Рабочая программа педагога-психолога ДОУ подготовительная группа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_-_7_let.docx | 87.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
В последние годы произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-03 "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вступивший в силу с 01 января 2014 года, внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направления на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа педагога-психолога ГБДОУ детский сад № 64 Приморского района Санкт-Петербурга разработана в соответствии с:
ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС ДО утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.
Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой ГБДОУ детский сад №64 Приморского района СПб, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой); локальными актами учреждения.
Содержание рабочей программы педагога-психолога учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ.
1. Общие сведения об учреждении
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 Приморского района Санкт-Петербурга
В образовательном учреждении функционируют 9 групп, фактическая наполняемость в 2016-2017 учебном году - чел.:
РАСПИСАТЬ ГРУППЫ
Обучение и воспитание детей ведется на русском языке.
ГБДОУ детский сад № 64 работает в соответствии с:
- Уставом
- Годовым планом работы
- Программой развития на 2012 - 2017 г.г.
- действующими нормативно-правовыми документами.
Цель деятельности ГБДОУ детского сада № 64:
• Обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного общедоступного и бесплатного дошкольного образования (ФГОС ДО п. 1.5, 2.4);
• Создание условий, обеспечивающих возможности для позитивной социализации и всестороннего развития воспитанников в адекватных их возрасту детских видах деятельности. Заложив основы физически и психологически здоровой, всесторонне развитой и активной личности в соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями, формирование предпосылок учебной деятельности, необходимых для успешной адаптации выпускников при переходе на ступень начального общего образования.
Режим работы детского сада:
- с сентября по май - образовательный процесс;
- с июня по август - летняя оздоровительная кампания;
- рабочая неделя - пятидневная;
- длительность пребывания детей -12 часов;
- ежедневный график работы: с 7.00 до 19.00
Режим работы педагога-психолога на 1 ставку - 36 часов в неделю (согласно утвержденному графику).
2. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
Психологическая диагностика и тесты для детей 6-7 лет
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
В 6—7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Психологическая готовность к школе.
Интеллектуальная готовность
- Наличие широкого кругозора и запаса знании.
- Сформированность начальных умений учебной деятельности.
- Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
- Логическое запоминание.
- Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
- Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
- Развитие фонематического слуха
Личностная готовность
- Принятие новой социальной позиции.
- Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
- Развитие познавательных критериев, любознательности.
- Развитие желания ходить в школу.
- Произвольное управление своим поведением.
- Объективность самооценки.
- Потеря «детскости», непосредственности
- Социально-психологическая готовность
- Гибкое владение способами установления взаимоотношений.
- Развитие потребности в общении.
- Умение подчиняться правилам и нормам.
- Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
Эмоционально-волевая готовность
- Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
- Эмоциональная устойчивость.
- Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.
- Умение ограничивать эмоциональные порывы.
- Умение систематически выполнять задания.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе
Подготовительная группа
Оценка актуального уровня развития детей, его динамики, измерение их личностных образовательных результатов.
Ведущие цели Программы
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- Оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- Повышение психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей воспитанников и педагогов;
- Обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
- Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
- Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- Творческая организация (креативность) образовательного процесса;
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- Уважительное отношение к результатам детского творчества;
- Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;
- Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
- Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
- Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.
Основные субъекты психологического воздействия:
- дети;
- педагоги;
- родители
Принципы и подходы к формированию Программы психолого-педагогического сопровождения
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
- Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию детского сада и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
- Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог детского сада.
- Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов детского сада.
Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.
- Профессионально-психологический компонент сопровождения представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством - он всегда цель психологического сопровождения.
- Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики - открытость и развивающийся характер (синергетичность).
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
- Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
- Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
- Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
- Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
- Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;
- Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
- Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
- Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
- Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как
- Системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
- Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
- индивидуальное;
- групповое;
- на уровне детского сада.
Формы сопровождения:
- консультирование;
- диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- профилактика;
- просвещение.
РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА
- Цели, задачи, принципы деятельности педагога- психолога
Цели деятельности педагога-психолога:
- создание условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ
- содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
- содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них
- социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению.
- формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников.
Задачи деятельности педагога-психолога:
- психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;
- формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата в ДОУ;
- психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий,
- содействие в обеспечении деятельности педагогов ДОУ научно- методическими материалами и разработками в области психологии.
Деятельность педагога-психолога по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает решение ряда частных задач:
- реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития дошкольного возраста;
- развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств и др;
- создание в ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется продуктивностью общения детей с взрослыми и сверстниками и созданием успеха во всех видах деятельности дошкольников;
- оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и членам педагогического коллектива ДОУ
Психологическое сопровождение психического и личностного развития детей строится на основе следующих принципов:
- обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;
- сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования;
- гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;
- защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования;
- повышения эффективности и качества дошкольного образования;
- обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;
- оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;
- признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром;
- создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений и осуществления жизненных выборов;
- сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе сопровождения ребенка
Организация работы педагога-психолога ДОУ
Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование. Предлагаемое содержание деятельности педагога- психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях - обязательных видах деятельности и дополнительных.
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.
Обязательно:
- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика - см. «Примерный перечень»),
- Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика - см. «Примерный перечень»).
Дополнительно:
- Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, технологическими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры). Для воспитателей - реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, систематика и отклонение в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.
Примерный перечень
Подготовительный возраст
Родители | Педагоги |
«Развития тонкой моторики дошкольников»» | «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации» |
«Психологические особенности детей 6-7 лет» | «Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы дошкольного учреждения» |
«Психологическая готовность ребенка к школе» | «Система работы воспитателя с детьми, имеющим отклонения в поведении» |
«Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе» | «Развитие логических операций «классификация», «обобщение», «абстагирование-конкреттизация» у детей старшего дошкольного возраста» |
«Кризис семи лет» | Психологическая безопасность ребенка» |
«Стили взаимодействия взрослых с детьми» | «Гиперактивность ребенка - опасность для его бедующего» |
«Десять заповедей для родителей бедующих первоклассников» | «Детские конфликты» |
«Почему он не хочет учиться» | «Приобщите ребенка к миру взрослых» |
«Воспитательные возможности художественной литературы» | «Общение - это искусство» |
«Развитие творчества в изобразительной деятельности» | «Влияние сказки на развитие ребенка» |
«Музыка и душевное состояние слушателя» |
Психологическая профилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
- разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
- контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением грамотного, психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
- обеспечению условий оптимального перехода детей на следующею возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;
- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;
Обязательно:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступивших детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путем устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
- Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ
- Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
- При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и проведении психологического сопротивления инновациям.
В рамках реализации данного направления психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей и педагогов. Особое внимание уделяют стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которое включает и личностные особенности педагогов. Но также важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников. Естественно, что разобщение, конфликтность, отсутствие взаимовыручки будет негативно сказываться на самочувствии педагогов, что может косвенно или на прямую способствовать снижению эффективности взаимодействия с детьми родителями.
Основным условием эффективного общения с родителями является взаимное уважение и открытость ДОУ
В психологической профилактике выделяют три уровня:
- уровень - первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и образовательные проблемы и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически для всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все дети, как «нормальные», так и с проблемами.
- уровень - вторая профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблему уже начались. Вторая профилактика подразумевает ранее выявление у детей трудностей в поведении. Основная ее задача - преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторая профилактика включает консультацию с родителями и воспитателями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д.
- уровень - третическая профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными образовательными или поведенческими проблемами, его основная задача - коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными детьми (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.
Для реализации этих задач педагог-психолог проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормам:
- диагностирует психологическое причины отклонений в интеллектуальном и личностном и развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;
- проводит диагностику общения детей с взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.
Примерный перечень профилактической деятельности
Родители | Педагоги |
«Понимаете ли вы своего ребенка?». | Обсуждение итогов прохождения детьми периода адаптации к ДОУ, определение степени сложности адаптационного периода каждого ребенка, пути решения возникающих проблем. |
«Что такое хорошо и что такое плохо», | «Индивидуальные психологические особенности детей». |
«Безопасность на летней площадке». | «Безопасная песочница». |
Адаптация ребенка к новым условиям. | Индивидуальные беседы по результатам психологической диагностики в начале и конце учебного года, в течение года - беседы по поводу трудностей в развитии ребенка. |
Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Психологическая диагностика - это углубленное психологопедагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии.
Для решения поставленной психологической проблемы педагог- психолог обозначает содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего, оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и специалисты. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.
Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:
БЛОК (ГРУШІА) I. | |
Психологические показатели: | |
1 | способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности) |
2 | мотивационно-потребностные сферы |
3 | возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные) |
4 | психомоторной сферы |
5 | личностно-эмоциональных особенностей |
БЛОК (ГРУППА) II. | |
Психофизиологические показатели психофизических особенностей (темп, стеничностъ, адаптивность, динамичность и лабильность нервной системы) | |
БЛОК (ГРУППА) III. | |
Психолого-педагогические показатели: | |
1 | обучаемости и предпосылок к учебной деятельности |
2 | специальных способностей (музыкальные, художественные, математические и т.д.) |
3 | достижений (знания, умения, навыки) |
Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с детьми: | |
1 | Показатели стиля взаимоотношений в возрастной группе (взрослый- ребенок) |
2 | Показатели воспитательной стратегии (соответствие концепции дошкольного воспитания) |
3 | Показатели образовательной стратегии (соответствие образовательной программе ДОУ) |
4 | Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности педагогических кадров (членов педагогического коллектива) |
Показатели особенностей семейных взаимодействий: | |
1 | Показатели стиля взаимоотношений в семье. |
2 | Показатели воспитательной стратегии родителей (лиц их заменяющих) |
3 | Показатели сформированности и активизации (актуализации) родительской позиции (негативной, позитивной) |
4 | Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности родителей ребенка (лиц их заменяющих) |
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста:
- Подготовительный этап:
- составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);
- составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
- составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребенком;
- составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка.
- Адаптационный этап:
- знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализ продуктов детского творчества.
- Основной этап:
- тестирование
- Индивидуальный этап:
- составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
- Заключительный этап:
- констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);
- рекомендации родителям (воспитателям) в устной или посменной форме.
Обязательно:
- Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психологического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
- Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
- Диагностика воспитанников групп для детей с нарушением речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Диагностический инструментарий
Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп (примерный перечень):
Параметры | Направленность | Диагностические методики |
Развитие перцептивных действий Овладение сенсорными эталонами. Сформированность пространственных отношений (сериация). Объединение элементов в целых образ. | Восприятие | «Коробочка форм» «Вкладыши» «Пирамидка» «Мисочки» «Конструирование по образцу» «Включение в ряд» «Эталоны» «Разрезные картинки» «Перцептивное моделирование» |
Ориентирование в предметных действиях | Наглядно- действенное мышление | «Коробочка форм», «Мисочки» «Пирамидка» «Матрешка» |
Моделирование Анализ образца. Образная форма мыслительной деятельности Овладение зрительным синтезом Развитие ориентировочных действий | Наглядно- образное мышление | «Рыбка» «Разрезные картинки» «Пиктограмма» «Перцептивное моделирование» «Рисунок человека» «Схематизация» «Недостающие детали» |
Действия обобщения и классификации Действия систематизации Знаковая форма мыслительной деятельности | Логическое мышление | «Классификация по заданному принципу» «Свободная классификация» «Самое непохожее» «Систематизация» «Пиктограмма» «Исключение лишнего» |
Отражение логической последовательности в речевой форме Установление причинно- следственных связей Развитие последовательного (логического) рассуждения | Словесно- логическое мышление | «Дополнение фраз» «Последовательность картинок» |
Развитие связанного рассказывания Объем активного словаря Логопедические дефекты | Активная речь | «Вопросы по картинкам» «Последовательность картинок» |
Сформированность игровых действий:
| Игра в контексте мышления и воображения | «Свободная игра» Наблюдение |
Образная и вербальная креативность. Беглость, гибкость, оригинальность | Творческое воображение | «Дорисование фигур» «Рисунок несуществующего животного» «Три желания» «Назови картинку» «Что может быть одновременно» |
Овладение координацией движений. Общая двигательная активность Зрительно-моторная координация Ведущая рука (позиция) | Моторика | «Игра в мяч» «Повтори за мной» «Бирюльки» Наблюдение и тесты на моторику. |
Преобладающий тип внимания Объем и устойчивость | Внимание | «Найди такую же» «Корректурная проба» |
Социальный статус Конфликтность Коммуникативные предпочтения Взаимоотношения в семье Формы и средства общения | Общение | «Два дома» «Рисунок семьи» CAT «Рисунок человека» «Социометрия» |
Самооценка и уровень притязаний Личностные черты и качества Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные) | Личность | «Лесенка» «Семь карточек» «Эмоциональное лето» CAT «Рисунок человека» «Дополнение фраз» «Три желания» |
Механическое запоминание Опосредованное запоминание | Память | «10 предметов» «10 слов» Пересказ, рассказ по картинкам |
Неспецифические показатели детей дошкольного возраста
Характеристика | Направленность | Диагностика |
Упорядочение действий Принятие и удержание задачи | Организация деятельности произвольная регуляция | Наблюдение «Графический диктант» «Корректурная проба» |
Скорость выполнения действий | Темп деятельности | Наблюдение |
Работоспособность | Психоэнергети-ческий тонус жизнедеятель-ности (стеничность) | Наблюдение |
Способность к самореализации (способы) | Личная активность | Наблюдение |
Предпочтение предметных задач. Предпочтение общения с взрослым, ориентация на оценку деятельности Фиксация на собственных переживаниях (рефлексивность), ориентация на одобрение | Личностная направленность | Наблюдение |
Преобладание эмоционально окрашенных состояний | Эмоциональный фон | Наблюдение |
Скорость возникновения и прекращения эмоциональных реакций Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние | Эмоциональная лабильность. Пластичность | Наблюдение |
Появление ситуативной реактивности, эмоциональной возбудимости, заторможенности. | Характер эмоциональных проявлений | Наблюдение |
Реакция на ситуацию обследования | Ситуативное общение | Наблюдение |
Распределение диагностических методик по возрастным группам
№ п/п | Наименование методик | Возрастные группы | |||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | ||
1 | Коробка форм | + | + | ||
2 | «Пирамидка» и «мисочки» (предметные действия) | + | + | ||
3 | Разрезные картинки | + | + | ||
4 | Конструирование по образцу | + | + | ||
5 | Свободный рисунок | + | + | ||
6 | Рисунок человека | + | + | + | + |
7 | Свободная игра | + | + | + | + |
8 | Дорисование фигуры | + | + | + | + |
9 | Повторение слов и предложений | + | + | ||
10 | Вопросы по картинкам | + | + | + | + |
11 | Дополнение фраз | + | + | + | + |
12 | САТ | + | + | + | + |
13 | Повторяй за мной и игра в мяч | + | + | + | + |
14 | Бирюльки | + | + | + | |
15 | Мисочки (включение в ряд) | + | + | ||
16 | Рыба | + | + | ||
17 | Классификация по заданному принципу | + | + | + | |
18 | Рисунок семьи | + | + | + | |
19 | Два дома | + | + | ||
20 | Свободная классификация | + | + | ||
21 | Самые непохожие | + | + | ||
22 | Рассказ по картинкам | + | + |
23 | Пиктограмма | + | + | ||
24 | 10 слов | + | + | ||
25 | Несуществующее животное | + | + | ||
26 | Три желания и шапка-невидимка | + | + | ||
27 | Игровая комната | + | + | ||
28 | Лестница | + | + | ||
29 | Выбор карточки | + | + | ||
30 | Эталоны | X | + | ||
31 | Перцептивное моделирование | X | + | ||
32 | Схематизация | X | + | ||
33 | Систематизация | X | + |
Примечание. Последние 4 методики (стандартизованные диагностические методики) предназначены для 6-летних детей, но в рамках проверки готовности к школе могут быть использованы и при обследовании детей конца 6-го года жизни, что обозначено X.
Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:
Комплекс методик для определения психологической готовности детей к обучению в школе (6 – 7 лет)
- «Экспресс – диагностика в детском саду. Подготовительная группа»
Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко - «Диагностические программы психолого-педагогического обследования детей» Н.Я.Кушнир, О.Е.Антипенко
- «Вербальное мышление» Чирков В.Н., Разумовская О.Л.
- Тест информированности ребёнка о социальном окружении» Чирков В.Н., Разумовская О.Л.
- Карточно-словарный тест (КСТ) Чирков В.Н., Разумовская О.Л.
- Ориентировочный тест школьной зрелости» Я. Йерасек
- «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Семаго, М.Семаго
- Диагностика дошкольной зрелости» М.Битянова
- «МЭДИС – методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей» Аверина И.С., Щелбанова Е.И., Задорина Е.Н.
Вариативный комплекс методик по изучению
эмоциональных процессов детей.
Возраст |
Название методики |
Автор |
4 – 5 лет, 5 – 7 лет |
Тест «Кактус» |
Тэммл, Дорки |
Тест «Страхи в домиках» |
| |
Анкета «Признаки импульсивности» |
| |
Тест «Нарисуй свой страх» |
| |
Тест «дом-дерево-человек» |
Дж.Бак | |
|
| |
Диагностика сформированности игровых навыков |
Калинина Р. Р. | |
Методика «Паравозик» |
С.В. Велиева | |
Методика «Секрет» |
Разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой | |
Методика «День рожденья» |
М.А. Панфиловой | |
Тест «2 домика» |
Фопель К | |
Методика «Маски» |
Денисова Н.Д. | |
Критерии гиперактивности |
| |
5 – 7 лет |
Анкета «Признаки агрессивности» |
|
Тест «Несуществующее животное» |
М. З. Друкаревич. | |
Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера |
Люшер | |
Тест тревожность |
Р.Теммл, М.Дорки | |
Анкета по выявлению тревожности |
Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. | |
проективной методике «Человек под дождем» |
Е.С. Романовой и Т.И. Сытько | |
Методика «Цветовая социометрия» |
|
Развивающая и коррекционная работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника.
Программы развивающей и психокоррекционной работы включает психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.
Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.
Обязательно:
- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми групп с нарушением речи.
Дополнительно:
- Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
Это направление работы включает:
- групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах)
- тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары)
ПРАВИЛА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
- Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.
- Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.
- Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства.
- В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.
- К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированно сть информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.
- Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.
- Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).
- Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания
Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.
Таким образом, психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития
Календарно-тематическое планирование подготовительная к школе группа
| 1 квартал Тема: «Волшебница осень» | 2 квартал Тема: « Чародейка – Зима» | 3 квартал Тема: « Встречаем Весну – красну» | 4 квартал Тема: «Лето прекрасная пора» |
Месяцы/ недели | Сентябрь «Детский сад – страна друзей» | Декабрь «Новогодняя сказка» | Март «Подари добро» | Июнь «Здравствуй, лето» |
1-я неделя | «Готовимся к школе. Что умеют будущие первоклассники» | «Зимушка-зима» | «Международный женский день» | «Дети-это МЫ» |
2-я неделя | «Кладовая природы.Труд людей осенью» | «Мир предметов, техники, механизмов , изобретений» | «Мальчики и девочки» | «С чего начинается Родина» |
3-я неделя | «Семья и семейные традиции» | «Народная культура и традиции» | «Весна пришла» | |
4-я неделя | «Уголок природы в детском саду» | «Готовимся к новогоднему празднику. Зимние чудеса» | «Неделя книги и театра» | «Деревья лиственные и хвойные» |
Месяцы/ недели | Октябрь «Мир вокруг нас» | Январь «Удивительное рядом» (краткосрочные проекты) | Апрель «Земля – наш общий дом» | Июль «Мы все такие разные» |
1-я неделя | «Мой город» |
| «Неделя здоровья» | «День флага России» |
2-я неделя | «Родная страна» | «Неделя игры» | «Космические просторы» | «День спортивной семьи» |
3-я неделя | «Неделя безопасности» | «Неделя творчества» | «22 апреля – Международный день Земли» | «Спасем город от экологической катастрофы» |
4-я неделя | «Труд взрослых. Профессии. Помогаем взрослым» | «Неделя познания, или Чудеса в решете» | «Единство и дружба народо планеты Земля» | «Животные планеты Земля» |
| Ноябрь «Семья» | Февраль «В здоровом теле - здоровый дух» | Май «Над тобою солнце светит, Родина моя!» | Август «Мы взрослеем» |
1-я неделя | «Поздняя осень» | «Друзья спорта» | «День Великой Победы» | «Загадочный Космос» |
2-я неделя | «Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета» | «Искусство и культура » | «Опыты и эксперименты» | «Безопасное лето» |
3-я неделя | «Декоративно-прикладное искусство» | « Защитники Отечества» | «Права ребенка» | День – прощание с летом! |
4-я неделя | «Путешествие по странам и континентам» | «Путешествие в прошлое и будущее на машине времени» | «Скоро в школу» | «Мы первоклассники» |
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным
методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация.
Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.
Возрастно-психологическое консультирование
Задачи:
- ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка;
- своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;
- предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;
- составление рекомендаций по Психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для педагогов и родителей;
- составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;
- коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами.
Консультативная работа в ДОУ включает в себя также консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, а также консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в ДОУ
Примерный перечень тем для психологического консультирования:
- адаптация и дезадаптация к ДОУ
- страхи
- агрессивность
- психологическое неблагополучие
- непослушание
- кризис 3-х лет
- спонтанная двигательная активность
- тревожность
- левшество
- недостаточное развитие мелкой моторики
- низкий уровень развития познавательных процессов
- нарушения в сфере общения
- энурез
- застенчивость
- нестабильность эмоционального состояния
- гиперактивность
- отсутствие самостоятельности
- непослушание
- психологические проблемы детей с ОНР
- психологическая поддержка семьи
- роль игры в подготовке к школе
- система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в поведении
- психологическая готовность к школе
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С АДМИНИСТРАЦИЕЙ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
Направления деятельности педагога-психолога
С руководителем ДОУ
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
- Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательнообразовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).
- Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
- Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
- Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ
- Предоставляет отчетную документацию.
- Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу)
- Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
- При необходимости рекомендует администрации направить ребенка с особенностями развития на ПМПК.
- Участвует в комплектовании групп.
- Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Участвует в городской экспериментальной площадке, научных работах, курсах повышения квалификации.
- Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
Со старшим воспитателем
- Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
- Формирует содержание Психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей.
- Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
- Участвует в разработке методических и информационных материалов по психо л ого -пе д агогиче ским вопро с ам.
- Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
- Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
- Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленно сти.
- Участвует в деятельности Советов педагогов и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
- Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в ДОУ с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
- Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК.
- Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
- Предоставляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
- Проводит психологическое сопровождение конкурсов.
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
- Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.
С воспитателем
- Содействует формированию банка данных развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
- Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
- Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированное™ УУД у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце года).
- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Составляет Психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.
- Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
- Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
- Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
- Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
- Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
- Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
- Участвует во внедрении здоровье сберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т.д.).
- Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
- Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
- Осуществляет психологическое сопровождение детей, особенно заикающихся, на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.
- Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов).
- Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
- Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
- Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий)
- Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей.
- Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
- Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
- Участвует в проведении музыкальной терапии.
- Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.
- Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
- Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С инструктором по физической культуре
- Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.
- Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
- Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
- Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
- Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
- Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
- Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
- Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
- Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)
- Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия)
Классификация психологического инструментария психолога детского сада
Специфический инструментарий | Неспецифический инструментарий | ||
стимульный | интерпретационные средства | технический материал | вспомогательные средства |
Наборы объемных геометрических фигур, плоскостные геометрические фигуры различной формы, цвета и размера, пирамидки, разъемная матрешка, наборы сюжетных и предметных картинок, печатный материал (схемы, контурные изображения) | Шкалы, таблицы, графики, профили, сетки перевода количественных данных в качественные характеристики, компьютерные программы по соотнесению, сравнению и интерпретации данных | Цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, мелки, альбомные листы разного формата, цветная бумага, ножницы, пластилин, картон, клей | Аудиокассеты и диски с записями текста или музыкальным сопровождением, атрибуты сюжетно-ролевых игр в комплекте с предметами-заместителями, наборы для конструирования и моделирования, мячи, мягкие игрушки Картотеки консультаций для родителей Картотеки рекомендаций для родителей |