Профориентационное направление.
Профориентация, является одним из главных состовляющих направлений подросткового возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
городского округа Стрежевой
636780, Томская область, г. Стрежевой, ул. Коммунальная, 40,
E-mail ososсh@strj.tomsk.su , т. 3-34-47.
Тема классного часа:
«Темперамент и профессия. Возможно ли идеальное сочетание? ».
Классный рководитель
Лунина Людмила Сергеевна
Слайд №1
Участники - Учащиеся 9,11 классов.
Классный час рассчитан на 1 час.
Цели:
1. Обучающая:
- познакомить с типами темпераментов;
- дать представление о влиянии темпераментов на профессиональную деятельность;
- способствовать повышению у учащихся знаний о мире профессионального труда;
- раскрыть особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности; обучить умению соотносить свои природные возможности с требованиями профессии.
2. Воспитывающая:
- воспитывать у учащихся качества: вежливость, порядочность, тактичность, не взирая на тип темперамента.
3. Развивающая:
- показать на примерах, что при любом типе темперамента можно достичь высот профессионализма.
Тип урока: групповая.
Методы обучения: беседа, игры, объяснение, использование ИКТ.
- Организационный момент. (10 мин.)
Ход классного часа
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень важное занятие. Пришло время Вам всерьез задуматься о своей будущей профессии.
В начале занятия подумайте и ответьте на вопрос: каким 2-3 наиболее важным вещам нужно научиться сейчас для подготовки к взрослой жизни и к правильному выбору своей будущей профессии?
Для выполнения задания вам дается 2-3 минуты для спокойного размышления, затем свои мысли вы записываете на стикерах, которые прикрепите на доску.
В результате у нас появился целый список идей о том, что мы должны обрести для подготовки к взрослой жизни.
Итак, я предлагаю вам остановиться на одном из важных моментов
Слайд №2. Выбор будущей профессии – дело сложное и ответственное. Правильный выбор влияет на благополучие человека, его жизненный успех. Учебные заведения предлагают широкий спектр профессий. Ваша задача – сделать правильный выбор. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо определить:
• свои склонности (это интересы, желания и т.д.);
• свои способности (задатки, тип темперамента);
• состояние здоровья;
• пути и способы получения профессии;
• ситуацию на рынке труда.
Слайд №3. Основные виды ошибок при выборе профессии
Ошибка первая.
Выбор профессии «за компанию». Помните, что при выборе будущей профессии следует учитывать свои склонности и способности, а не способности друзей.
Ошибка вторая.
Неадекватная самооценка и низкий уровень критичности.
Ошибка третья.
Предубеждение по поводу престижности профессии. Помните, что профессия престижна сегодня, а завтра может быть отодвинута на последний план.
Ошибка четвертая.
Отсутствие информации о профессии и как следствие неадекватное представление о ней.
Ошибка пятая.
Отождествление школьного предмета с работой по специальности. (в помощь выбирающему)
Слайд №4. Человек, выбирающий профессию, должен руководствоваться следующими принципами:
• ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому: практическая проба сил в кружках, на факультативах, экскурсии на рабочие места, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей»,самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту
• ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:
-чего он хочет (осознающий свои цели, желания, интересы, склонности);
-кто он есть (знающий свои личностные и физиологические особенности);
-что он может (знающий свои способности, склонности, дарования);
-чего от него потребует работа и трудовой коллектив.
• ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна соответствовать требованиям , склонностям , способностям, состоянию здоровья человека, потребностям общества в кадрах
• ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе качества, которые нужны для любой профессии, а также те, которые нужны для выбранной профессии.
Итак, я вам рассказала от каких факторов правильный выбор профессии. На одном из них мы остановимся подробнее. На данном занятии мне хотелось вас познакомить с типами темперамента, которые значительно влияют на выбор будущей профессии. Каким же образом это происходит?
Слайды № 5 -7. (10 мин.)
Учитель: Давайте посмотрим на слайд.
Темперамент является наиболее общим свойством личности, которое дает возможность отличить одного человека от другого. От него зависят динамические особенности психики и поведения человека.
Одни люди спокойны, сдержаны и невозмутимы. Психические явления у них возникают медленно и постепенно, долго сохраняются и почти не изменяются. Внешне они уравновешенны и медлительны, их движения, речь, жесты и мимика мало выразительны и спокойны.
У других людей психические процессы и состояния возникают быстро, почти мгновенно, бурно протекают и быстро исчезают. Движения их порывисты, речь страстная, мимика выразительная и разнообразная. Они подвижны и беспокойны, нетерпеливы и шумливы. Причем, все эти динамические особенности психики и поведения являются типичными для определенных категорий людей.
Таким образом, темперамент представляет собой такие индивидуально-типологические особенности личности, которые определяют динамику протекания психической деятельности и поведения различных групп людей.
Подлинно научное объяснение темперамента даёт учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности.
Темперамент – врожденное свойство личности, то есть природно-обусловленное, данное человеку от рождения и не изменимое в течение всей жизни.
Темперамент - полностью зависит от особенностей высшей нервной деятельности
Один из типов нервной системы характеризуется:
- сильный, т.е. способный выдерживать очень сильные раздражители, работоспособен;
- уравновешенный – его трудно вывести из себя;
- подвижный – быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
Этот тип нервной системы составляет основу темперамента сангвиника. Основные черты характера сангвиника: общительный, открытый, разговорчивый, живой, беззаботный, любящий удобства, инициативный.
Другой тип нервной системы характеризуется как:
- сильный;
- неуравновешенный, т.е его легко вывести из себя;
- подвижный.
Этот тип составляет основу темперамента холерика. Основные черты его характера: раздражительный, поддающийся настроениям, агрессивный, импульсивный, оптимистический, лидирующий, активный.
Следующий тип нервной системы:
- сильный;
- уравновешенный;
- инертный, т.е. тяжело переключается с одного вида деятельности на другой.
Этот тип составляет основу темперамента флегматика. Основные черты характера: пассивный, старательный, вдумчивый, миролюбивый, надёжный, размеренный, спокойный.
И последний тип нервной системы представлен как:
- слабый - чувствительный, восприимчивый, плохо переносит большие нагрузки и при сильных раздражителях (стрессах) склонен впадать в «запредельное торможение» (н/с не выдерживает нагрузки и предохраняет сама себя – как бы временно отключается, перестаёт реагировать);
- неуравновешенный;
- инертный.
Этот тип нервной системы составляет основу темперамента меланхолика. Основные черты характера меланхолика: обидчивый, тревожный, впечатлительный, пессимистический, необщительный, сдержанный.
Итак, 4 основных типа темпераментов:
- Сангвиник.
- Холерик.
- Флегматик.
- Меланхолик.
Чистыми холериками или флегматиками люди бывают редко. Психологи считают, что человек – это скорее смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного. Вопрос кем лучше быть: сангвиником или меланхоликом, не имеет смысла. Так как не бывает хороших или плохих типов темперамента. Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше для других.
- Практические задания.
Упражнение «Определение темперамента Е.Н.Прощицкая». (10 мин.)
Цель: помочь учащимся определить свой темперамент.
Теперь давайте узнаем к какому темпераменту вы относитесь. Для этого вам будут розданы бланки с вопросами, на которые вам предстоит ответить. На ответы много времени тратить не надо. Вам дается 10 минут на выполнение данного задания.
Инструкция: Прочитай утверждения, соответствующие четырём типам темпераментов. Паспорт каждого темперамента состоит из 20 вопросов. Если то или иное качество, названное в паспорте, имеется у тебя под этим номером ты ставишь знак «+». Если считаешь, что названное качество у тебя отсутствует, то никакого знака ставить не надо. Отвечать надо объективно и честно, учитывая, что чистый тип темперамента встречается очень редко: у каждого человека обнаруживаются качества, характерные для различных типов. Степень выраженности каждого типа темперамента определяется так. Подсчитывается количество «+» в каждом паспорте и затем результаты ранжируются в убывающем порядке. Ваш тип тот, который окажется на первом и втором местах.
Паспорт сангвиника
- Весёлый и жизнерадостный.
- Деловитый.
- Часто не доводит дело до конца.
- Склонен переоценивать себя, свои возможности.
- Способен быстро схватывать новое.
- Неустойчив в интересах и склонностях.
- Легко приспосабливается к разным обстоятельствам.
- Легко переживает неудачи и неприятности.
- С увлечением берётся за любое дело.
- Быстро остывает, если дело перестаёт его интересовать.
- Быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую.
- Тяготится однообразием будничной кропотливой работы.
- Общительный и отзывчивый, не чувствует скованности в общении с новыми людьми.
- работает быстро, увлечённо, ровно, нуждается в перерывах реже других.
- Вынослив и работоспособен.
- Обладает громкой, быстрой, отчётливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
- Сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
- Обладает всегда бодрым настроением.
- Быстро засыпает и пробуждается.
- Часто не собран, проявляет поспешность в решениях.
Паспорт холерика
- Неусидчив, суетлив.
- Невыдержан, вспыльчив.
- Нетерпелив, реактивен.
- Резок и прямолинеен во взаимоотношениях с людьми.
- решителен и инициативен.
- Энергичен.
- Находчив в споре.
- Работает рывками.
- Склонен к риску.
- Злопамятен и обидчив.
- Обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
- Неуравновешен и склонен к горячности.
- Агрессивен.
- Нетерпим к недостаткам.
- Обладает выразительной мимикой.
- Способен быстро действовать и решать жизненные задачи.
- Неустанно стремиться к новому.
- Обладает резкими порывистыми движениями.
- Неустойчив в достижении поставленной цели.
- Склонен к резким сменам настроений.
Паспорт флегматика
- Спокоен и хладнокровен.
- Последователен и обстоятелен в делах.
- Осторожен и рассудителен.
- Работает спокойно, медленно, редко отдыхает.
- Молчалив, не любит попусту болтать.
- Обладает спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.
- Сдержан и терпелив.
- Как правило, доводит начатое дело до конца.
- Не тратит попусту сил.
- Строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе.
- Легко сдерживает свои желания.
- Мало восприимчив к одобрению и порицанию.
- Незлобив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.
- Постоянен в своих отношениях и интересах, умеет ждать, ладить с другими.
- Медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое.
- Ровен в отношениях со всеми.
- Любит аккуратность и порядок во всём.
- С трудом приспосабливается к новой обстановке.
- Инертен, малоподвижен, вял.
- Обладает выдержкой.
Паспорт меланхолика
- Стеснителен и застенчив.
- Теряется в новой обстановке.
- Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми.
- Легко переносит одиночество.
- Не верит в сои силы, падает духом при невзгодах.
- Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.
- Склонен уходить в себя.
- Быстро утомляется, нуждается в более частых для отдыха перерывах.
- Обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шёпота.
- Невольно приспосабливается к характеру собеседника.
- Впечатлителен до слезливости, тревожен.
- Чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию.
- Предъявляет высокие требования к себе и к окружающим.
- Склонен к подозрительности, мнительности.
- Болезненно чувствителен и легко раним.
- Чрезвычайно обидчив.
- Скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями.
- Малоактивен в работе.
- Безропотно покорен.
- Стремится вызывать сочувствие
Вы каждый определились в выборе своего темперамента.
Давайте узнаем, как он проявляется в общении с коллегами.
- Упражнение «Реакция». (10 мин.)
Цель: Развитие навыков общения и проявления темперамента в различных жизненных ситуациях.
Оборудование: листы бумаги формата А-4, цветные карандаши, ручки.
Задание:
- Нарисуйте на листе круг и сделайте разметку как циферблат часов.
- Давайте определим время ваших встреч.
- Теперь вам необходимо назначить встречи с каждым из участников, на каждый свободный час.
- После того как вы назначили все встречи, ваша задача встретится с назначенным человеком в данное время. На каждую встречу вам будет предложена тема для разговора. Времени на каждый разговор будет отведено 1-2 минуты.
- Если кто-то не успел назначить встречу на объявляемое время, то посмотрите вокруг – может, вы увидите рядом еще одного «свободного» участника. Или вы можете присоединиться третьим к любой паре.
Итак, начали:
- Вы не пришли во время на работу;
- что вы сделаете, если вам «с неба упадут» 10 000 долларов;
- я жду вас уже 30 минут;
- вы разбили мамину вазу;
- у вас угнали автомобиль;
- вы в поезде в купе с незнакомым попутчиком. Поговорите.
- назовите одно свое качество, которое больше всего нравиться другим людям, и одно качество, которое меньше всего нравиться другим людям и т. д.
Обсуждение:
- Что наиболее сложно было при выполнении данного упражнения?
- Как вы считаете почему?
- Какие черты характера у вас проявлялись при данном упражнении?
- Что мешало установлению контакта, как вы считаете?
Давайте подведем итог нашего упражнения:
При выполнении данного упражнения, вы для себя отметили, что проявление темперамента может проявляться в различных жизненных ситуациях, а главное его проявление это общение человека.
Переходя к следующему упражнению, я вам предлагаю немного расслабиться.
3. Упражнение «Машинка». (энергизатор) (5 мин.)
Вам надо разделиться на две группы.
Задание для каждой группы: вам надо без слов и звуков, не договариваясь между собой необходимо создать автомобиль. Для этого каждый участник представляет себя какой-либо частью, деталью автомобиля. Для своей детали надо придумать соответствующие звук и движение. По моему сигналу машина начинает работать – издавать свой звук, воспроизводить движение.
4. Упражнение «Выбери профессию». (10 мин.)
Цель: помочь старшеклассникам определить какие типы темперамента преобладают в их характере, и как это сопоставить с выбором будущей профессии.
После знакомства с типами темперамента, мне бы хотелось, чтобы вы самостоятельно определили какая профессия подходит под выбранный вами темперамент.
Оборудование: Бумага А-4, ручка, карточки с названием профессии.
Задание: Мы с вами познакомились с видами темперамента и определили, к какому типу темпераменту вы относитесь.
Сейчас вашему вниманию будет предложен 4 профессии, ваша задача определить к какому виду темперамента относится данная профессия, охарактеризовать данного человека.
Вам надо объединиться в группы по 4 человека. После окончания, каждая группа должна будет рассказать о профессии и человеке работавшего по данной профессии. Для выполнения данного упражнения, обращайте внимание на информационные слайды с характеристикой типов темперамента.
Ход упражнения: Ученика раздаются названия четырех профессий (например: артист, водитель, художник, врач). Профессии должны быть выбраны по одной из разных типов темперамента. После окончания упражнения соотносим в правильности выбора профессий со слайдовой презинтацией.
Приведу пример: вы все наверняка знакомы с профессией педагога,
как вы считаете:
- каким характером обладает данный человек?
- какой тип темперамента относится к данной профессии?
- почему вы так считаете?
Какой вид темперамента подходит к данной профессии.
Примерные высказывание учеников: Холерик, сангвиник, меланхолик, общительный, раздражительный и т.д.
Итак, приступим к выполнению упражнения.
Обсуждение:
- Расскажите, по каким критериям вы определяли данный вид темперамента?
- Какие типы темперамента вы отметили для себя в данном упражнении?
- Сложно или легко было выполнять задание упражнения-игры?
- Было ли для вас что-либо неожиданное в процессе выполнения задания?
- Изменилось ли ваше отношение к жизненному или профессиональному выбору?
Молодцы вы справились с заданием, а насколько верно были ваши ответы в данном упражнении мы сейчас и узнаем какой темперамент вам подходит.
Слайды №8-12. Давайте с вами обратимся к слайдам.
После того, как вы ознакомились с видами темперамента, и насколько вы были правы в выборе профессий.
Слайды №13-16.
Учитель: а теперь мне хотелось вас познакомить с известными людьми, с разным уровнем темперамента.
Известные холерики: Александр Васильевич Суворов, царь Петр I, Владимир Вольфович Жириновский, Александр Сергеевич Пушкин, Дмитрий Иванович Менделеев, царь Иван Грозный.
Крайне тяжело холерикам дается нудная монотонная работа. Холерики – люди порыва, которые все хотят решить одним махом. Для холерика крайне важна эффектность его действий. Такой темперамент характерен для великих полководцев, руководителей и экспрессивных литераторов.
Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.
Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.
Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.
Учитель: В самом начале нашего занятия мы с вами определяли какие наиболее важные вещи нужны для выхода во взрослую жизнь. Изменилась ли ваша позиция в конце урока.
(Высказывания учащихся).
И в заключении хочется сказать: выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбирали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний.
Вильгельм Вундт сказал: В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком.
Список использованной литературы:
- Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2007. - 368с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г.
- Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек. Человек - знаковая система. Составитель Р.Д. Каверина- М. Молодая гвардия, 1998 г
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2006. -288с.- (Педагогика. Психология. Управление).
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подгатовки. М.: Генезис, 2006.
- Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2006,240с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 1990.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свои склонности (это интересы, желания и т.д.); Свои способности (задатки, тип темперамента); Состояние здоровья; Пути и способы получения профессии; Знать ситуацию на рынке труда.
Ошибка первая: Выбор профессии «за компанию». Помните, что при выборе будущей профессии следует учитывать свои склонности и способности, а не друзей. Ошибка вторая: Неадекватная самооценка и низкий уровень критичности. Ошибка третья: Предупреждение по поводу престижности профессии. Помните, что профессия престижна сегодня, а завтра может быть отодвинута на последний план. Ошибка четвертая: Отсутствие информации о профессии и как следствие неадекватное представление о ней. Ошибка пятая: Отождествление школьного предмета с работой по специальности.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому: практическая проба сил в кружках, на факультативах, экскурсии на рабочие места, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей»,самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший: - Чего он хочет (осознающий свои цели, желания, интересы, склонности) - Кто он есть (знающий свои личностные и физиологические особенности) - Что он может (знающий свои способности, склонности, дарования) - Чего от него потребует работа и трудовой коллектив ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна соответствовать требованиям , склонностям , способностям, состоянию здоровья человека, потребностям общества в кадрах ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе качества, которые нужны для любой профессии, а также те, которые нужны для выбранной профессии.
Типы темперамента по И.П.Павлову Сильный; Уравновешенный; Подвижный Сильный; Неуравновешенный; Подвижный Общительный Разговорчивый Доступный Живой Беззаботный Инициативный Раздражительный Агрессивный Оптимистический Лидирующий Активный
Сильный; Уравновешенный; Инертный Слабый; Неуравновешенный; Инертный Обидчивый Тревожный Впечатлительный Пессимистический Необщительный Пассивный Старательный Вдумчивый Миролюбивый Надежный Спокойный
Рекомендации по выбору профессии с учетом Вашего темперамента:
Любишь трудности и препятствия, способен их преодолевать красиво, креативно. Временами ты склонен переоценивать свои возможности, но это не страшно. Ты быстро включаешься в работу и всегда все доводишь до конца. Стремишься к самостоятельности и плохо подчиняешься власти. Говорят, что ты напорист, но недостаточно настойчив. Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик и т.д. ВЫВОД: ТЫ ХОЛЕРИК.
Не тороплив в учебе и медлителен в работе? Успеха ты достигаешь за счет упорства, терпеливости. Выполнение монотонной работы – твоя фишка. Если тебя не будут торопить, продумаешь все мелочи и доведешь дело до идеала. Но ты не стремишься брать на себя обязанности лидера, поэтому тебя нередко называют неинициативным. Сбой привычного ритма, смена обстановки работы пугают тебя, а суета может довести до депрессии . ВЫВОД: ТЫ ФЛЕГМАТИК. Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.
Ты – человек настроения. Вчера был способен свернуть горы, а сегодня тебе лень вставать с кровати . Быстро устаешь, трудно приспосабливаешься к новому коллективу. В работе тебе необходима постоянная поддержка и регулярный отдых. Все называют тебя невероятно тонким и наблюдательным человеком, способным замечать в поведении людей такие детали, которые те хотят скрыть. ВЫВОД: ТЫ МЕЛАНХОЛИК. Рекомендуемые профессии: педагог, деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и т.д.
Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д. Среди одноклассников ты выделяешься высокой работоспособностью, легко сосредотачиваешь внимание. Параллельно выполнять несколько дел – проще простого. Легко загораешься новой работой, но также быстро теряешь к ней интерес. Увы, не способен вникать в детали и не переносишь однообразия и монотонности. Зато проявляешь организаторские способности и быстро осваиваешь новые специальности. Ни одно ответственное мероприятие не проходит без твоего участия. ВЫВОД: ТЫ САНГВИНИК.
ИЗВЕСТНЫЕ ХОЛЕРИКИ: ЖИРИНОВСКИЙ В.В. СУВОРОВ А.В. Царь ПЕРТ I
ИЗВЕСТНЫЕ САНГВИНИКИ: Пьер Бомарше Наполеон Бонапард Моцарт
ИЗВЕСТНЫЕ ФЛЕГМАТИКИ М.И. Кутузов И.А.Крылов
ИЗВЕСТНЫЕ МЕЛАНХОЛИКИ Н.В.Гоголь П.И.Чайковский М.Ю.Лермонтов
Вильгельм Вундт сказал: В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком.
Список использованной литературы: Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2007. - 368с. - (Педагогика. Психология. Управление). Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г. Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек. Человек - знаковая система. Составитель Р.Д. Каверина- М. Молодая гвардия, 1998 г Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2006. -288с.- (Педагогика. Психология. Управление). Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2006. Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2006,240с. - (Педагогика. Психология. Управление). Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 1990.
Предварительный просмотр:
Конкурс «Лучшая разработка урока»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА городского округа Стрежевой»
ЛУНИНА ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА,
педагог-психолог.
Название конкурсной работы:
Элективный урок «Мотивы выбора профессии».
Цель: продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений.
Задачи:
Образовательная:
- Дать представление о разнообразии профессий, мотиве выборе профессий;
- Сформировать у учащихся интерес к различным видам трудовой деятельности;
Развивающая:
- Помочь учащимся расширить жизненный опыт;
- Развивать честное и добросовестное отношение к труду;
Воспитательная:
- Развивать качества: трудолюбие, взаимопомощь, командное взаимодействие;
- Прививать уважение к людям разных профессий.
Ожидаемые результаты: развитие интереса к профессиям и специальностям, формирование первичных знаний о профессиональной деятельности; воспитание уважения к труду.
Оборудование: шаблоны пирамиды, проектор, компьютер, листы формата А 4.
Время урока: 45 мин.
СЛАЙД № 1. (3 мин.)
Учитель: Самый мощный источник внутренней энергии человека – это мечта, цель, видение, перспектива. И если у человека нет цели, которую он хочет реализовать, если он не воображает свою перспективу, он себя энергетически обесточивает.
(Бизнес - тренер России Раднислав Гандапас)
Ход урока
СЛАЙД № 2. (5 мин.)
Учитель:
«Кем ты хочешь быть, когда вырастишь?», - пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые задавали Вам в детстве.
Но вот наступает момент, когда сакраментальное «Кем быть?» все сильнее тревожит ваш разум и душу.
СЛАЙД № 3. (5 мин.)
Тема: Сегодня на уроке мы с вами, определим собственный мотив выбора профессии. И так, тема урока «Мотивы выбора профессии».
Учитель: Ребята, дайте свое определение слову – мотив.
Ученики. Мотив – это……..
Учитель: Мотив – это многозначное понятие. И все же – один из важнейших с трудом поддающихся изменениям факторов, которые следует учитывать при:
- личностных мотивах (потребностях) и ценностях человека.
Слайд № 4. (5 мин.)
Учитель: Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от неуверенности в завтрашнем дне.
- Что же такое профессия, давайте запишем определение в тетрадях.
ПРОФЕССИЯ – род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства.
Слайд № 5. Упражнение «Пирамида логических уровней». (15 мин.)
Учитель: Предлагаю вам упражнение, которое поможет вам посмотреть на вашу цель, мечту с разных сторон. Также его можно применять, когда вы чувствуете, что зашли в тупик или нет уверенности в собственных силах. (За ранее приготовлен раздаточный материал - шаблон пирамиды).
Все, как обычно, очень просто.
Вам необходимо честно отвечать себе на вопросы пирамиды — сначала взбираясь вверх по ее ступенькам, а потом опускаясь вниз.
Всего есть 6 логических уровней (начиная снизу):
1 уровень — окружение. Вопрос — где?
Ответьте, когда вы планируете достичь цели, где это будет, кто будет рядом с вами (близкие, клиенты, коллеги и т.д.)
2 уровень — действие. Вопрос — что делать?
Какие шаги вы станете совершать, достигнув цели? Что будете делать в том окружении, о котором говорили ранее?
3 уровень — способности. Вопрос — как?
Какими навыками и способностями вам необходимо обладать, чтобы достичь цели? Какие из них у вас уже есть, а какие требуют развития?
4 уровень — ценности. Вопрос — почему это важно?
Что важного и ценного вы получите, достигнув этой цели? Что ценного привнесут в вашу жизнь полученные навыки и опыт? Как изменится ваша жизнь, когда вы достигните цели?
5 уровень — идентификация. Вопрос — кто?
Кем вы будете, когда достигните своей цели? Кем вы станете, когда в вашей жизни появится то ценное, что она в себе несет? Что вы скажете себе в момент достижения цели?
6 уровень — миссия. Вопрос — ради кого?
Для кого еще важно достижение цели, поставленной вами? Кто будет рад, получит пользу от ее достижения?
Ответив на все эти вопросы, спускаемся вниз по тем же уровням…
Будут ли рады те, ради кого я это делаю?
Что ценного я получу, когда стану им?
Какими способностями я буду обладать?
Что я буду делать?
Когда, где, с кем все это случится?
Слайд № 6. (3 мин.)
Учитель: Выбор профессии - это, прежде всего, процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы: давайте их запишем. (текст на слайде)
Слайд № 7. "Презентация фирмы". (15 мин)
Учитель: Теперь каждый из вас имеет представление о дальнейшем своем будущем. В скором времени вам предстоит каждому начать свой профессиональный путь. Одни из вас займутся частным бизнесом, другие пойдут работать в государственные предприятия, организации.
Сейчас, я предлагаю вам разделиться на 4 команды (деление на команды по принципу, рассчитайся на 1,2,3,4. При совпадении одинаковых номеров, формируются команды). Каждая из команд должна придумать название фирмы, предприятия, организации, оформить название на формате А4.
Члены команды являются работниками данной фирмы, предприятия, организации, соответственно каждый из них получает какую-либо профессию или должность в соответствии со спецификой своей фирмы, предприятия, организации.
Во многих случаях можно существенно повлиять на мотивацию человека и коллектива в целом за счет правильного распределения ролей в команде. Самое главное – роль должна соответствовать возможностям и ожиданиям сотрудника.
В итоге каждая команда представляет название фирмы, ее руководителя, сферу деятельности и своих "сотрудников", руководствуясь следующими вопросами:
Мотивационные вопросы:
- Объясните, почему вы выбрали именно это название фирмы?
- Почему вы выбрали именно эту профессию?
- Опишите идеальную команду. А теперь назовите (опишите) ваше место в ней. (опираясь на классификацию предложенную на слайде).
Учитель: Спасибо, за ответы.
Слайд 8.
Учитель: Подведем итог, о том, что при решении проблемы «Кем быть?» рекомендуется остановится на следующих моментах:
- главная цель (кем хочу быть, чего хочу достичь);
- цепочка ближних и дальних конкретных целей (кружки, секции, знакомство с возможным местом учебы и работы);
- пути и средства достижения цели (для кого-то – знания и умения, для кого-то – связи и деньги);
- условия достижения цели (выбор места учебы, возможные препятствия и способы их преодоления);
- запасные варианты и пути их достижения (запасной парашют)
Итог урока:
• Я научился……………………………………………………………
• Было интересно…………………………………………………….
• Было трудно………………………………………………………..
• Заставило задуматься…
Известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.
И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.
Спасибо всем за активное участие!
До новых встреч!
Литература.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005.
- http://prosto-coach.ru/glavnaya/4-voprosa-klyuch-k-uspexu/
- https://vk.com/radislavgandapas_vk
- Иванова С.А., Мотивация на 100%: А где же у него кнопка?/ С.В.Иванова.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 – 288 с. – (Серия «Бизнес на 100%).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессия - это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека подготовки, соответствующих знаний, умений, навыков (педагог, врач, …)
Отгадай название профессии КНИОТЛП; - РНИКДВО; ИНКЕЧП; - СРЛЬЕСА; АВОРП; - ЩИСЧАКОВ; ОНТАЛЬЧОП; - РОВЕЩИКЬЛ; ЯЛРОТС; - ПЖАОРНЫЙ;
Выбор профессии - это, прежде всего, процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы: Планы : личные планы человека относительно его карьеры и будущего. А зачастую, как показывает практика, приходится учитывать и планы его близких, например родителей. Склонности : интересы к определенным видам деятельности, пожелания. Способности - как уже известные ему, так и скрытые, не успевшие проявиться. Актуальный социальный запрос на тот или иной вид профессии, а также прогноз динамики спроса на профессионалов в будущем.
Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого - такие понятия как "я могу", "я хочу" и "надо". Хочу - это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д. Могу - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному. Надо - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.
Типы профессий Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек. Выделяют пять основных типов профессий: человек – техника человек – человек человек – природа человек – знаковая система человек – художественный образ
Человек - техника Включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник).
Человек - человек Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор)
Человек - природа Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор)
Человек – знаковая система Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п. (программист, машинистка, чертежник, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, печатник).
Человек – художественный образ Включает занятия, связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, гравер, архитектор, фотограф, музыкант, модельер, дизайнер).
Заметки о том, какие ошибки допускают молодые люди при выборе профессии. Итак, чего делать не стоит...
Первая ошибка. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.
Вторая ошибка. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.
Тр етья ошибка. Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.
Четвертая ошибка. Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.
П ятая ошибка. Выбирать профессию «за компанию».
Шестая ошибка. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.
Седьмая ошибка. Игнорировать собственные способности и интересы.
Восьмая ошибка. Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.
Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода – дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее: Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.
Что нужно для правильного выбора твоей будущей профессии Составить список подходящих для тебя профессий. Составьте список профессий, которые тебе нравятся, интересны, по которым Ты хотел бы работать, которые Тебе подходят.
Составить перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований: - выбираемая профессия и будущий род занятий; - выбираемая профессия и жизненные ценности; - выбираемая профессия и жизненные цели; - выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; - выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; - желательный уровень профессиональной подготовки; - выбираемая профессия и мои склонности и способности; - желательные содержание, характер и условия работы.
Определить значимость каждого требования Определите, насколько все перечисленные требования значимы для Тебя. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
Оценить своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
Подсчитать и проанализировать результаты Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Тебе по всем пунктам.
Проверить результаты Чтобы убедиться в правильности Твоих размышлений, обсудите своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
Определить основные практические шаги к успеху Итак, Ты принял решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Ты сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
И в завершении хочется сказать: Выбор профессии должен быть планомерным, детально обдуманным. Согласитесь, что, выбирая дело, на ближайшее будущее, а может быть и на всю жизнь, не стоит торопиться.
Ответственность за профессиональный выбор все равно остаётся за тобой.
Предварительный просмотр:
Людмила Сергеевна Лунина
педагог-психолог
ВЫБИРАЕМ ПРОФЕССИЮ ВМЕСТЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ (КАЗЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Найти свою дорогу, узнать свое
место – в этом все для человека,
это для него значит сделаться самим собой.
В.Г.Белинский
Мудрая пословица гласит: семь раз отмерь, один – отрежь.
Как часто нам приходится принимать решение и в личной жизни, и в профессиональной деятельности. И от того, насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит, порой, наша судьба.
А что значит принять решение? Подготовка человека к профессиональной деятельности всегда являлась важной социально-педагогической задачей, от решения которой во многом зависит уровень экономического и культурно-технологического развития общества. Кроме того, профессия оказывает большое влияние на образ жизни, тип мышления, нравственные качества и поведение человека.
В условиях создавшегося рынка труда резко обострилась проблема подготовки конкурентоспособных, функционально грамотных, профессионально компетентных и мобильных специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющейся социальной и профессионально-производственной среде.
Все эти обстоятельства обуславливают актуальность проблемы совершенствования подготовки молодежи к адекватному профессиональному самоопределению. Выбор профессии – дело личное, поэтому специалисты и говорят о профессиональном самоопределении. Самостоятельный выбор профессии и рода занятий гарантируется не только Конституцией страны, но и Всеобщей декларацией прав человека. Однако не все школьники готовы к такому самоопределению, а кто – то даже и н стремиться к принятию на себя ответственности за столь важный жизненный выбор. Именно в этом заключается важнейшая психолого – педагогическая проблема профориентации – страх перед собственным выбором.
Часто подросток в большинстве случаев опирается на мнния близких и значимых для себя людей. Такая, своего рода подстраховка сводится к ориентации на стереотипы общественного сознания и к реализации этих стереотипов. Но в этом случае уже не приходится говорить о настоящем творчестве при планировании перспектив своего развития и тогда придется согласиться с тем, что подросток не столько самоопределяется, сколько с тем, что его «определяют» различные советчики в мире профессий и жизненных приоритетах. Но способен ли он, в силу своей социальной незрелости, вообще быть полноценным субъектом своих профессиональных и жизненных выборов? Не слишком ли много мы требуем от еще молодого и неопытного человека, когда говорим о самоопределении и призываем к тому, что ответственность за важные жизненные выборы он должен сам брать на себя?
Какова же общая логика полноценной профориетационной помощи самоопределяющемуся подростку, с учетом его недостаточного жизненного опыта и все возрастающей тревожности по поводу будущего после окончания школы?
Профориетационная работа в МКОУ ОСОШ городского округа Стрежевой, в силу специфики школы организована с 9 класса. Схема примерно следующая. Вначале подростков подводят к самоанализу своих основных склонностей и способностей, т.е. их все больше не столько «исследуют», а формируют мотивацию и способность к самоисследованию (самопознанию). Именно это может стать основной для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Такое рассмотрение невозможно без обращения ценностно – смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно –нравственные ориентации составляют «ядро» самоопределяющейся личности.
Наконец, в выпускном классе основной акцент все больше переносится на конкретные выборы. При этом школьникам не столько предлагаются уже готовые рекомендации, а постепенно формируется у них готовность совершать эти выборы. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении.
Общая логика такой подготовки примерно следующая: сначала на специально подготовленных примерах (ситуациях) психолог, классный руководитель показывает как можно было бы выбрать профессию и реализовать свой выбор. Далее на других примерах – ситуациях уже самому старшекласснику предлагается дать рекомендацию сверстнику (в этом случае пример уже преобразуется в учебную задачу, где постепенно и формируется готовность самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях профессионального самоопределения). Наконец, уже сформированное умение старшеклассник самостоятельно использует в своих собственных выборах, а роль классного руководителя или психолога сводится к тому, чтобы контролировать и «подстраховывать» самоопределяющегося молодого человека.
Следуя логики, в школе разрабатывается индивидуальная профилактическая программа сопровождения в профессиональном самоопределении подростков. Элективные курсы по профориентации «Проблема выбора профессии», позволяют актуализировать процессы профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Обращение к проблеме профессионального и личностного самоопределения организовано не только в рамках специально отведенных для этого часов и профконсультаций. Каждый учитель и психолог при проведении самых разных своих занятий – мероприятий затрагивает те или иные аспекты профессионального и жизненного выбора. Как отмечал известный психолог А.Г. Асмолов, главная задача школы – не передача знаний, а формирование у школьника смысловой картины мира, того мира, где они собираются жить и самоопределяться.
Коллектив нашей школы совместно с городскими структурами системы профилактики имеет опыт работы по организации профессионального самоопределения несовершеннолетнего. Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути и, в свою очередь, самопознания. В школе проводятся беседы, классные часы, ролевые игры, тренинги, данное направление работы помогает подростку профессионально самоопределиться с выбором будущей профессии. В течение года городскими профилактическими структурами города и «Центром занятости населения» подросткам предоставляется возможность трудоустроиться на предприятия и в организации города и самостоятельно заработать деньги на карманные расходы. Также городской «Центр занятости населения» ежегодно проводит для наших выпускников ярмарку учебных заведений.
Сформированность профессионального самосознания позволяет выпускнику нашей школы иметь обоснованное профнамерение, которое характеризуется положительным отношением к будущей сфере профессиональной деятельности, стремлением получить соответствующее образование в конкретном учебном заведении.
Умение принимать решения в ситуации неопределённости и осуществлять осознанный выбор — необходимые условия становления личности. На этапе выбора профиля обучения подростки впервые оказываются в ситуации принятия ответственного решения, влияющего на их будущее. Создавая проект своих будущих действий, человек меняет свою жизнь. При этом построение проекта будущего происходит в процессе познания себя, понимания своих целей, возможностей, склонностей. Умение видеть свою жизнь в перспективе, определять направления своей деятельности, предвидеть последствия принятых решений способствует формированию у школьников активности, целеустремлённости и ответственности.
Профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев, а своеобразный творческий процесс развития личности.
Литература
1. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Пед. общество России, 2001. – 160 с.
2. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
3. Костин А.К. Дополнительное образование детей: от идеи к реализации. – Иркутск: Изд-во Иркутс. гос. пед. ун-та, 2006. – 160 с.
4. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. – Мозырь: Белый Ветер, 2000. – 306 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999. – 224 с.
6. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А.К. Брудного. – М.: Владос, 2000. – 544 с.
7. Поляков В.А., Чистякова С.Н. и др. Концепция профессионального самоопределения молодежи // Педагогика. – 1993. 111 с.
МКОУ ОСОШ
Лунина Людмила Сергеевна