НОД по развитию речи в подготовительной группе

Иванова Юлия Ивановна

Тема: «Малые фольклорные формы»

Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, потешки, загадки, частушки, скороговорки, считалки.)

Задачи:

• Закрепить  малые фольклорные формы, представления о жанровых особенностей, назначении пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.

• Учить детей понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, отгадывать  загадки, построенные на описании; исполнять частушки; рассказывать потешки;

• Развивать речь, её выразительность, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;

• Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Методы, используемые на занятии: Художественное слово, игра.

 Методические приемы: словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные; игровые приемы – сюрпризный момент; использование технических средств.

Предварительная работа:  Разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок, частушек с  детьми.

Продолжительность: 30 минут

Материалы:  Петрушка, русские народные костюмы, обруч с лентами, презентация.

Оборудование: уголок в группе, оформленный под ярмарку: матрешки, деревянные ложки, самовар с баранками и тульскими пряниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_folklornye_formy.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

       Тема: «Малые фольклорные формы»

Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, потешки, загадки, частушки, скороговорки, считалки.)

Задачи:

• Закрепить  малые фольклорные формы, представления о жанровых особенностей, назначении пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.

• Учить детей понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, отгадывать  загадки, построенные на описании; исполнять частушки; рассказывать потешки;

• Развивать речь, её выразительность, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;

• Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Методы, используемые на занятии: Художественное слово, игра.

 Методические приемы: словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные; игровые приемы – сюрпризный момент; использование технических средств.

Предварительная работа:  Разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок, частушек с  детьми.

Продолжительность: 30 минут

Материалы:  Петрушка, русские народные костюмы, обруч с лентами, презентация.

Оборудование: уголок в группе, оформленный под ярмарку: матрешки, деревянные ложки, самовар с баранками и тульскими пряниками.

Воспитатель зазывает детей:

Собирайтесь, гости дорогие, старые да малые! 
Весь люд честной  в наш дом большой, 
С песнями да плясками, с играми да сказками.

Под исполнение русской народной мелодии входят в группу дети:

– Проходите, добры молодцы да красны девицы. Поприветствуйте гостей дорогих, как это было принято на Руси. 

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются и кланяются)

 Веселья Вам да радости!

 Давно мы Вас ждём- поджидаем, занятие без Вас не начинаем.

Воспитатель: Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли слышно, всем ли места хватило? Готовы ли вы, ребятушки?

Психогимнастика

 Я вижу ваши сверкающие глаза, приподнятое настроение,  доброжелательные улыбки…

- Поделитесь с гостями своим настроением, улыбнитесь им.

- А я желаю вам, чтобы улыбки озаряли не только ваши лица, но и дела, поступки, мысли.

Утро сегодня выдалось ясное. Настроение у всех замечательное. Поприветствуем начало нового дня!

Пальчиковая гимнастика «Утречко»:

Утро настало, солнышко встало.
– А ну, братец Федя, разбуди соседей!
– Вставай, Большак!
– Вставай, Указка!
– Вставай, Середка!
– Вставай, Сиротка!
– Вставай, Крошка- Митрошка!
– Привет, ладошка!

Все потянулись и проснулись.

Вбегает Петрушка (воспитатель).

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я услышал задорную, весёлую песню и прибежал сюда к вам! Она мне очень нравится. Ведь я всегда на народных гуляньях пою песни, рассказываю потешки, прибаутки, небылицы. А эти народные гулянья бывают на ярмарке. Я вас туда  и приглашаю. Но я сегодня не буду выступать, я буду смотреть, как вы выступаете.

Ребята, а что же такое ярмарка?

 Ярмарка- это большой праздничный базар, там не только продают и покупают товары, но еще смотрят представления веселых скоморохов, бродячих музыкантов, катаются на карусели и играют в русские народные игры.

 Сегодня, ребята,  мы с вами будем путешествовать по необычной, удивительной стране, а как называется эта страна, вы узнаете если отгадайте мою загадку.

Он знаком вам с детских лет,
В нем есть чудо, есть и смех.
Он смекалка, мудрость он.
В нем найдет себя любой,
Хоть певец он иль танцор,
Есть другие жанры в нем.
Вы узнаете его
Очень быстро и легко.
Это же, конечно, он:
Детский, близкий вам
 …

 - А что такое  ФОЛЬКЛОР?

(Фольклор- это устное народное творчество.)

А что входит в устное народное творчество?

( Пословицы, потешки, считалки, поговорки, частушки, загадки, пестушки, скороговорки, небылицы, дразнилки, заклички )

         Путешествуя по удивительной стране «Фольклор», мы побываем в разных городах. А на остановках  мы будем отдыхать, играя в разные  подвижные игры, т.е.  забавляться.

Воспитатель:

 1.И первая наша остановка будет в городе Пословица. Но для того, чтобы нам войти в этот город, необходимо вспомнить пословицы.

 В народе говорят: “Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли”.

Ребята, а еда  без соли бывает вкусная?

Дети: Нет, еда без соли невкусная.

«Что за золото пословицы русские!»- говорил А. С. Пушкин.

В: Что же такое пословица?

Д: Пословица- это жанр устного народного творчества, короткое, мудрое выражение с поучительным смыслом.

   В: Молодцы, ребята, правильно.

  - А пословицы вы какие-нибудь знаете? Назовите.

      1. Не зная броду, не суйся в воду.

      2. Готовь сани летом, а телегу – зимой.

3. Чует кошка, чьё мясо съела.

4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5. Куда иголка – туда и нитка.

6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Молодцы, ребята, очень много пословиц вы знаете.

Вот мы все знаем пословицы. Но пословицы – это не просто наша речь. Пословицы ловко, красиво построены, они советуют, поучают, наставляют, предупреждают. Существует много пословиц на разные темы. В пословицах выражен характер народа, его ум, наблюдение над жизнью.

Объясните смысл пословиц

1.Один за всех, все за одного.

(Эта пословица о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу, они поддерживают друг друга в беде.)

2.Семь раз отмерь, один раз отрежь.

(Перед тем, как что- то сделать, нужно подумать, все взвесить, просчитать возможные ошибки и результаты. Тогда и дело пойдет хорошо.)

3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

(Эта пословица о том, что хорошо иметь много друзей, дружба дороже денег, богатства.)

А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.

Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).

Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.

(Любишь кататься – люби и саночки возить).

Игра « Узнай пословицу по картинке».

2.Потешка – это жанр фольклора, веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали,  забавляли детей.

– А какими потешками вас забавляли родители? («Ладушки», «Петушок, петушок»,  «Идет коза рогатая..» , «Сорока, белобока.»)

– Давайте вместе и вспомним про Сороку- белобоку, которая кашу варила.

Сорока, сорока,

Сорока белобока,

Кашку варила

На порог скакала,

Гостей созывала,

Гости не бывали,

Кашки не едали.

– А вы помните, из чего кашу варят? Давайте проверим, а заодно и отдохнем.

– Если я назову продукт, который нужен для приготовления каши, вы хлопните в ладоши и говорите да, а если нет, то потопаете и говорите нет.

Сорока-белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить,
На рынок пошла и вот что взяла…
Парное молоко?-----------да!                Масло топлёное? -----------да
Куриное яйцо?------------нет!              Рыбка солёная? --------------нет
Крупа манная?------------да!                Лавровый лист? ------------нет
Капуста кочанная?--------нет!              Золотистый  рис? ------------да
Соленый огурец?---------нет!               Чернослив да изюм?-------да
Мясной рулет?---------нет!                    Перец болгарский? --------нет
Сахар да соль?------------да!                 Перец острый? -----------нет
Белая фасоль?-------------нет!               Клубничное варенье? -----да
                                                          Бисквитное печенье? ------нет

– Да, славная кашка получилась!

3.-Молодцы. Мы можем следовать дальше. Рядом с городом Потешек расположился ещё один замечательный городок Поговорка. И здесь ребята вы должны также пройти испытание – выполнить задание: закончить поговорку.

  1. Без году (неделя).
  2. Брать быка (за рога)
  3. Вставлять палки (в колёса)
  4. Делать из мухи (слона).
  5. Заблудиться в трёх (соснах)
  6. Как с гуся (вода)
  7. Не видать, как своих (ушей).
  8. Обвести вокруг (пальца)
  9. Показать, где раки (зимуют)

     10.Переливать из пустого в (порожнее).

 11.Друзья познаются в (беде).

     12.Дорога  ложка к (обеду).

 13.Зарубить себе (на носу).

-Молодцы, ребята!

4.А теперь отправляемся дальше. И следующая наша остановка это город Частушка.

Ребята, а что такое частушки?

Частушки- это жанр устного народного творчества, короткая веселая песенка.

Ой, девчонки-хохотушки,

И мальчишки- запевалы

Запевайте-ка частушки,

 Запевайте поскорей,

 Чтоб порадовать людей!!!

 (девочки и мальчики  поют  ч а с т у ш к и)

– Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.

Ребята, посмотрите на их нарядные костюмы. Это сарафаны у девочек и рубахи у мальчиков. Это русские народные костюмы.

У каждого народа есть свои национальные костюмы. У нас, у кубанцев, тоже есть очень красивый национальный костюм. Вот посмотрите. Это женский национальный костюм, а это мужской национальный костюм.

А теперь и к игре можно перейти. Но, чтобы игра была честной необходимо посчитаться.

– Что для этого используем? (Считалку)

– А что такое считалка, как думаете? 

Что же это за жанр?

5.Считалка – жанр устного народного творчества, короткие  стихи,  для выбора ведущего или распределения ролей в игре.

Когда я была такой, как вы, и играла со своими подругами, у нас была такая считалка:

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей.

А какие у вас сегодня считалки?

Кто знает считалки?

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть:
В кошки-мышки, салочки,
Прятки, догонялочки.
Книжки будем мы читать,
Будем очень много знать.

Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

Раз, два, три, четыре, пять, 
Шесть, семь, восемь, девять, десять. 
Выплыл ясный месяц.

Девять, восемь, семь, шесть, 
Пять, четыре, три, два, один. 
В прятки мы играть хотим. 
Надо только нам узнать, 
Кто из нас пойдет искать

Бежит зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать.

* * *

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы,
Ты поди-ка поводи!

* * *

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он.
Кто не верит – выйди вон!

* * *

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли точки погулять.

Вдруг резинка выбегает

И одну из них стирает.

Что тут делать? Как тут быть?

Выходи скорей водить.

* * *

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад,

Все садились на обед

И съедали сто котлет.

А потом ложились спать –

Начинай считать опять

6.ИГРА

Выходи играть - ребята,
Выходи играть - девчата,
Лента яркая - атлас,
Закружит всех дружно нас!

Проводится русская народная игра "Карусель". (К обручу привязаны атласные яркие разноцветные ленты. Каждый ребёнок берётся за одну ленту, говорят слова игры и идут по кругу).

"Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!"

(игра проводится 2-3 раза).

А дальше мы попадаем в наш любимый городок. Как называется этот городок? Этот городок называется Сказка.

Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Они переходили от дедов и бабушек к внукам, а от них к их внукам. Сказку любили, её любят и сегодня.

7.Молодцы, ребята. А теперь идём вперед. Впереди у нас веселый городок. Его жители не работают, а с утра до вечера без умолку говорят. Этот городок называется Скороговорка.

А что такое скороговорка?

Скороговорка- это жанр устного народного творчества, стихотворение, в котором собраны труднопроизносимые слова.

Игра “Скажи правильно и быстро” 

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

8.  Хороши, детки, ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идем дальше. Играем в хороводную игру « Ваня, Ваня- простота».

          Хороводная игра «Ваня, Ваня — простота»

Дети встают в круг, берутся за руки. Далее выполняются движения по тексту:

"Ваня, Ваня - простота!

Купил лошадь без хвоста.

(дети идут по кругу, взявшись

за руки по направлению вперед)

Сел задом наперед,

(не разворачиваясь, меняем

направление на противоположное.

Т. е. дети идут в хороводе,

спиной вперёд)

И поехал в огород.

Не доехал до горы -

Закусали комары!

(дети поворачиваются друг

к другу и щекочут друг друга) "

9.-  А теперь я предлагаю вам  в город загадок заглянуть.

       Ребята, а что такое загадка?

      Загадка- это жанр устного народного творчества, выражение, которое нуждается в разгадке.

1. Пришла без красок и без кисти,

    А перекрасила все листья.

                                     ( Осень)

2. Белое одеяло

    Землю одевало

    Солнце припекло

    Одеяло убежало.

                          ( Снег)

3. Не огонь, а греет.

    Не лампа, а светит

    Как мячик, круглое

    Как тыква желтое

                        (Солнце)

4. Он холодный, проливной

     По пятам бежит за мной,

     Убегаю- только хуже.

     Потому что всюду лужи.

                                    (Дождь) 

Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями.

10.Обобщение занятия

-Где мы побывали сегодня? ( На ярмарке.)

-Для чего люди устраивали ярмарки? ( Покупали и продавали разные товары, развлекались, общались. Сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.)

- Как одним словом можно назвать эти формы устного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость».

Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Вот и заканчивается наше путешествие. Но страна Устное народное творчество, т.е. Фольклор такая огромная и поучительная, что мы с вами не раз ещё посетим её и встретимся со всеми её жанрами, которые научат нас уму- разуму.

Петрушка: Но я не отпущу вас без подарка. Ведь дети с ярмарки никогда не возвращались с пустыми руками. И здесь на нашей ярмарке для нас приготовили сладкие угощения. Посмотрите - (раздаю детям петушков на палочке).

Вот пришла пора и с гостями прощаться.

До свиданья, гости дорогие!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей»

 Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины?

• _________________________________________________________________

 При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам?

• _________________________________________________________________

 Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком?

• _________________________________________________________________

 Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества? Какие малые формы фольклора Вы знаете?

• _________________________________________________________________

 Какие, используете с детьми? С какой целью?

• _________________________________________________________________

 Загадываете ли детям загадки? Как часто?

• _________________________________________________________________

Какие потешки Вы знаете?

• _________________________________________________________________

 Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

• _________________________________________________________________

 Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?

• _________________________________________________________________

Спасибо за участие!