Вода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_ml.proekt.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 227»
Заводского района г. Саратова
410015 г.Саратов, ул.Орджоникидзе, 18; тел.: 96-04-36
Утверждаю:
Зав. МДОУ «Детский сад
комбинированного вида №227»
_________ /И.В. Солонина/
Психолого-педагогический проект
«Чудо вода»
1 младшая группа
(возраст детей 2-3 года)
Проект разработан педагогам - психологом:
Селезнёвой Ю.А.
Саратов 2017 уч.год
Психолого-педагогический проект
«Чудо вода»
Пояснительная записка
В мире нет ничего более покорного и слабого, чем вода.
Тем не менее, нет ничего жесткого и сильного, что может превзойти ее.
Лао-Цзы
Актуальность темы проекта: Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт выхода из множества жизненных ситуаций, ведь в сказке все заканчивается хорошо!
Игры с водой имеют терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.
Цель:
- Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме;
- Способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи, игры являются хорошей профилактикой оптической дисграфии;
- Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия ребенка;
- Стабилизировать проблемы детей, возникающие в адаптационный период посещения ДОУ, а также снижать проявления гиперактивности ребенка.
Задачи:
1. Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).
2. Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. в процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.
3. Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).
4. Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.
5. Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой, далеко – близко, помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.
6. Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.
7. Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.
8. В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.
9. В процессе сравнения формируем представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.
10. Формируем геометрические представления, для чего используем пластиковые геометрические фигуры. Дети учатся составлять из этих фигур различные картины, которые располагаются на кафельной стене: орнамент, дом, дорожку и т. д.
11. Снимаем психическое напряжение и агрессию.
Для реализации проекта был разработан план:
1.Подготовительный этап
- Подобрать познавательную литературу по теме.
- Подобрать дидактический материал: видео, аудио материалы. Подобрать оборудование для игр с водой:
- Выбрать познавательные задания, игры.
- Основной этап.
- Реализация проекта.
- Заключительный этап.
Прогнозируемый результат:
- сформированы пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре);
- расширился и обогатился словарный запас малыша;
- сформировано представления о величине;
- снято психическое напряжение и агрессия;
- сформированы элементарные геометрические представления.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, педагог-психолог.
Сроки реализации проекта: 3 недели (ноябрь и декабрь); (с 16.11.2017 по 08.12.2017). Занятие проводятся для детей 2-3 лет, 2 раза в неделю,10 минут.
План реализации проекта
- Просмотр презентации: «Вода»
- Игра «Цветная вода».
- Игра «Смешиваем краски»
- Игра «Переливание воды»
- Игра «Фонтан»
- Игра «Мытье посуды»
- Игра «Бульки»
- Игра «Пенный замок»
- Игра «Веселые кораблики»
- Игра «Ловкие пальчики»
- Игра «Тонет – не тонет»
- Игра «Морские сокровища »
- Игра «Достань ракушку»
- Игра «Тёплый – холодный»
- Игра «Вода принимает форму»
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Цветная вода»
Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения
Оборудование: акварельные краски, кисточки, 3 прозрачных пластиковых стакана (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода.
Содержание.
Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) - и разведите в одном из стаканов.
Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент "волшебства": Психолог "Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!" Обычно ребенок заворожено следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Смешиваем краски»
Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения.
Содержание.
Психолог: «Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего – фиолетовый».
Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.
Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски - вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона.
Экспериментируйте вместе с ребенком!
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Переливание воды»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь - полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую.
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Фонтан»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами.
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Мытье посуды»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Вымойте посуду после кукольного "обеда", используя губку и средство для мытья посуды: "Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую - тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!"
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Бульки»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
Дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует. Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Пенный замок»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.
Содержание.
В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это "принц, который живет в пенном замке.
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Веселые кораблики»
Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.
Содержание.
Дети, запускают в воду (минибассейн) разные предметы: лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Ловкие пальчики»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Содержание.
Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Тонет - не тонет»
Цель: знакомство со свойствами воды и предметов.
Содержание.
Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Морские сокровища»
Цель: развитие внимания, координация движений.
Содержание.
Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Достань ракушку» («Достань камешек»)
Цель: развитие внимания, координация движений.
Содержание.
На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому психолог может помочь малышу.
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Тёплый – холодный»
Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный».
Содержание.
Психолог наполняет одну емкость тёплой водой, другую – холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки - в тёплой. Давай их «покупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с тёплой водой.
Приветствие «Колокольчик»
Игра «Вода принимает форму»
Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.
Содержание.
Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Психологу стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Список использованной литературы.
- Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми. Часть 1. Сфера, 2012.- 128с.
- Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. - СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005.
- Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: КАРО, 2006.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - Спб.:«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010 - 64с., ил.
- Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.