НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Малые фольклорные формы»
Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, потешки, загадки, частушки, скороговорки, считалки.)
Задачи:
• Закрепить малые фольклорные формы, представления о жанровых особенностей, назначении пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.
• Учить детей понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, отгадывать загадки, построенные на описании; исполнять частушки; рассказывать потешки;
• Развивать речь, её выразительность, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Методы, используемые на занятии: Художественное слово, игра.
Методические приемы: словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные; игровые приемы – сюрпризный момент; использование технических средств.
Предварительная работа: Разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок, частушек с детьми.
Продолжительность: 30 минут
Материалы: Петрушка, русские народные костюмы, обруч с лентами, презентация.
Оборудование: уголок в группе, оформленный под ярмарку: матрешки, деревянные ложки, самовар с баранками и тульскими пряниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malye_folklornye_formy.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Малые фольклорные формы»
Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, потешки, загадки, частушки, скороговорки, считалки.)
Задачи:
• Закрепить малые фольклорные формы, представления о жанровых особенностей, назначении пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.
• Учить детей понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, отгадывать загадки, построенные на описании; исполнять частушки; рассказывать потешки;
• Развивать речь, её выразительность, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Методы, используемые на занятии: Художественное слово, игра.
Методические приемы: словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные; игровые приемы – сюрпризный момент; использование технических средств.
Предварительная работа: Разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок, частушек с детьми.
Продолжительность: 30 минут
Материалы: Петрушка, русские народные костюмы, обруч с лентами, презентация.
Оборудование: уголок в группе, оформленный под ярмарку: матрешки, деревянные ложки, самовар с баранками и тульскими пряниками.
Воспитатель зазывает детей:
Собирайтесь, гости дорогие, старые да малые!
Весь люд честной в наш дом большой,
С песнями да плясками, с играми да сказками.
Под исполнение русской народной мелодии входят в группу дети:
– Проходите, добры молодцы да красны девицы. Поприветствуйте гостей дорогих, как это было принято на Руси.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются и кланяются)
Веселья Вам да радости!
Давно мы Вас ждём- поджидаем, занятие без Вас не начинаем.
Воспитатель: Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли слышно, всем ли места хватило? Готовы ли вы, ребятушки?
Психогимнастика
Я вижу ваши сверкающие глаза, приподнятое настроение, доброжелательные улыбки…
- Поделитесь с гостями своим настроением, улыбнитесь им.
- А я желаю вам, чтобы улыбки озаряли не только ваши лица, но и дела, поступки, мысли.
Утро сегодня выдалось ясное. Настроение у всех замечательное. Поприветствуем начало нового дня!
Пальчиковая гимнастика «Утречко»:
Утро настало, солнышко встало.
– А ну, братец Федя, разбуди соседей!
– Вставай, Большак!
– Вставай, Указка!
– Вставай, Середка!
– Вставай, Сиротка!
– Вставай, Крошка- Митрошка!
– Привет, ладошка!
Все потянулись и проснулись.
Вбегает Петрушка (воспитатель).
Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я услышал задорную, весёлую песню и прибежал сюда к вам! Она мне очень нравится. Ведь я всегда на народных гуляньях пою песни, рассказываю потешки, прибаутки, небылицы. А эти народные гулянья бывают на ярмарке. Я вас туда и приглашаю. Но я сегодня не буду выступать, я буду смотреть, как вы выступаете.
Ребята, а что же такое ярмарка?
Ярмарка- это большой праздничный базар, там не только продают и покупают товары, но еще смотрят представления веселых скоморохов, бродячих музыкантов, катаются на карусели и играют в русские народные игры.
Сегодня, ребята, мы с вами будем путешествовать по необычной, удивительной стране, а как называется эта страна, вы узнаете если отгадайте мою загадку.
Он знаком вам с детских лет,
В нем есть чудо, есть и смех.
Он смекалка, мудрость он.
В нем найдет себя любой,
Хоть певец он иль танцор,
Есть другие жанры в нем.
Вы узнаете его
Очень быстро и легко.
Это же, конечно, он:
Детский, близкий вам …
- А что такое ФОЛЬКЛОР?
(Фольклор- это устное народное творчество.)
А что входит в устное народное творчество?
( Пословицы, потешки, считалки, поговорки, частушки, загадки, пестушки, скороговорки, небылицы, дразнилки, заклички )
Путешествуя по удивительной стране «Фольклор», мы побываем в разных городах. А на остановках мы будем отдыхать, играя в разные подвижные игры, т.е. забавляться.
Воспитатель:
1.И первая наша остановка будет в городе Пословица. Но для того, чтобы нам войти в этот город, необходимо вспомнить пословицы.
В народе говорят: “Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли”.
Ребята, а еда без соли бывает вкусная?
Дети: Нет, еда без соли невкусная.
«Что за золото пословицы русские!»- говорил А. С. Пушкин.
В: Что же такое пословица?
Д: Пословица- это жанр устного народного творчества, короткое, мудрое выражение с поучительным смыслом.
В: Молодцы, ребята, правильно.
- А пословицы вы какие-нибудь знаете? Назовите.
1. Не зная броду, не суйся в воду.
2. Готовь сани летом, а телегу – зимой.
3. Чует кошка, чьё мясо съела.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Куда иголка – туда и нитка.
6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Молодцы, ребята, очень много пословиц вы знаете.
Вот мы все знаем пословицы. Но пословицы – это не просто наша речь. Пословицы ловко, красиво построены, они советуют, поучают, наставляют, предупреждают. Существует много пословиц на разные темы. В пословицах выражен характер народа, его ум, наблюдение над жизнью.
Объясните смысл пословиц
1.Один за всех, все за одного.
(Эта пословица о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу, они поддерживают друг друга в беде.)
2.Семь раз отмерь, один раз отрежь.
(Перед тем, как что- то сделать, нужно подумать, все взвесить, просчитать возможные ошибки и результаты. Тогда и дело пойдет хорошо.)
3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
(Эта пословица о том, что хорошо иметь много друзей, дружба дороже денег, богатства.)
А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.
Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).
Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.
(Любишь кататься – люби и саночки возить).
Игра « Узнай пословицу по картинке».
2.Потешка – это жанр фольклора, веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали, забавляли детей.
– А какими потешками вас забавляли родители? («Ладушки», «Петушок, петушок», «Идет коза рогатая..» , «Сорока, белобока.»)
– Давайте вместе и вспомним про Сороку- белобоку, которая кашу варила.
Сорока, сорока,
Сорока белобока,
Кашку варила
На порог скакала,
Гостей созывала,
Гости не бывали,
Кашки не едали.
– А вы помните, из чего кашу варят? Давайте проверим, а заодно и отдохнем.
– Если я назову продукт, который нужен для приготовления каши, вы хлопните в ладоши и говорите да, а если нет, то потопаете и говорите нет.
Сорока-белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить,
На рынок пошла и вот что взяла…
Парное молоко?-----------да! Масло топлёное? -----------да
Куриное яйцо?------------нет! Рыбка солёная? --------------нет
Крупа манная?------------да! Лавровый лист? ------------нет
Капуста кочанная?--------нет! Золотистый рис? ------------да
Соленый огурец?---------нет! Чернослив да изюм?-------да
Мясной рулет?---------нет! Перец болгарский? --------нет
Сахар да соль?------------да! Перец острый? -----------нет
Белая фасоль?-------------нет! Клубничное варенье? -----да
Бисквитное печенье? ------нет
– Да, славная кашка получилась!
3.-Молодцы. Мы можем следовать дальше. Рядом с городом Потешек расположился ещё один замечательный городок Поговорка. И здесь ребята вы должны также пройти испытание – выполнить задание: закончить поговорку.
- Без году (неделя).
- Брать быка (за рога)
- Вставлять палки (в колёса)
- Делать из мухи (слона).
- Заблудиться в трёх (соснах)
- Как с гуся (вода)
- Не видать, как своих (ушей).
- Обвести вокруг (пальца)
- Показать, где раки (зимуют)
10.Переливать из пустого в (порожнее).
11.Друзья познаются в (беде).
12.Дорога ложка к (обеду).
13.Зарубить себе (на носу).
-Молодцы, ребята!
4.А теперь отправляемся дальше. И следующая наша остановка это город Частушка.
Ребята, а что такое частушки?
Частушки- это жанр устного народного творчества, короткая веселая песенка.
Ой, девчонки-хохотушки,
И мальчишки- запевалы
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать людей!!!
(девочки и мальчики поют ч а с т у ш к и)
– Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.
Ребята, посмотрите на их нарядные костюмы. Это сарафаны у девочек и рубахи у мальчиков. Это русские народные костюмы.
У каждого народа есть свои национальные костюмы. У нас, у кубанцев, тоже есть очень красивый национальный костюм. Вот посмотрите. Это женский национальный костюм, а это мужской национальный костюм.
А теперь и к игре можно перейти. Но, чтобы игра была честной необходимо посчитаться.
– Что для этого используем? (Считалку)
– А что такое считалка, как думаете?
Что же это за жанр?
5.Считалка – жанр устного народного творчества, короткие стихи, для выбора ведущего или распределения ролей в игре.
Когда я была такой, как вы, и играла со своими подругами, у нас была такая считалка:
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей.
А какие у вас сегодня считалки?
Кто знает считалки?
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть:
В кошки-мышки, салочки,
Прятки, догонялочки.
Книжки будем мы читать,
Будем очень много знать.
Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплыл ясный месяц.
Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать
Бежит зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать.
* * *
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы,
Ты поди-ка поводи!
* * *
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он.
Кто не верит – выйди вон!
* * *
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли точки погулять.
Вдруг резинка выбегает
И одну из них стирает.
Что тут делать? Как тут быть?
Выходи скорей водить.
* * *
Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад,
Все садились на обед
И съедали сто котлет.
А потом ложились спать –
Начинай считать опять
6.ИГРА
Выходи играть - ребята,
Выходи играть - девчата,
Лента яркая - атлас,
Закружит всех дружно нас!
Проводится русская народная игра "Карусель". (К обручу привязаны атласные яркие разноцветные ленты. Каждый ребёнок берётся за одну ленту, говорят слова игры и идут по кругу).
"Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!"
(игра проводится 2-3 раза).
А дальше мы попадаем в наш любимый городок. Как называется этот городок? Этот городок называется Сказка.
Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Они переходили от дедов и бабушек к внукам, а от них к их внукам. Сказку любили, её любят и сегодня.
7.Молодцы, ребята. А теперь идём вперед. Впереди у нас веселый городок. Его жители не работают, а с утра до вечера без умолку говорят. Этот городок называется Скороговорка.
А что такое скороговорка?
Скороговорка- это жанр устного народного творчества, стихотворение, в котором собраны труднопроизносимые слова.
Игра “Скажи правильно и быстро”
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
Цыплята и курица пьют чай на улице.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
8. Хороши, детки, ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идем дальше. Играем в хороводную игру « Ваня, Ваня- простота».
Хороводная игра «Ваня, Ваня — простота»
Дети встают в круг, берутся за руки. Далее выполняются движения по тексту:
"Ваня, Ваня - простота!
Купил лошадь без хвоста.
(дети идут по кругу, взявшись
за руки по направлению вперед)
Сел задом наперед,
(не разворачиваясь, меняем
направление на противоположное.
Т. е. дети идут в хороводе,
спиной вперёд)
И поехал в огород.
Не доехал до горы -
Закусали комары!
(дети поворачиваются друг
к другу и щекочут друг друга) "
9.- А теперь я предлагаю вам в город загадок заглянуть.
Ребята, а что такое загадка?
Загадка- это жанр устного народного творчества, выражение, которое нуждается в разгадке.
1. Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
( Осень)
2. Белое одеяло
Землю одевало
Солнце припекло
Одеяло убежало.
( Снег)
3. Не огонь, а греет.
Не лампа, а светит
Как мячик, круглое
Как тыква желтое
(Солнце)
4. Он холодный, проливной
По пятам бежит за мной,
Убегаю- только хуже.
Потому что всюду лужи.
(Дождь)
Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями.
10.Обобщение занятия
-Где мы побывали сегодня? ( На ярмарке.)
-Для чего люди устраивали ярмарки? ( Покупали и продавали разные товары, развлекались, общались. Сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.)
- Как одним словом можно назвать эти формы устного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость».
Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Вот и заканчивается наше путешествие. Но страна Устное народное творчество, т.е. Фольклор такая огромная и поучительная, что мы с вами не раз ещё посетим её и встретимся со всеми её жанрами, которые научат нас уму- разуму.
Петрушка: Но я не отпущу вас без подарка. Ведь дети с ярмарки никогда не возвращались с пустыми руками. И здесь на нашей ярмарке для нас приготовили сладкие угощения. Посмотрите - (раздаю детям петушков на палочке).
Вот пришла пора и с гостями прощаться.
До свиданья, гости дорогие!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей»
Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины?
• _________________________________________________________________
При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам?
• _________________________________________________________________
Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком?
• _________________________________________________________________
Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества? Какие малые формы фольклора Вы знаете?
• _________________________________________________________________
Какие, используете с детьми? С какой целью?
• _________________________________________________________________
Загадываете ли детям загадки? Как часто?
• _________________________________________________________________
Какие потешки Вы знаете?
• _________________________________________________________________
Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?
• _________________________________________________________________
Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?
• _________________________________________________________________
Спасибо за участие!