Основы грамоты и письмо 5 кл.(рабочая программа).

Буланова Мария Владимировна

Основы грамоты и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_1_p.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        

                                                          ГКОУ Школа №2124 (СП-30)

РАССМОТРЕНО на заседании УТВЕРЖДАЮ

МО учителей …………………… Директор школы

протокол № ………. ________________ Л.Л. Рыжих

«____» ____________ 20__ г.         «____»_____________20__г.

Рабочая программа

Название предмета «ОСНОВЫ ГРАМОТЫ И ПИСЬМО»

Класс 5 «В»

Учебный год 2015-2016

Общее кол-во часов 63, кол-во часов в неделю 4

Учитель Буланова М.В.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________________________

«____» _____________ 20__ г.

                                                                      1 полугодие  

Дата

Кол-во часов

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

Индивидуальная работа

1.09

2.09

3.09

3

Повторение изученных букв.

- повторение правильного написания элементов изученных букв, букв

Узнавание и различение пройденных букв. Выделение элементов изученных букв, называние элементов букв. Письмо элементов букв в воздухе, в тетради.  Составление изученных букв из частей. Обводка букв на доске. Письмо букв в тетрадях (по обводке, по точкам, самостоятельно). Нахождение и обведение в кружок  изученных букв в ряду других букв. Написание слогов, слов с изученными буквами. Выполнение бордюра цветными карандашами.

Элементы изученных букв из картона, магнитные буквы,

предметные изображения (по изучаемой букве).

1гр. – самостоятельное выполнение работы с направляющей помощью учителя.

2 гр. – самостоятельное выполнение работы под контролем учителя.

3 гр. – работа выполняется с помощью,  а так же под контролем учителя.

7.09

8.09

2

Соотношение звука и буквы.

Формировать умение соотносить звук и букву

Чистописание.

Обозначение звука буквой.

Замена печатных букв      письменными.

Списывание слогов и слов,

 Подчеркивание заданных букв  в слове.

Работа с кассой букв.

Дидактическая игра

«Выбери букву».

Набор

дидактических

карточек,

учебник, касса букв

__\\__

09.09

1

Написание изученных букв, слогов, слов.

Проверка знаний на начало учебного года

Контрольная работа.

Текст контрольной работы

__\\__

10.09

1

Работа над ошибками.

Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы

Упражнения по материалам контрольной работы.

Текст контрольной работы

__\\__

14.09

15.09

16.09

3

Буквы гласные и согласные.

Учить дифференцировать гласные и согласные буквы

Минутка чистописания.

Характеристика гласных и согласных звуков. Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных, согласных  в начале, середине, конце слова. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов.

Алфавит, касса букв, сюжетные картинки «Школа», «Семья», «Овощи»

__\\__

17.09

21.09

22.09

3

Гласные буквы а, у, о, и, ы.

Отработка умения дифференцировать гласные, различать их на слух и в собственном произношении

Минутка чистописания.

Характеристика гласных звуков. Проговаривание, "пропевание" гласных звуков.  Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных в словах.  Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных  в начале, середине, конце слова. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов.

- касса букв и слогов,

- элементы прописных букв из картона,

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве)

__\\__

23.09

24.09

2

Написание предложений.

Усвоение рукописного начертания  прописных букв.

Минутка чистописания.

Чтение текста, анализ. Списывание*.

букварь

__\\__

28.09

29.09

30.09

3

Заглавная и строчная буква «е».

- познакомиться с  заглавной и строчной буквой;

- отработать написание элементов строчной и заглавной буквы;

- отработать написание буквы

Минутка чистописания.

Графическое изображение буквы, соотнесение печатной и письменной буквы, заглавной и строчной, выделение элементов буквы, обводка буквы на доске. Нахождение буквы среди других изученных букв, обведение в кружок правильно написанной буквы. Выделение буквы  в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком. Письмо в тетрадях (по обводке, самостоятельно) элементов буквы, буквы, слогов с данной буквой. Упражнения в письме слов с усвоенными слоговыми структурами.

- касса букв и слогов,

- элементы прописных букв из картона,

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве).

__\\__

1.10

5.10

2

Образование, чтение и запись слогов, слов с буквой "е".

-упражнения в образовании, чтении и записи слогов, слов с буквой "е",

-развитие фонематического слуха и восприятия

Работа с кассой букв, букварем. . Выделение буквы  в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком.

Составление слогов, слов, запись в тетрадь.

- касса букв и слогов,

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве).

__\\__

6.10

7.10

8.10

 3

Заглавная и строчная буква «ё».

- познакомиться с заглавной и строчной буквой;

- отработать написание элементов строчной и заглавной  буквы;

- отработать написание буквы

Минутка чистописания.

Графическое изображение буквы, соотнесение печатной и письменной буквы, заглавной и строчной, выделение элементов буквы, обводка буквы на доске. Нахождение буквы среди других изученных букв, обведение в кружок правильно написанной буквы. Выделение буквы  в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком. Письмо в тетрадях (по обводке, самостоятельно) элементов буквы, буквы, слогов с данной буквой. Упражнения в письме слов с усвоенными слоговыми структурами.

- касса букв и слогов,

- элементы прописных букв из картона,

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве).

__\\__

12.10

13.10

2

Заглавные и строчные буквы Е и Ё.

- учить различать буквы Е и Ё;

- отработать написание слогов и слов с буквами Е и Ё

Минутка чистописания.

Дифференциация звуков и букв е и ё. Звукобуквенный анализ слогов, слов. Буква ё как показатель мягкости согласной.

Упражнения в написании слогов, слов с буквами е и ё после звукобуквенного анализа. Различение слогов и слов с данными буквами.

- касса букв и слогов,

- элементы прописных букв из картона,

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве).

__\\__

14.10

15.10

19.10

3

Гласные буквы а, у, о, и, ы, е ,ё.

Отработка умения дифференцировать гласные, различать их на слух и в собственном произношении

Минутка чистописания.

Характеристика гласных звуков. Проговаривание, "пропевание" гласных звуков.  Звукобуквенный анализ. Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных в словах.  Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных  в начале, середине, конце слова. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов.

- касса букв и слогов,

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве)

__\\__

20.10

21.10

2

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных  букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*.

букварь

__\\__

22.10

1

Написание изученных букв, слогов, слов.

Проверка знаний

Контрольная работа.

Текст контрольной

__\\__

26.10

1

Работа над ошибками.

Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы

Упражнения по материалам контрольной работы.

Текст котрольной

27.10

28.10

2

Слог. Образование слов из слогов.

Продолжить формировать понятие «слог»,

учить различать понятия «слог» и «слово».

Минутка чистописания.

Работа со слоговой таблицей. Сравнение открытых и закрытых слогов.

Образование слов из 2-х слогов.

Составление слов из слогов и запись их в тетрадь (ма-ки, но-ты, ры-ба). Составление, чтение и запись слов, состоящих из 3-х буквенного слога (мох, сын, сом).

- касса букв и слогов,

-слоговая таблица,

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве)

__\\__

29.10

09.11

2

Написание пройденных букв. Повторение.

-повторить написание пройденных букв

Списывание букв с письменного и печатного текста.

Букварь, тексты

__\\__

10.11

11.11

2

Написание пройденных слогов и слов. Повторение.

-повторить написание пройденных слогов и слов.

Списывание букв, слогов, слов, простых предложений с письменного и печатного текста.

Букварь, тексты

__\\__

12.11

16.11

2

Гласные буквы а, у, о, и, ы, е ,ё.

Отработка умения дифференцировать гласные, различать их на слух и в собственном произношении

Минутка чистописания.

Характеристика гласных звуков. Проговаривание, "пропевание" гласных звуков.  Звукобуквенный анализ. Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных в словах.  Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных  в начале, середине, конце слова. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов.

- касса букв и слогов,

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве)

__\\__

17.11

18.11

19.11

3

Заглавная и строчная буква «я».

- познакомиться с заглавной и строчной буквой;

- отработать написание элементов прописной буквы;

- отработать написание прописной буквы

Минутка чистописания.

Графическое изображение буквы, соотнесение печатной и письменной буквы, заглавной и строчной, выделение элементов буквы, обводка буквы на доске. Нахождение буквы среди других изученных букв, обведение в кружок правильно написанной буквы. Выделение буквы  в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком. Письмо в тетрадях (по обводке, самостоятельно) элементов буквы, буквы, слогов с данной буквой. Упражнения в письме слов с усвоенными слоговыми структурами.

- касса букв и слогов,

- элементы прописных букв из картона,

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве).

__\\__

23.11

24.11

25.11

3

Образование, чтение и запись слогов, слов с буквой "я".

-упражнения в образовании, чтении и записи слогов, слов с буквой "я",

-развитие фонематического слуха и восприятия

Работа с кассой букв, слоговой таблицей букварем. . Выделение буквы  в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов и слов с буквой "я" как показателем мягкости согласной (ня, ня-ня, О-ля). Запись.

Составление слогов, слов, запись в тетрадь.

- касса букв и слогов, слоговая таблица

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве).

__\\__

26.11

30.11

2

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных  букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*.

букварь

__\\__

1.12

2.12

3.12

3

Заглавная и строчная буква «ю».

- познакомить с заглавной и строчной буквой;

- отработать написание элементов прописной буквы;

- отработать написание прописной буквы

Минутка чистописания.

Графическое изображение буквы, соотнесение печатной и письменной буквы, заглавной и строчной, выделение элементов буквы, обводка буквы на доске. Нахождение буквы среди других изученных букв, обведение в кружок правильно написанной буквы. Выделение буквы  в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком. Письмо в тетрадях (по обводке, самостоятельно) элементов буквы, буквы, слогов с данной буквой. Упражнения в письме слов с усвоенными слоговыми структурами.

- касса букв и слогов, слоговая таблица,

- элементы прописных букв из картона,

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве).

__\\__

7.12

8.12

9.12

3

Образование, чтение и запись слогов, слов с буквой "ю".

-упражнения в образовании, чтении и записи слогов, слов с буквой "ю",

-развитие фонематического слуха и восприятия

Работа с кассой букв, слоговой таблицей букварем. . Выделение буквы  в словах, определение места буквы в слове. Работа со слоговым домиком. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов и слов с буквой "ю" как показателем мягкости согласной (лю, люк, Лю-ба). Запись.

Составление слогов, слов, запись в тетрадь.

- касса букв и слогов, слоговая таблица, букварь,

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве).

__\\__

10.12

14.12

2

Гласные буквы а, у, о, и, ы, е ,ё, ю, я.

Отработка умения дифференцировать гласные, различать их на слух и в собственном произношении

Минутка чистописания.

Характеристика гласных звуков. Проговаривание, "пропевание" гласных звуков.  Звукобуквенный анализ. Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных в словах.  Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных  в начале, середине, конце слова. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Определение кол-ва слогов. Запись проанализированных слов.

- касса букв и слогов,

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве)

__\\__

15.12

1

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных  букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*.

букварь

__\\__

16.12

1

Написание изученных букв, слогов, слов.

Проверка знаний

Контрольная работа

Текст контрольной

__\\__

17.12

1

Работа над ошибками

Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы

Упражнения по материалам контрольной работы.

Текст контрольной

21.12

22.12

23.12

3

Гласные и согласные буквы. Повторение.

Формировать понятие "гласные", "согласные;

учить различать звуки на слух и в собственном произношении

Минутка чистописания.

Звукобуквенный анализ. Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных, согласных в словах.  Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных  в начале, середине, конце слова. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов.

- касса букв и слогов, букварь,

-слоговая таблица

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве)

__\\__

24.12

1

Написание изученных букв, слогов, слов. Повторение

-систематизация знаний,

-упражнения в написании изученных букв, слоговых структур, слов, простых предложений

Написание слов, простых предложений по образцу, списывание с письменного текста (1 уровень).

Написание букв, слогов, слов по обводке (2,3 уровень).

- касса букв и слогов, букварь,

-слоговая таблица

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве)

__\\__

Предполагаемые результаты обучения.

Предполагается то, что учащиеся будут знать:

1гр.

Правила поведения на уроке.

Ориентировка на листе, с направляющей помощью учителя.

Знание букв, с направляющей помощью учителя.

Письмо по образцу, с направляющей помощью учителя.

2гр.

Правила поведения на уроке.

Ориентировка на листе, под контролем учителя.

Знание букв, под контролем учителя.

Письмо по шаблону, с направляющей помощью учителя.

3гр.

Правила поведения на уроке.

Ориентировка на листе, с помощью,  а так же под контролем учителя.

Знание букв, с направляющей помощью учителя.

Письмо по образцу, с помощью,  а так же под контролем учителя.

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

1гр.

Ориентироваться на листе (верх, низ, середина и т.д.), с направляющей помощью учителя.

Показывать и повторять пройденные буквы, с направляющей помощью учителя.

Писать по образцу буквы, слоги, слова и предложения, с направляющей помощью учителя.

2гр.

Ориентироваться на листе (верх, низ, середина и т.д.), под контролем учителя.

Показывать и повторять пройденные буквы, под контролем учителя.

Обводить по шаблону буквы, слоги, слова и предложения, под контролем учителя.

3гр.

Ориентироваться на листе (верх, низ, середина и т.д.), с помощью,  а так же под контролем учителя.

Показывать и повторять пройденные буквы, с помощью,  а так же под контролем учителя.

Обводить по шаблону буквы, слоги, слова и предложения, с помощью,  а так же под контролем учителя.

Методическое обеспечение программы

Букварь, рабочая тетрадь, прописи.

Доска, разноцветный мел.

Деревянная доска с буквами.

Игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами.

Кубики, кегли и шары пластмассовые.

Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен.

Магниты с буквами.

Массажные кольца, валики, мячи (диаметр 5, 6, 7, 8, 9, 10, 55, 65, 75 см).

Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров).

Наглядный материал: картинки с изображением букв, слогов, слов.

Прописи и тетради.

Шероховатые буквы.

В зависимости от задач, стоящих перед учителем, можно использовать любое другое оборудование и материалы.

Список литературы

1.        Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011

2.        Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой)

3.        Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта).

4.        Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ, Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР. Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото.  Москва,1983.

5.        Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.

6.        Касицына М.А. Рисующий гномик. Альбомы 1 ,2. Методика и планирование работы по формированию мелкой моторики и графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста. Издательство: ГНОМ и Д  2007

7.        Занимательные задания по русскому языку. Г.А.Панов, Просвещение,1964

8.          В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина  Букварь. Москва 2008.