Психология
-План работы психолога на 2017-18 год
- Доклад "Развитие психологической службы в условиях образовательного комплекса".
-Презентация " Неделя психологии 2014"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы педагога-психолога на 2017-18 г. | 151.5 КБ |
Развитие психологической службы в условиях образовательного комплекса». | 26.53 КБ |
nedelya_psihologii_14god.ppt | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СШ с. Талицкий Чамлык
Согласовано: Утверждаю:
Методист (Шабалкина О.В.) Директор школы (Нестерова Н.Н.)
План работы педагога-психолога
на 2017-2018
учебный год.
Педагог-психолог Г.Н. Травина
Цель работы на 2017 -2018 учебный год:
Методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
обеспечение формирования и развития целевых ориентиров / универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования;
разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций;
разработка системы повышения психологической компетентности педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;
взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траекторий образовательного учреждения;
подготовка методических материалов по психологическому сопровождению обучающихся;
психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в рамках ФГОС будет осуществляться на всех уровнях (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения).
Направления деятельности педагога-психолога:
1.Психологическое сопровождение процесса адаптации к условиям обучения на новой ступени:
-первоклассников к условиям обучения в начальной школе;
-пятиклассников к условиям обучения на основной ступени общего образования;
-десятиклассников к условиям обучения на средней ступени полного образования.
2. Повышение профессиональной психологической компетентности педагогов и администрации.
3. Развитие психологической компетентности родителей.
4. Реализация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
5. Психологическое сопровождение подготовки обучающихся к итоговой аттестации.
6. Психологическая поддержка различных категорий обучающихся:
-детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья);
-школьников, испытывающих трудности в освоении ООП;
-одаренных и высокомотивированных обучающихся.
7. Психологическое сопровождение социальной адаптации и развития коммуникативной компетентности обучающихся, включая психологическую поддержку деятельности детских объединений, ученического самоуправления.
8. Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки, профориентации.
9. Психологическая экспертиза образовательной среды.
10. Психологическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Основные формы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС: профилактика, диагностика, консультирование, развивающая работа, просвещение, экспертиза.
Форма, название мероприятия Сроки проведения. | Планируемый результатпла Планируемый результат | ||||||
ДИАГНОСТИКА Дети. | |||||||
1 | Диагностика актуального психологического состояния обучающихся, испытывающих трудности в обучении и воспитании | В теч. года | Определение образовательного маршрута. Осуществление индивидуального подхода в обучении | ||||
2 | Диагностика на предмет адаптации к учебному заведению. 1, 5, классы 10 класс | Октябрь, Май. Ноябрь- декабрь. | Выявление группы детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении в1, 5, 10 классах | ||||
3 | Углублённая диагностика уч-ся испытывающих трудности в обучении и воспитании с целью выявления причин дезадаптации | 1 четв | Создание групп для развивающе-коррекционной работы | ||||
4 | Групповая и индивидуальная диагностика исходного уровня сформированности УУД 1-7 классы | 1 четв | Информация о зоне актуального и ближайшего развития ребёнка, информация о детях, нуждающихся в логопедической и психологической коррекции | ||||
5 | Изучение динамики процесса формирования УУД (мониторинг) 1-7 классы | 4 четв | Выявление причин затруднений в формировании УУД и корректирование образовательного процесса | ||||
6 | Диагностика готовности к переходу в среднюю школу. (4 классы). | апрель | Выявление уровня готовности младших школьников к обучению в среднем звене | ||||
7 | Диагностическое обследование детей «группы риска» | В теч. года. | Выявление трудностей характера подростка | ||||
8 | Диагностика на готовность к школьному обучению шестилеток | Март -апрель. | Информация о зоне актуального развития ребёнка Выявление уровня развития ребенка. | ||||
9 | Контрольная диагностика по итогам коррекционно-развивающих занятий обучающихся с затруднённой адаптацией | Декабрь, апрель | Информация о результатах коррекционной работы с детьми с затруднённой адаптацией | ||||
10 | Диагностика интересов, склонностей и профессионального самоопределения старшеклассников | 3 четв. | Выявление интересов, склонностей и способностей учеников с целью оказания помощи в предметах, которые будут необходимы при поступлении. | ||||
11 | Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся | В теч. года по запросу родителей, педагогов | Выявление индивидуальных особенностей, познавательных и творческих способностей. Прогноз и профилактика проблем обучения. | ||||
12 | Диагностическое обследование по запросу администрации | В теч. года | Развивающие занятия | ||||
13 | Социологические опросы на предмет выявления проблем, связанных с употреблением алкоголя, табака, наркотиков. | Октябрь, ноябрь | Формирование здорового и безопасного образа жизни. | ||||
14 | Диагностика уч-ся в рамках представления на ПМПК, по запросу суда | В теч. года | Определение индивидуального образовательного маршрута | ||||
15 | Диагностика «Я и экзамен» 9-11 классы | 2 четв. | Определение эмоционального состояния, уровня самооценки | ||||
16 | Повторная диагностика обучающихся | апрель | Определение эффективности развивающе- коррекционной работы | ||||
17 | Анкетирование «Готовность к итоговой аттестации» 9, 11 классы | 3 четв. | Выявление уровня готовности к итоговой аттестации | ||||
18 | Познавательное развитие. Тест структуры интеллекта. 4, 6, 10 кл. | В теч. года | Определение уровня интеллекта, способностей | ||||
19 | Сформированность толерантности | 3 четв. | Толерантное отношение обучающихся к детям с ООП | ||||
20 | Социальная адаптированность обучающихся | 2 четв. | Выявление организаторских и лидерских способностей | ||||
Родители. | |||||||
1 | Диагностика детско-родительских отношений. | В теч. года | Выявление проблем в отношениях родителей и детей с целью оказания помощи | ||||
2 | Удовлетворенность образовательным процессом | 2 пол. | Определение степени удовлетворенность образовательным процессом | ||||
Педагоги.
| |||||||
1 | Самодиагностика профессиональных и личностных качеств учителя | 1 пол. | |||||
2 | Удовлетворенность образовательным процессом | 2 пол. | Определение степени удовлетворенность образовательным процессом | ||||
|
Психологическая профилактика и просвещение
Дети | ||||
1. | Месячник ЗОЖ | ноябрь | Формирование у учащихся потребности в ЗОЖ. | |
2 | Неделя психологии | январь | Создание в школе условий для сохранения и укрепления психического здоровья учащихся. | |
3 | «Экзамены. Стресс». | В теч. года | Оказание помощи, обучение приемам снятия стресса | |
Родители | ||||
1 | Родительское собрание «Время кризиса. Переход из начального звена в среднее». | 1 четверть. | Использование психологических знаний в интересах воспитания. | |
2. | Род. собрание: «Экзамены. Как помочь ребенку подготовиться к итоговой аттестации». | 2 пол. | просвещение | |
3 | Родительское собрание: « Тип личности ребенка и его готовность к школе». | 4четверть | Использование психологических знаний в интересах воспитания. | |
4. | Родительское собрание « Как общаться с агрессивными и тревожными детьми». | 3четверть | просвещение | |
5 | Родительское собрание: « Первоклассник – новый этап в жизни вашего ребенка» | 1 четверть | Использование психологических знаний в интересах воспитания. | |
6 | «Трудности, с которыми первоклассники сталкиваются в школе» | 3 четв. | Использование психологических знаний в интересах воспитания. | |
7 | Родительское собрание «Как предупредить стресс во время подготовки и проведения экзамена». «Как помочь ребенку подготовиться к итоговой аттестации». | апрель декабрь |
просвещение | |
Педагоги | ||||
1 | Семинар: «Школьные неврозы и причины их возникновения» | 1 полуг. | Предупреждение психических и невротических срывов у школьников, связанных с условиями обучения | |
2 | Семинар: « Активные методы психолого-педагогического воздействия в работе с уч-ся по профилактике употребления ПАВ» | 1 полуг. | Использование психологических знаний в работе с детьми по профилактике употребления ПАВ | |
3 | Практикум для педагогов | 2полугодие | Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания | |
Коррекционная / развивающая деятельность
Дети | ||||
1 | Занятия с детьми «группы риска» | В течение года. | Нормализация нервно- психического состояния и коррекция отклонений в поведении. | |
2 | Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к обучению в школе. «Дорога в 1 класс» | 2-4 четверть | Подготовка детей к школе | |
3 | Проведение групповых занятий по адаптации уч-ся: « Я в школе» 1 классы | 1 четверть | Формирование навыков произвольного поведения, развитие познавательной и мотивационной сфер | |
4 | Проведение групповых занятий по адаптации уч-ся: «Я - пятиклассник» | 1 четверть | Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сфер, социализация | |
5 | Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими проблемы в формировании УУД | В теч. года | Устойчивая положительная динамика результатов учебной деятельности | |
6 | Проведение групповых занятий по адаптации уч-ся: «Дорога в 5 класс» 4 классы | 3-4 четв | Формирование навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене при решении учебных задач, социализация | |
7 | Групповая работа с применением новейших технологий работы: арт-терапия, сказкотерапия. | В течение года | Развитие внимания детей к своим чувствам; развитие наблюдательности, сенсорных способностей (чувства ритма формы, цвета) | |
8 | Психологические часы, тренинги, ролевые игры
| В теч. года | Развитие самоконтроля, самоуважения, рефлексии; профилактика злоупотребления психоактивными веществами. | |
9 | Развивающие занятия по программе: «Развивай-ка» 2 классы | В теч. года | Сплочение коллектива, развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий. | |
10 | Индивидуальная работа по развитию интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы | В теч. года | Развитие мышления, памяти, речи, познавательной активности, снятие тревожности. | |
11 | Развивающие групповые занятия по программе: «Лестница роста» 1 классы. | В теч. года | Формирование познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер | |
12 | Неделя психологии
| январь | Создание в школе условий для сохранения и укрепления психического здоровья учащихся. | |
13 | Занятия по сопровождению подготовки к аттестации (9,11кл.) | В теч. года | Изучение наиболее эффективных способов запоминания, снижение эмоционального напряжения | |
14 | Коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками, проявляющими недостаточную готовность к обучению | 1 пол. | Формирование навыков произвольного поведения, развитие познавательной и мотивационной сфер | |
15 | Коррекционно-развивающие занятия с пятиклассниками, проявляющими недостаточную готовность к обучению в среднем звене школы | 1 пол. | Формирование навыков произвольного поведения, развитие познавательной и мотивационной сфер | |
16 |
Коррекционно-развивающая программа: «Хочу все знать» для одаренных детей | В теч. года | Обеспечение психолого-педагогических условий в развитии талантливых детей, сохранение психологического и физического здоровья. | |
17 | Занятия по диагностическо-психолого-педагогической программе: «Ступенька к профессии» 9-11классы | 2полугодие | Профдиагностика, формирование установки на необходимость профессионального самоопределения. | |
|
| |||
Консультирование дети
| |||||||
1 | Индивидуальная консультативная помощь подросткам в период острого возрастного кризиса. | В течение года | Оказание помощи в трудных и конфликтных ситуациях | ||||
2 | Профконсультации | По обращению | оценка степени сформированности профессионального плана | ||||
3 | Индивидуальное консультирование учащихся | По обращению | Оказание помощи в трудных и конфликтных ситуациях | ||||
4 | Индивидуальное консультирование учащихся | По результатам диагностики | |||||
5 | Консультирование участников олимпиадного движения по психологическим аспектам подготовки и участия в предметных олимпиадах | В течение года | коррекция эмоциональных состояний, личностных особенностей одаренных детей | ||||
Педагоги | |||||||
1 | Групповые консультации педагогов по остро возникшим психологическим проблемам | В течение года | Разрешение конфликтной ситуации. Выработать стратегию поведения | ||||
2 | Консультации педагогов по взаимодействию с детьми, по данным диагностикам, по личным обращениям. | В течение года | Повышение психологической компетенции | ||||
3 | Индивидуальные консультации педагогов на предмет снятия эмоционального напряжения, методологического усовершенствования процесса обучения и воспитания. | По обращению | снятия эмоционального напряжения, | ||||
4 | Консультации классных руководителей и учителей-предметников, работающих с детьми «группы риска» | В течение учебного года. | Познакомится с причинами «трудного» поведения учащихся, с навыками конструктивного взаимодействия | ||||
5 | Выступления на классных собраниях по актуальным вопросам обучения и воспитания | По запросу классных руководителей | |||||
6 | Выступление на педагогических советах, совещаниях учителей, методических объединениях классных руководителей и учителей-предметников | По плану | |||||
Консультирование педагогов по вопросам взаимодействия с одаренными детьми | Информирование педагогов об особенностях развития детей с признаками одаренности | ||||||
Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по сопровождению детей с ОВЗ | Информирование педагогов по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды. | ||||||
родители | |||||||
1 | Разработка памяток для родителей | В течение года | |||||
2 | Консультации родителей по взаимоотношению с детьми, по данным диагностики, после проведения коррекционно-развивающих занятий | По обращению | Повышение психологической грамотности родителей. | ||||
3 | Консультирование родителей по воспитанию детей «группы риска», дезадаптированных детей. | В течение учебного года | Устранение ошибок семейного воспитания. | ||||
4 | Выступление на родительских собраниях по выявленным в ходе диагностических исследований актуальным проблемам и результатам проведенной работы. | В течение учебного года | Повышение психологической грамотности родителей | ||||
Индивидуальное и групповое консультирование родителей по сопровождению детей с ОВЗ | В течение учебного года | Информирование родителей по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды. | |||||
Консультирование по вопросам взаимодействия с одаренными детьми | Информирование родителей об особенностях развития детей с признаками одаренности |
Экспертиза | |||
Участие в психолого-медико-педагогических консилиумах | Октябрь, май | (разработка выступлений по проблемам): 1.Проблемы адаптации к ситуации школьного обучения. 2.Проблемы адаптации к ситуации предметного обучения при переходе из начального звена в среднее. 3.Проблемы адаптации при переходе в старшее звено | |
Участие в административных совещаниях | В теч. года |
| |
Посещение и анализ уроков | |||
Организационно-методическая работа
Направление работы | Сроки | Предполагаемые результаты | ||
1. | Участие в психолого-педагогических консилиумах (разработка выступлений по проблемам): 1.Проблемы адаптации к ситуации школьного обучения. 2.Проблемы адаптации к ситуации предметного обучения при переходе из начального звена в среднее. 3.Проблемы адаптации при переходе в старшее звено | Октябрь, май | Оказание помощи детям, испытывающим трудности в адаптации. | |
2. | 1.Разработка выступлений на педсоветах, МО, совещаниях, семинарах
2.Итоги месячника: «Школа территория здоровья» 3.Итоги недели психологии. 4.О готовности школьников к выбору профессии. 5.Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
| Декабрь Февраль Апрель 1,3 четв. | просвещение Результаты диагностики.
| |
3. | Разработка планов-конспектов выступлений на родительских собраниях | В теч. года | ||
4 | Подготовка материалов к проведению диагностических исследований, родительских собраний, выступлений на МО, подготовка семинаров, занятий, консультаций | В теч. года
| ||
5. | Оформление и обработка полученных результатов диагностики, обобщающих таблиц результатов диагностики и рекомендаций. | В теч. года
| ||
6. | Составление программ работы с 1,2,4,5,9, 11 классами, с «группой риска», с детьми с ОВЗ и по запросу | В теч. года | ||
7. | Обработка, анализ, обобщение результатов, интерпретация полученных данных. Заполнение отчетной документации Оформление документации, составление отчетов, подведение итогов, планирование работы | В теч. года | ||
8. | Участие в районных, областных семинарах психологов, обмен опытом коллег, изучение специальной литературы | В теч. года | Повышение психологических знаний | |
9 | Оформление кабинета | В теч. года | ||
10 | Изучение новинок психологической литературы. Работа с периодической печатью, методическими разработками в сфере психологии. Подбор методик для работы. | В теч. года | Повышение психологических знаний |
Предварительный просмотр:
Доклад: «Развитие психологической службы в условиях образовательного комплекса».
Педагог-психолог МБОУ СШ с.Талицкий Чамлык: Травина Г.Н.
Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса в современной школе требуется не только знать теоретические основы формирования личности, развития коллектива, закономерности функционирования познавательных процессов, но и выявить условия и специфику этих процессов применительно к условиям учебного заведения, применительно к конкретному классному коллективу и к личности конкретного ребенка. Помочь решить эти задачи должна школьная психологическая служба.
Психологическая служба в школе представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач экспертизы, консультации, диагностики и коррекции. Педагоги, администрация школы, должны иметь точное представление о потенциальных возможностях, о психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса и уметь практически реализовать фундаментальные знания, рабочие понятия и методы психологической науки для практического педагогического воздействия на личность и коллектив.
В последние десятилетия в системе образования, усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Особенностью системы сопровождения на современном этапе - является необходимость сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании. Одной из задач психолого-педагогического сопровождения, в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов является динамическое отслеживание развития школьников в процессе обучения (мониторинг психологического статуса ученика). В диагностической работе особое внимание психолог уделяет: диагностике психологической готовности детей к школьному обучению; диагностике УУД обучающихся начальных классов; изучению адаптации к учебному заведению уч-ся 1 классов; адаптации к среднему звену уч-ся 5 классов и к старшему звену 10 класса; диагностике эмоционально-волевой сферы; диагностике возможностей и способностей обучающихся, диагностике самооценки психических состояний учащихся, для выявления личностных особенностей (тревожность, фрустрация, агрессивность), изучению уровня комфортности в школе, а также изучению готовности к выбору профессии и готовности к сдаче ГИА. Так 2 раза в год проводится мониторинг 1, 5, 10 классов, 1раз в конце учебного года мониторинг 2,3,4 классов. По результатам диагностических обследований психолог ведет диагностические карты, на детей – карты психолого-педагогической помощи. Обследование дошкольников проводится групповое и индивидуальное обязательно в присутствие родителей: они должны видеть проблемы ребенка и понимать необходимость их решения. В своей работе психолог использует многофункциональные методики, которые служат как средством диагностики, так и средством развития психических функций; использует рисуночные тесты, метод наблюдения, беседа с педагогами. Он проводит диагностику навыка чтения (Л.А. Ясюкова), диагностику эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера), диагностику скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона), диагностику интеллекта (тест Амтхауэра), диагностику уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена), диагностику профессиональных интересов и склонностей (методики «ДДО» Е.А. Климова, «Системный выбор профессии»). Личностные особенности уч-ся, влияющие на обучение, психолог выявляет используя детский личностный опросник Кеттелла (модификация Ясюковой). Ежегодно проводит диагностику школьной среды на предмет выявления проблем (социологические опросы, помогающие анализировать взаимоотношения учеников и учителей школы, выявлять жизненные планы учащихся, их отношение к наркотическим веществам, алкоголю, табаку), диагностику эмоционального состояния обучающихся и педагогов. По результатам диагностических обследований составлены тематические планы индивидуальных развивающих занятий и групповых. В развивающей работе, педагог-психолог уделяет внимание: адаптации обучающихся 1, 5, 10 классов; работе с обучающимися, с особыми образовательными потребностями (одаренные дети; дети с ограниченными возможностями здоровья; дети, имеющие проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики). Наиболее часто используемые виды работ: тренинги; игротерапия, сказкотерапевтические, арт-терапевтические, изо-терапевтические техники; обучающие встречи с психологом; обучающая психодиагностика – самопознание.
Охват обучающихся развивающей работой и количество проведенных занятий увеличилось. За 3 года всего проведено 636 групповых и индивидуальных развивающих занятий, с 90% охватом обучающихся.
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому важное место в образовательном процессе занимает профилактическая работа, которая
направлена на: формирование ценности здоровья, профилактику и преодоление отклонений в развитии детей, на выявление и поддержку одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача психолога: исключать и предотвращать факторы, негативно влияющие на их психическое и физическое здоровье, такие как стрессовые ситуации, увеличение частоты асоциальных форм поведения (курение, употребление алкоголя, ПАВ, рискованные формы сексуального поведения и т.д.). С этой целью проводится работа по предупреждению. Психолог принимает активное участие в проведении месячников здорового образа жизни. Она провела уроки психологии: « Как научиться быть счастливым», «Мое здоровье в моих руках», «Алкоголь, курение и потомство», «Пищевые добавки и их влияние на организм», «Стрессы и их влияние на организм», «Путешествие в страну Здоровья», «Соблюдения правил личной гигиены», « Моя личная жизнь», « Как не стать жертвой преступления». Ежегодно психологом проводится Неделя психологии, которая охватывает всех обучающихся, а также педагогов. Неделя психологии в школе – просветительско-профилактическое мероприятие, целью которого является развитие интеллектуального и творческого потенциала детей, приобщение к психологической культуре, способствующее личностному росту ребенка.
Уровень адаптации обучающихся 1,5,10 классов к концу учебного года повысился. Произошло снижение агрессивности, ригидности, повышение самооценки у обучающихся 9, 11 классов.
Консультативная работа направлена на помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются учителя, обучающиеся, родители. За три года со всеми участниками образовательного процесса проведено всего консультаций: 574 индивидуальных консультации, 84 групповых. В течение 12-13 учебного года за консультативной помощью к психологу, обратилось 120 учащихся. Это значительно превышает численный показатель прошлых лет, что может свидетельствовать о росте доверия к психологической службе и лично к психологу.
Увеличилось число обращений за консультацией, по сравнению с прошлыми годами, со стороны учителей и родителей, что говорит в пользу принятых мер по пропаганде психологии. В течение года было зарегистрировано 43 обращений учителей к психологу. Со стороны родителей таких обращений было 75.
Тематика консультаций самая разнообразная это внутрисемейные, межличностные, внутриличностные конфликты, проблемы межличностного взаимодействия, как между учащимися, так и между учащимися и педагогами и учащимися и родителями. В течение года консультации велись по следующим направлениям:
- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х классов по предупреждению дезадаптации;
- с учащимися и родителями 9-11 классов по проблемам профессиональной ориентации с учётом результатов диагностики;
- с учителями и родителями учащихся 3, 4-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;
- с родителями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе;
- по запросам учителей, родителей.
В целом все запросы можно разделить на:
трудности в общении со сверстниками;
поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);
проблемы в детско-родительских отношениях;
трудности в профессиональном самоопределении;
трудности обучения;
консультации по результатам групповой диагностики.
Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:
- конфликты с товарищами по классу;
- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;
- насильственные действия;
- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;
- неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;
- страх самовыражения:
- излишнее волнение.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляется на: индивидуальном, групповом, классном, общешкольном уровне. Педагог-психолог тесно сотрудничает с администрацией школы и педагогическим коллективом по взаимодействию семьи и школы: выступает на родительских собраниях, посещает семьи. Результативность своей работы, применения программ и различных методик отслеживает с помощью диагностики и мониторингов. В процессе своей работы педагог-психолог использует следующие современные технологии: информационно - коммуникационные, здоровьесберегающие, развивающее обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения, тренинговые занятия, игротерапию, сказкотерапию, методы арт-терапии, изо-терапии.
Отдельным направлением в работе, психолог считает деятельность, по сопровождению одаренных детей. С целью реализации данного направления им разработаны рекомендации, для обучающихся участвующих в мероприятиях на различных уровнях, по снятию эмоционального и физического (мышечного) напряжения, правилам публичного выступления, особенностям внешнего вида и подготовки (психологической, физиологической) к мероприятию.
Психолог проводит работу по психолого-педагогическому сопровождению детей обучающихся на дому с целью повышения адаптационных ресурсов и снижения эмоционального напряжения и детей «группы риска». Ведется банк данных на детей, требующих особого подхода в воспитании. Их значительно уменьшилось в сравнении с прошлыми годами.
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Психолог проводит конкурсы рисунков и плакатов по теме: «Здоровый образ жизни». Ежегодно лучшие работы принимают участие в конкурсах на муниципальном уровне.
Деятельность психолога по воспитанию направлена на создание условий для развития детей, на формирование активной жизненной позиции, на развитие навыков по самоуправлению, самоорганизации, на воспитание толерантности, на необходимость заботиться о своем здоровье и здоровье и жизни окружающих. Работу проводит через вовлечение обучающихся в различные мероприятия, развивающие позитивное отношение к общечеловеческим ценностям: семья, здоровье, желание и способность верить в свои силы. Благодаря работе, которую проводит педагог-психолог, ребята более адаптированы к социуму, позитивно настроены.
Каждый школьник развивается в обществе, коллективе. В формировании коллектива каждая личность играет важную роль, но в то же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. Формируя коллектив, мы можем выпустить из поля зрения отдельную личность, если не будем реализовывать в своей практике индивидуальный подход.
Необходимость индивидуализации воспитания обусловлена тем, что у обучающихся имеются различные свойства и состояния, которые создают предпосылки для развития у них интересов и специальных способностей и необходимо одновременное сохранение, и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка. Поэтому работа психолога направлена на раскрытие и развитие индивидуальности школьника, создание условий для его самовыражения, проявления активности и инициативности в процессе жизнедеятельности, индивидуальную помощь в осознании, понимании волнующих воспитанников вопросов и проблем и поиске путей их разрешения.
Так, например, психолог, осуществляя своевременную психопрофилактическую и развивающую работу с детьми 1 классов, помогает им совершить естественный переход от игровой деятельности к учебной. Психолог проводит работу с детьми по формированию у детей психологического потенциала, который обеспечивает успешное усвоение новой деятельности, принятие внутренней позиции школьника, развитие произвольности поведения, пространственной ориентировки и внутреннего плана действий. Такие личностные проявления, как неадекватная самооценка, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка. Для коррекции индивидуально-типологических особенностей личности ребенка педагогом-психологом используются метод психогимнастики, методы терапии средствами искусства, метод релаксации, метод самовнушения; для преодоления проблем в общении - методы игровой коррекции, методы позитивного общения, коммуникативные игры и упражнения.
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение психолог осуществляет в следующих случаях: когда, выявляются проблемы в ходе групповой диагностики; обращаются родители, педагоги, администрация за консультациями; обращается в связи с возникшими у него проблемами сам ребенок; обращаются специалисты других социальных служб.
На разных уровнях образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны. В начальной школе - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), способности к целеполаганию, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Психологом используются программы индивидуального развития направленные на развитие познавательных интересов (Д.А. Глазунов «Психология Развивающие занятия»); на формирование у ребенка таких мыслительных операций как, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификации (Г. П. Шалаева «Большая книга логических игр»); на развитие конструктивных способов взаимодействия (О.Н. Рудякова «Психологическая поддержка младших школьников»).
В настоящее время важнейшими задачами школы являются создание условий, обеспечивающих возможность выявления задатков, развития и реализации склонностей и способностей, удовлетворение личностных и государственных потребностей.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его способностей и возможностей. Это дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Такая технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
С этой целью изучаются индивидуальные способности учащихся, учебные возможности (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи. Проведенная Неделя психологии в школе – просветительско-профилактическое мероприятие, целью которого является развитие интеллектуального и творческого потенциала детей, приобщение к психологической культуре, способствующее личностному росту ребенка. Задачи: 1) развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других; 2) формирование у участников способности устанавливать и поддерживать контакты; 3) развитие творческой активности участников, вовлечение их в активную деятельность, развивающую личность; 4) создание благоприятного социально-психологического климата.
План проведения недели психологии. День первый. 1. Психологическая акция «Винни-Пух и все, все, все..» 2. Урок творчества: «Счастье – это…» День второй. Игра «Следопыты» День третий. Интеллектуальный марафон. День четвертый. 1. Конкурс « чувствоведов». 2. Конкурс психологических плакатов «Давайте жить дружно!» День пятый. 1. Психологическая акция «Ларец радости, или Предсказания Винни - Пуха и всех, всех, всех…» 2. Подведение итогов Недели психологии.
Психологическая акция: «Винни – Пух и все, все, все…» акция затрагивает почти каждого "жителя школы", вызывая неподдельный интерес к психологу, другим "жителям школы". Отлично подходит для начала недели психологии, задавая ей загадочный и праздничный тон. Цели: Активизировать познавательный интерес участников образовательного процесса; Создать условия для реализации активной жизненной позиции; Расширить представления о самом себе у участников акции; Привлечь внимание к деятельности психологической службы Участники: все желающие - учащиеся, педагоги, родители, работники школы Время: акция проходит в течение всего учебного дня.
ВЫБЕРИ Кто тебе больше всего нравится? Пятачок Винни-Пух Сова Тигра Кролик Иа
Мы выбираем. Кто тебе больше всего нравится?
Результаты выбора психологической акции «Винни – Пух и все, все, все...»
Наш выбор. Выбор по филиалу Aaaa Тигра 35% Винни-Пух 20% Сова 19% Пятачок 17% Кролик 6% Иа 3% Выбор по МБОУ СОШ Тигра 38% Винни- Пух 28% Сова 8% Пятачок 12% Кролик 5% Иа 9%
Урок творчества «Счастье – это…» Цель: снижение эмоционального напряжения, развитие воображения, творческого мышления, развитие внимания детей к своим чувствам. Приветствие: Хочется счастья всем пожелать. Самое главное не унывать. Всем вам доброго, мирного, ясного! Всем вам светлого и прекрасного! Разминка. Игра «бывает…» Беседа. Что такое счастье? Что для вас счастье? Какие события вашей жизни вы можете назвать счастливыми? Рисование. Обсуждение (делимся своими впечатлениями). Выставка рисунков.
Разминка к уроку творчества. Игра «апельсин бывает…» Игра: « счастье –это…»
Урок творчества. Рисунок счастья. Изготовление подарков первоклассникам.
Выставка рисунков:«Счастье – это…»
Игра «Следопыты». Участники игры 3-11 классы. Цель игры: Знакомство учащихся с организацией и особенностями школы. Развитие наблюдательности и внимательности учащихся школы. Повышение сплочённости коллектива, умения организованно действовать в различных ситуациях. Итоги : 1 место в игре заняли команды 9 класса филиала и 9б класса МБОУ СОШ.
Игра: «Интеллектуальный марафон». Участники игры 4-11 классы. Цель: знакомство с содержанием понятия «интеллект», развитие внимания, памяти, творческого мышления, воображения. Психолог: здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие посвящено теме интеллекта. Назначение интеллекта – создавать порядок из хаоса. Итак, интеллект – познание. Понимание, рассудок, - способность к мышлению. Ум, то есть умственные способности. Сумма знаний, которыми обладает человек, еще не говорит о его высоком интеллекте. Интеллект определяет, насколько успешно человек приспосабливается к обществу. Мы разделимся на команды, и будем выполнять задания на внимание, память, творческое мышление, воображение. Итоги: 1 место в игре заняли команды 8 класса филиала и 9 а, 8. 5 кл. МБОУ СОШ.
Конкурс «Чувствоведов». Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; закрепление навыков понимания эмоционального состояния другого и умений выражать свое содействие выходу на поверхность ранее не проявляемых чувств.
Первый конкурс: «тренируем эмоции». Улыбнуться, как будто ты увидел чудо Улыбнуться, как хитрая лиса
Второй конкурс: «эмоция сказочных персонажей». Золушка, чувствующая свою вину, когда на нее ругается мачеха. Радостный Винни-Пух, который любит ходить в гости по утрам
Третий конкурс: «Покажи эмоцию». Эмоция: «удивление». Эмоция : «обида».
Четвертый конкурс: «Ролевая гимнастика». Рассказать стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко» с разными интонациями, в разных ролях: с пулеметной очередью, со скоростью улитки, как робот, как иностранец, со злостью, с гордостью, с радостью.
Психологическая акция «Ларец радости». Способствовать укреплению межличностных отношений, развитию коммуникативных навыков учащихся, улучшению настроения и эмоционального состояния, усилению интереса к школе, к людям, которые в ней работают и к тому, что в ней происходит.
Психологическая акция «Ларец радости, или Предсказания Винни - Пуха и всех, всех, всех…»
Конкурс психологических плакатов: «Давайте жить дружно». Цель: развитие чувства уважения, доброжелательности к людям; развитие творческой активности участников, вовлечение их в активную деятельность, развивающую личность. Итоги: 1 место заняла команда 3 класса филиала.
Подведение итогов. Награждение. Вручение похвальных листов и сладких призов победителям.
Ожидаемые результаты. Проведенная неделя психологии способствовала: развитию интеллектуального и творческого потенциала детей; развитию способности познания себя и других; формированию способности устанавливать и поддерживать контакты; созданию благоприятного социально-психологического климата. Неделя психологии проводилась в Талицкой школе с 20 января, в Паршиновской школе с 13 января. Все дети с 1 по 11 классы приняли участие. Наибольший интерес к Неделе психологии проявили уч-ся начальных классов двух школ. Больше всего детям понравились психологические акции: «Винни – Пух и все, все, все...» и«Ларец радости, или Предсказания Винни - Пуха и всех, всех, всех…»