Осень
1. Наблюдение за живой природой.
2. Наблюдение за неживой природой.
3. Наблюдения за трудом взрослого.
4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.
Осень
1. Наблюдение за живой природой.
2. Наблюдение за неживой природой.
3. Наблюдения за трудом взрослого.
4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 31.1 КБ |
Распределение материала прогулок по временам года.
Осень
А. Наблюдение за растениями.
Цветы: Взрослый выясняет, какие названия цветов знакомы детям, после чего начинает рассматривать с детьми цветы на клумбе, называя их. Младшие дети учатся показывать и называть 2-3 цветка, их цвет, величину. Старшие дети называют 3-4 цветка, с помощью взрослого различают части растения, сравнивают: высокий или низкий цветок.
Овощи, фрукты: Дети отыскивают на грядке овощи, которые смотрят на солнышко, те, которые спрятались в листве и в земле, называют их. Узнают у взрослого, где растут фрукты. Младшие дети могут узнавать и показывать -4 плода, называть их величину, цвет. Старшие называют 5-6 плодов, уточняют с помощью взрослого их запах, вкус.
Ягоды: Знакомятся с 2-3 сортами ягод, пробуют их на вкус, вдыхают их аромат. Рассказывают, какие любят ягоды.
Листья: Дети упражняются в различении осенних листьев, по цвету, величине, форме. Знакомятся с явлением - листопад.
Куст, дерево: Необходимо показать детям отличительные признаки куста и дерева. Рассмотреть их строение, научить различать тонкий и толстый ствол дерева. Познакомить с кленом, рассмотреть его яркий осенний наряд.
Желуди, шишки: Собирая этот природный материал, поддерживать интерес детей образными действиями и сравнениями: шишка похожа на ёжика, у желудя шляпка, как у человека.
Гриб: Рассматривать его строение, дать детям новое понятие: хрупкий. Рассказать, кто из лесных жителей лакомится им, кто заготавливает его на зиму, кто им лечится.
Б. Наблюдение за животными.
Котенок, щенок: При наблюдении младшие дети называют характерные части тела и демонстрируют движения животного. Старшие учатся правильно отвечать, чем кормят животных, как зовут маму, как котенок играет. Вместе со взрослым дети определяют: лакает, грызет, придумывают ласковые прозвища.
Кошка с котенком, собака со щенком: Необходимо учить различать характерные признаки внешнего вида. Познакомить с особенностями поведения этих животных. При наблюдении младшие дети отвечают на вопросы, что делает мама-кошка, что делает детёныш, как зовут маму. Старшие отвечают, зачем кошка лижет котёнка, почему собака виляет хвостом, как называется её дом. Дети запоминают, что у домашних животных есть шерсть, острые зубы.
Белка: По возможности наблюдать с детьми за белкой в естественных условиях, обращая внимание на её шубку, хвостик. Рассказать, чем она питается, как передвигается. Угостить белочку.
Ёж: При встрече с ним обратить внимание детей на колючий клубок иголок. Рассказать об этом безобидном животном. Младшие дети подражают: фыркают как ёжик. Старшие дети запоминают, чем он питается.
В. Наблюдение за птицами.
Взрослый обогащает представления детей: «Разгребаю землю лапками, ищут зернышки, червячков. Клюют клювом, не носом».
Курица, петух: Младшие дети сами называют птиц, имитируют их голоса, рассматривают гребешок, оперение петуха. Старшие узнают, каково строение тела, чем кормят, как созывают. Запоминают: у птиц 2 крыла, 2 лапы, перья, клюв, зубов нет.
Формировать представления детей о ее основных признаках.
Сезонные и погодные явления: Наблюдать за сезонными изменениями в природе, связывая их с непосредственным опытом каждого. Уточнять, закреплять первоначальные представления, например, осень – желтого цвета. Обращать внимание детей на хмурый день, ненастную погоду, затяжной дождь. Осень бывает ещё и хмурой, дождливой, холодной. Впечатления о разных погодных явлениях ярко запечатлены в художественных произведениях, которые слушаю дети.
Вода: В теплое время года знакомить детей со свойствами воды, организуя разнообразные игры под своим строгим контролем.
Песок: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка. Учить определять его пригодность для игры на ощупь, по цвету. Учить пользоваться формочками, строить первые холмики-домики.
Глина: Знакомить со свойствами. Вместе с детьми лепить по их желанию разнообразные предметы.
Камешки, ракушки: Собирать природный материал, отмечать с младшими детьми их разнообразную поверхность, величину. Старшие учатся первоначальному счету.
Дворник, прачка: Знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитывать уважение к людям труда, поддерживать желание помогать.
Наблюдать за сбором урожая в огороде, фруктовом саду. Помогать в сборе урожая.
Наблюдать за движущимся транспортом. Младшие дети учатся различать и называть виды общественного транспорта. Старшие дети следят за соблюдением правил дорожного движения (знакомство с пешеходными дорогами и т.д.). Учатся различать основные части легковых машин.
Совершая целевую прогулку к водоёму, в парк, на опушку леса, дети приобщаются к миру прекрасного, учатся любить родную природу.
Зима
А. Наблюдения за растениями.
Ёлка, береза: Продолжать работу, начатую осенью. Закреплять в памяти детей понятия дерево, куст. Объяснить, как отличить дерево от куста.
Познакомить детей с березой (белоствольной), отметить: листьев на ветках зимой нет. Показывая ёлку, вспомнить о новогоднем празднике. Указать, какие у ёлки иголки, пушистые лапы. Уточнять понятия: ствол толстый, тонкий.
Б. Наблюдение за животными.
Кролик, заяц: Наблюдая за кроликом, младшие дети учатся отмечать характерные особенности строения его тела, подражают движениям. Старшие повторяют: 4 лапы, 2 длинных уха, шерсть. Сравнивают братца-кролика и братца-зайца. Взрослый рассказывает: зимой у зайца меняется цвет шерсти.
Лесные звери: В процессе наблюдения уточняется окрас их шерсти, как называются жилища лисы, медведя. Взрослый рассказывает, как лесным жителям голодно зимой, вызывая у детей чувство сострадания.
Младшие дети находят и показывают 1-2 лесных животных, имитируют их движения, голосовые реакции. Старшие называют 3-4 зверей, вместе со взрослым отмечают: у них 4 лапы, 2 уха, хвост, шерсть, зубы. Все вспоминают сказки о лесных зверях.
В. Наблюдения за птицами.
Воробей, голубь, ворона: Обращать внимание детей на поведение птиц. Объяснять, как им голодно зимой, учить заботиться о живых существах. Младшие дети называют отдельных птиц, имитируют их движения, голосовые реакции. Старшие перечисляют знакомых птиц, их повадки, отмечают: у птиц 2 лапы, 2 крыла, перья, клюв, зубов нет.
Сезонные и погодные явления: Во время сборов на прогулку подготавливать детей к восприятию сведений о зиме. С младшими выучить названия зимней одежды и обуви, со старшими – назначение. Представления о зиме дети получают во время наблюдения падающего снега, яркого зимнего дня, во время игр и забав.
Снег и лёд: Рассказывать детям о природном материале: снеге, льдинках разной формы. Разнообразные игры-забавы, активные действия самих детей способствуют закреплению первых детских представлений о свойствах снега, льда. Познакомить детей с явлением снегопад. Сказать: зима белого цвета.
Дворник: Продолжать знакомить детей с трудом взрослых в зимних условиях (новые орудия труда, новые трудовые действия).
Шофер, строитель: Показать и рассказать о работе шоферов на разнообразных машинах, работе строителя. Дать название одежды строителя и её назначение. Подчеркнуть значение труда рабочих для общества.
Помогать младшим детям перечислять виды общественного транспорта. Учить отличать грузовую машину от фургона. Старшие дети узнают о назначении грузовика, фургона, машины скорой помощи и пожарной машины. Наблюдать за разнообразной работой машин по уборке снега. Знакомить детей со светофором, его трёхцветным сигналом.
Целевая прогулка на участок детей старшей группы – праздник для малышей. Совершить экскурсию на площадь, где установлена новогодняя ёлка. Рассматривать её украшения, рассказывать детям о предстоящем празднике.
Весна
А. Наблюдения за растениями.
Луговые и садовые цветы: Наблюдать за распускающимся бутоном-домиком у цветка. Рассматривать первые весенние цветы. Элементарное умение различать цветы изменяет поведение ребенка. Он начинает приглядываться к окружающей природе, радоваться встрече со знакомыми растениями, наклоняться, чтобы их рассмотреть, потрогать, но не сорвать. Увидев незнакомое растение, просить назвать его.
Младшие дети находят и называют 1-2 цветка. Уточняют их цвет и величину. Старшие знают строение цветка и 3-4 наименования его частей. Сравнивают стебель: длинный или короткий, длиннее или короче.
Трава, листья: Дети сами называют траву. Взрослый уточняет: травушка-муравушка, трава шелковая. Взрослый обращает внимание детей на почки-домики у листьев. Все вместе рассматривают первые клейкие листочки, нюхают их.
Дерево, куст: Закрепить названия: береза, елка. Обратить внимание на красоту цветущих фруктовых деревьев: много цветов, на их месте вырастут яблоки, вишни, и т.д. Старшие дети закрепляют представления о строении дерева (ствол, ветки, листья).
Б. Наблюдение за животными.
Козленок, теленок: Издали наблюдать, как взрослый гладит животное, кормит его. Дети узнают о строении тела, характерных движениях. Младшие могут перечислять и имитировать действия, голосовые реакции. Старшие знают части тела, чем питается животное. Взрослый уточняет: жует траву, на ногах копытца, подрастет – появятся рожки. Коза и корова дают молоко.
В. Наблюдение за птицами.
Цыплята: Младшая группа называет цвет оперения, перечисляет действие цыплят, показывает их. Старшие узнают, как пьют, чем клюют цыплята, как зовут их папу и маму. Взрослый говорит: курица прячет цыплят под крыло, если им холодно; созывает (квохчет), оберегает цыплят. Курица несет яйца.
Гусь, утка: При возможности рассматривать домашнюю птицу, отмечать характерные части тела гуся, окрас птиц. Сказать, как созывают птиц. Закреплять представления: любят плавать, щиплют траву.
Воробей, голубь, ворона, скворец: Обращать внимание на изменения в поведении птиц. Заботиться о них, продолжать кормить. Младшие называют 2-3 птицы, а старшие 3-4. Обогащается словарный запас детей, в их лексиконе появляются слова: чирикают. Воркуют, каркают. Дети слушают рассказ о скворце-певце, узнают, как называется его дом и дома других птиц. Обогащается представление детей: у птиц 2 крыла, 2 лапы, перья, клюв, зубов нет.
Г. Наблюдение за насекомыми.
Жук: Предоставить детям возможность с помощью лупы рассмотреть строение его тела. Вызывать доброе отношение к живому существу.
Муравей: Рассказать детям о больших тружениках, которых все уважают и никто не обижает. Осторожно следуя по тропе, проследить путь муравья. Воспитывать у детей бережное отношение к насекомым.
Важно вызывать живой интерес к изменениям, происходящим в природе, воспитывать эстетические чувства.
Сезонные и погодные явления: Обращать внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, солнечные блики. Люди сменили одежду. Уточнить – почему. Познакомить с весенним явлением – град. Сообщить, что весна зеленого цвета.
Сосульки, ручьи, лужи: В беседе с детьми выяснять, какие бывают сосульки: большие, маленькие, толстые, тонкие, прозрачные, твердые, холодные. Слушать песню капели.
Камешки, ракушки: Учить разнообразно действовать с природным материалом (см. раздел «Осень»).
Продолжаются наблюдения за трудом дворника. Отмечаются его специфические действия и орудия труда. Закрепляются знания детей о работе прачки, шофера.
Во время высаживания рассады и посева семян на огороде и в цветнике проводятся наблюдения за трудом взрослых и детей старших групп. Детей учат уважать труд взрослых, побуждают включаться в совместные трудовые действия.
Наблюдать за работой разнообразных машин. Пояснить: человек придумал машины для того, чтобы облегчить себе труд.
Рассказать и показать детям, что продукты привозят в продовольственный магазин машины-фургоны.
Проводить целевые прогулки в парк, на луг, в поле с целью формирования эстетических чувств, любви к родному краю.
Лето
А. Наблюдения за растениями.
Цветы: Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о луговых и садовых цветах. Дети узнают названия новых цветов, младшие различают и называют 2-3, а старшие 3-4 цветка. Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
Овощи, фрукты, ягоды: Закрепляется представление детей о плодах и ягодах, их названия, показываются характерные признаки (цвет, форма, величина, запах, вкус). Учить детей определять знакомые ягоды. Младшие дети называют по 2-3 плода, знают названия 2 видов ягод. Старшие дети могут определить плоды и ягоды по вкусу и запаху, знают до 3-4 наименований овощей и фруктов, до 2-3 видов ягод. Сравнивают их по величине (крупные, мелкие).
Листья: Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру. Младшие уточняют их форму и величину, старшие уточняют: узкий, широкий лист.
Куст, дерево: Обучать детей различать куст и дерево. Различать березу и дуб, рассматривать их листья. Старшие дети упражняются в определении: толстый или тонкий ствол, высокое или низкое дерево.
Б. Наблюдения за животными.
Козленок, теленок: Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют: 4 ноги с копытами, 2 уха, 2 глаза, шесть, зубы.
В. Наблюдение за птицами.
Курица, петух, гусь, утка: Упрочивать представления детей о домашней птице ( см. раздел «Осень», «Весна»). С младшей группой уточнять, как называется птица, цвет её оперения, как она «разговаривает», как зовут птенцов. Старшая группа отвечает на вопросы, кто из птиц плавает, кого как созывают люди. Педагог должен отметить заботу людей о домашней птице.
Г. Наблюдение за рыбой.
У водоёма организовать наблюдение за рыбой, пойманной рыбаком. Младшие отмечают плавники, хвост. Старшие закрепляют представления: живет в воде, плавает; запоминают места обитания, отличительные особенности строения тела, корм.
Д. Наблюдение за лягушкой.
Взрослый рассказывает об этом полезном существе, формируя у детей правильное отношение: не бояться, не обижать. Младшие имитируют движения, голосовые реакции. Старшие узнают о среде обитания, корме.
Е. Наблюдение за насекомыми.
Бабочка, мотылек: Любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы. Дать понятие хрупкая (см. раздел «Осень»), мотылёк – «живой красивый цветок». Формировать у детей бережное отношение к насекомым.
Кузнечик: Слушать его стрекотание, наблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызывать у детей доброе отношение к этому безобидному существу.
Божья коровка, жук: При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вреда.
Подводя итоги систематической работы с детьми по ознакомлению с живыми объектами, следует отметить, что младшие дети с помощью взрослого могут называть характерные действия живых существ:
- бегает, прыгает, скачет, летает, плавает;
- лакает, грызет, жует, клюет, пьёт;
- как «разговаривает», как зовут взрослых и юных особей.
Старшие дети учатся активно использовать слова, обозначающие характерные признаки и особенности поведения живых существ, определять различия между животными и птицами.
Сезонные и погодные явления: Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Разнообразные наблюдения за животным и растительным миром, за яркими сезонными явлениями помогают сформировать представления о лете, его характерных особенностях. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию – лето красное. Показать яркое сезонное явление – радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды.
Вода, песок, глина, камешки, ракушки: Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов (см. раздел «Осень») уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей.
Продолжать работу, включая детей в выполнение трудовых действий воспитателя. Побуждать детей принимать участие в сборе урожая вместе с детьми старших групп.
Отметить, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много машин легковых и грузовых. Отметить, что надо быть осторожным. Ещё раз поговорить про светофор.
В летнее время целесообразно проводить целевые прогулки в парк, к водоёму, на опушку леса. Здесь дети много двигаются, прислушиваются к пению птиц, учатся различать луговые цветы. Младшие узнают названия 1-2, а старшие – 3 цветков. Могут встретить ежа, лягушку, увидеть гриб, понаблюдать за насекомыми. Все это воспитывает у детей чувство прекрасного, любовь к родной природе.
Помимо разнообразных наблюдений, в течении года детям предлагается на прогулке и дидактические задания разнообразной формы.
Младшие дети с удовольствием тренируются в определении цвета, формы, величины встречающихся на прогулке объектов. С интересом они выполняют дидактические задания типа «Найди и покажи».
Старшие дети учатся сопоставлению величин: больше-меньше, длинный-короткий, толстый-тонкий, узкий-широкий.
Все дети осуществляют действия на установление различий температурных (тёплый, холодный), весовых (легкий, тяжелый), тактильных (гладкий, шероховатый, колкий), вкусовых (сладкий, кислый), обонятельных. Детям предлагаются дидактические задания в виде загадок: угадай, что…, и игровых упражнений: раз, два, три- к березе беги!
В течении года детям предлагают выполнять трудовые действия разной мотивации:
- помощь взрослому ( поможем дворнику полить цветник).
- забота о каком-либо живом существе ( покормим цыплят, сделаем кормушку птицам).
- сооружение построек с целью развертывания сказочных сюжетов ( по сказке «Теремок» и т.д.).
- украшение участка ( снежная клумба, ледяная полянка).
- самостоятельная игра ( лабиринт и т.д.).
В течении всего года дети с удовольствием принимают участие в предлагаемых взрослым подвижных играх, которые несут в себе огромный эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей.