Обучение грамоте, как важный этап в пропедевтике русского языка в начальной школе

Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап лингвистического образования  и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo_3.11.16.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте как важный этап в пропедевтике русского языка в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей

единственно через посредство отечественного языка,

 и, наоборот,мир, окружающий дитя, отражается в нем

 своей духовной стороной только через  посредство

той же среды-отечественного языка.

К.Д. Ушинский

Российская школа должна стать школой духовно- нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа – это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы.  Отбор  содержания  учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование  базовых  национальных ценностей.

 Предмет  «Русский язык» играет важную роль  в реализации основных целевых установок начального образования: становлении гражданской  идентичности и  мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности  к организации своей деятельности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Изучение русского языка в 1 классе начинается с периода обучения грамоте. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и обучения письму.

В обучении грамоте выделяются три  периода:  добукварный ( подготовительный), букварный и послебукварный.  

Ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание первоклассниками того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения русского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма.

В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно-образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей.

Самостоятельное построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности — контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте первоклассники учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т.е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области русского языка.

Все знания, которые первоклассники получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая, в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.

 Так же ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть первоклассников овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников задание выполняет самостоятельно, а другие,  успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале. Содержание включает в себя материал для первоклассников, которые пришли в школу, совершенно не умея читать; для учащихся, читающих по слогам и для хорошо читающих учеников. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований Федерального государственного образовательного стандарта.

В период  обучения  грамоте ведется  работа по развитию фонематического слуха детей, обучение первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений об окружающей  действительности, обогащению их словаря и развитию речи.

В  процессе  обучения  чтению дети сопоставляют орфографическое и орфоэпическое оформление слов: они видят и запоминают, как слова написаны, и читают, произносят их согласно  орфоэпическим нормам  ( как принято их произносить ).  Первоклассники,  осваивая  грамоту, учатся строить простые и  распространенные предложения, выявляют  не только фактическую информацию, но и подтекстовую.  Учатся обобщать и анализировать, проводить исследование при работе с текстами

В процессе организации устной и письменной речевой работы на уроках чтения и письма дети выполняют такие действия, такие упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных грамматических и орфографических тем на более поздних ступенях обучения.

Особенность грамматико-орфографической пропедевтики заключается не в том, чтобы сообщить какие-то правила, а в том, чтобы систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учащихся, не перегружая в то же время детей заучиванием каких-либо правил и других теоретических сведений.

 При грамматико-орфографической пропедевтике в период обучения грамоте можно выделить следующие направления:

1. Четко разграничиваются представления о звуке и букве. Дети усваивают их классификацию: гласные (ударные и безударные), согласные (твердые – мягкие, звонкие - глухие); учатся соотносить звук и букву сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения со звуком (слабые позиции гласных и согласных).

2. Практически знакомятся с лингвистическими понятиями: «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение».

3. Наблюдают над словами, которые в дальнейшем на уроках русского языка создадут основу для изучения различного грамматического материала:

а) сосна – сосны (изменение по числам);

б) искала – искал (форма рода);

в) рос – вырос (видовые формы);

г) пилил – пилит (временные формы);

д) ехал – отъехал, осень - осенний (состав слова, родственные слова).

На уроках чтения в пропедевтическом плане учащиеся изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам, связывают их с прилагательными, изменяют их, согласуя с существительными в роде, числе и падеже.

4. Одновременно с формированием графического навыка в период обучения грамоте закладываются основы орфографического навыка:

- дети учатся раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы и правильно оформлять предложение в письменной речи;

- переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений: например, не переносить и не оставлять на строке одну букву;

- употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных, названиях городов, рек и т.д.;

- усваивают правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

-  овладевают простейшим способом проверки правописания безударных гласных в корне слова на основе действия по типу: один-много, много-один;

- парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова;

-  приобретают навыки написания предлога со словом;

-  наблюдают над правописанием разделительного твердого и мягкого знаков в словах;

- знакомятся с отдельными случаями написания непроверяемых безударных гласных (словарных слов).

От того, насколько полно будут  сформированы в период обучения грамоте орфографические навыки, зависит дальнейшее обучение ребенка, его речевая и орфографическая грамотность, его способность усваивать программу по русскому языку в следующих классах.

Особенность орфографической пропедевтики на уроках письма состоит в том, что « пропедевтика заключается в том, чтобы систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учеников».

Школьные программы и учебники ориентируют учителя на то, чтобы к моменту изучения орфографических  правил ученики имели минимум знаний, умений и навыков для применения и понимания правила.

Богатый материал для пропедевтической работы содержится в Азбуке  и прописях. В период обучения грамоте ученики знакомятся примерно с девятью орфограммами.

  1. Заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения.
  2. Заглавная буква в именах, фамилиях,  отчествах,  кличках животных.
  3. Правописание  сочетаний  жи – ши, ча- ща, чу- щу.
  4. Написание парных согласных ( отдельные случаи)
  5. Непроверяемые безударные гласные.
  6. Правописание ь и ъ знаков.

Наибольшую сложность первоклассники испытывают при усвоении написаний слов с безударными гласными и парными согласными. Поэтому   важно  еще в период  обучения грамоте начать пропедевтическую работу по изучению безударных гласных. Начать эту работу следует с  формирования   умения правильно  ставить в слове ударение. Дети четко определяют  на  какой слог падает ударение, какой слог  тянется. К концу букварного периода дети практически  овладевают  умением  определять ударный слог.  Научившись распознавать ударный слог,  ученик на практике овладевают умением находить безударную гласную и знакомятся с приемами  проверки. Сначала это готовые  графические образцы  леса- лЕс, коса- кОсы,

 Работа над данными парами слов строится в следующем порядке: какая гласная пишется под ударением в слове кОсы? Какая гласная пишется без ударения в слове косА?

Сравним написание гласных в ударном и безударном слогах. Какой же вывод можем сделать? (какая гласная пишется под ударением, такая же гласная пишется и без ударения в этом слове).
С целью развития орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах, проверять их написания учащимся можно предложить следующие виды заданий:
1. Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные (мостЫ, рекА, столЫ).
2. Подбери к данным словам слова с безударно гласной. Сравни написание ударных и безударных гласных (кОсы-косА, стрАны-странА).
3. Найди в тексте слова с безударными гласными и объясни их написания.
4. Среди данных слов (горА, гОры, горИстая) найди проверяемое и проверочное слова.
5. Найди в словах коза и коса орфограмму. Докажи, как ее проверить.
6. Подбери слова с безударной гласной О, которую можно проверить ударением (игра «Подбери слово» или «Кто больше подберет слов»).
7. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки, пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударную гласную Е. (Потому что в словах день и пень под ударением пишется гласная Е).
8. Игра «Помоги Степашке    вставить пропущенную букву»: поля, моря,  нора.  Объясни, почему вставил такие буквы.
9. Игра «Подбери букву»: Красивые русские леса!
10. Лиса пошла по пушистому снегу.
Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
При знакомстве с родственными словами ставим следующие задачи:
1. Научить детей находить общую часть среди родственных слов.
2. Обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в корне независимо от того, в какой позиции они находятся.
3. Обогатить словарь учащегося.
В соответствии с этими целями учащимся можно предложить следующие задания:
1. Списать родственные слова (сад, садик, садовник). Выделить у них общую часть.
2. К данному слову ( леса ) подобрать родственные слова, выделить общую часть.
Таким образом, исходя из опыта работы,  к моменту изучения правила правописания безударных гласных в корне слова ученик  научится  различать гласные и согласные звуки и буквы, определять ударение, выделять безударную гласную в слове и подбирать проверочные слова, иметь достаточный словарный запас, чтобы подобрать родственные слова.
На выработке  именно этих умений и важно сосредоточить пропедевтическую работу на уроках обучения грамоте.
Букварный период позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости учащихся. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы и обобщения.

Таким образом – период обучения грамоте  важный этап  в процессе обучения в начальной школе.  Пропедевтические  языковые упражнения обеспечивают  систематичность и перспективность в овладении  детьми  родным языком.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Литература

1.Федеральный   государственный  образовательный стандарт  начального общего образования // Пр. № 373 Министерства образования и науки Российской  Федерации от 06.10.2010 г.

2. Образовательные программы и стандарты. Тематическое планирование в начальной школе. Программа « Школа России» -  М.; « Просвещение» 2012 г.

3.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. – М., «Просвещение» 2014 г.

4.  Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Теоретические основы развивающегося обучения грамоте // Начальная школа. – 2002. - №1.

5. Волина В.В. Занимательное Азбуковедение: Книга для учителя – М.: «Просвещение» 1991 г.

6. Жиренко О.Е. Обухова Л.А. Поурочные  разработки  по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. М.: ВАКО 2014 г.