, готовность к неожиданным решениям, любопытство, расспрашивание взрослых. Ребенок ищет разные решения одной и тоже задачи.

Произвольность. Проявляется в способности к волевой регуляции поведения, преодоление желаний. Ребенок проявляет волевые усилия между выбором «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Можно сдерживать себя, высказывать просьбы, несогласие, предложения. Произвольность поведения – один из важных компонентов при поступлении в школу.

Инициативность. Проявляется во всех видах деятельности ребенка  предметной деятельности, общении, игре, экспериментировании. Ребенок выбирает занятие по своему желанию, включается с легкостью в игровую ситуацию, предлагает интересные занятия, развивает игровой сюжет, быстро включается в разговор. Деятельность связана с изобретательностью, любознательностью.

Она нуждается в хорошем отношении взрослых, которые поддерживают и помогают развить качества личности ребенка.  Детская инициативность нравственно направлена и разумна.

Ребенок, который ответственно относится и стремится выполнить хорошо порученное дело,  которое важно не только для него, но и для других, испытывает чувство удовольствия.

Самооценка. Ребенок подготовительной группы разумно оценивает свою деятельность по сравнению с другими детьми. Для него характерна завышенная самооценка, которая влияет на его отношение к себе.

Самостоятельность и ответственность. Дети самостоятельно решают различного рода задачи, возникающие в жизни (уход за растениями, пользование безопасными приборами, самообслуживание).

Самостоятельно ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.

Чтобы максимально раскрыть возможности и дать толчок к успешному творческому развитию ребенка, необходимо организовать определенные условия:

  1) Ранее физическое развитие. Физические занятия, начатые с первых месяцев, - это первый шаг в закладывании  основ творческих способностей сначала дошкольников, а потом и взрослого человека.

2) Создание обстановки, обгоняющей развитие малыша. По возможности кроху следует окружить тем, что будет побуждать его действовать с творческим подходом. К примеру, уже в один год ребенку  можно подарить кубики с  цифрами  или буквами и называть их во время игр.

3) Усложнение и увеличение количества поставленных задач. Любые способности развиваются максимально успешно, если поставленную планку постоянно повышать. Процесс познания окружающего мира у маленьких детей проходит очень интенсивно, причем они не всегда могут воспользоваться  опытом взрослых. Эту особенность необходимо усиленно использовать, давая малышу возможность самому находить решения, тем самым стимулируя развитие творческого мышления. Например, если у ребенка машинка закатилась за шкаф, не спешите,  помогать ему извлечь игрушку. Путь он хотя бы попытается справиться с этой задачей самостоятельно.

4) Предоставление большей свободы в выборе деятельности. Пусть малыш  сам  выбирает, чем хочет заниматься и что ему более интересно на этот момент. Если его действительно увлекает определенная деятельность, то  эмоциональный подъем будет залогом того, что интеллектуальное напряжение не станет причиной переутомления, а пойдет ребенку на пользу.

5) Помощь взрослых – ненавязчивая м разумная .Свобода, данная ребенку, ни в коем случае не должна трансформироваться во вседозволенность. Кроме этого, не стоит подсказывать малышу там, га он наверняка додумается самостоятельно. Подсказка – это  «медвежья услуга» со стороны старших .

6) Комфортный психологический климат. Теплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду – важная предпосылка для развития творческих способностей  у детей. Родители должны постоянно стимулировать малыша к творчеству, не осуждать и сочувствовать в случае провала, сдержанно относиться у любым выдумкам своего чада, пусть они кажутся нелепым и странными.  

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка.

В этот период происходит развитие познавательной деятельности, воображения, образного мышления, восприятия; овладение знаниями об окружающем мире.

Именно в этот период закладываются основы нравственности. В разных видах деятельности ребенок проявляет активность, самостоятельность. Главным педагогическим воздействием на ребенка является организация всех видов творческой деятельность.

Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:

- формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы;

- рост  внимания в выразительным средствам языка;

- герои произведения становятся им ближе и понятнее;

- сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер.

Виды детского творчества

 

Художественное творчество

Деятельность ребенка, которая проявляется в виде создания рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, поделок, художественных композиций, литературных произведений, принято называть художественным творчеством.   В искусстве детское творчество способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребенка.

Изобразительное детское творчество

Изобразительное детское творчество создает основу содержательного и полноценного общения ребенка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество

В период дошкольного возраста литературное детское творчество является частью игры: ребенок сочиняет изображенную историю, пританцовывает, напевает, рисует. Постепенно творчество приобретает выраженную направленность (поэзия, проза) происходит понимание ценности литературного произведения.

Музыкальное детское творчество.

 Является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении произведений композиторов. Синтетическая деятельность, которая проявляется в разных видах: игре на музыкальных инструментах, пение,  ритмике – это музыкальное детское творчество.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

Игра – это вид деятельности, который доступен для детей, способ переработки впечатлений  из окружающего мира. Через игру мы можем выявить особенности ребенка: мышление, воображение, его активность, эмоциональность. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте игра становится в личностном развитии ребенка. В связи с этим происходят  важные изменения в психике ребенка и переход на новую ступень развития.

«Для дитяти игра – действительность, и она гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [Ушинский 1950].

  В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Играя, дети не замечают, что учатся.  Они познают, запоминают новый  материал, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие основные критерии:

1. оригинальность, которая проявляется в способности предложить новое решение;

2. Быстрота –способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;

3. Гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;

4. вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Данные качества нарабатываются в процессе правильно построенной игровой деятельности.

Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей.

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Детское творчество – это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки,  рассказа, сказки, игры) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребёнка в процессе творческой деятельности, результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму у воспитанника дошкольной образовательной организации .

ГЛАВА II.  МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Анализ программ ДОО в контексте темы исследования

В настоящее время  разработано ряд образовательных программ дошкольного образования.

«Радуга» (авторы Т.Н. Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова. Научный руководитель Т.Н. Доронова)  – основная примерная образовательная программа, которая соответствует ФГОС и направлена развитие ребенка от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

Педагог должен помогать развитию ребенка, способствовать становлению творческой деятельности:

- развивать изобразительную деятельность, знакомить с материалами и оборудованием для аппликации, рисование, ручного труда;

- подталкивать детей к экспериментированию с цветом, не боятся придумывать новое, использовать разнообразные материалы для творчества;

- формировать умение создавать конструкцию, постройку, разной степени сложности, учитывать алгоритм действия, учить работать по схеме, по инструкции, создавать сотрудничество, работать в паре;

- создавать выставки, привлекать детей к украшению зала для праздника, обсуждению  различных творческих предложений;

- работать  с простейшими музыкальными инструментами;

- знакомить с художественными произведениями (стихи, проза);

- знакомить с произведениями кино, театра, с творчеством русских композиторов;

- рассказывать о таких видах художественного творчества как ювелирное искусство, создание одежды, резьба по дереву;

- давать представление об искусстве создания сада.

Для того, чтобы создать развивающую образовательную среду социально-коммуникативного развития детей педагоги:

- используют правила поведения и жизни в группе;

- на примере литературных произведений, жизненных  ситуаций знакомят детей с поступками людей,  говорят о дружбе, любви к природе.

-стараются вызвать у детей сострадание к тем людям, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи.

-рассказывают о достижениях, которых могут добиться дети.

- отмечают и публично поддерживают успехи детей; реализуют традицию «Вечерний круг». Побуждают детей находить положительные черты в каждом члене группы;

-читают рассказы, которые сочинили сами дети, о правильном моральном выборе.

Делятся с детьми реальными переживаниями, которые обычно сопровождают процесс учения (страх ошибки, огорчение при её совершении, преодоление разочарования, необходимость многократного приложения усилий, настойчивости в достижении цели и, наконец, радость от успеха).

Для развития мелкой моторики рук педагоги:

- используют пальчиковые гимнастики, игры, учат детей правильно распределять мышечную нагрузку руки;

-вводят упражнения на развитие тактильных ощущений, ниткопись, бисерографию.

Представление о творчестве существует в рамках реального понимания специфики группы и стоящих перед ней текущих задач образования и развития. В рамках профессиональной действительности творчество ребенка всегда свободно, а творчество педагога всегда должно быть целесообразно.

«От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

1. У детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Расширяется сенсорный опыт. Дети продолжают мыслить образами объяснять и оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и другими детьми, учить уважать себя и выбор других.

2. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, к художественно-творческой деятельности, к произведениям искусства. Развивать коллективное творчество, самостоятельность, воспитывать стремление действовать согласовано, договариваться.

3. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Предметное рисование.

Улучшать умение рисовать предметы по памяти и с образца, выделять характерные особенности, развивать наблюдательность. Совершенствовать технику изображения. Расширять набор материалов, которые используются при рисовании. Предлагать использовать различные способы для создания образа, фона, при рисовании гуашью и акварелью.

- до создания основного изображения фон может быть подготовлен как  и в начале, так и конце основного изображения. Формировать умение работать с карандашом при выполнении линейного рисунка, учесть направление, изгибы, узоры. Учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм,  одними пальцами.  

 - при рисовании небольших форм и мелких деталей учить видеть красоту в рисунках сверстников, развивать представление о множестве оттенков и цветов, постепенно подготовить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленный природным (малиновый , персиковый).

Сюжетное рисование.

Учить детей размещать предметы на листе бумаги (ближе, дальше). Передавать различия в величине изображения (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробушек маленький, ворона большая). Учить передавать движение людей, животных, растений, проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Декоративное рисование. Развивать декоративное творчество у детей, умение создавать узоры по мотивам народных росписей (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись). Учить выделять цветовую гамму, .закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать  характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Лепка. Способствует развитию мелкой моторики рук. Учить использовать для создания предметов, сказочных персонажей, объектов природы , усвоенных ранее. Учить детей создавать скульптурные группы их двух-трех фигур, развивать чувство композиции, формировать  передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей. 

Декоративная лепка. Учиться разным приемам лепки, использовать стеку, учить красиво располагать предметы на бумаге. Из геометрических  и растительных элементов на листах бумаги составлять узоры и композиции. Поощрять при создании образов  разные приемы вырезания, наклеивание  изображений, обрывание бумаги. Воспитатель  учит мозаичному способу изображения. Развитие чувства цвета. колорита, композиции.

Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном. В ходе этой деятельности дети формируют умения и осваивают материал (вдевают нитку в иголку, завязывают узелок, пришивают пуговицу). Закрепляют умения делать аппликацию из кусочков ткани.   Прикладное творчество – это работа с природным материалом. Создание фигурок животных, птиц из желудей. семян,  шишек, травы.  Способствует развитию фантазии, воображению. Учит экономно использовать материалы. Необходимо поощрять детей, хвалить при создании   сложного материала, помогать.

Конструирование из строительного материала

Учить детей сооружать конструкции одного и того же объекта в соответствии с назначением. Определять, какие детали больше подходят, комбинировать их, развивать умение планировать процесс  возведения постройки.

Конструирование из деталей конструкторов

Познакомить детей с пластмассовым конструктором. Учить создавать различные модели по рисунку, по инструкции воспитателя. Познакомить с деревянным конструктором. Учить создавать различные сооружения,  объединенные общей темой.


2.2 Экспериментальная работа по теме исследования

2.2.1 Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего этапа: определить уровень развития творческих способностей воспитанников подготовительной группы ДОО в процессе игровой деятельности.

Задачи:

1. Подготовка к обследованию.

2. Обследование творческих способностей воспитанников дошкольной образовательной организации в процессе игровой деятельности.

3. Анализ полученных данных.

Чтобы определить развитие творческих способностей детей в процессе игровой деятельности, были проведены методики, диагностические задания и задания творческой направленности. (Методики «Солнце в комнате» и «Как спасти зайку» авторы:  В. Синельников, В. Кудрявцев).

 Методика  1. «Солнце в комнате» (авторы В.Синельников, В. Кудрявцев)  

Цель:  выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш. Качественная аудиозапись музыки Прокофьева «Дождь и радуга».  

Инструкция к проведению: Воспитатель, показывая ребенку картинку, сообщает: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано».  После перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.). воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, ты видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, может быть художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной. Обработка данных.

В ходе обследования воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется  по пятибалльной шкале:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить»). «Картинку исправлять не нужно».  

2. Формальное устранение несоответствия  («стереть», «закрасить солнышко».

3.Содержательное устранение несоответствия:

А) простой ответ (нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице».

  Б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу»

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других сохранив его в контексте заданной ситуации («Картину сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в раму» и т.д.)

Ответы детей:

- Так и должно быть с солнцем красивее, мальчик приклеил его. (низкий уровень) (непринятие задания)

- Можно убрать солнышко, привязать на ниточку и пойти гулять с ним, положить под подушку, подарить маме – средний уровень. (формальное устранение несоответствия)

 - Поместить в рамку и любоваться, сделать фонарик, открыть окно и оно полетит на небо, подарить близкий (высокий) (конструктивный ответ).

Методика 2. «Как спасти зайку» (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев).

Цель: оценить  творческие способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование у условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию

Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик и лист бумаги. Воспитатель берет в руки зайчика и дает установку:  «Познакомься с эти зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплыть на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (воспитатель обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что ты выбрал, чтобы спасти   зайчика?».

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трёхбалльной системе.  

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребёнок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребёнок вновь не выходит за пределы ситуации выбора.

  Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый  воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей, находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе ребёнка.  

Ответы детей:

- Взять палочку (бревно) и на ней плыть, плыть на блюдечке, на ведре – низки        й уровень (решение с элементом простейшего символизма).

- плыть на тарелочке блюдца, а палочку использовать как весло, на корабле зайца вычерпывать воды ведром – средний уровень (применение конкретных усилий).

- сделать из листа бумаги новый кораблик , надуть шарик и полететь на нем – высокий уровень .

Воспитанникам  также были предложены диагностические задания.

Диагностическое задание 1.

Инструкция. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру под названием «Камушки». Цель этой игры  - развитие творческого воображения. На столе перед детьми лежит лист бумаги, на котором нарисован морской берег, на берегу моря лежит несколько камушков. Но их заколдовал волшебник в разные предметы, и их нужно расколдовать.

Ответы детей:

- морская звезда, пуговица шляпа, очки.

- полотенце, шарик. мячик, зонтик.

- игрушка, капелька, флажок.  

Вместе с воспитателем дети дорисовали картинку и расколдовали камушки. Ответы детей оценивались по основным критериям творчества (оригинальность, новизна, гибкость, быстрота).

Диагностическое задание 2.

Детям предлагалось побыть в роли юных писателей и сочинить сказку «Про девочку Машу». Воспитатель дает начало сказки, а детям предлагается её продолжить.

Вариант 1.

«Жила-была девочка Маша. Однажды пошла она в лес и заблудилась .Вдруг из кустов выбежал зайчик, увидел Машу и подружился с ней. Он хотел показать дорогу девочке. Но из кустов выбежал волк и погнался за зайцем. Девочка заплакала. Прискакала белка. Дала Маше орешков и показала дорогу. Девочка нарвала цветов и подарила».  

Вариант 2.

«Жила-была девочка Маша. Однажды пошла она в лес за грибами и заблудилась. Грибов она нарвала целую корзину. Сидела и громко плакала. На её плач сбежались все звери леса: и медведь, и волк, и заяц,  и лиса. Девочка сначала испугалась их. Он угостили её сладостями, оа она из грибами. Все вместе вывели Машу из леса».

В целом анализ ответов детей показал, что у большинства детей средний уровень развития творческих способностей в процессе игровой деятельности. Они умеют сочинять сказки, у них хорошо развито воображение и фантазия.

Для обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей в процессе игровой деятельности:

1. Высокий (в). Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

2. Средний (с). Ребенок предлагает замысел из известного мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предположении нового использования предметов.

3.   Низкий (н) Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче).

На основании полученных данных нами была составлена таблица 2.1.

Таблица 2.1

Уровни развития творческих способностей воспитанников дошкольной образовательной организации (подготовительной группы) в процессе игровой деятельности

 № п/п

Имя фамилия ребенка

Критерии творческих способностей

Итоговый уровень  

Быстрота

(Методика 1.)

Гибкость

(Методика 2.)

Оригинальность

Диагностиче ское задание 1

Законченность

Диагностиче ское задание 2

1.

Артем А.

В

С

С

С

Средний

2.

Артем Д.

В

С

С

С

Средний

3.

Алиса Л.

С

С

С

С

Средний

4.

Арина Д.

Н

Н

Н

С

Низкий  

5.

Александр К.

Н

С

В

С

Средний

6.

Айша Т.

С

С

В

С

Средний

7.

Борис К.

С

С

В

С

Средний

8.

Владислав Р.

С

С

С

С

Средний

9.

Вероника Д.

С

С

С

С

Средний

10.

Вадим С.

С

Н

Н

Н

Низкий

11.

Григорий Р.

В

С

С

С

Средний  

12.

Злата Ш.

Н

Н

С

С

Низкий

13.

Илья П.

Н

С

С

С

Средний

14.

Кира Р.

С

С

С

С

Средний  

15.

Кирилл П.

С

С

С

С

Средний

16.

Кирилл И.

С

С

С

С

Средний

17.

Любовь В.

С

С

Н

С

Средний

18.

Елизавета Б.

В

В

С

В

Высокий

19.

Елизавета Г.

С

С

С

С

Средний

20.

Матвей А.

С

В

С

С

Средний

21.

Матвей Ш.

С

В

В

Н

Средний

22.

Марк В.

С

С

С

В

Средний

23.

Настя Б.

Н

С

В

С

Средний

24.

Олеся Ж.

В

С

С

В

Средний

25.

Таисия Г.

В

В

В

С

Высокий

26.

Тимур Д.

В

Н

С

С

Средний

27.

Таисия О.

С

Н

Н

Н

Низкий

28.

Эмилия З.

С

С

В

С

Средний

2.2.2 Формирующий этап

Цель: формирование творческих способностей воспитанников подготовительной группы  ДОО в процессе игровой деятельности

Задачи:

1.) выделить направления и этапы работы

2) отобрать задания и методические приемы для работы с детьми

3) определять содержание этапов формирования творческого развития детей в процессе игровой деятельности

Нами был предложен комплекс игры, направленных на развитие творческих способностей воспитанников ДОО подготовительной группы.

Игра «Теремок»

Детям предлагается игра «Теремок». У всех детей в руках карточки с изображением посуды, музыкальных инструментов, продуктов питания. Кто-то уже сидит в теремке, у него карточка с гитарой, значит, к нему заходит ребенок с похожей карточкой и изображает действие игры на гитаре, далее заходит с карточкой, изображающей  музыкальные ложки( изображает действие игры на ложках). После этого заходит ребенок с карточкой продукты питания  (поет песенку, а кто в теремке изображает музыку).  Так в теремке стали жить музыканты и певцы.

Игра «Теремок» (2 вариант)

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребенок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина.  Если просится ребенок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

Игра «Наши загадки» (Приложение 1):.

Детям предлагалась игра «Наши загадки». Сначала воспитатель загадывает загадки, потом дети, подражая услышанному, придумывают свои загадки (Приложение 1):

 - Летом зеленые,

Осенью желтые,

А зимой исчезают. (Листья)

- Это овощ, только красный,

Вкусный, вкусный и полезный. (помидор)

- Осенью колется, а зимою спит. (ежик)

- Сначала дождь идет.

Потом солнце светит. (радуга)

-  Он бывает белый, пушистый,

Поход на вату ( снег).

-  Лежит мячик с иголками под елкой (еж).

          -  Кто такой колючий,

Защищает себя, чтобы никто не съел  (еж)

-  Кто такой серый, любит есть зайцев. (волк),

-  Кто такой маленький,

Любит  морковку,

 - Зимой меняет шерстку. (заяц).

Она оранжевая и растет в земле. (Морковь).

- Круглый фрукт висит на ветке

Красный, сочный. (яблоко),

-  Висит на дереве круглый шарик,

Его любят дети.(яблоко).

-  У нее  круглые ушки,

Длинный хвостик,

 - Серая шубка, острые зубки. (мышка).

 - Серая шубка, длинный хвост (мышка).

 -  Длинные ушки,

Хвостик кружком,

Прыгает и скачет круглый год. (заяц).

- Длинные ушки, меняет шубку зимой (заяц),

- Шапка красная, и точки белые (мухомор),

        - Не ходит, не бегает, а прыгает,

Зеленым цветом бывает,  (лягушка)

- Он на ножке растет,

Шапкой прикрывается (гриб)

- Зеленая живет на болоте.

Прячет от  цапли (лягушка)

Игра «Волшебные кляксы» (Приложение 2)

Перед игрой изготавливается несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши, лист складывается пополам. Затем лист разворачивают,  и теперь можно играть. Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе.   Выигрывает тот, кто больше всего назвал предметов. Благодаря такому заданию у детей развивается воображение и фантазия.  

Ответы детей:

- собачка, белочка, шарик, листочек, капелька, листик, солнышко, лошадка.

- окно, доска, стол, дом, карета, пылесос, телевизор.

 - рука, дерево, цветок, труба.

Игра «Дерево и я»  (Приложение 3)

Детям предлагалось задание придумать и показать свое любимое дерево. В итоге дети по очереди подходили и показывали деревья. Это были ели, ивы, березки, дубы.

Игра «Сказочники»  (Приложение 4)

Детям предлагается сочинить сказку, а потом её показать. Сначала по желанию детей были выбраны актёры. В конце сказки мы придумали названия.

Приведем пример сказки, придуманной детьми:

«Грибной супчик»

 Жили-были дедушка и бабушка. Говорит как-то раз бабушка дедушке:

- Дед, а пошли в лес за грибами?

Дед:

- А пошли.

Идут они, идут, и навстречу им зайчик.

-  Дедушка и бабушка, куда вы идете? – спросил зайчик.

- В лес за грибами, - ответили они.

- Зачем?

- Варить суп.

- Смотрите, там волк и лиса идут. – закричал зайчик.

Испугался он лисы и волка и убежал.

- Уходите побыстрее, а то съем, - зарычал волк.

- Куда вы идете? – спросила лиса.

 - ЗА грибами, варить суп, - ответил дедушка.

И навстречу им идет медведь.

- Я знаю самое лучшее место, где растут грибы, - говорит медведь.

Пойдем, - говорит дедушка.

Все вместе пошли за грибами: и лиса, и волк, и зайчик. Пришли и набрали много  грибов. Наварила бабушка грибного супа и угостила всех. А медведь пришел и угостил всех малиной.

         Игра «Поэты»

Детям предлагается игровое упражнение «Поэты» («Продолжи стихотворение»). Способствует развитию воображения, умению подбирать рифмы.

Девочки и мальчики

Прыгают как … (мячики).

Цыплята наши есть хотят,

Мы накормить должны … (цыплят).

Береги нос

В сильный … (мороз).

У забора коза,

Вытаращила… (глаза).

Игра  «Художники»   (Приложение 5)

Детям предлагается игра «Художники». Каждому ребенку раздается листок бумаги с изображенным   на ней треугольников. Задача детей дорисовать эту фигуру так,  чтобы получился предмет.

Получившиеся рисунки: домики, елки, мороженное, бантики, девочка.

Игра «Оживи ладонь»

Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру и рассказать о ней маленькую историю. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.

Игра «Сказочная птица»

Педагог раздает детям 8-10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.

Игра «Что на что похоже».

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят, и ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на…» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку. Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

2.2.3 Контрольный эксперимент

Цель: определить уровень развития творческих способностей воспитанников подготовительной группы в процессе игровой деятельности

На контрольном этапе исследования были использованы  те же методики и диагностические задания, что и на констатирующем этапе. Оценка проводилась по тем же критериям.

Результаты приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Уровни развития творческих способностей воспитанников дошкольной образовательной организации (подготовительной группы) в процессе игровой деятельности

№ п/п

Имя фамилия ребенка

Критерии творческих способностей

Итоговый уровень  

Быстрота

(Методика 1.)

Гибкость

(Методика 2.)

Оригинальность

Диагностиче ское задание 1

Законченность

Диагностиче ское задание 2

1.

Артем А.

В

В

В

В

Высокий

2.

Артем Д.

В

В

С

В

Высокий

3.

Алиса Л.

С

С

С

С

Средний

4.

Арина Д.

С

С

С

С

Средний

5.

Александр К.

Н

С

В

С

Средний

6.

Айша Т.

С

В

В

В

Высокий

7.

Борис К.

С

С

В

С

Высокий

8.

Владислав Р.

С

С

С

С

Средний

9.

Вероника Д.

В

В

В

В

Высокий

10.

Вадим С.

С

С

С

С

Средний

11.

Григорий Р.

В

С

в

В

Высокий

12.

Злата Ш.

С

В

В

В

Высокий

13.

Илья П.

Н

С

С

С

Средний

14.

Кира Р.

С

С

с

С

Средний

15.

Кирилл П.

В

С

В

В

Высокий

16.

Кирилл И.

В

В

В

С

Высокий

17.

Любовь В.

С

С

Н

С

Средний

18.

Елизавета Б.

В

В

В

В

Высокий

19.

Елизавета Г.

В

В

В

В

Высокий

20.

Матвей А.

С

В

С

С

Средний

21.

Матвей Ш.

С

В

В

Н

Средний

22.

Марк В.

С

В

В

В

Высокий

23.

Настя Б.

Н

С

В

С

Средний

24.

Олеся Ж.

В

С

С

В

Средний

25.

Таисия Г.

В

В

В

С

Высокий

26.

Тимур Д.

В

В

В

С

Высокий

27.

Таисия О.

С

С

С

С

Средний  

28.

Эмилия З.

В

В

В

В

Высокий

Испытуемые улучшили свои результаты по всем критериям развития творческих способностей в процессе игровой деятельности  (быстрота, гибкость, оригинальность, законченность) , о чем наглядно свидетельствуют индивидуальные показатели каждого воспитанника.

С целью выявления динамики развития творческих способностей воспитанников подготовительной группы ДОО в процессе игровой деятельности мы сравнили результаты констатирующего и контрольного этапа. Результаты обобщены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Сравнительные результаты развития творческих способностей воспитанников дошкольной образовательной организации (подготовительной группы) в процессе игровой деятельности  на констатирующем и контрольным этапах

Уровень развития творческих способностей

Количество детей

Констатирующий

Контрольный

Высокий

2

15

Средний

23

13

Низкий

3

-

Всего

28

28

Анализ результатов экспериментальной   работы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности  предложенного нами комплекса игр для развития творческих способностей воспитанников ДОО подготовительной группы в процессе игровой деятельности.  

Результаты контрольного эксперимента показали следующее:

- уровень развития творческих способностей воспитанников подготовительной группы ДОО повысился благодаря игровой деятельности, на которой была основана экспериментальная работа. Дети стали заинтересовано относится   к выполнению заданий, ярче раскрыли и продемонстрировали свои творческие способности. Дети стали предлагать свои  творческие игры.

- игры, методики, задания, описанные в работе, позволяют сохранить интерес детей к творчеству, активизируют всех их, развивают мыслительные и творческие  операции .

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

В настоящее время существует ряд образовательных  программ для работы с воспитанниками дошкольного возраста.

«Радуга» и «От рождения до школы» - основные примерные образовательные программы, которые соответствуют ФГОС ДОО и направлены на развитие ребенка от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

Представление о творчестве существует в рамках реального понимания специфики группы и стоящих пред ней текущих задач образования и развития. В рамках  педагогической деятельности творчество ребенка всегда свободно, а творчество воспитателя должно быть всегда целесообразно.

Мы провели экспериментальную работу  по теме исследования.

На констатирующем этапе испытуемым были предложены методики и диагностические задания,  которые позволили выявить уровень развития творческих способностей воспитанников в подготовительной группе ДОО ( методика «Солнце в комнате» (аторы В.Синельников, В.Кудрявцев),  методика «Как спасти зайку» (авторы В.Синельников, В. Кудрявцев), диагностические задания «Камушки», «Про девочку Машу»).

На формирующем этапе мы апробировали комплекс игр на развитие творческих способностей воспитанников подготовительной группы                            («Теремок», «Волшебные кляксы»,   «Наши загадки», «Сказочники», «Поэты», «Художники»,  «Живые ладошки», «Что на что похоже»)

По итогам формирующей работы был проведен контрольный этап. Результаты контрольного эксперимента показали следующее: уровень развития творческих способностей воспитанников подготовительной группы ДОО повысился благодаря игровой деятельности, на которой была основана экспериментальная работа. Дети стали заинтересовано относится   к выполнению заданий, ярче раскрыли и продемонстрировали свои творческие способности. Дети стали предлагать свои  творческие игры.

Игры, методики, задания, описанные в работе, позволяют сохранить интерес детей к творчеству, активизируют всех их, развивают мыслительные и творческие  операции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей.

В основе творческого мышления лежит дивергентный способ мышления, который характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а количество)

2. Гибкость – способность   высказывать широкой многообразие идей.

3. Оригинальность – способность порождать  новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решения, несовпадающих с общепринятыми)

4. Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Опираясь на исследования ученых, можно сделать вывод, что в процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Играя, дети не замечают, как учатся. Они познают, запоминают  новый материал, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать выводы о том, что развитие творчестве  у воспитанников ДОО в игре возможно, если выполнять условия:  

- создание эмоционально-благополучной атмосферы в ДОО.

- самостоятельность детей в игровой деятельности, но при   целенаправленном сопровождении воспитателя.

- использование разнообразных игр (ролевых, театрализованных, подвижных, дидактических)

Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно-экспериментальную работу.

На констатирующем этапе мы определили уровень развития творческих способностей у воспитанников подготовительной группы  в процессе игровой детальности. Было выявлено три уровня развития творческих способностей: высокий, средний и низкий. Все результаты были обобщены в таблице. Нами был сделан вывод, что в группе преобладает средний уровень развития.

 На формирующем этапе мы апробировали комплекс игр на развитие творческих способностей воспитанников подготовительной группы.

По итогам формирующей работы был проведен контрольный этап. Результаты контрольного эксперимента показали следующее: уровень развития творческих способностей воспитанников подготовительной группы ДОО повысился благодаря игровой деятельности, на которой была основана экспериментальная работа. Дети стали заинтересовано относится   к выполнению заданий, ярче раскрыли и продемонстрировали свои творческие способности. Дети стали предлагать свои  творческие игры.

В ходе работы над темой нашего исследования были решены следующие задачи:

1. Изучена  и проанализирована  психолого-педагогическую литература по теме исследования.

2. Раскрыта сущность понятий «творчество», «творческие способности», «детское творчество», «игровая деятельность».

3. Выявлено  значение игровой деятельности в развитии творческих способностей школьников.

4. Определены  и описаны в ходе экспериментальной работы методические приемы развития творческих способностей воспитанников ДОО в процессе игровой деятельности.

Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под редакцией Запорожца А. и Давыдова В. - М. «Просвещение» , 1968г. -  446с.

Березина В.Г. Детство творческой личности. – СПб: Издательство Буковского, 1994. – 60с.

 Богат В.. Нюкалов В. Развивать творческо мышление (ТРИЗ в детском саду).  // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 1. – С.17-19.

Блонский П.П. Избранные педагогические произведения/ Редкол. Б.Л. Есипов, Ф.Ф. Королёв, С.А. Фрумов; сост. Н.И. Блонская, А.Д. Сергеева. - М. : Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 371 с.

Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 11. – С.32-38.

Вераксы Н.Е.. Комарова Т.С., Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» .ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 352 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 92 с.

Гальперин П.Я., Лекции по психологии. М.: Книжный дом \"Университет\" (КДУ), 2007

Ендовицкая Т. В. О развитии творческих сопосбностей. //Дошкольное воспитание. – 1967. - № 12. – С.73-75.

Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М.,1963.

Жуковская Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх  // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 10. – С.24-26.

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения  // Вопросы психологии. – 1993. - № 2. – с.54 – 58.

Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 7. – С.11-20.

Косенко Н.Т. Формирование творческой активности в игре // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 12. – С.20-22.

Кудрявцев В.,  Синельников В.  Ребёнок –дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 9. – С.52-59, № 10 с.62-69.

Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры  // Психологическая наука и образование.  – М.,1996. - №3.

Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск, Изд-во «Пеленг», 1993. -  56 с.

Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 125 с.

Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником – Рига:  Эксперимент. – 1994. – 62 с.

Никитин Б. П.  Ступеньки творчества или развивающие игры . – М. : Знание, 1991.

Никитин Б. П.  Развивающие игры. – М. : Знание, 1994.

Полуянов Д. Воображение и способности – М.: Знание, 1985. -50 с.

Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников.  // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5. – С.21-27

Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
Ушинский К.Д.   Сочинения: В 11 т. - М.; Л., 1950. - Т. 8. - С. 432, 439. 

Эльконин  Д.Б.  Игра , её  место и роль в жизни и развитии детей

Дошкольное воспитание. – 1976. - № 5.

Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры / В сб. Психология и педагогика игры дошкольника. – М..1966.  

Эльконин Д.Б.  Психология игры – М., 1978.  

Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Екжанова Е.А. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (проект)М., Просвещение , 2014. – 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ