ВОСПИТАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ

Брагина Ольга Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pozitivnoe_otn_k_semye_alla_borisovna.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасьева А.Б., Брагина О.А.

ВОСПИТАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ

Как известно, «семья - исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, обязанностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [1, с. 23]. Естественно, позитивное принятие членов своей семьи друг к другу создает благоприятную атмосферу в семье, способствует успешному взаимодействию родственников между собой, обеспечивает хорошие условия для развития ребенка. Однако в реальной практике встречаются различные варианты взаимоотношений в семье. Поэтому для педагога и особенно воспитателя в дошкольном учреждении важно изучать, анализировать, учитывать в своей работе детско-родительские отношения  для организации воспитательного процесса на данной – первичной – ступени системы образования.

Таким образом, воспитание у старших дошкольников позитивного отношения к семье является актуальной проблемой. Ей мы посвятили свое исследование и данную статью.

Экспериментальное исследование проводилось в ГБДОУ «Детский сад» г.Санкт-Петербурга. В нем участвовали 25 старших дошкольников: 13 девочек и 12 мальчиков. С целью изучения детско-родительских отношений была подобрана серия методик: «Нарисуй свою семью» - для детей, опросник детско-родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столина для родителей, анкета «Я и моя семья» [2], [3]. Результаты диагностик были проанализированы, что позволило выявить ряд проблем.

Результаты рисунков детей по проективной методике «Нарисуй свою семью» были проанализированы в соответствии с психологической интерпретацией В.К. Лосевой в изложении Н.Л.Кряжевой.

Исходя из рисуночного теста, было выявлено, что у 48 % детей имеется тревожность как личностная, так и семейная, у 24% - определились различные страхи, в том числе, и семейные. У 4 % (одного ребенка) проявилась низкая самооценка в семье, у 12 % (у трех детей) - завышенная самооценка (что определяется тем, как ребенок нарисовал себя в пространстве листа: очень маленьким или большим). 52% детей нарисовали членов семьи, держащимися за руки, что свидетельствует об их тесном психологическом контакте. Но у 48% детей члены семьи не соприкасаются друг с другом на рисунке, что, по мнению психологов, свидетельствует об отсутствии тесного психологического контакта.

Проведение опросника детско-родительских отношений (А.Я. Варга и В.В. Столина) среди 25-ти родителей показало разнообразные варианты по нескольким шкалам. Так, по шкале «Принятие-отвержение» 56% родителей уделяют детям мало времени, не понимают своих детей, порой совсем не занимаются их воспитанием, часто ругают, раздражаются, что в итоге негативно сказывается на психическом развитии ребёнка. Только 32% родителей на основании ответов на вопросы получили высокие баллы по опроснику, что свидетельствует о выражении положительного отношения к ребенку. Эти родители проводят с детьми достаточно много времени, не жалеют об этом, одобряют интересы ребенка, поддерживают и симпатизируют ему, уважают его индивидуальность.

По шкале «Кооперация» высокие баллы показали 60% родителей, они проявляют внимание к интересам и способностям ребенка, стараются поддержать его, играют и занимаются с ребенком, помогают преодолевать трудности. Однако многие отмечают, что уделяют ребенку недостаточно времени, объясняют это занятостью на работе. 40% родителей не задумываются об интересах и способностях ребенка, не развивают их в семье, ребёнок предоставлен сам себе или воспитателям.

По шкале «Симбиоз» 64% родителей ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. 28 % родителей ощущают тревогу за ребёнка, он кажется маленьким и беззащитным, 8 % не определили свою позицию.

Анализ по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» показал, что 54% родителей проявляют гиперопеку над своими детьми, стараются излишне их контролировать, демонстрируют авторитарный стиль воспитания, требуют от ребёнка безоговорочного подчинения.

44 % родителей считают своих детей «маленькими неудачниками». Они постоянно контролируют своего ребёнка, считают, что он всю жизнь будет маленьким. Представление у этих родителей о детях как о неприспособленных еще к жизни, неумелых, родители ограждают их от трудностей, боятся негативных влияний на детей, поэтому все время контролируют их действия.

Также был проведен устный опрос с детьми «Я и моя семья». Показательны ответы детей на вопрос: «Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?» Так, 52 % детей считают, что главной в семье является мама. Только 24 % детей главным в семье считают папу. Это говорит о том, что отцы ныне мало занимаются воспитанием своих детей. И только 16 % детей сказали, что главными являются мама и папа вместе. Также по 4 % респондентов главными назвали бабушку или дедушку.

Интересным для дошкольников стал вопрос: «Когда ты станешь взрослым, и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?». По результатам ответов 68% дошкольников будут воспитывать своих будущих детей так же, как и воспитывают сейчас их родители. Этих детей практически устраивают методы родительского воспитания. Однако 12 % дошкольников хотят поменять частично методы родительского воспитания, а 20 % детей вообще хотели бы воспитывать своих детей по-другому.

На вопрос: «Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой?» 68 % старших дошкольников ответили, что стали бы мамой в данной игре. Только 24 % стали бы папой (шестеро мальчиков). 8 % детей (2 мальчика) ответили, что хотели бы оставаться самими собой.

Таким образом, проведённая диагностика отразила различные варианты детско-родительких отношений и актуализировала задачу разработки педагогической программы по развитию позитивного отношения к семье. Программа была разработана и реализуется в ГБДОУ «Детский сад» Санкт-Петербурга. В рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста был организован кружок «Я и моя семья». Занятия в кружке проводятся один раз в неделю, во второй половине дня (с 16-30 до 17 час.). Особое внимание в студии оделяется детям, нуждающимся в коррекции детско-родительских взаимоотношений. В методике занятий активно включаются игровые и интегративные методы, элементы театрализации, изобразительная и пластическая деятельность.

Цель занятий: воспитание позитивного отношения к семье у старших дошкольников. Задачи занятий:

  1. Раскрыть понятие о семье и семейных ценностях для старших дошкольников.
  2. Снять психическую напряжённость и тревожность по отношению к своей семье.
  3. Развивать способность у старших дошкольников заботиться о близких людях.
  4. Способствовать развитию умения сопереживать, сочувствовать, создавать позитивный настрой.
  5.  Формировать способность у старших дошкольников к кооперации и сотрудничеству с членами своей семьи, способствовать позитивному взаимодействию детей и родителей.

Представим тематическое планирование кружка «Я и моя семья» на 2016 – 2017 год.

Тематика занятия

Цель занятия

Методы и формы работы

Знакомство с ребёнком

Создание благоприятных условий для работы с ребёнком (рассказывает о себе, родителях, друзьях, своих интересах)

Беседа;

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»;

Упражнение «Какого цвета моя семья» (изотерапия);

Упражнение с мячом «Моё имя»

Упражнение «Моя эмоция»

Я никому не нужен. Мне страшно.

Коррекция эмоционального состояния ребёнка. Работа со страхами ребёнка (страх одиночества, темноты, замкнутого пространства).

Чтение сказок о страхах;

Упражнение «Нарисуй свой страх»;

Упражнение «Какого цвета твой страх»;

Релаксация в сенсорной комнате

Боюсь, меня обидят и накажут

Коррекция эмоционального состояния ребёнка. Работа с обидой и боязнью наказаний.

Чтение сказок об обиде и страхах наказания;

Упражнение «Весёлые человечки» (танцуем под музыку);

Упражнение «Фотография»;

Упражнение «Нарисуй свою обиду»;

Упражнение «Расскажи о своей обиде маме или папе»

Почему я гневаюсь и злюсь

Коррекция эмоционального состояния ребёнка. Работа с гневом и злостью ребёнка

Чтение сказок о гневе и злости;

Этюд «Гневный медведь»;

Упражнение «Нарисуй свой гнев»;

Работа в сенсорной комнате;

Упражнение «Кукла злится» (куклотерапия)

Учусь владеть своими эмоциями

Коррекция волевой сферы. Работа с умением владеть своими эмоциями

Релаксация под музыку «Путешествие по лесу»;

Работа со сказкой об умении владеть своими эмоциями;

Упражнение «Что я хочу»

Мамины руки

Снять чувство обиды на близкого члена семьи; стимулировать детей самостоятельно выходить из создавшейся конфликтной ситуации; активизировать и развивать речь, мимику, выразительные движения.

Чтение и обсуждение рассказа Б. Емельянова «Мамины руки»;

Упражнение «Назови маму ласково»;

Упражнение «Нарисуй маме подарок»

Мой счастливый день

Учить детей чувствовать ответственность за собственные поступки, учить умению ставить себя на место другого члена семьи, понимать его чувства и действия; снять эмоциональное напряжение в семье.

Упражнение «Подарок»;

Работа в сенсорной комнате «Мечты о моём самом счастливом дне»;нение «Комплимент маме (папе), бабушке (дедушке), сестре (брату)»;

Упражнение «Нарисуй свой самый счастливый день»

могите мне!

Формирование умения искать поддержку, просить о помощи

Упражнение «Расскажи о чувствах без слов»;

Упражнение «Колесо обозрения»;

Упражнение «Игровые ситуации»;

Упражнение «Брошенный котёнок»

Я умею дружить

Развивать у детей умение дружить, общаться, дать понятие о настоящем друге

Упражнение «Нарисуй своего друга»;

Беседа о лучшем друге;

Игра «Любимый сказочный герой»;

Релаксация под аудиозапись «Сон на берегу моря».

«Моя мама (папа, сестра, брат) – мой друг»

Семейные праздники и традиции

Расширять кругозор детей о семейных традициях и праздниках

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»;

Беседы: «Спортивные семейные праздники», семейный выход в театр, кино, в лес, на лыжах;

Упражнение «Нарисуй свою семью за столом»;

Кулинарная книга рецептов.

По ходу занятий можно наблюдать, что дети становятся более открытыми, оптимистичными, они задумываются о семье как ценности, о семейных традициях. Привлечение к занятиям самих родителей также способствует гармонизации отношений в семье.

Литература

  1. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы (социально-демографическое исследование). - М.: Статистика, 2010.
  2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996.
  3. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М,: Педагогика, 1989. 

Аннотация: В статье освещается опыт исследования детско-родительских отношений среди старших дошкольников, предлагается программа для дошкольников по развитию позитивного отношения к семье.

Ключевые слова: старший дошкольник, семья, детско-родительские отношения.