2. Мотивационный
| -Кто-то из вас слышал о передаче «В мире животных»? Вот с такой мелодии она начиналась. Ведущим этой программы был Николай Дроздов. Слайд1 + видеоролик из передачи «В мире животных». И как вы думаете, о чем он рассказывал? Любил он животных?
-Конечно, любил. Он рассказывал интересные факты о животных. Например, вы знали, что у тигров не только полосатый мех, но и кожа? А у белых медведей белый мех, но черная кожа? А зебра никак не может определиться, белая она в черную полоску или черная в белую? А вы хотите узнать больше интересных фактов о животных? Тогда начнем наш урок. На доске прикреплены ячейки разного цвета, на каждой из них спрятана интересная информация о каком-либо животном, и в течение урока мы с вами эти ячейки откроем и узнаем для себя что-то новое о мире животных. |
Слушают мелодию из передачи «В мире животных». Дети: «Николай Дроздов рассказывал о животных: где живут, что едят, как выглядят. Мы думаем, он любил животных». |
3.Постановка темы и цели урока.
3. Ориентировочный | Ответьте на вопросы и укажите первую букву каждого ответа (дети по одному выходят к доске и выкладывают тему урока) Назовите отчество Владимира Дурова. (Леонидович) Назовите отчество Виктора Драгунского. (Юзефович) Назовите фамилию писателя, который написал рассказ «Мышонок Пик». (Бианки) Назовите имя Соколова – Микитова. (Иван Сергеевич) Назовите фамилию писателя, который написал рассказ «Про обезьянку». (Житков) Назовите отчество писателя Белова. (Иванович) Назовите имя писателя Белова. (Василий) Как называется рассказ Виктора Юзефовича Драгунского? («Он живой и светится») Как называется рассказ Василия Ивановича Белова? (Ещё про Мальку) - Прочитаем: «Люби живое». А сейчас, вспомнив, с чего я начала урок, о какой передаче вспомнила, о чем и о ком она была, опираясь на задание, которое вы выполняли, скажите мне, а какая же тема нашего урока? Слайд 2. -Попробуйте сформулировать задачи нашего урока, используя слова обобщить, вспомнить, узнать…
-Зачем этому надо учиться? -Проверим, хорошо ли вы усвоили содержание этой темы и насколько внимательно читали произведения. - И для начала я предлагаю вамвыполнить задания на карточках . Задание: Соотнесите название произведения с автором.
М.М.Пришвин «Листопадничек» В.И. Белов «Моя Родина» И.С.Соколов-Микитов «Ещё про Мальку» В.В. Бианки «Мышонок Пик» Б.С. Житков «Капалуха» В.П. Астафье «Про обезьянку» В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» «Малька провинилась»
- Поменяйтесь карточками, возьмите карандаш или ручку другого цвета, и если вы считаете, что где-то есть ошибка, исправьте ее. -Давайте проверим, что должно было получиться. Слайд 3. Пришло время открыть одну из ячеек.
| Отвечают на вопросы. Определяют тему и цель урока.
Дети: «Закрепление знаний по разделу «Люби живое». Дети: «Обобщить знания по разделу, вспомнить прочитанные произведения, узнать новое о животных»
Дети: «Чтобы стать грамотным читателем».
М.М.Пришвин «Листопадничек» В.И. Белов «Моя Родина» И.С.Соколов-Микитов «Ещё про Мальку» В.В. Бианки «Мышонок Пик» Б.С. Житков «Капалуха» В.П. Астафье «Про обезьянку» В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» «Малька провинилась»
Выполняется взаимопроверка
Фронтальная проверка с учителем.
Дети называют цвет карточки, один учащийся зачитывает информацию. |
4. Практический
Физкультминутка | -А сейчас я предлагаю вам вспомнить, с какого произведения начинается раздел «Люби живое»? - Посмотрите на портрет писателя, назовите его фамилию, имя, отчество. Слайд 4.
- Прочитаем выразительно отрывок.(Текст читают цепочкой 7 учащихся) - Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина?
- Почему автор назвал свое произведения «Моя Родина»?
-Так с чего же начинается у человека Родина?
- Закроем глаза и представим, какие картины вы бы нарисовали? (Музыкальная минутка. Звучит песня «С чего начинается Родина?») - Что вы представили? - В каком предложении заключена главная мысль писателя? Открываем следующую ячейку.
- А сейчас я предлагаю вам поработать в паре и проверить, насколько внимательно вы читали произведения. Перед вами карточки с заданием: необходимо решить кроссворд. Задание на карточках:
1. Как звали мышонка в рассказе В.В.Бианки? 2. На чём путешествовал мышонок Пик? 3. Кто написал рассказ про обезьянку? 4. Какое лекарство давали обезьянке Яшке? 5. Кто приютил зайчонка Листопадничка? 6. Кто злейший враг бобров? 7. Как в Сибири называют глухарку?
- Молодцы, с заданием справились. Откроем следующую ячейку и узнаем еще что-то новое о животных.
- Ребята, а сейчас скажите,что общего и различного в произведениях И.С.Соколова-Микитова и В.В. Бианки. Слайд 5.
- Что узнал Листопадничек во время своего путешествия? А что же пришлось пережить бедному Пику? Чему научился Пик во время своего путешествия? -Откроем следующую ячейку.
- Что общего в произведениях В.И.Белова и Астафьева? Сравнить поведение Мальки и капалухи… Слайд 6.
- Откроем следующую ячейку. - Молодцы, пришло время открыть новою ячейку. -С содержанием какого рассказа можно связать слова известного французского писателя и летчика А. Сент – Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Слайд 7.
- Молодцы, пришло время открыть новою ячейку.
|
Дети: «Моя Родина».
Дети: М.М. Пришвин.
Дети: «Родители, родимый, родной, рождение».
Дети: «Это малая родина писателя, его родные места, место, где он родился».
Дети: «С малой родины».
Дети: « Родина начинается с родного дома, родной природы, родных и близких людей».
Дети: «Охранять природу - значит охранять Родину». Один учащийся- у доски.
Работают в паре, отгадывают кроссворд.
1. Как звали мышонка в рассказе В.В.Бианки? (Пик) 2. На чём путешествовал мышонок Пик? ( Корабль) 3. Кто написал рассказ про обезьянку? (Житков) 4. Какое лекарство давали обезьянке Яшке? (Касторка) 5. Кто приютил зайчонка Листопадничка?(Бобры) 6. Кто злейший враг бобров?(Выдра) 7. Как в Сибири называют глухарку? (Капалуха).
Дети выбирают цвет ячейки, один учащийся зачитывает информацию о животных.
Отвечают на вопросы, анализируют, проводят сравнение, высказывают своё мнение.
Один учащийся читает информацию из ячейки.
Дети: «Малька и капалуха – самоотверженные мамы, способные стать на защиту своего потомства».
Один учащийся зачитывает информацию из ячейки.
Дети: «Б.С.Житков «Про обезьянку Яшку».
Один учащийся зачитывает информацию из ячейки. |
5. Рефлексивно – оценочный. | - Мы справились со всеми заданиями, мы все можем сегодня похвалить себя и друг друга за работу на уроке.
- Ребята, вспомните, какие задачи мы с вами ставили в начале урока. Подумайте и скажите, все ли поставленные задачи мы выполнили? Чему учат авторы изученных произведений? -Домашнее задание :учебник с.106 вопрос 3,с.108 в.12 (письменные ответы в тетрадь по чтению). Слайд 8.
- Хотелось бы закончить наш урок небольшим стихотворением. Слайд 9.
- Ребята вы все молодцы, все старались, спасибо вам за урок. Слайд 10.
|
Дети: «Они учат любить и уважать природу, бережно к ней относиться».
Один из учеников читает стихотворение. Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен, будет пусть твой век Травой душистой на лугу. И трелью птиц веселой, звонкой, И шумным плеском родника, И гроздьями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом, и дубрав. Берегите эту Землю, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! |