Формирование адаптивно-развивающей среды в образовательном учреждении
Выступление на РМО педагогов-психологов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование адаптивно-развивающей среды
в образовательном учреждении
Главная задача «Новой школы» состоит в раскрытии способностей каждого ученика, воспитании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Д.А. Медведев
4 февраля 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».
В выступлении на церемонии открытия Года учителя Президент подчеркнул, что суть и смысл этого проекта – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.
Задача современной системы образования состоит не столько в том, чтобы передать учащимся как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить их добывать эти знания и ориентироваться в обширном море информации.
В современных условиях в российских школах происходит качественное изменение в развитии образовательной деятельности. Миссия школы сегодня требует обеспечения доступности и качества образования, то есть образование должно вооружить учащихся знаниями и навыками, которые не устареют в будущем, развить такие качества, которые позволят молодому человеку реализовать себя в современном мире. Значит, качество образования должно быть личностно, а не предметно – ориентированным. Достижение в этой области – это не оценка уровня усвоения предметных знаний, умений, навыков, а отношение к личности и изменениям в ней в процессе обучения и развития.
Для всех детей необходимо создать условия для успешного обучения, поэтому в образовательных учреждениях необходима особая образовательная внутришкольная среда, обеспечивающая повышение адаптивного потенциала ребенка и эта среда называется адаптивно-развивающей.
Адаптивная развивающая среда это образовательное пространство, содействующее развитию и совершенствованию личности учащегося на основе учёта его возрастных особенностей, внутренних ресурсов, интересов и потребностей, особенностей развития, пространство, содействующее сохранению и укреплению психологического здоровья
Параметры адаптивной развивающей среды
- «Психологическая безопасность»
- Учет индивидуальных, возрастных и личностных особенностей
- Позитивность среды
- Поддержка мотивации
- Социализирующая способность среды
- Развивающая роль среды
- Насыщенность среды
Критерии психологического здоровья школьника
1. Соответствие эмоционально-волевой и познавательной сфер возрасту ребенка
2. Эмоциональное благополучие, позитивный образ «Я»
3. Саморегуляция и адекватность поведения
4. Развитое самосознание, способность к рефлексии
5. Позитивная мотивация
6. Адаптированность к социуму
7. Стрессоустойчивость школьника.
Школа с адаптивной развивающей средой позволяет каждому ребенку найти свое место в жизни, развить свои дарования, реализовать себя.
Модель выпускника адаптивной школы
Выпускник новой школы должен обладать следующими качествами:
Сфера деятельности | Критерии |
Коммуникативная | Порядочен, доброжелателен и терпим к людям, развито чувство самоуважения, проявляет заботу об окружающих. |
Здоровьесберегающая | Относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, быстро адаптируется в изменяющихся условиях, знает и владеет приёмами и способами оздоровления своего организма, стремится к физическому совершенству. |
Познавательная | Проявляет интерес к знаниям, осознаёт личную и общественную значимость знаний, стремится к их получению в сфере избранной профессии, ответственно относится к труду. |
Интеллектуальная | Умеет применять знания в жизни, владеет новыми информационными технологиями, умеет ориентироваться в информационном поле, творчески подходит к делу, способен к самосовершенствованию, принятию самостоятельных ответственных решений. |
Социокультурная | Знает общечеловеческие ценности, владеет нормами морали и культурного поведения, вносит эстетику в жизнедеятельность. |
Педагогическая деятельность учителя адаптивной школы имеет отличительные характеристики в сравнении с деятельностью учителя традиционной школы. Ее цели более емкие и гуманные, а функции учителя адаптивной школы значительно шире и глубже. Он не только преподаватель, но и наставник, воспитатель, социальный работник, осуществляющий педагогическую поддержку, реабилитатор, психолог, психотерапевт, философ и популяризатор здорового образа жизни.
Впервые в педагогической литературе понятие адаптивной среды образовательного учреждения сформулировано в работах Е.А. Ямбурга, который главным существенным признаком считает здоровьесбережение и рассматривает адаптивную среду учебного учреждения как среду, способную оберегать физическое, психическое и нравственное здоровье детей. Отсюда следует, что основная характерная особенность адаптивно развивающей среды – это здоровьесберегающая направленность образовательного процесса.
Школа с адаптивно-развивающей средой предполагает систему последовательных мер, направленных на поддержание, сохранение, укрепление психофизического здоровья детей через подключение таких ресурсов, как валеологическое сопровождение на разных этапах развития и обучения. Для достижения единства усилий, предпринимаемых педагогами, психологами и социальными педагогами в целях создания оптимальных условий для эффективного развития ребёнка, в школе с адаптивно-развивающей средой используются следующие направления работы:
- психолого-педагогическая диагностика - изучение поступающих в школу учащихся, по итогам которой психологом составляются рекомендации по адаптации школьника к воспитательно-образовательному процессу и режиму школы;
- разработка индивидуальной образовательной программы школьника;
- разработка групповых образовательных программ для ликвидации трудностей в обучении групп школьников, имеющих сходные причины неуспешности в обучении или проблемы в поведении.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Поэтому естественным стало активное использование психолого-педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья участников образовательного процесса.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности воспитанников;
- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
В школе с адаптивно-развивающей средой ведущим звеном педагогического и воспитательного процесса является ребенок с его конкретными особенностями и уровнем развития.
Школа с адаптивно-развивающей средой рассматривает ребенка более углубленно, в шестимерном измерении:
- физическое развитие;
- психическое развитие;
- умственное развитие;
- периоды биологического созревания;
- развитие сознания;
- развитие мышления.
Следует отметить, что умственное развитие ребенка зависит от его физического, психического и духовного развития поэтому, планируя учебно-воспитательную работу с ребенком, обязательно надо учитывать уровни биологической зрелости организма, головного мозга и время наибольшей чувствительности к сенсорно-моторному, соматическому и психическому развитию ребенка.
Работа педагогического коллектива в адаптивно-развивающей школе – это постоянная работа в режиме инноваций, адаптация к каждому ребенку, умение взаимодействовать на основе единого планирования жизнедеятельности школы, обязательное отслеживание уровня обученности, воспитанности, состояния здоровья и общего развития ребенка. Все это требует от коллектива умения согласовывать свои действия, выстраивать межличностные отношения на основе понимания «МЫ-концепции», без чего адаптивно-развивающая школа работать не может.
Также следует отметить, что образовательное учреждение с адаптивно-развивающей средой не может работать без определения валеологического статуса учителя и всего педагогического коллектива. Так как именно этот статус рассматривается как необходимое условие обеспечения безопасности жизнедеятельности школы. Положение учителя отличается двойственностью: с одной стороны, он - исполнитель тех задач, которые целесообразно рассмотреть в связи с охраной здоровья учащихся; с другой стороны, именно от учителя зависит, какое воздействие на здоровье учащихся оказывает образовательный процесс. А как же сам учитель? Нездоровый учитель не может обеспечить учащемуся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье учащихся.
В целом, условия реализации валеологического направления работы школы представлены следующей таблицей:
Потребители | Желаемый результат | Условия достижения результата |
Родители | -эмоциональная уравновешенность; | - участие психологов, врачей в образовательном процессе; |
Педагоги | - активность; | - здоровьесберегающая направленность условий образовательной среды |
Учащиеся | заинтересованность в здоровом образе жизни | учебно-предметная, факультативная и клубно-оздоровительная работа |
К сожалению, вопросы охраны и укрепления здоровья педагогов, стоящие перед школой, чаще всего отходят на второй план или вообще не затрагиваются. Известный русский писатель, журналист, педагог В.Ф.Одоевский заметил: «Часто забывают в деле педагогики, что тут два деятеля: ученик и наставник; всегда обращают внимание на ученика, предполагая, что наставник должен быть всегда совершенство, тогда как большей частью приходится учить учителя».
Учителя – особая категория работников, и об этом следует помнить всегда. Исследования специалистов констатируют, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями здоровья. Оно снижается по мере увеличения стажа работы в школе. Условия работы учителя включают в себя, кроме большого нервно-психического напряжения, такие негативные для здоровья факторы, как гиподинамия, высокая нагрузка на слуховой, зрительный, голосовой аппарат. Отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение дня проявляются симптомами эмоционального выгорания.
Ухудшение здоровья каждого учителя усложняет жизнь школы в целом и оказывает большое влияние на учеников и родителей.
В адаптивно-развивающей школе педагогов-психологов очень волнует взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, потребностью в ведении здорового образа жизни, уровнем грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на учеников.
Управление здоровьем - прием искусственный и запускается волевым усилием, направленным на изменение образа жизни. Учителю нужна не помощь вообще, а профессиональная и человеческая поддержка в нужное время в нужном месте и соответствующих условиях. Защита нервной системы педагогов, создание комфортных условий для его профессиональной деятельности - ведущий принцип адаптивно-развивающей среды образовательного учреждения.
Необходимо помнить, что эмоциональное состояние учителя, степень его душевной уравновешенности, готовности к диалогу являются главными союзниками учителя в работе с детьми.
Все сказанное выше обуславливает необходимость в формировании особой, среды, где учитываются все трудности учащихся, учителей в процессе обучения, и предлагается квалифицированная психолого-педагогическая поддержка.
Формирование адаптивно-развивающей среды в образовательном учреждении «новая школа» в первую очередь это - направленность на сотрудничество и взаимопонимание, милосердие и доброту, а главное, на сохранение и поддержание здоровья детей.
Школа с адаптивно-развивающей средой призвана обучать и воспитывать не обыкновенного школяра, а личность, обладающую высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства и ответственности в принятии решений, личности в высшей степени гуманной, обладающей способностью сострадать, сопереживать, быть милосердной. Это - миссия школы.
В основе философии современного образования лежит убеждение, что ребенок развивается наилучшим образом тогда, когда он увлечен процессом обучения и сам активно участвует в деятельности. На сегодняшний день это уже не требует доказательств
Применение психолого-педагогических технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка, увлекает ребенка процессом обучения, позволяют активно участвовать в учебной деятельности и, в конечном счете, снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.
На уроках педагоги-психологи предлагают учителям использовать методы позитивной психологической поддержки ученика, учитывать индивидуальные особенности учащихся использовать дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддерживать познавательный интерес, и также использовать принцип двигательной активности на уроке.
Урок для ученика должен быть зоной психологического комфорта. В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих работоспособность ребенка, снятия психологического напряжения, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменится микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.
С этой целью психологи рекомендуют учителям использовать на своих уроках разнообразные психолого-педагогические технологии. Это психологические упражнения, направленные на положительный эмоциональный настрой учащихся, на урок, упражнения на развитие познавательных процессов, упражнения для снятия напряжения с глаз, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
Чтобы добиться позитивного настроя учащихся на урок, можно использовать в начале урока игры-тренинги «Улыбка», «Рукопожатие», «Поделись хорошим настроение», «Комплимент». Данные упражнение помогают установлению и поддержанию контакта, как результат - достижение состояния готовности к общению; способствует установлению благоприятного психологического климата для дальнейшей коммуникации; влияет на изменение состояния, самочувствия, поведенческих установок. А сопровождение данных упражнений музыкальными клипами удвоят эффект данных упражнений.
Веселые физминутки - прекрасная возможность для детей с пользой размяться между различными занятиями и снятия напряжения с разных мышц и глаз, которые требуют усидчивости и внимания.
Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Упражнения на визуализацию и релаксацию поможет учащимся снять напряжение. Это следующие упражнения «Путешествие в лес», «Розовый куст», «Белое облако» и многие другие.
Так же рекомендуется проводить психогимнастику на уроках главная цель, которой сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В основе психогимнастики лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации.
Все уроки должны быть ориентированы на психологическую защищённость ученика, его комфортность и потребность в эмоциональном общении с учителем. Для решения этих задач используется метод психогимнастики. Она занимает на уроке не более 5 минут. Её можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С психогимнастики можно начинать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность.
Сухомлинский писал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Нейропсихологами доказано, что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев руки. Во время психогимнастики мелкая моторика детских рук развивается в ходе игровых процедур (пальчиковый театр, игры-этюды, упражнения), что делает это не только полезным, но и приятным. Интересно отметить, что человек может мыслить стоя неподвижно, однако, для закрепления мысли необходимо движение. Неподвижный ребёнок не обучается! Рекомендуется учителям применять в ходе психогимнастики пальчиковые игры и упражнения. Вот один из примеров пальчиковая гимнастика «Дом».
Соединение правильного дыхания с движениями способствует оптимизации кровообращения, вентиляции всех участков лёгких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Дыхательная гимнастика очень эффективна при профилактике бронхиальной астмы, пневмонии, рините, гайморите, гриппе, гипертонии, остеохондрозе, аритмии, заикании, логоневрозе, болезни голосового аппарата.
Примеры дыхательной гимнастики: Упражнение «Задуй свечу». Сделать полный вдох и задержать дыхание без напряжения. Сложить губы трубочкой и выдохнуть весь воздух на 3 резких выдоха.
Упражнение «Надуй шарик». Глаза смотрят перед собой. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) на счёт 1-4 затем пауза на счёт 5-6 и шумный выдох через открытый рот на счёт 7-10, затем опять пауза на счёт 11-12. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребёнок может представить, что в животе у него находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе.
Упражнение «Одуванчик». Вдохнуть носом, губы сложить трубочкой и подуть на одуванчик.
Психогимнастика не только повышает потенциальный энергетический уровень ребёнка, но и способствует развитию его познавательной и эмоционально - личностной сферы.
Во время психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям (В основном используется бессловесный материал). Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела человека. Например, упражнение «Радость» Тебе сегодня подарили то, о чём ты больше всего мечтал, покажи как ты рад.
В конце уроков очень эффективно применять упражнения для рефлексии, для того что бы определить степень удовлетворенности учащихся уроком и самим учителям принять в ней участие. Это могут быть следующие упражнения «Пиктограммы», «Прогноз погоды», «Градусник» и многие другие.
Перечисленные выше приемы учителя могут применять на своих уроках как здоровьесберегающие технологии для учащихся, но не следует забывать и о педагогах, ведь как уже отмечалось, здоровье наших учащихся во многом зависит и от здоровья учителей. Что же можно посоветовать учителям в укреплении их здоровья.
Для сохранения физического и психического здоровья, нашим уважаемым учителям необходимо следовать следующим рекомендациям:
1. Замечайте свои успехи.
Очень важно всегда ощущать радость от успехов в преподавании. Разделяйте свои успехи со своей семьей и коллегами.
2. Отводите себе время на отдых.
Умение расслабляться и на время забывать о возникающих проблемах – необходимо, если Вы собираетесь успешно справляться со стрессами в своей жизни. Отводите некоторое время только для себя. Пусть это будут всего лишь несколько минут в день, но потратьте их в свое удовольствие.
3. Не забывайте улыбаться.
Запомните, что хорошее чувство юмора – это лучшее лекарство от разочарований, возникающих в процессе рабочего дня. Никогда нельзя воспринимать себя слишком серьезно и забывать о том, кто мы есть на самом деле.
Оздоровление в школе должно начинаться именно с педагога. А как один из рецептов возвращения к ЗОЖ - УЛЫБКА! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов.
1. Она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.
3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
А если совсем нет настроения, то рабочий день можно начать со следующего клипа. Клип «Улыбнись»
Процесс формирования адаптивно-развивающей образовательной среды будет развиваться в позитивном направлении, если создана единая стратегия и тактика сохранения и укрепления здоровья обучающегося и педагога.
Спасибо за внимание.