Основы грамоты и письмо 5 кл.(рабочая программа).
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа №2124 (СП-30)
РАССМОТРЕНО на заседании УТВЕРЖДАЮ
МО учителей …………………… Директор школы
протокол № ………. ________________ Л.Л. Рыжих
«____» ____________ 20__ г. «____»_____________20__г.
Рабочая программа
Название предмета «ОСНОВЫ ГРАМОТЫ И ПИСЬМО»
Класс 5 «В»
Учебный год 2015-2016
Общее кол-во часов 63, кол-во часов в неделю 4
Учитель Буланова М.В.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________________________
«____» _____________ 20__ г.
1 полугодие
Дата | Кол-во часов | Тема | Цели | Виды работ | Оборудование | Индивидуальная работа |
1.09 2.09 3.09 | 3 | Повторение изученных букв. | - повторение правильного написания элементов изученных букв, букв | Узнавание и различение пройденных букв. Выделение элементов изученных букв, называние элементов букв. Письмо элементов букв в воздухе, в тетради. Составление изученных букв из частей. Обводка букв на доске. Письмо букв в тетрадях (по обводке, по точкам, самостоятельно). Нахождение и обведение в кружок изученных букв в ряду других букв. Написание слогов, слов с изученными буквами. Выполнение бордюра цветными карандашами. | Элементы изученных букв из картона, магнитные буквы, предметные изображения (по изучаемой букве). | 1гр. – самостоятельное выполнение работы с направляющей помощью учителя. 2 гр. – самостоятельное выполнение работы под контролем учителя. 3 гр. – работа выполняется с помощью, а так же под контролем учителя. |
7.09 8.09 | 2 | Соотношение звука и буквы. | Формировать умение соотносить звук и букву | Чистописание. Обозначение звука буквой. Замена печатных букв письменными. Списывание слогов и слов, Подчеркивание заданных букв в слове. Работа с кассой букв. Дидактическая игра «Выбери букву». | Набор дидактических карточек, учебник, касса букв | __\\__ |
09.09 | 1 | Написание изученных букв, слогов, слов. | Проверка знаний на начало учебного года | Контрольная работа. | Текст контрольной работы | __\\__ |
10.09 | 1 | Работа над ошибками. | Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы | Упражнения по материалам контрольной работы. | Текст контрольной работы | __\\__ |
14.09 15.09 16.09 | 3 | Буквы гласные и согласные. | Учить дифференцировать гласные и согласные буквы | Минутка чистописания. Характеристика гласных и согласных звуков. Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных, согласных в начале, середине, конце слова. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов. | Алфавит, касса букв, сюжетные картинки «Школа», «Семья», «Овощи» | __\\__ |
17.09 21.09 22.09 | 3 | Гласные буквы а, у, о, и, ы. | Отработка умения дифференцировать гласные, различать их на слух и в собственном произношении | Минутка чистописания. Характеристика гласных звуков. Проговаривание, "пропевание" гласных звуков. Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных в словах. Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных в начале, середине, конце слова. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов. | - касса букв и слогов, - элементы прописных букв из картона, - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве) | __\\__ |
23.09 24.09 | 2 | Написание предложений. | Усвоение рукописного начертания прописных букв. | Минутка чистописания. Чтение текста, анализ. Списывание*. | букварь | __\\__ |
28.09 29.09 30.09 | 3 | Заглавная и строчная буква «е». | - познакомиться с заглавной и строчной буквой; - отработать написание элементов строчной и заглавной буквы; - отработать написание буквы | Минутка чистописания. Графическое изображение буквы, соотнесение печатной и письменной буквы, заглавной и строчной, выделение элементов буквы, обводка буквы на доске. Нахождение буквы среди других изученных букв, обведение в кружок правильно написанной буквы. Выделение буквы в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком. Письмо в тетрадях (по обводке, самостоятельно) элементов буквы, буквы, слогов с данной буквой. Упражнения в письме слов с усвоенными слоговыми структурами. | - касса букв и слогов, - элементы прописных букв из картона, - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве). | __\\__ |
1.10 5.10 | 2 | Образование, чтение и запись слогов, слов с буквой "е". | -упражнения в образовании, чтении и записи слогов, слов с буквой "е", -развитие фонематического слуха и восприятия | Работа с кассой букв, букварем. . Выделение буквы в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком. Составление слогов, слов, запись в тетрадь. | - касса букв и слогов, - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве). | __\\__ |
6.10 7.10 8.10 | 3 | Заглавная и строчная буква «ё». | - познакомиться с заглавной и строчной буквой; - отработать написание элементов строчной и заглавной буквы; - отработать написание буквы | Минутка чистописания. Графическое изображение буквы, соотнесение печатной и письменной буквы, заглавной и строчной, выделение элементов буквы, обводка буквы на доске. Нахождение буквы среди других изученных букв, обведение в кружок правильно написанной буквы. Выделение буквы в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком. Письмо в тетрадях (по обводке, самостоятельно) элементов буквы, буквы, слогов с данной буквой. Упражнения в письме слов с усвоенными слоговыми структурами. | - касса букв и слогов, - элементы прописных букв из картона, - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве). | __\\__ |
12.10 13.10 | 2 | Заглавные и строчные буквы Е и Ё. | - учить различать буквы Е и Ё; - отработать написание слогов и слов с буквами Е и Ё | Минутка чистописания. Дифференциация звуков и букв е и ё. Звукобуквенный анализ слогов, слов. Буква ё как показатель мягкости согласной. Упражнения в написании слогов, слов с буквами е и ё после звукобуквенного анализа. Различение слогов и слов с данными буквами. | - касса букв и слогов, - элементы прописных букв из картона, - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве). | __\\__ |
14.10 15.10 19.10 | 3 | Гласные буквы а, у, о, и, ы, е ,ё. | Отработка умения дифференцировать гласные, различать их на слух и в собственном произношении | Минутка чистописания. Характеристика гласных звуков. Проговаривание, "пропевание" гласных звуков. Звукобуквенный анализ. Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных в словах. Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных в начале, середине, конце слова. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов. | - касса букв и слогов, - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве) | __\\__ |
20.10 21.10 | 2 | Списывание с рукописного и печатного текстов. | Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных букв | Минутка чистописания. Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*. | букварь | __\\__ |
22.10 | 1 | Написание изученных букв, слогов, слов. | Проверка знаний | Контрольная работа. | Текст контрольной | __\\__ |
26.10 | 1 | Работа над ошибками. | Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы | Упражнения по материалам контрольной работы. | Текст котрольной | |
27.10 28.10 | 2 | Слог. Образование слов из слогов. | Продолжить формировать понятие «слог», учить различать понятия «слог» и «слово». | Минутка чистописания. Работа со слоговой таблицей. Сравнение открытых и закрытых слогов. Образование слов из 2-х слогов. Составление слов из слогов и запись их в тетрадь (ма-ки, но-ты, ры-ба). Составление, чтение и запись слов, состоящих из 3-х буквенного слога (мох, сын, сом). | - касса букв и слогов, -слоговая таблица, - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве) | __\\__ |
29.10 09.11 | 2 | Написание пройденных букв. Повторение. | -повторить написание пройденных букв | Списывание букв с письменного и печатного текста. | Букварь, тексты | __\\__ |
10.11 11.11 | 2 | Написание пройденных слогов и слов. Повторение. | -повторить написание пройденных слогов и слов. | Списывание букв, слогов, слов, простых предложений с письменного и печатного текста. | Букварь, тексты | __\\__ |
12.11 16.11 | 2 | Гласные буквы а, у, о, и, ы, е ,ё. | Отработка умения дифференцировать гласные, различать их на слух и в собственном произношении | Минутка чистописания. Характеристика гласных звуков. Проговаривание, "пропевание" гласных звуков. Звукобуквенный анализ. Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных в словах. Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных в начале, середине, конце слова. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов. | - касса букв и слогов, - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве) | __\\__ |
17.11 18.11 19.11 | 3 | Заглавная и строчная буква «я». | - познакомиться с заглавной и строчной буквой; - отработать написание элементов прописной буквы; - отработать написание прописной буквы | Минутка чистописания. Графическое изображение буквы, соотнесение печатной и письменной буквы, заглавной и строчной, выделение элементов буквы, обводка буквы на доске. Нахождение буквы среди других изученных букв, обведение в кружок правильно написанной буквы. Выделение буквы в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком. Письмо в тетрадях (по обводке, самостоятельно) элементов буквы, буквы, слогов с данной буквой. Упражнения в письме слов с усвоенными слоговыми структурами. | - касса букв и слогов, - элементы прописных букв из картона, - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве). | __\\__ |
23.11 24.11 25.11 | 3 | Образование, чтение и запись слогов, слов с буквой "я". | -упражнения в образовании, чтении и записи слогов, слов с буквой "я", -развитие фонематического слуха и восприятия | Работа с кассой букв, слоговой таблицей букварем. . Выделение буквы в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов и слов с буквой "я" как показателем мягкости согласной (ня, ня-ня, О-ля). Запись. Составление слогов, слов, запись в тетрадь. | - касса букв и слогов, слоговая таблица - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве). | __\\__ |
26.11 30.11 | 2 | Списывание с рукописного и печатного текстов. | Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных букв | Минутка чистописания. Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*. | букварь | __\\__ |
1.12 2.12 3.12 | 3 | Заглавная и строчная буква «ю». | - познакомить с заглавной и строчной буквой; - отработать написание элементов прописной буквы; - отработать написание прописной буквы | Минутка чистописания. Графическое изображение буквы, соотнесение печатной и письменной буквы, заглавной и строчной, выделение элементов буквы, обводка буквы на доске. Нахождение буквы среди других изученных букв, обведение в кружок правильно написанной буквы. Выделение буквы в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком. Письмо в тетрадях (по обводке, самостоятельно) элементов буквы, буквы, слогов с данной буквой. Упражнения в письме слов с усвоенными слоговыми структурами. | - касса букв и слогов, слоговая таблица, - элементы прописных букв из картона, - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве). | __\\__ |
7.12 8.12 9.12 | 3 | Образование, чтение и запись слогов, слов с буквой "ю". | -упражнения в образовании, чтении и записи слогов, слов с буквой "ю", -развитие фонематического слуха и восприятия | Работа с кассой букв, слоговой таблицей букварем. . Выделение буквы в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов и слов с буквой "ю" как показателем мягкости согласной (лю, люк, Лю-ба). Запись. Составление слогов, слов, запись в тетрадь. | - касса букв и слогов, слоговая таблица, букварь, - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве). | __\\__ |
10.12 14.12 | 2 | Гласные буквы а, у, о, и, ы, е ,ё, ю, я. | Отработка умения дифференцировать гласные, различать их на слух и в собственном произношении | Минутка чистописания. Характеристика гласных звуков. Проговаривание, "пропевание" гласных звуков. Звукобуквенный анализ. Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных в словах. Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных в начале, середине, конце слова. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Определение кол-ва слогов. Запись проанализированных слов. | - касса букв и слогов, - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве) | __\\__ |
15.12 | 1 | Списывание с рукописного и печатного текстов. | Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных букв | Минутка чистописания. Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*. | букварь | __\\__ |
16.12 | 1 | Написание изученных букв, слогов, слов. | Проверка знаний | Контрольная работа | Текст контрольной | __\\__ |
17.12 | 1 | Работа над ошибками | Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы | Упражнения по материалам контрольной работы. | Текст контрольной | |
21.12 22.12 23.12 | 3 | Гласные и согласные буквы. Повторение. | Формировать понятие "гласные", "согласные; учить различать звуки на слух и в собственном произношении | Минутка чистописания. Звукобуквенный анализ. Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных, согласных в словах. Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных в начале, середине, конце слова. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов. | - касса букв и слогов, букварь, -слоговая таблица - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве) | __\\__ |
24.12 | 1 | Написание изученных букв, слогов, слов. Повторение | -систематизация знаний, -упражнения в написании изученных букв, слоговых структур, слов, простых предложений | Написание слов, простых предложений по образцу, списывание с письменного текста (1 уровень). Написание букв, слогов, слов по обводке (2,3 уровень). | - касса букв и слогов, букварь, -слоговая таблица - компьютер, презентации, - предметные изображения (по изучаемой букве) | __\\__ |
Предполагаемые результаты обучения.
Предполагается то, что учащиеся будут знать:
1гр.
Правила поведения на уроке.
Ориентировка на листе, с направляющей помощью учителя.
Знание букв, с направляющей помощью учителя.
Письмо по образцу, с направляющей помощью учителя.
2гр.
Правила поведения на уроке.
Ориентировка на листе, под контролем учителя.
Знание букв, под контролем учителя.
Письмо по шаблону, с направляющей помощью учителя.
3гр.
Правила поведения на уроке.
Ориентировка на листе, с помощью, а так же под контролем учителя.
Знание букв, с направляющей помощью учителя.
Письмо по образцу, с помощью, а так же под контролем учителя.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
1гр.
Ориентироваться на листе (верх, низ, середина и т.д.), с направляющей помощью учителя.
Показывать и повторять пройденные буквы, с направляющей помощью учителя.
Писать по образцу буквы, слоги, слова и предложения, с направляющей помощью учителя.
2гр.
Ориентироваться на листе (верх, низ, середина и т.д.), под контролем учителя.
Показывать и повторять пройденные буквы, под контролем учителя.
Обводить по шаблону буквы, слоги, слова и предложения, под контролем учителя.
3гр.
Ориентироваться на листе (верх, низ, середина и т.д.), с помощью, а так же под контролем учителя.
Показывать и повторять пройденные буквы, с помощью, а так же под контролем учителя.
Обводить по шаблону буквы, слоги, слова и предложения, с помощью, а так же под контролем учителя.
Методическое обеспечение программы
Букварь, рабочая тетрадь, прописи.
Доска, разноцветный мел.
Деревянная доска с буквами.
Игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами.
Кубики, кегли и шары пластмассовые.
Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен.
Магниты с буквами.
Массажные кольца, валики, мячи (диаметр 5, 6, 7, 8, 9, 10, 55, 65, 75 см).
Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров).
Наглядный материал: картинки с изображением букв, слогов, слов.
Прописи и тетради.
Шероховатые буквы.
В зависимости от задач, стоящих перед учителем, можно использовать любое другое оборудование и материалы.
Список литературы
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой)
3. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта).
4. Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ, Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР. Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Москва,1983.
5. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.
6. Касицына М.А. Рисующий гномик. Альбомы 1 ,2. Методика и планирование работы по формированию мелкой моторики и графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста. Издательство: ГНОМ и Д 2007
7. Занимательные задания по русскому языку. Г.А.Панов, Просвещение,1964
8. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина Букварь. Москва 2008.