«Дифференцированный подход на уроках и на примере КИМов по предметам».
Дифференцированный подход на уроках и на примере КИМов по предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_tehnologii_differentsirovannogo_obucheniya_2.docx | 20.13 КБ |
pedsovet_tehnologii_differentsirovannogo_obucheniya_2.pptx | 99.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии дифференцированного обучения.
Эффективность управления процессом обучения обеспечивается профессиональным использованием педагогических технологий, в частности, технологий дифференцированного обучения.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение - это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это:
1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляют основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
– по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
– по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
– по области интересов, профилю (гуманитарные, физико-математические, биолого- химические и другие группы, направления, отделения, школы);
– по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР и др.);
– по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие и т.д.);
– по личностно-психологическим типам (типу мышления, характера);
– по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, боль- ничные классы).
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств дифференциации, является включенной, проникающей технологией.
Уровневая дифференциация
Положительные аспекты
Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усред- нение детей.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса непол- ноценности.
Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах.
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
Отрицательные аспекты
Деление детей по уровню развития негуманно.
Высвечивается социально-экономическое неравенство.
Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
Несовершенство диагностики приводит по- рой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
Понижается уровень Я-концепции: в эли- тарных группах возникает иллюзия исклю- чительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.
Перекомплектование разрушает классные коллективы.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определённому предмету, что даёт возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Рассмотрим технологии уровневой дифференциации, на примере контрольно-измерительных материалов, разработанных для 5 «В» класса.
Класс был поделен на 2 группы (2 уровня) по: по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие и т.д.); по личностно-психологическим типам (типу мышления, характера); по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
*слайды (презентация).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дифференцированное обучение – это : 1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляют основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: – по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); – по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы); – по области интересов, профилю (гуманитарные, физико-математические, биолого- химические и другие группы, направления, отделения, школы); – по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР и др.); – по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие и т.д.) – по личностно-психологическим типам (типу мышления ) – по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
Уровневая дифференциация Положительные аспекты - Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. -У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. - Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. -Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. -Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании . - Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности . -Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах. -В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
Отрицательные аспекты -Деление детей по уровню развития негуманно. -Высвечивается социально-экономическое неравенство. -Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними. -Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства. -Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети. -Понижается уровень Я-концепции: в эли- тарных группах возникает иллюзия исключительности , эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости. -Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах. - Перекомплектование разрушает классные коллективы.
Цель дифференцированного обучения : организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей . Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку. Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.