Статья на тему: Формирование учебных действий средствами современных педагогических технологий
Статья предлагает рассмотреть наиболее часто встречающиеся педагогические технологии, направленные на формирование учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебных действий средствами
современных педагогических технологий
Венкова Галина Вячеславовна, методист (преподаватель спецдисциплин) ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Последние изменения в стандартах профессионального обучения обусловлены стремительно меняющимся отношениям к качеству обучения. В настоящее время, от выпускника профессиональной образовательной организации требуется умение профессионально работать на новом, современном оборудовании, специалисты, которые владеют новыми производственными и информационными технологиями, способные быстро мобилизовать свои усилия для достижения профессиональных целей, т.е. те, кто может в полной мере реализовывать профессиональные компетенции и это только требования, которые предъявляются с профессиональной точки зрения.
Но не стоит забывать и о воспитании молодого человека, как духовно – развитой личности, которая будет иметь сформированную гражданскую позицию, сможет заниматься созидательной деятельностью, будет иметь развитое чувство патриотизма, активную жизненную позицию.
Для того, чтобы получить желаемый результат, в виде высококвалифицированного специалиста с развитой личностью, преподаватель должен четко знать, на каком уровне должен быть усвоен тот или иной учебный материал, и исходя из этого выбирать соответствующие методы обучения, которые также должны отвечать определенным требованиям: быть активными и интенсивными, должны быть ориентированы не на простое получение знаний и сведений о каком – либо объекте, а на деятельность с изучаемым объектом. Педагог обязательно должен использовать такие формы и методы обучения, которые предполагали компетентностный подход, что в свою очередь, обуславливает использование интерактивных форм обучения, так как это позволяет привлечь к процессу обучения все заинтересованные стороны, включая педагога. Интерактивные методы обучения в наибольшей степени позволяют реализовать личностно-ориентированный подход, так как они предполагают обучение в сотрудничестве, где преподавателю отводится роль организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей: на основе такого опыта формируются новые знания и умения.
Так, на первом уровне - обучающийся получает знания, позволяющие воспроизвести факты, перечислить названия изучаемых явлений и предметов, а также выполнение действия по образцу. Для данного уровня усвоения учебного материала могут использоваться следующие методы: чтение учебника и создание на основе материалов из него опорных конспектов; работа с первоисточниками или иной тематической дополнительной литературой; работа со словарями и справочниками по заданной теме; наблюдение; работа с регулирующими и нормативными документами; показ учебного фильма и т.д.
На втором уровне предполагается, что обучающийся уже осознано сможет понимать те знаний и умения, которые будут воспроизводиться, т.е. они должны уметь приводить примеры, воспроизводить материал своими словами, решать видоизмененные задачи. Для этого этапа образовательной деятельности можно применять следующие методы: учебная дискуссия и беседа с ответами на проблемные вопросы; взаимопроверка; выполнение практических задач; рецензирование.
Третий уровень усвоения - продуктивный или творчески-воспроизводящий, предполагает применение знания и умения в новой ситуации. Для этого уровня можно использовать такие методики, как: использование учебных тренажеров, с целью имитации деятельности; деловые игры; составление реферата с исследовательской целью; анализ специальной литературы; решение различного рода ситуационных задач.
Таким образом, успешное освоение всех трех уровней позволяет сформировать ключевые компетенции, которые и определяют содержание образования в условиях реализации ФГОС СПО, а именно: формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов.
Стоит отметить, что предъявляемые новые требования не совсем совпадают с традиционными методами обучения. Поэтому, все чаще говорится о том, что современные подходы к образовательной деятельности в системе СПО – это инновационные подходы к обучению, которые позволят обновить содержание обучения, создать образовательную среду, которая позволит развить у обучающихся творческое и критическое мышление, сформирует умения самостоятельно выполнять задания, пополнять свой запас знаний, научиться ориентироваться в потоке получаемой информации. Этот аспект требует от педагога не только большого профессионального мастерства, но и большого умения владеть технологиями, педагогическим инструментарием, в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Какие же современные технологии может выбрать преподаватель, педагог для формирования учебных действий?
К ним можно отнести:
- технологию «кейс-метода» - развивает у обучающихся не столько способность видеть проблему, сколько умение находить решение, привлекая к этому информационные источники и имеющиеся знания;
- технология проектной деятельности – развивает критическое мышление и исследовательские умения и навыки, позволяет задействовать запас знаний, умений и навыков обучающегося, развить их творческий потенциал;
- игровые технологии – помогают усвоить правила поведения в обществе, развить навыки совместной деятельности в группе, накапливаются знания о культуре и традициях;
- информационно – коммуникационные технологии – являющиеся совокупностью методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Данные технологии позволяют повысить качество подготовки будущих специалистов, благодаря применению активных методов обучения улучшить творческую и интеллектуальную составляющую учебной деятельности, интегрировать учебную, исследовательскую и другие виды деятельности, адаптировать информационные технологии под каждого обучающегося, обеспечить непрерывность и преемственность в обучении и воспитании
- здоровьесберегающие образовательные технологии - воспитывают у обучающихся культуры здоровья, формируют представление о своем здоровье, как об ценности, а также, мотивируют на ведение здорового образа жизни.
Помимо этого к современным педагогическим технологиям можно отнести:
-технология проблемного обучения;
- технология развития критического мышления;
- технология коммуникативного обучения (Пассов Е. И.);
- технология модульного обучения;
- технология педагогических мастерских;
- технология эвристического образования;
- индивидуальная образовательная траектория;
- технология активного обучения.
Новый ФГОС дает преподавателю большой выбор технологий преподавания. Использование конкретной технологии осуществляется на основе личных предпочтений преподавателя, степени его подготовленности и готовности к применению выбранной технологии на своих занятиях, стиля педагогической деятельности. Неизменным остается только одно: какую бы технологию не выбрал для своей профессиональной деятельности преподаватель, она должна четко отвечать тем требованиям, которые предъявляет ФГОС к будущему специалисту.
Список литературы
1) Современные технологии профессионального образования: про- блемы и перспективы. Материалы науч.-метод. конфер. с межд. участием. – Екатеринбург, Урал. гос. лесотехн. ун-т , 2014. – 319 с
2) А.Ю. Вдовин, Л.А. Золкина. О путях оптимизации учебного процесса на стадии формирования программ обучения по образовательным стандартам 4-го поколения
3) Л.Д. Самарская. Современные тенденции в технологии профессионального образования
4) Н.В. Белозёрова. Роль исследовательского обучения в формировании профессиональных компетенций студентов