Доклад: «Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе»

Зуева Татьяна Александровна

Гуманность — это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями и состраданиями и реализуется в общении и деятельности, в актах содействия, помощи.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном, гуманном отношении человека к миру природы. Это связано с потребительским и часто агрессивным отношением к природе, девальвацией нравственных ценностей. Эти и другие негативные тенденции деструктивно влияют на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него воспитывается прагматичное, антигуманное, а порой и жестокое отношение ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumannost.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                                                                «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 52»                                                                                                                                                             ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                                                                                              413105, Одесская, д.5,  г. Энгельс, Саратовская область, тел. 95-05-04

 «Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе»

Составила:
Педагог - психолог
Барышева Татьяна Александровна

Гуманность — это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями и состраданиями и реализуется в общении и деятельности, в актах содействия, помощи.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном, гуманном отношении человека к миру природы. Это связано с потребительским и часто агрессивным отношением к природе, девальвацией нравственных ценностей. Эти и другие негативные тенденции деструктивно влияют на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него воспитывается прагматичное, антигуманное, а порой и жестокое отношение ко всему живому. Из сказанного следует, что формирование нравственной, гуманной личности необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей нравственно-ориентированной деятельности в природе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева и др.). У дошкольников появляется бескорыстная нравственная мотивация: они начинают испытывать потребность в проявлении добра, заботы о ком-либо, осознавать обязанности как перед другими людьми, так и перед объектами живой и неживой природы. Кроме того, они становятся способными понимать и оценивать значимость своих нравственных качеств, совершаемых поступков.

Природа представляет собой богатый материал для воспитания у дошкольников гуманизма. Общение с ней побуждает детей к размышлению о ценности всего живого, об ответственности каждого человека за все, что происходит с ним. Иногда ребенку не просто выразить и проявить гуманное отношение ко взрослому, сверстнику, значительно легче это сделать во взаимодействии с природой, когда дошкольник чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим.

В дошкольном учреждении педагог имеет возможность целенаправленно формировать у ребенка гуманные качества, отслеживать динамику произошедших изменений в его нравственной сфере. Следует исподволь подводить дошкольников к тому, что необходимо не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им посильную, действенную помощь; важно сформировать у них понимание того, что животные и растения нуждаются в бережном и заботливом отношении к ним.

Экологически целесообразное поведение представляет собой совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интерес к явлениям природы, понимание специфики живого организма, его потребностей, умение создавать для него необходимые условия; желание эмоционально откликаться на состояние животных и растений, их красоту. Отсюда следует, что воспитание у детей дошкольного возраста данного поведения возможно, но оно должно осуществляться системно, через единство формирования положительных чувств, знаний и навыков нравственно-ориентированной деятельности в природе.

Эта деятельность будет эффективной, если опираться на присущую дошкольнику эмоциональность, на положительные чувства к природным объектам, которые в свою очередь будут мотивировать детей на приобретение природоведческих знаний и на осознанное, гуманное поведение в окружающем мире. С этих позиций особенного внимания заслуживает развитие у детей таких чувств, как эмпатия, сопереживание, сочувствие, так как они основаны не на рациональном (прагматическом) взаимодействии с природой, а на желании эмоционально откликнуться на ее нужды, оказать помощь, заботу.

Следует учитывать, что взаимодействие с природой вызывает у ребенка яркие эмоциональные переживания, стремление испытывать эти чувства снова и снова. У дошкольника появляется желание быть рядом с объектами природы, оказывать им посильную помощь.

Для формирования гуманного отношения к природе необходимо, чтобы ребенок овладел системой экологических знаний, основанных на естественно-научных идеях: единстве живого и неживого; приспособленности живого организма к среде; многообразии и изменчивости природы; видении человека и природы как единого целого. В основе познания детьми природного мира лежит интерес, который постепенно приобретает познавательную направленность, если основан на «эффекте новизны» (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, С.Г. Якобсон и др.). У дошкольников можно формировать достаточно стойкий и глубокий познавательный интерес к природному окружению, если опираться на эмоции ребенка, вызывать у него чувства радости, грусти, удовольствия, развивать стремление к познанию и др. (Н.Ф. Виноградова).

Доказано, что общение ребенка с объектами природы происходит благодаря непосредственной деятельности, в которой дошкольник активно познает окружающий мир, усваивает нормы и правила поведения и взаимоотношений с животными и растениями.

Гуманное, осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам живой природы воспитывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, которые составляют его непосредственное окружение.

Особенность воспитательно-образовательного процесса заключается в том, что формирование гуманного отношения к живым объектам должно осуществляться во всех видах детской деятельности: бытовой, трудовой, игровой, учебной, художественной, что позволяет обеспечить дошкольникам систематическое, непосредственное, эмоционально-насыщенное взаимодействие с животными и растениями.

Эффективность сформированности нравственно-ориентированного поведения в природе определяется его прочностью и гибкостью, то есть способностью проявить его не только в привычных условиях взаимодействия со знакомыми объектами, но осуществлять перенос на другие объекты, требующие заботы.

Основные формы работы с родителями: родительские собрания, тематические родительские собрания, групповые консультации, индивидуальные беседы, совместная с детьми деятельность по озеленению детского сада и групповых комнат, праздники и коллективные творческие вечера, субботники по благоустройству территории детского сада (осень, зима, весна).

Выявлено, что достаточно эффективными являются тематические собрания (например, «Несколько шагов к заботливому отношению» и др.). На таких собраниях сообщаются теоретические сведения (что такое заботливое отношение, как его понимают дошкольники, кто в семье может стать объектом такого отношения) и др.

Для приобретения опыта заботливого отношения к природным объектам детям предлагали ситуацию, когда появлялась возможность проявить гуманное отношение к живым объектам. Такой методический прием способствовал актуализации навыков и привычек экологически целесообразного поведения, стимулировал различные проявления непрагматической мотивации при взаимодействии с животными и растениями. У детей развивались рефлексивные действия, совершенствовались оценочные суждения по отношению к себе и к поведению сверстников, формировалось умение замечать неблагополучие в состоянии живых объектов и исправлять его самостоятельно или с помощью взрослого.

Технология воспитательно-образовательного процесса работы в этом направлении ориентирована на организацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Взрослые являются инициаторами и партнерами по ее осуществлению (участие в совместном труде, решение реальных проблемных ситуаций).

Список литературы

Виноградова Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних дошкольников / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1993. - 80 с.

Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л.С. Выготский // Психология личности (тексты) / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Просвещение, 1992. - С. 161-165.

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей /

С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 1993. - 27 с.

Нисканен Л.Г. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие для студентов вузов заочной формы обучения / Л.Г. Нисканен. - М.: МГПУ, 2011. - С. 51-63.

Прокопова А.В. Формирование у старших дошкольников готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Прокопова. - М., 2011. - 207 с.