Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные группы детских садов также растет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_korrektsiya_rechevyh_narusheniy_u_detey.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии»
Пояснительная записка.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные группы детских садов также растет. Большинство из них имеют не только сложный речевой дефект, но и трудности в поведении, а также недоразвитость интеллектуально-познавательной сферы и подлежат зачислению в специальную речевую группу в детском саду.
Работая в сфере образования нами было отмечено, что работу педагога –психолога и воспитателя логопедической группы в условиях детского сада
Осложняют многие не решенные проблемы.
Поэтому необходимо поговорить о специфике организационно-методической и консультативной деятельности педагога-психолога и воспитателя логопедической группы в условиях детского.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления.
Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью,
отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль правильностью выполнения заданий отсутствует.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элемента и последовательность заданий.
Дети малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.
В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) отмечается, что:
- у дошкольников имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;
- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений.
Наличие недоразвития у детей приводит стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Наряду с общей соматической ослабленностью детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
У детей отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Данные психолого-педагогической диагностики детей позволяют воспитателю и психологу определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы.
Актуальность: Выготский Л.С. писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно - содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия психолога и воспитателя по развитию у дошкольников мотивации, комфортности к общению и формированию коммуникативных навыков через сформированную речевую деятельность, которая будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника в системе воспитательно - образовательного процесса.
В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: пескотерапия (sand-р1ау), арт-терапия,сказкотерапия.
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею. «Песок - великий Актер. То он – новые возможности человека; то становиться его памятью; то играет роль непокорного разрушителя то перевоплощается в податливую субстанцию, из которой можно лепить что угодно».
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания, ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком ребенок, проявляет чудеса фантазии.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние и делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное -ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Понимая важность и значение использования игр с песком, мы разработали программу взаимодействия педагога – психолога и воспитателя логопедической группы по сопровождению детей в коррекционной работе.
Новизной и отличительной особенностью программы является использование элементов песочной терапии в процессе учебно – образовательной деятельности детей.
Цель такой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
- развитие речи детей средствами песочной терапии;
- создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
- сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.
Реализация цели программы осуществляется через решение задач:
развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ними чувства;
формирование навыков произвольности, самоконтроля;
развитие эмпатийных чувств, наблюдательности, воображения, образного мышления, коммуникативных навыков, способностей межличностного, взаимодействия; формирование адекватной самооценки;
снятие эмоционально-психического напряжения и телесных зажимов;
развитие психических процессов (памяти, внимания, речи и т.д.);
развития умения использовать внутренние ресурсы.
Программа предполагает 3 этапа обучения.
1 этап: Знакомство с песочной страной
2 этап: Путешествие по песочной стране
З этап: В царстве песочной грамоты
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-раскладушки. информационные стенды.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа построена на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь на обеспечение психологически комфортного пребывания детей в детском саду.
Основные этапы работы.
Основной принцип организации работы - оказание комплексной психолого-
педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и воспитатель имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно - образовательною среду ДОУ.
Свою работу мы начали с создания условий, подбора необходимого материала, игрушек. Игры с песком включали как часть занятия. Мы обратили внимание на то, что у детей возник большой интерес к песку и дети с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы решили проводить игры - занятия с песком в качестве дополнительного методического приема.
Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по развитию речи на занятиях с песком способствует развитию моторики пальцев рук и речевых процессов. Коррекционные группы формировались на основе наблюдений педагога-психолога, воспитателя, запросов родителей с использованием следующих диагностических методик: «День рождения» (М.А. Панфиловой), «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» (модификация П.Л. Кряжевой), «Лесенка самооценки» (В. Г. Шур), «Кактус» (М.А. Панфилова), «Почта» (модификация теста Бене) и др. План обследования и методики для каждого ребенка педагог-психолог выбирал самостоятельно.
Занятия длительностью 25-30 минут проводились 1-2 раза в неделю, с группой 5-6 человек, в кабинете психолога. Всего в программе 18 занятий.
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач программы.
Предварительно мы познакомили детей с правилами поведения в песочнице:
- береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если песок случайно высыпался – покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
- песчинки не любят когда их берут в рот или бросают ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать в других людей.
- песочная Фея (хозяйка песочницы) любит, когда у детей чистые ручки и носы. - поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки.
После игры надо помочь Песочной Фее убрать все игрушки на свои места
Каждое занятие, для создания позитивного эмоционального состояния у детей,
начиналось и заканчивалось «ритуалом».
Это могло быть и прохождение через обруч, оформленный «дождиком», через связанные цветные платочки, через «волшебные ворота» (физкультурная дуга, оформленная лентами). Либо нужно было дотронуться до куклы-марионетки, «волшебного кристалла» (ночника) и других «сказочных» вещей. Далее, в песочнице, обязательно шло восстановление сказочной с граны: строились горы, копались реки, из веточек и сухих цветов сажались леса и луга, ставились на место дворец короля и дома его слуг. Все это было направлено на воспоминание прошлых занятий, развитие памяти, как зрительной, так и
тактильно-кинестетической, мелкой моторики, восприятия. Затем шел сказочный рассказ о приключениях Короля и его слуг-чувствах. Соответственно к каждому чувству подбирались игры и упражнения («Грустное блюдо», «Спрячем злость под краску», «Картина страха», «Ссора», «Любящее сердце» и т.д.). Знакомство с каждым слугой-чувством сопровождалось релаксацией, которая была направлена на «проживание» этого чувства (его запах, звуки, образ, цвет и т.д.), а затем обязательно проходило обсуждение того, что и как каждый ребенок представлял и чувствовал. Практически на каждом занятии дети делали рисунки, коллажи, аппликации, так как для адекватной самооценки очень важно видеть продукт своего труда. Участники групп учились определять чувства по пиктограммам, фотографиям, рисункам. Хорошо запомнили дети и одного из героев занятий - Меру, которая помогала им контролировать свои чувства, развивать произвольность. Обязательно, в каждом занятии присутствовали и двигательные упражнения («Танцы злости», «Рубим дрова», «Дракон», «Танец с куклами» и др.). По окончании занятий проводилась повторная диагностика, которая показала, что даже если сейчас нет видимых поведенческих изменений, то работа во внутреннем плане идет практически у всех детей: выработалась более адекватная самооценка, дети стали более внимательны к своим чувствам и чувствам других, соотнося их с ситуацией. Кроме того, если на первых занятиях дети были малоактивны в обсуждении и интерес проявляли лишь к двигательным играм и рисованию, то после 5-6 занятий они стали осознанно выполнять практические задания типа: «опиши, что ты чувствовал», «расскажи, как это было у тебя», «представь, что будет, сели...» и т.п.
Все это, кроме прочего говорит о расширении словарного запаса и развитии устной речи.
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности воспитателя и психолога является работа с родителями, потому что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка).
Главную роль играет семья – ее терпение, совместные, объединенные усилия родителей и педагогов. Поэтому одним из актуальных методов психолого - педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье, поддержка ребенка и организация помощи.
Необходимо систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми.
Для совместной работы с родителями используются различные формы:
- коллективные формы, собрания, тематические лекции, оформление стендов, проведение открытых занятий, индивидуальное консультирование, беседы;
- проведение открытых занятий.
Представленная программа взаимодействия педагога – психолога и воспитателя логопедической группы позволяет, во – первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально – психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во – вторых, четко сформулировать объективное заключение а развитии ребенка и в - третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий педагога – психолога и воспитателя логопедической группы позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
В целом, реализацию данной программы можно считать успешной и для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.