Рабочая программа по информатике 5-9 классы ЛНР (Босова)
Рабочая программа базового уровня по информатике для 5-9 классов разработана на основании Государственного образовательного стандарта, требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным) и с учетом основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе предусмотрено дальнейшее развитие всех видов деятельности учащихся, представленных в программах
начального общего образования. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-9.docx | 121.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
1. «Временный основной закон» /Конституция ЛНР от 18.05.2014 г.
2. Закон ЛНР «Об образовании» № 128-II от 30.09.2016 г.
3. Приказ МОН ЛНР от 06.03ю2017 года № 86 «Об утверждении и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»;
4. Приказ МОН ЛНР от 18.01.2017 года № 14 «Об утверждении порядка проведения экспертизы учебной литературы»;
5.Приказ МОН ЛНР № 353 от 09.06.2017 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) ЛНР на 2017-2018 учебный год»;
6. Приказ МОН ЛНР от 17.07.2017 года № 463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных учреждениях ЛНР»;
7. Приказ МОН ЛНР № 483 от 11.04. 2016 г. «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углублённого и профильного уровней преподавания»;
8. Приказ МОН ЛНР № 505 от 28.07.2017 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году»:
9. Основная образовательная программа среднего (основного) общего образования;
10. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики «Информатика/ X-XI классы/ Базовый уровень»;
11. Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організацій навчально-виховного процесу ДСанПіН 5.5.2.008-01
12. Методические рекомендации
12.1. Методические рекомендации по составлению рабочих программ в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики (Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года № 505).
12.2 Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов в 2017-2018 учебном году в общеобразовательных учреждениях ЛНР (Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года № 505).
12.3. Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива.
12.4. Единые требования к ведению школьной документации и оцениванию знаний учащихся по информатике (Приложение к приказу Министерства образования и науки ЛНР № 505 от 28 июля 2017 года)
Рабочая программа по информатике разработана на основе компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по информатике и учебного плана ГБОУ ЛНР «Фрунзенская ООШ І-ІІІ ст.».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения информатики, которые определены стандартом.
Пояснительная записка
Рабочая программа базового уровня по информатике для 5-9 классов разработана на основании Государственного образовательного стандарта, требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным) и с учетом основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе предусмотрено дальнейшее развитие всех видов деятельности учащихся, представленных в программах
начального общего образования. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения в основной школе.
Изучение информатики в 5-9 классах направлено на достижение следующих целей:
– освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях, моделях;
– овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
– формирование навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда; понимание роли информационных ресурсов в современном мире;
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
– воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.
Основные задачи программы:
–формирование информационной и алгоритмической культуры;
–формирование умений формализации и структурирования информации, овладение учащимися способами представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
–формирование представлений о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
–формирование представлений об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойствах;
–формирование и развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
–формирование представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях;
–формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умений соблюдать нормы информационной этики и права.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам как в самом образовательном процессе, так и в повседневной и будущей жизни.
Информатика имеет большое и постоянно возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные учащимися в курсе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях становятся значимыми для достижения метапредметных и личностных результатов.
Уровень обучения – базовый.
Курс в объеме: 5 класс - 34 часа, 6 класс – 34 часа,7 класс- 34 часа, 8 класс - 68 часов, 9 класс- 68 часов.
Основными содержательными линиями изучения информатики в 7-9 классах являются:
- информация и информационные процессы;
- компьютер – универсальное устройство обработки данных;
- информационные технологии;
- математические основы информатики;
- моделирование и формализация;
- алгоритмизация и программирование;
- коммуникационные технологии.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии, решения задачи через такие обобщающие понятия, как информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
В содержании курса информатики основной школы акцент сделан на изучение фундаментальных основ информатики, формирование информационной культуры, развитие алгоритмического мышления. Темы, обозначенные в программе курсивом, не требуют обязательного изучения.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; осуществлять создание, обработку, анализ, критическую оценку, хранение, поиск, передачу информации; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным,
оно может частично осваиваться во 2-6 классах за счет использования компонента образовательного учреждения. Содержание предмета осваивается как в рамках отдельного школьного предмета, так и в межпредметной деятельности.
Программой предполагается отработка отдельных приемов работы с программным обеспечением, а также проведение практических работ, ориентированных на получение целостного результата. Практические работы, указанные в программе, являются обязательными для оценивания всех учащихся класса. Выполнение учащимися практических заданий на компьютере является важной составляющей урока информатики. Их цель может быть разной: формирование положительной мотивации и актуализация
знаний; формирование универсальных учебных действий; текущее оценивание учебных достижений учащихся и т.д. При подготовке содержания таких заданий необходимо учитывать, чтобы продолжительность их выполнения не превышала 25 минут (согласно санитарным нормам по длительности непрерывной работы за компьютером учащихся этой возрастной категории).
Учитель может самостоятельно определять форму выполнения учащимися
таких заданий (практические работы, практикумы, учебные проекты, коллективная работа в Интернете и т.д.).
Программа курса рассчитана на изучение информатики с использованием компьютерной техники на каждом уроке. Уроки информатики проводятся в компьютерном классе с установленным в нем программным обеспечением, необходимым для достижения учащимися планируемых результатов освоения программы, и подключением к сети Интернет. При проведении уроков информатики каждый ученик должен быть обеспечен индивидуальным рабочим местом за компьютером.
Соотношение теоретической и практической компонент курса информатики зависит от изучаемой темы и технической базы учебного учреждения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание изучения информатики в 5-9 классах направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения информатики.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
– наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
– понимание роли информационных процессов в современном мире;
– ответственное отношение к информации с учетом правовых и эстетических аспектов ее распространения;
– готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
– развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
– готовность к формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, исследовательской, творческой деятельности;
– понимание и принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты – освоенные учащимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. При изучении информатики формируются следующие метапредметные результаты:
– владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
– умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать правильность выполнения учебной задачи;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления собственного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
– умение структурировать и визуализировать информацию;
– умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать и устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
– умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.п., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
– ИКТ-компетентность – умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, в создании личного информационного пространства.
Предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, т.е. знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. Основные предметные результаты освоения информатики в основной школе отражают:
– формирование информационной и алгоритмической культуры;
– формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
– развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
– формирование представлений об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель и их свойствах;
– развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
– развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
– формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
– знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, ветвящейся и циклической;
– формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
– формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые предметные результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данном уровне и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством учащихся. Иными словами, в этот блок включается круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми учащимися.
Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфолио индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на обязательном уровне ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства учащихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные учащиеся.
В повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без исключения учащимися, как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Соответствующая группа результатов в тексте выделена курсивом.
Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится».
Основные цели такого включения – предоставить возможность учащимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных учащихся. При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения.
В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфолио достижений) и учитывать при определении итогового оценивания.
Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке учащихся.
в 5-6 классах:
- развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
в 7-9 классах:
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
- совершенствованию общеучебных и общекулътурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Раздел 1. Информация вокруг нас
5 класс
Обучающийся научится:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры древних и современных информационных носителей;
- классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Обучающийся получит возможность:
- сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- сформировать представление о способах кодирования информации;
- преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
- научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Раздел 2. Информационные технологии
Обучающийся научится:
- определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися
- фрагментами;
- использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
- создавать и форматировать списки;
- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
- создавать круговые и столбиковые диаграммы;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
- использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
- ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Обучающийся получит возможность:
- овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
- научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
- сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
- создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
- видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
- научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
- научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
- научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать
сообщения);
- научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
- расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
6 класс
Обучающийся научится:
- понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Обучающийся получит возможность:
- сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о
- моделировании как методе научного познания;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Алгоритмика
Обучающийся научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
- подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Обучающийся получит возможность:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
7-9 класс
Раздел 1. Введение в информатику
7 класс
Тема 1. Информация и информационные процессы
Обучающийся научится:
- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- оперировать единицами измерения количества информации;
- оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- составлять запросы для поиска информации в Интернете.
Обучающийся получит возможность:
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
- научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:
- называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
- описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
- подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
- оперировать объектами файловой системы.
Обучающийся получит возможность:
- научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
- закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема 3. Обработка графической информации
Обучающийся научится:
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.
Обучающийся получит возможность:
- видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
- научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:
- применять основные правила создания текстовых документов;
- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
- использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
- создавать и форматировать списки;
- создавать формулы;
- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
- создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:
- использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
- создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
- создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками.
Обучающийся получит возможность:
- научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
- демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
8 класс
Тема 1. Математические основы информатики
Обучающийся научится:
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
Обучающийся получит возможность:
- переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
Тема 2. Основы алгоритмизации
Обучающийся научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
Обучающийся получит возможность:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.)
Тема 3. Начала программирования
Обучающийся научится:
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на языке программирования.
- исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на языке программирования;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
- определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на языке программирования;
- разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Обучающийся получит возможность:
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
9 класс
Выпускник научится:
- называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
- описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
- подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
- оперировать объектами файловой системы;
- применять основные правила создания текстовых документов;
- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
- использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
- работать с формулами;
- визуализировать соотношения между числовыми величинами;
- осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
- основам организации и функционирования компьютерных сетей;
- составлять запросы для поиска информации в Интернете;
- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
- научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
- научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
- расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
- закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений
- Содержание учебного предмета
3.1. Содержание междисциплинарного курса «Азбука информатики» для 5-6 класса (68 ч)
Структура содержания курса в 5–6 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
- информация вокруг нас;
- информационные технологии;
- информационное моделирование;
- алгоритмика.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы
представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена.
Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений.
Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок- схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
3.2. Содержание курса информатики для 7-9 класса
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе определена тремя укрупненными разделами:
- введение в информатику;
- алгоритмы и начала программирования;
- информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т. п.
Представление информации. Формы представления информации Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуаль- ных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы — компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии
создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5-6 класс
№ | Раздел, темы | Количество часов | ||
Рабочая программа 5-6 класс | Рабочая программа по классам | |||
5 класс | 6 класс | |||
1 | Информация вокруг нас | 12 | 10 | 2 |
2 | Компьютер | 7 | 5 | 2 |
3 | Подготовка текстов на компьютере | 8 | 8 | |
4 | Компьютерная графика | 6 | 6 | |
5 | Создание мультимедийных объектов | 7 | 5 | 2 |
6 | Объекты и системы | 8 | 8 | |
7 | Информационные модели | 10 | 10 | |
8 | Алгоритмика | 10 | 10 | |
9 | Резерв времени | |||
Всего | 68 | 34 | 34 |
7 класс
Ведение | 1 час |
Информация и информационные процессы | 8 часов |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 часов |
Обработка графической информации | 4 часа |
Обработка текстовой информации | 9 часов |
Мультимедиа | 4 часа |
Резерв | 1 час |
Всего | 34 часа |
8 класс
Ведение | 1 час |
Математические основы информатики | 22 часов |
Основы алгоритмизации | 17 часов |
Начала программирования | 26 часов |
Резерв | 1 час |
Всего | 67 часов |
9 класс
Ведение | 8 часов |
Моделирование и формализация | 17 часов |
Алгоритмизация и программирование | 15 часов |
Обработка числовой информации в электронных таблицах | 10 часов |
Коммуникационные технологии | 16 часов |
Резерв | 1 час |
Всего | 67 часов |
Поурочное планирование по информатике
5 класс (34 часа)
(Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, 2016)
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечания | ||
1. | 1 1. | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 06.09 | |||
Информация вокруг нас (2 часа) | ||||||
2. | 1 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 13.09 | |||
3. | 2 | Ввод информации в память компьютера. Практическая работа 1. «Вспоминаем клавиатуру» | 20.09 | |||
Компьютер (5 часов) | ||||||
4. | 1 | Управление компьютером Практическая работа 2. «Вспоминаем приёмы управления компьютером» | 27.09 | |||
5. | 2 | Хранение информации. Практическая работа 3. «Создаём и сохраняем файлы» | 04.10 | |||
6. | 3 | Передача информации | 11.10 | |||
7. | 4 | Электронная почта. Практическая работа 4. «Работаем с электронной почтой» | 18.10 | |||
8. | 5 | В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат | 01.11 | |||
Подготовка текстов на компьютере (8 часов) | ||||||
9. | 1 | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 08.11 | |||
10. | 2 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. | 15.11 | |||
| Практическая работа 5. | |||||
11. | 3 | Редактирование текста. Практическая работа 6. «Редактируем текст» | 22.11 | |||
12. | 4 | Практическая работа 7. «Работаем с фрагментами текста» | 29.11 | |||
13. | 5 | Форматирование текста. Практическая работа 8. «Форматируем текст» | 06.12 | |||
14. | 6 | Представление информации в форме таблиц: Структура таблицы. Практическая работа 9. «Создаём простые таблицы» | 13.12 | |||
15. | 7 | Табличный способ решения логических задач | 20.12 | |||
16. | 8 | Табличный способ решения логических задач | 27.12 | |||
Информация вокруг нас (2 часа) | ||||||
17. | 1 | Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме | 17.01 | |||
18. | 2 | Диаграммы. Практическая работа 10. «Строим диаграммы» | 24.01 | |||
Компьютерная графика (6 часов) | ||||||
19. | 1 | Компьютерная графика: Графический редактор Paint. Практическая работа 11. «Изучаем инструменты графического редактора» | 31.01 | |||
20. | 2 | Устройства ввода графической информации. Практическая работа 12. «Работаем с графическими фрагментами» | 07.02 | |||
21. | 3 | Практическая работа 13. «Планируем работу в графическом редакторе» | 14.02 | |||
22. | 4 | Обработка информации: Разнообразие задач обработки информации | 21.02 | |||
23. | 5 | Кодирование как изменение формы представления информации | 21.02 | |||
24. | 6 | Систематизация информации. Практическая работа 14. «Создаём списки» | 28.02 | |||
Информация вокруг нас (4 часа) | ||||||
25. | 1 | Поиск информации. Практическая работа 15. «Ищем информацию в сети Интернет» | 07.03 | |||
26. | 2 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа 16. «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | 14.03 | |||
27. | 3 | Преобразование информации путём рассуждений | 21.03 | |||
28. | 4 | Разработка плана действий и его запись. | 04.04 | |||
Создание мультимедийных объектов (5 часов) | ||||||
29. | 1 | Создание движущихся изображений | 11.04 | |||
30. | 2 | Практическая работа 17. «Создаём анимацию «Подводный мир» | 18.04 | |||
31. | 3 | Практическая работа 17. «Создаём анимацию на свободную тему» | 25.04 | |||
32-33. | 4- 5 | Выполнение и защита итогового мини-проекта. | 02.05 16.05 | |||
34. | Резерв учебного времени | 23.05 |
|
Поурочное планирование по информатике
6 класс (34 часа)
(Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2016)
№ | Тема урока | |||||||
1. | 1. | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 06.09 | |||||
Объекты и системы (8 часов) | ||||||||
2. | 1 | Компьютерные объекты: Объекты операционной системы. Практическая работа 1. «Работаем с основными объектами операционной системы» | 13.09 | |||||
3. | 2 | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа 2. «Работаем с объектами файловой системы» | 20.09 | |||||
4. | 3 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношение является элементом множества. Отношения между множествами. | 27.09 | |||||
5. | 4 | Отношение «входит в состав».Практическая работа 3. «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» | 04.10 | |||||
6. | 5 | Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов. Практическая работа 4. «Создание текстовых объектов» | 11.10 | |||||
7. | 6 | Системы объектов. Разнообразие систем. | 18.10 | |||||
8. | 7 | Система и окружающая среда. Практическая работа 5. «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» | 01.11 | |||||
9. | 8 | Персональный компьютер как система. Практическая работа 6. «Создаем компьютерные документы» | 08.11 | |||||
Информация вокруг нас (2 часа) | ||||||||
10. | 1 | Как мы познаем окружающий мир. Практическая работа 6. «Создаем компьютерные документы» (продолжение) | 15.11 | |||||
11. | 2 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Определение понятия. Практическая работа 7. «Конструируем и исследуем графические объекты» | 22.11 | |||||
Информационные модели (10 часов) | ||||||||
12.
| 1 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа 8. «Создаём графические модели» | 29.11 | |||||
13.
| 2 | Знаковые информационные модели: Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа 9. «Создаём словесные модели» | 06.12 | |||||
14.
| 3 | Знаковые информационные модели: Математические модели. Практическая работа 10. «Создаём многоуровневые списки» | 13.12 | |||||
15. | 4 | Табличные информационные модели: Правила оформления таблиц. Практическая работа 11. «Создаем табличные модели» | 20.12 | |||||
16. | 5 | Вычислительные таблицы. | 27.12 | |||||
17. | 6 | Зачем нужны графики и диаграммы. | 17.01 | |||||
18. | 7 | Наглядное представление соотношения величин. Практическая работа 13. «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (продолжение) | 24.01 | |||||
19. | 8 | Многообразие схем. Практическая работа 14. «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» | 31.01 | |||||
20. | 9 | Информационные модели на графах. | 07.02 | |||||
21. | 10 | Использование графов при решении задач. | 14.02 | |||||
Алгоритмика (10 часов) | 21.02 | |||||||
22. | 1 | Что такое алгоритм. | 21.02 | |||||
23. | 2 | Исполнители вокруг нас. | 28.02 | |||||
24. | 3 | Формы записи алгоритмов. | 07.03 | |||||
25. | 4 | Линейные алгоритмы. Практическая работа 15. «Создаем линейную презентацию Часы» | 14.03 | |||||
26. | 5 | Практическая работа 16. «Создаем презентацию с гиперссылками Времена года» | ||||||
27. | 6 | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа 17. «Создаем циклическую презентацию Скакалочка» | 21.03 | |||||
28. | 7 | Знакомство с исполнителем Чертежник. | 04.04 | |||||
29. | 8 | Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов. | 11.04 | |||||
31. | 9 | Конструкция повторения | 18.04 | |||||
32. | 10 | Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» | 25.04 | |||||
33-34. | Практическая работа 18. «Выполнение и защита итогового проекта». | 02.05 16.05 | ||||||
35. | Итоговое повторение | 23.05 |
Поурочное планирование по информатике и ИКТ
7 класс (34 часа)
(Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2016)
№ | Тема урока | ||||
1. | 1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 05.09 | ||
Тема «Информация и информационные процессы» (8 часов) | |||||
2. | 1 | Информация и её свойства | 12.09 | ||
3. | 2 | Информационные процессы. Обработка информации | 19.09 | ||
4. | 3 | Информационные процессы. | 26.09 | ||
5. | 4 | Всемирная паутина как информационное хранилище | 03.10 | ||
6. | 5 | Представление информации | 10.10 | ||
7. | 6 | Дискретная форма представления информации | 17.10 | ||
8. | 7 | Единицы измерения информации | 31.10 | ||
9. | 8 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информацияи информационные процессы». Проверочная работа | 07.11 | ||
Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» (7 часов) | |||||
10. | 1 | Основные компоненты компьютера и их функции | 14.11 | ||
11. | 2 | Персональный компьютер. | 21.11 | ||
12. | 3 | Программное обеспечение компьютера. | 28.11 | ||
13. | 4 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 05.12 | ||
14. | 5 | Файлы и файловые структуры | 12.12 | ||
15. | 6 | Пользовательский интерфейс | 19.12 | ||
16. | 7 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа | 26.12 | ||
Тема «Обработка графической информации» (4 часа) | |||||
17. | 1 | Формирование изображения на экране монитора | 16.01 | ||
18. | 2 | Компьютерная графика | 23.01 | ||
19. | 3 | Создание графических изображений | 30.01 | ||
20. | 4 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | 06.02 | ||
Тема «Обработка текстовой информации» (9 часов) | |||||
21. | 1 | Текстовые документы и технологии их создания | 13.02 | ||
22. | 2 | Создание текстовых документов на компьютере | 20.02 | ||
23. | 3 | Прямое форматирование | 27.02 | ||
24. | 4 | Стилевое форматирование | 06.03 | ||
25. | 5 | Визуализация информации в текстовых документах | 13.03 | ||
26. | 6 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 20.03 | ||
27. | 7 | Оценка количественных параметров текстовых документов | 03.04 | ||
28. | 8 | Оформление реферата История вычислительной техники | 10.04 | ||
29. | 9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа. | 17.04 | ||
Тема «Мультимедиа»(4 часа) | |||||
30. | 1 | Технология мультимедиа. | 24.04 | ||
31. | 2 | Компьютерные презентации | 08.05 | ||
32. | 3 | Создание мультимедийной презентации | 15.05 | ||
33. | 4 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа | 22.05 | ||
Итоговое повторение | |||||
34. | 1 | Основные понятия курса. | |||
35. | 2 | Итоговое тестирование |
Календарно-тематическое планирование по информатике для 9 класса.
67 часов/ 2 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечания | ||
План | Факт | ||||
Введение(8) | |||||
1 | 1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | 05.09 |
| |
2 | 2 | Общие сведения о системах счисления | 06.06 |
| |
3 | 3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 12.09 |
| |
4 | 4 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления | 13.09 |
| |
5 | 5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 19.09 |
| |
6 | 6 | Представление целых чисел. ПР №1 «Число и его компьютерный код» | 20.09 |
| |
7 | 7 | Представление вещественных чисел | 26.09 |
| |
8 | 8 | Проверочная работа №1 «Математические основы информатики». | 27.09 |
| |
Глава 1. Моделирование и формализация (17) | |||||
9 | 1 | Моделирование как метод познания. Модели и моделирование | 03.10 | ||
10 | 2 | Этапы построения информационной модели | 04.10 | ||
11 | 3 | Классификация информационных моделей | 10.10 | ||
12 | 4 | Знаковые модели. Словесные модели | 11.10 | ||
13 | 5 | Математические модели | 17.10 | ||
14 | 6 | Компьютерные математические модели | 18.10 | ||
15 | 7 | Графические модели. ПР №2 «Построение графических моделей» | 31.10 | ||
16 | 8 | Многообразие графических информационных моделей | 01.11 | ||
17 | 9 | Графы. Использование графов при решении задач | 07.11 | ||
18 | 10 | Табличные модели. ПР №3 «Построение табличных моделей» | 08.11 | ||
19 | 11 | Представление данных в табличной форме. Использование таблиц при решении задач | 14.11 | ||
20 | 12 | Информационные системы и базы данных | 15.11 | ||
21 | 13 | Реляционные базы данных. | 21.11 | ||
22 | 14 | Система управления базами данных. | 22.11 | ||
23 | 15 | Интерфейс СУБД | 28.11 | ||
24 | 16 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных. ПР №4 «Создание базы данных» | 29.11 | ||
25 | 17 | Проверочная работа № 2 «Моделирование и формализация». | 05.12 | ||
Глава 2. Алгоритмизация и программирование (15) | |||||
26 | 1 | Этапы решения задачи на компьютере | 06.12 | ||
27 | 2 | Задача о пути торможения автомобиля | 12.12 | ||
28 | 3 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | 13.12 | ||
29 | 4 | Вычисление суммы элементов массива. | 19.12 | ||
30 | 5 | Последовательный поиск в массиве. | 20.12 | ||
31 | 6 | Сортировка массива. ПР №5 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве» | 26.12 | ||
32 | 7 | Конструирование алгоритмов. ПР №6 «Конструирование алгоритмов» | 27.12 | ||
33 | 8 | Последовательное построение алгоритма | 16.01 | ||
34 | 9 | Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот | 17.01 | ||
35 | 10 | Вспомогательные алгоритмы | 23.01 | ||
36 | 11 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. ПР №7 «Написание вспомогательных алгоритмов». Процедуры. | 24.01 | ||
37 | 12 | Функции | 30.01 | ||
38 | 13 | Алгоритмы управления. ПР №8 «Построение алгоритмов управления» | 31.01 | ||
39 | 14 | Обратная связь | 06.02 | ||
40 | 15 | Проверочная работа № 3«Алгоритмизация и программирование». | 07.02 | ||
Глава 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах (10) | |||||
41 | 1 | Интерфейс электронных таблиц. | 13.02 | ||
42 | 2 | Данные в ячейках таблицы. | 14.02 | ||
43 | 3 | Основные режимы работы. ПР №9 «Основы работы в электронных таблицах» | 20.02 | ||
44 | 4 | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. ПР №10 «Вычисления в электронных таблицах» | 21.02 | ||
45 | 5 | Встроенные функции. | 27.02 | ||
46 | 6 | Логические функции. ПР №11 «Использование встроенных функций» | 28.02 | ||
47 | 7 | Сортировка и поиск данных. ПР №12 «Сортировка и поиск данных» | 06.03 | ||
48 | 8 | Построение диаграмм и графиков. ПР №13 «Построение диаграмм и графиков» | 07.03 | ||
49 | 9 | Задания для практических работ | 13.03 | ||
50 | 10 | Проверочная работа № 4 «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 14.03 | ||
Глава 4. Коммуникационные технологии (16) | |||||
51 | 1 | Передача информации | 20.03 | ||
52 | 2 | Локальные компьютерные сети. | 21.03 | ||
53 | 3 | Глобальные компьютерные сети. | 03.04 | ||
54 | 4 | Что такое локальная и глобальная компьютерные сети | 04.04 | ||
55 | 5 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 10.04 | ||
56 | 6 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | 11.04 | ||
57 | 7 | Всемирная паутина. Файловые архивы. | 17.04 | ||
58 | 8 | Электронная почта. | 18.04 | ||
59 | 9 | Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | 24.04 | ||
60 | 10 | Технологии создания сайта. | 25.04 | ||
61 | 11 | Содержание и структура сайта. ПР №14 «Разработка содержания и структуры сайта» | 02.05 | ||
62 | 12 | Оформление сайта. | 08.05 | ||
63 | 13 | Оформление сайта. ПР №15 «Оформление сайта» | 15.05 | ||
64 | 14 | Размещение сайта в Интернете. ПР №16 «Размещение сайта в Интернете» | 16.05 | ||
65 | 15 | Получить государственные услуги не выходя из дома легко и просто | 22.05 | ||
66 | 16 | Проверочная работа № 5 «Коммуникационные технологии». | 23.05 | ||
Итоговое повторение (1) | |||||
67 | 1 | Повторение: Моделирование и формализация. |
|
|
Календарно-тематическое планирование по информатике для 8 класса.
67 часов/ 2 часа в неделю
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | ТБ. Входная диагностика | ||||
Математические основы информатики (22 часа) | |||||
1 | Общие сведения о системах счисления | ||||
2 | Развёрнутая и свёрнутая форма записи чисел | ||||
3 | Двоичная система счисления | ||||
4 | Восьмеричная система счисления | ||||
5 | Шестнадцатеричные системы счисления | ||||
6 | Двоичная арифметика | ||||
7 | Решение задач по теме «Системы счисления» | ||||
8 | Проверочная работа по теме «Системы счисления» | ||||
9 | Представление целых чисел в компьютере | ||||
10 | Представление вещественных чисел в компьютере | ||||
11 | Элементы алгебры логики. Высказывание. | ||||
12 | Логические операции | ||||
13 | Решение логических заданий | ||||
14 | Решение логических заданий | ||||
15 | Построение таблиц истинности для логических выражений | ||||
16 | Свойства логических операций. | ||||
17 | Решение логических задач | ||||
18 | Решение логических задач | ||||
19 | Логические элементы | ||||
20 | Повторение по разделу «Математические основы информатики» | ||||
21 | Контрольная работа № 1 по теме «Математические основы информатики» | ||||
22 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | ||||
Основы алгоритмизации (17 часов) | |||||
1 | Алгоритмы и исполнители. Понятие алгоритма | ||||
2 | Исполнитель алгоритма. | ||||
3 | Разнообразие исполнителей алгоритмов | ||||
4 | Свойства алгоритма | ||||
5 | Возможность автоматизации деятельности человека | ||||
6 | Способы записи алгоритмов | ||||
7 | Алгоритмические языки | ||||
8 | Объекты алгоритмов. Величины. Выражения | ||||
9 | Команда присваивания | ||||
10 | Табличные величины | ||||
11 | Основные алгоритмические конструкции. Следование | ||||
12 | Ветвление | ||||
13 | Повторение | ||||
14 | Повторение по разделу «Основы алгоритмизации». | ||||
15 | Повторение по разделу «Основы алгоритмизации». | ||||
16 | Контрольная работа № 2 по теме «Основы алгоритмизации» | ||||
17 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | ||||
Начала программирования (26 часов) | |||||
1 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | ||||
2 | Алфавит и словарь языка | ||||
3 | Типы данных, используемые в языке Паскаль | ||||
4 | Структура программы на языке Паскаль | ||||
5 | Оператор присваивания | ||||
6 | Организация ввода и вывода данных. Вывод данных | ||||
7 | Первая программа на языке Паскаль. Ввод данных с клавиатуры | ||||
8 | Программирование линейных алгоритмов. Числовые типы данных | ||||
9 | Целочисленный тип данных | ||||
10 | Символьный и строковый типы данных | ||||
11 | Логический тип данных | ||||
12 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | ||||
13 | Составной оператор | ||||
14 | Многообразие способов записи ветвлений | ||||
15 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | ||||
16 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы | ||||
17 | Программирование циклов с заданным числом повторений | ||||
18 | Различные варианты программирования циклического алгоритма | ||||
19 | Повторение по разделу «Начала программирования» | ||||
20 | Повторение по разделу «Начала программирования» | ||||
21 | Контрольная работа № 3 по теме «Начала программирования» | ||||
22 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | ||||
23 | Программирование на языке Паскаль. Графика | ||||
24 | Программирование на языке Паскаль. Графика | ||||
25 | Создание графического объекта на свободную тему | ||||
26 | Подведение итогов обучения в 8 классе | ||||
Резерв |