Профилактика семейного неблагополучия

Бузыкина Надежда Николаевна

Консультация для классных руководителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_profilaktika_semeynogo_neblagopoluchiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Профилактика семейного неблагополучия»

“Дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание-это будущее горе, это

наши слезы, это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной”. А. С. Макаренко

Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации.

За последние два года у нас почти вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина- отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, недостаточное удовлетворение своих потребностей, физическое и сексуальное насилие толкает детей к побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?

Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:

  • Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.
  • Как отражается семейное неблагополучие на ребенка, склонного к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.
  • Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка
  • Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он - то не виноват, что живёт в неблагополучных семейных условиях.

ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ:

1. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может порадовать разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозится развитие детей; эксплуатация детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы, растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни; отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизации мальчиков и девочек.

5. Семья со свободными детьми может породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

6. Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы.

7. Семья, умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психике, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами.

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей.

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органами управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечивается контроль за получением детьми обязательного общего образования. На уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений создаются банки данных о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не обучающихся в образовательных учреждениях.

Необходимы дальнейшие шаги по совершенствованию системы профилактики детской беспризорности, безнадзорности и детского сиротства, в том числе по активизации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, улучшению координации деятельности различных структур, входящих в систему профилактики, а также по раннему выявлению семейного неблагополучия и формированию позитивного отношения общества к данным проблемам. Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание и обучение их несовершеннолетних детей, совершенствования законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий работы с семьей.

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ:

  • Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
  • Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
  • Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
  • Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
  • Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
  • Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
  • Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
  • Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.