Живой мир 5 кл.(рабочая программа).
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа №2124 (СП-30)
РАССМОТРЕНО на заседании УТВЕРЖДАЮ
МО учителей …………………… Директор школы
протокол № ………. ________________ Л.Л. Рыжих
«____» ____________ 20__ г. «____»_____________20__г.
Рабочая программа
Название предмета «ЖИВОЙ МИР»
Класс 5 «В»
Учебный год 2015-2016
Общее кол-во часов 31, кол-во часов в неделю 2
Учитель Буланова М.В.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________________________
«____» _____________ 20__ г.
I-полугодие
Дата | Кол-во часов | Тема | Цели | Виды работ | Оборудование | Индивидуальная работа |
3.09 | 1 | Повторение. Живая и неживая природа. | -расширить представления о живой и неживой природе; -учить выделять и различать объекты живой и неживой природы | Называние объектов живой и неживой природы. Работа с учебником. Просмотр презентации. Рисование (раскрашивание) солнца, луны, растения и т.д. Игра «Живое-неживое». | Учебник, иллюстрации, презентация, карточки с изображением объектов живой и неживой природы | 1гр. – самостоятельное выполнение работы. 2 гр. – самостоятельное выполнение работы под контролем учителя. 3 гр. – работа выполняется с помощью, а так же под контролем учителя. |
7.09 10.09 | 2 | Неживая природа. Солнце в разное время года. | -дать элементарные представления о влиянии солнца на смену времен года, долготе дня и ночи в зимнее, весеннее, летнее, осеннее время; | Работа с учебником, иллюстрациями (определение времени года, называние характерных признаков, сравнение положения солнца). Просмотр презентации. Составление (зарисовка) схем долготы дня в различные времена года. | Учебник, иллюстрации, презентация, детали схемы |
__\\__ |
14.09 17.09 | 2 | Восход и закат солнца. | -дать элементарные представления о понятиях "восход солнца", "закат солнца"; -уточнить и расширить понятие «сутки», части суток | Работа с учебником, иллюстрациями (определение восхода, захода солнца, называние характерных признаков, сравнение положения солнца). Просмотр презентации. Выделение частей суток. Работа со схемой суток, дополнение недостающей части суток. Составление (зарисовка) схемы летних суток, зимних суток (долгота дня). Сравнение. Коллективное составление рассказа по опорным картинкам о занятиях людей в течение суток. | Учебник, иллюстрации, презентация, детали схемы суток |
__\\__ |
21.09 | 1 | Календарь. | -пополнить сведения о мерах времени (неделя, месяц, год); -познакомить с видами календарей | Работа с учебником. Называние дней недели. Выстраивание правильной последовательности дней недели (на схеме). Называние месяцев (с помощью учителя). Знакомство с видами календарей, выделение отличий. | Учебник, схема дней недели, различные календари |
__\\__ |
24.09 | 1 | Времена года. Осень. Признаки. | -повторить названия времен года, их последовательность; -повторить признаки осени в живой и неживой природе; -дать элементарные представления о влиянии солнца на сезонные изменения | Работа с иллюстрациями, учебником. Называние признаков осени. Зарисовка схемы (изменение положения солнца). | Учебник, иллюстрации, презентация, схема | __\\__ |
28.09 | 1 | Осенние месяцы. | -закрепить знание названий осенних месяцев, их последовательность | Работа с иллюстрациями. Называние осенних месяцев. Чтение стихотворений, отгадывание загадок. Просмотр презентации. Зарисовка схем осенних месяцев (работа с учебником). | Учебник, иллюстрации, презентация, схемы |
__\\__ |
1.10 | 1 | Растения и животные осенью. | - расширить представления об изменениях в растительном и животном мире осенью; - учить характеризовать (описывать) объекты растительного и животного мира осенью. | Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Коллективное составление рассказа об изменениях растительного мира осенью. Сравнение растений летом и осенью (изменение условий жизни). Называние известных животных, их повадок. Беседа о подготовке животных к зиме. Работа с разрезными картинками. Игра «Исправь ошибку». | Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре | __\\__ |
5.10 | 1 | Занятия людей осенью. | -повторить признаки осени; -расширить и закрепить знания о сезонной одежде, играх, сезонной работе | Работа с учебником, иллюстрациями. Игра «Одень куклу на прогулку». Коллективное составление рассказа о занятиях людей. Раскрашивание рисунка. | Учебник, иллюстрации, картинки с изображением сезонной одежды, рисунок для раскрашивания |
__\\__ |
8.10 12.10 | 2 | Растения. Сравнение растений. | -дать элементарные сведения о разных группах растений (деревья, кустарники, травы); -учить выделять нужную группу растений | Работа с учебником, иллюстрациями. Рассматривание и называние растений. Описание растений по вопросам. Выделение основных признаков (совместно с учителем). Определение растения по внешним признакам (дерево, кустарник, трава). Соотнесение растения с изображением. Раскрашивание рисунка растения. Работа с разрезными картинками. | Учебник, иллюстрации, раскраска, разрезные картинки | __\\__ |
15.10 | 1 | Части растений. | -дать элементарные сведения о частях растения и их назначении | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Выделение, называние частей растения на рисунке. Определение назначения каждой части растения. Выполнение аппликации растения из частей. | Учебник, иллюстрации, презентация, части растения для аппликации | __\\__ |
19.10 | 1 | Корни. | -дать элементарные представления о корнях растений, их значении, употреблении в пищу. | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Выделение растений, корни которых употребляются в пищу. Игра "Вершки и корешки". | Учебник, иллюстрации, презентация | __\\__ |
22.10 | 1 | Стебли. | -дать элементарные представления о видах стеблей, их значении | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Зарисовка стеблей разных видов (ствол дерева, стелющийся стебель огурца). Сравнение стеблей разных видов (с помощью учителя). | Учебник, иллюстрации, презентация | __\\__ |
26.10 | 1 | Листья. | -дать элементарные сведения о значении листьев для растения; -учить различать листья различных растений | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Определение принадлежности листьев. Называние растений. Игра "Угадайка". Зарисовка листьев различных растений. Сравнение (с помощью учителя). | Учебник, иллюстрации, презентация, трафареты | __\\__ |
29.10 | 1 | Цветы. | -дать элементарные сведения о значении цветов для растения, стадиях их развития; -учить различать и называть цветы | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Определение принадлежности цветка. Называние растений. Игра "Угадайка". Зарисовка цветов. Сравнение (с помощью учителя). | Учебник, иллюстрации, презентация, раскраски | __\\__ |
9.11 | 1 | Уход за комнатными растениями. | - познакомить с содержанием ухода, его назначением; - выполнить практическую работу по уходу (полив, рыхление, удаление засохших листьев, опрыскивание). | Содержание ухода (полив, подкармливание, рыхление, удаление пыли). Составление картинного плана «Уход за комнатными растениями». Уход за растениями в классе (практическая работа). Правила ТБ и санитарно-гигиенические правила. | Лейки, опрыскиватель, картинки | __\\__ |
12.11 16.11 | 2 | Поздняя осень. Признаки. | -расширить представления об основных признаках поздней осени; -повторить названия и последовательность осенних месяцев | Называние осенних месяцев. Работа с иллюстрациями, учебником. Чтение рассказа о поздней осени (В. Бианки «Пора спать»). Выделение явлений природы в данный период. Сравнение явлений природы ранней и поздней осенью. | Учебник, иллюстрации, текст рассказа, трафарет | __\\__ |
19.11 | 1 | Поздняя осень. Экскурсия. | -закрепить представления об основных признаках поздней осени | Наблюдение за природными явлениями поздней осенью в московском парке. | ||
23.11 26.11 30.11 | 3 | Воздух. Значение воздуха. | -дать элементарные сведения о воздухе; -формировать представление о роли и участии воздуха в жизни человека, растений, животных | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Проведение лабораторных опытов по изучению свойств воздуха. Беседа о сохранении чистоты воздуха с использованием личного опыта учащихся. | Учебник, иллюстрации, стаканчики, вода, трубочки, воздушные шары, тазик, бумажный кораблик | __\\__ |
3.12 7.12 | 2 | Термометр. | -дать первичные представления о температуре воздуха, термометре, его использовании | Беседа по теме. Прибор для измерения температуры – термометр. Рассматривание термометра., показаний термометра в классе, на улице. Работа с учебником. Зарисовка термометра. | Учебник, термометр, иллюстрации, | __\\__ |
10.12 14.12 | 2 | Ветер. Направление ветра. | -дать элементарные представления о ветре, направлении ветра; -учить понимать прогноз погоды | Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Проведение элементарных опытов по выявлению движения воздуха. Составление коллективного рассказа об использованию ветра человеком (по иллюстрациям). Прослушивание прогноза погоды. | Учебник, иллюстрации, презентация | __\\__ |
17.12 21.12 | 2 | Времена года. Зима. Признаки. | -повторить названия времен года, их последовательность; -повторить признаки зимы в живой и неживой природе; -расширить элементарные представления о влиянии солнца на сезонные изменения | Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Называние признаков зимы. Зарисовка схемы (изменение положения солнца). Выделение явлений природы в данный период. Сравнение явлений природы ранней и поздней осенью и зимой.. | Учебник, иллюстрации, презентация, схема | __\\__ |
24.12 | 1 | Зимние месяцы. | -закрепить знание названий зимних месяцев, их последовательность | Работа с иллюстрациями. Называние зимних месяцев. Чтение рассказа о зиме, отгадывание загадок. Просмотр презентации. Зарисовка схем зимних месяцев (работа с учебником). | Учебник, иллюстрации, презентация, схемы, текст рассказа | __\\__ |
Предполагаемые результаты обучения
Предполагается то, что учащиеся будут знать:
Правила поведения на уроке.
Начальный алгоритм урока.
Времена года, месяца.
Дикие и домашние животные.
Дикие и домашние птицы.
Растения.
Насекомые.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
1гр.
Знать, различать и показывать диких и домашних животных самостоятельно.
Знать, различать и показывать диких и домашних птиц самостоятельно.
Знать, различать и показывать растения самостоятельно.
Знать, различать и показывать насекомых самостоятельно.
Знать и показывать времена года самостоятельно.
Знать простейшие свойства воды.
2гр.
Знать, различать и показывать диких и домашних животных под контролем учителя.
Знать, различать и показывать диких и домашних птиц под контролем учителя.
Знать, различать и показывать растения под контролем учителя.
Знать, различать и показывать насекомых под контролем учителя.
Знать и показывать времена года под контролем учителя.
3гр.
Знать, различать и показывать диких и домашних животных с помощью и под контролем учителя.
Знать, различать и показывать диких и домашних птиц с помощью и под контролем учителя.
Знать, различать и показывать растения с помощью и под контролем учителя.
Знать, различать и показывать насекомых с помощью и под контролем учителя.
Знать и показывать времена года с помощью и под контролем учителя.
Методическое обеспечение программы
Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.)
Доски Сегена.
Игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами.
Игрушки со съемными деталями.
Игрушки музыкальные.
Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен..
Муляжи животных, овощей, фруктов, насекомых и т.д.
Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров).
Наглядный материал: картинки с изображением растений, фруктов, овощей, времен года, насекомых и т.д.
Развивающие мультики про времена года, животных и т.д.
Учебное пособие.
В зависимости от задач, стоящих перед учителем, можно использовать любое другое оборудование и материалы.
Список литературы:
1. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 1, 2 класс. Москва «Просвещение» 2011.
2. Земцова О.Н. Окружающий мир. Москва 2013.
3. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Ознакомление с окружающим миром . Подготовительный класс( для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов). Москва «просвещение» 2012.
4. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Ознакомление с окружающим миром 1.( для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов). Москва «просвещение» 2008.
5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой)
7. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта).
8. Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ, Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР. Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Москва,1983.
9. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.