Семья и школа. Взаимодействие семьи и школы
Формы работы семьи, представленные в рамках педагогического совета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_semi_i_shkoly.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и школы.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах конструктивного взаимодействия классных руководителей, учителей-предметников и других специалистов школы с законными представителями обучающихся в решении воспитательных и образовательных задач.
Задачи:
- Актуализировать представления о современной семье, ее функциях, проблемах семейных взаимоотношений;
- Представить традиционные и нетрадиционные формы организации работы педагогического персонала с родителями обучающихся;
- Рассмотреть правила эффективного проведения родительских собраний.
"Родительский дом - начало начал" - слова, знакомые каждому из нас.
Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, но именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила. Семья – это первый коллектив, в котором ребенок находится с момента появления на свет, первый институт социализации. Самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально - нравственный климат.
Система семейного воспитания в последнее время претерпевают значительные изменения. Состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, происходит разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.
Рассмотрим изменения семьи и её функций. Первое - это почти полное исчезновение труда в семье, семья сейчас трудится вне дома. Семья в наше время начинает превращаться из трудовой в потребительскую единицу. Семья является местом отдыха, а не труда. Второе - это урбанизация жизни, поглощение населения городами. Третье - это изменение положения женщины. Раньше полем деятельности женщины была семья. Теперь женщина имеет возможность выгодно приложить свои силы вне семьи. Изменения характера семьи в том, что она всё больше получает характер гостиницы.
Основой семьи являются отношения людей, основанные не на экономической взаимозависимости, а на эмоционально-психологической привязанности, при этом последняя является значительно более тонким и хрупким основанием существования семьи, чем первая.
Вторая особенность современной семьи: ухудшение межличностных отношений в семьях. Это - распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность её реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы; неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворённые материальные потребности семьи и др.
Третья важная особенность современной семьи - распространение семьи нуклеарного типа, объединяющей лишь супругов и их несовершеннолетних детей, в массовом масштабе появились неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя с детьми (развод и т.д.).
Часто подросткам семью заменяет компания сверстников. Значительная часть родителей стремится заменить личное общение с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей эмоциональной поддержки.
Кроме того, ослаблению воспитательной роли семьи способствуют следующие факторы:
- чрезмерная занятость родителей;
- довольно высокий процент неблагополучных семей;
- авторитаризм либо детоцентризм родителей по отношению к детям;
- недостаточная организация досуговой деятельности;
- компьютеризация детства;
- недостаточная критичность родителей к себе, как к воспитателям.
- формирование новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуального "Я".
Понимая необходимость воспитания, родители действуют и воспитывают детей интуитивно и, в общем-то, не всегда правильно. Воспитание в таких семьях идёт без цели и задач, спонтанно, часто посредством критики, поучений, упрёков, а иногда с применением физических методов наказания. Нередко родители в повседневной жизни забывают о своих прямых обязанностях и вспоминают об этом в тот момент, когда оказываются в кабинете директора вместе с сыном или дочерью.
Нередко бывает и так: родитель более или менее осознаёт, в чём именно заключается правильное воспитание, а на практике испытывает трудности. Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.
Тем не менее, никто не будет оспаривать такой вывод: родителей надо и просвещать, и обучать способам правильного общения с детьми. Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность - это нахождение взаимопонимания.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:
1. Просветительская - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо.
Формы взаимодействия педагогов и родителей | ||
коллективные | групповые | индивидуальные |
1. Родительское собрание. 2. Родительский лекторий. 3. Конференция по обмену опытом. 4. Вечер вопросов и ответов. 5. Диспут-размышление по проблемам воспитания. 6. Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса. 7. «Дни открытых дверей». 8. Коллективные творческие дела. | 1. Взаимодействие с родительским комитетом. 2. Взаимодействие с творческими группами. 3. Групповые консультации 4. Практические занятия для родителей с привлечением специалистов. 5. Клубы. | 1. Беседа. 2. Задушевный разговор. 3. Посещение на дому. 4. Консультация-размышление. 5. Выполнение индивидуальных поручений. 6. Переписка. 7. Телефонный разговор. |
Одной из традиционных форм работы с родителями является родительское собрание. Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Проанализировав ситуацию «провала» родительских собраний, необходимо запомнить и применять на практике следующие правила:
«Секреты успешного проведения родительского собрания»
- Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано других важных дел, интересных телепередач и т.д.
- Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно.
- Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
- Определите одну наиболее важную проблему, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
- Никогда не говорить на общих родительских собраниях о конкретных детях. Для этого есть индивидуальное консультирование и микрособрания, посвященные той или иной проблеме. На них-то и следует приглашать именно тех родителей, для которых данный вопрос актуален, и, следовательно, интересен;
- Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно знают друг друга.
- Берегите время родителей. Помните, что родители приходят к нам после работы, а дома их ждет еще куча дел;
- Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.
- Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.
- Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.
- Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
- Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например: снимать верхнюю одежду обязательно; не молчать при обсуждении; отвергая чье-то предложение, предлагать встречное; называть друг друга по имени и отчеству и т.д.).
Индивидуальные консультации проводятся по инициативе родителей или по инициативе учителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию являются результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы общения ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация и др.
- старайтесь при встрече снять с себя маску усталости, озабоченности, деловитости;
- не спешите ошеломить неприятными известиями: подумайте, способны ли родители их воспринять;
- старайтесь избрать для разговора удобный момент и в ходе беседы умело ориентируйтесь на реакцию собеседника, проявляя одновременно чувствительность и отзывчивость;
- в беседе с родителями наиболее приемлемая союзническая интонация;
- не досаждайте упреками, если видите, что человек не в настроении. В ровном, приподнятом настроении родители больше расположены к беседе, их легче склонить к принятию вашей тактики, так как теперь они открыты воздействиям;
- никогда не забывайте, что требования к Вам как к педагогу очень высоки, гораздо выше, чем к родителям.
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести родительские встречи, тренинги, ринги, родительские вечера.
Интересной формой работы с родителями являются родительские вечера. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы. Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родителей. Система проведения: 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.
- Год рождения моего ребенка - каким он был, этот год?
- Друзья моего ребенка.
- Праздники нашей семьи.
- Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
- Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
- Фотографии нашего детства.
- Как научиться говорить «спасибо» моему ребенку?
Большое значение имеют родительские встречи в работе с проблемными детьми. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.
В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает. Тренинг родительских навыков и навыков поведения в семье, тренинг для тревожных родителей, тематические семинары – тренинги.
Проведение родительских рингов в школе иногда просто необходимо, но сложно. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.
о
Ролевые игры представляют собой коллективную творческую, деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и т.д.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Возможно извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или на родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.
Еще одной формой работы с родителями стало оформление стендов, уголков для родителей, буклетов, представление их на сайте школы. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры. Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомят родителей. На стенде может быть раскрыта и самостоятельная тема.
Научно – практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения.
Презентации позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.
Интересной формой является международный проект «Родительское кафе». Подобные кафе существуют в начальных школах г. Эмден (Германия). Основная идея проекта «Родительское кафе» состоит в приобретении родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей: как помочь детям в ситуации развода родителей, в чем особенности воспитания мальчиков и девочек, как подготовить своего ребенка к школе, чем заниматься с ребенком в свободное время, о чем можно поговорить с детьми и т.д.
Выбор темы для обсуждения в рамках кафе выбирают сами родители, часто это происходит спонтанно, «за чашечкой чая» и советы, которые родители дают другу позволяют им увидеть разные способы решения проблем. У каждого из родителей появляется выбор – принимать или не принимать эти советы в качестве руководства к действию. Задача модератора проекта состоит в том, чтобы создавать условия для приобретения родителями опыта группового обсуждения вопросов воспитания, «не мешать» родителям взаимодействовать и оказывать помощь в определении тем встреч в кафе.
Родительское кафе - это не массовое мероприятие. Здесь есть возможность пообщаться родителям друг с другом, получить индивидуальную консультацию психолога и социального педагога школы, директора и классного руководителя.
Возможно создание родительских общественных объединений по семейным проблемам: школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей.
Организация семейного досуга – важная сфера профилактической деятельности образовательных учреждений. Для этого используются различные формы - семейные праздники, в подготовке и проведении которых принимают совместное участие родители и дети, конкурсы различного уровня.
Это – тематические праздники («День матери, День отца, День бабушек и дедушек»), конкурсы («Семейное увлечение», «Самая спортивная семья», «Семья года», «Семья-эрудит»), выставки («Мир увлечений семьи»). Возможно создание музея семейных традиций, семейных клубов, например, клуба общения «Семейный совет».
Родители должны понимать важность поддержания семейных традиций: создания семейного альбома, проведения праздников в семье, семейного хобби, семейных творческих дел. Следует обучать родителей проведению совместного отдыха со своими детьми: организации игр, домашних праздников, семейного чтения, экскурсий, туристических поездок в каникулярное время.
Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений.