Адаптационный проект "Волшебное облако"
Детско-родительский проект с целью сплочения родительского коллектива, формирования навыка работы в группе, умения слушать, уважать мнение другого человека, стимулирования творческой работы с детьми в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnoe_oblako.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Волшебное облако»
Автор проекта: педагог-психолог 1 кв.категории Чиркова С.В.
Участники проекта: родители второй младшей группы, воспитатели, дети.
Тип проекта:
- по доминирующей деятельности – творческий,
- по составу участников – групповой (все желающие),
- по срокам реализации – средней продолжительности (3 месяца: июль - сентябрь),
- по характеру контактов – родитель-воспитатель, в рамках ДОУ; родитель-ребенок, в домашних условиях.
Состав проектной группы:
- руководитель проекта – педагог-психолог
- участники – дети и родители второй младшей адаптационной группы, воспитатели данной группы, муз. руководитель.
Цель проекта: сплочение родительского коллектива, формирование навыка работы в группе, умения слушать, уважать мнение другого человека, стимулирование творческой работы с детьми в домашних условиях.
Задачи проекта:
1. Способствовать сплочению родительского коллектива группы.
2. Формировать навык работы в коллективе, развивать умение слушать и уважать мнение другого.
3. Способствовать созданию условий для совместной творческой активности детей и родителей.
Актуальность проекта.
Поступление в новое дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка и родителей определенными психологическими трудностями.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или к негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
В связи с этим, основной и первостепенной задачей в адаптационный период является снятие стрессового состояния не только у ребенка, но и у его родителей, а затем установление эмоционального контакта с ними.
Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Снять чрезмерное напряжение и тревогу родителей помогают:
- полная ориентировка родителей во всей жизнедеятельности детей в группе,
- установление доверительных отношений с сотрудниками дошкольного учреждения,
- знакомство с другими родителями детей группы, общение и совместная деятельность с ними.
Осведомленность родителей о жизнедеятельности детей в группе осуществляется в полном объеме воспитателями, педагогом-психологом, мед. работниками и администрацией. А установление доверительных отношений между родителями группы, между родителями и сотрудниками ДОУ достигается медленными темпами в течение первого года пребывания в детском саду.
Проблема адаптации родителей к новому коллективу остается практически неразработанной. Необходимым условием их успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сплочение родительского коллектива группы и стимулирование творческой работы с детьми в условиях ДОУ и дома.
Обеспечение проектной деятельности: листы плотного ватмана, клей, ножницы, степлер, фотография каждого ребенка, арт-материалы (пальчиковые краски, фломастеры, цветная бумага и салфетки, блестящая бумага и фольга, цветные нити, природные материалы и др.), отпечатки детских ладошек.
Предполагаемый результат:
- Сплоченный родительский коллектив.
- Установление доверительных отношений между родителями, воспитателями и специалистами детского сада.
- Творческая активность детей и родителей.
- Презентация коллективной работы «Волшебное облако» на празднике.
Проблема - когда на заключительном этапе периода адаптации родители приходят на традиционный праздник знакомства с семьей «Здравствуйте – это мы!», всегда возникает вопрос: у родителей – как побороть стеснение выступить на публику, где найти идеи для самопрезентации, у воспитателей - чем можно заинтересовать родителей на участие в празднике. Адаптация проходит у всех по-разному. Кто–то с удовольствием приходит в детский сад и включается в его жизнь, а кому-то уж очень хочется домой или «работа не позволяет». Поэтому необходима деятельность интересная, необычная, такая, которая может привлечь внимание каждого родителя.
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной (продуктивный), итоговый.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный. Родителям необходимо сделать АРТ-объект «Волшебное облако». В оформлении необходимо использовать фотографию своего ребенка и цветные отпечатки его ладошек. Вы должны выслушать все мнения и пожелания участников и прийти к общему решению при выполнении работы. Необходимо создать эскиз будущей работы.
Обратите внимание: эта работа будет представлена детям адаптационной группы и сопровождать их весь период нахождения в группе. Поэтому она должна быть яркой, креативной и позитивной.
2 этап – продуктивный. Этап непосредственного создания коллективной работы. После создания эскиза можно организовать работу по группам. Одна группа оформляет фотографии, другая – украшает облако и т. д.
Обратите внимание: в процессе работы возможны коррективы и изменение эскиза. Обсуждение изменений происходит совместно со всей группой родителей.
3 этап – итоговый. На этом этапе готовая работа представляется вниманию детей на празднике-знакомстве с семьями воспитанников «Здравствуйте – это мы!». По сценарию в начале праздника родители подводят своего ребенка к «Волшебному облаку», находят его фотографию, проговаривают его имя, сравнивается ладошка с цветным отпечатком и происходит представление семьи, её традиций, ценностей, увлечений. После праздника коллективное «облако» размещается в помещении группы, где происходит обсуждение, что особенно нравится каждому ребенку в этой работе.
Обратите внимание: дети должны слышать имена других детей и уметь находить не только свою фотографию, но и фотографии остальных воспитанников.