Логопедия как отрасль специальной педагогики
Логопедия как отрасль специальной педагогики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopediya_kak_otrasl_spetsialnoy_pedagogiki.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЯ КАК ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Логопедия– наука о воспитании речи. В переводе с греческого языка означает ЛОГОС – речь, ПЕЙДЕО – воспитание.
Логопедия – отрасль специальной педагогики, которая занимается патологическими расстройствами речи. Физиологические недостатки речи не входят в предмет изучения логопедии.
Логопедия имеет свой предмет, задачи, принципы и методы изучения и обучения лиц с нарушениями речи.
Логопедия – наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
Предмет логопедии – изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также сопутствующих отклонений в их психическом развитии.
Логопедия традиционно делится на дошкольную, школьную и логопедию взрослых.
Логопедия существует на стыке многих наук – педагогики, психологии, медицины.
Проблемами речевых расстройств занимались ученые этих направлений: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, М.Е. Хватцев, Ф.А. РАУ, О.В. Правдина, Б.М. Гриншпун, Е. М. Мастюкова, Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.А. Каше, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева, Т.Г. Визель и др..
Изучение речевой патологии и ее коррекция начались относительно недавно, а именно с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, ᴛ.ᴇ. примерно с середины XIXв.
С конца прошлого века особый интерес начинает вызывать детская речь, особенности ее развития и причины нарушении, формируются научные представления о некоторых клинических формах речевых расстройств (А.Куссмауль, И.А.Сикорский и др.). Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений. а также с созданием эффективных методик их преодоления. Становление логопедии в нашей стране связано с именами Ф.А.Рау, М.Е.Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и др.
Рассмотрим задачи логопедии
Теоретические.
- Изучение закономерностей специального обучения и воспитания лиц с НР.
- Выявление распространенности и симптоматики речевых расстройств.
- Изучение структуры речевого дефекта и его влияния на психическое развитие ребенка.
- Разработка методов педагогической диагностики.
- Разработка научно обоснованных методик коррекционного обучения с учетом возраста и структуры дефекта, а также методик предупреждения вторичной речевой патологии.
Практический аспект логопедии состоит в выявлении, предупреждении и устранении речевых нарушений.
Прикладные задачи.
1.Раннее и своевременное выявление детей с РП.
2. Речевой дефект никогда не рассматривается сам по себе, а оно рассматривается во взаимосвязи с личностными особенностями ребенка, его возрастом, окружением. И, разрабатывая содержание логопедических занятий, логопед обязан учитывать особенности ВПФ (память, внимание, восприятие, мышление), характера, поведения ребенка. Например, при работе с заикающимся ребенком необходимо учитывать такие особенности характера как замкнутость, обидчивость раздражительность
Рассмотрим методы логопедии
- Методы изучения.
- сбора и анализа анамнестических данных,
- беседа,
- наблюдения,
- эксперимент (в естественных условиях и лабораторных условиях).
Методы коррекции.
-медицинские (оперативные, медикаментозные, физиотерапия, протезирование),
- педагогические,
- психологические.
Педагогические.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяют: наглядные, словесные и практические.
1. Наглядные – направлены на обогащение содержательной стороны речи.
- Словесные – направлены на обучение пересказу, беседе, пересказу без наглядной опоры.
- Практические – используются при формировании речевых навыков путем широкого использования спец. упражнений, игр, инсценировок.
Выделяют:
- продуктивные методы (используются при пересказе, при построении связных самостоятельных высказываний, различных видов рассказов);
- репродуктивные методы. Используются при формировании звукопроизношения, звукослоговой структуры. Применяются в условиях, интересных для ребенка видах деятельности.
Принципы логопедии.
Общедидактические и специальные.
При исследовании РН и анализе пользуются следующими принципами:
- Развития – изучается процесс возникновения дефекта.
- Системного подхода – речевая деятельность рассматривается как система: экспрессивная и импрессивная речь.
- Взаимосвязь РН и других сторон психического развития .
Эти принципы составляют основной метод логопедической науки, разработанный Р.Е. Левиной, представляющий комплексный поход, учитывающий особенности сенсорной, двигательной и эмоционально-волевой сфер.
Коррекционное воздействие осуществляется методами обучения и воспитания, опирается на общедидактические и специальные принципы.
Формы воздействия в дошкольной логопедии – воспитание, обучение и коррекция.
Другие формы – адаптация, компенсация, реабилитация – психологического воздействия в работе с подростками и взрослыми.
Принципы обучения.
- Онтогенетический,
- Ведущей деятельности возраста.
- Индивидуального подхода.
- Сознательного овладения языковыми навыками.
- Учета зоны актуального развития.
- Взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
- Коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи (т.е. направлено на формирование речевого высказывания).
- Развития мотивации речевой деятельности, направленной на преодоления речевого негативизма, стимуляция речевой активности.
- Комплексный МПП подход.
- Учета структуры дефекта.
- Последовательности, поэтапности в работе.
Междисциплинарный подход к изучению и коррекции речевых нарушений
Логопедия как наука не существует изолированно, сама по себе, а развивается в тесном взаимодействии с другими смежным науками.
1.Логопедия тесно связана с медико-биологическим циклом наук.
Логопедия изучает патологию речи, а медицина раскрывает причины возникновения патологии. Например, причиной дизартрии является органическое поражение ЦНС. Заключение о наличии органического поражения дает врач-невролог. Заключение о состоянии физического слуха дает врач-отоларинголог, о состоянии интеллекта врач-психиатр.
Т. образом, невропатология, психопатологи позволяют раскрыть особенности развития нервной системы, характер поведения, эмоционально-волевой сферы, характер патологии ребенка. Помогает отграничить первичный речевой дефект от вторичных речевых нарушений, сопутствующих более тяжелой патологии.
Знания о наличии или отсутствии органического поражения нервной системы позволяет сделать прогноз об эффективности проводимого коррекционно-логопедического воздействия, сделать вывод о необходимости медицинского сопровождения, позволяют разработать систему коррекционного воздействия, адекватную данному дефекту.
2.Логопедия тесно связана с лингвистическими науками.
Так при обследовании ребенка с речевой патологией мы выявляем состояние всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики, грамматики, сформированность связной речи. При этом мы базируемся на знании лингвистических наук, таких ее разделов как фонетика лексика, грамматика, фонетика, морфология, синтаксис и др.
3. Логопедия тесно связана с психолого-педагогическим циклом наук.
Из ППЦ наук мы берем данные о том, как развивается речь ребенка в норме. Как развиваются неречевые процессы, тесно связанные с речевыми (память, внимание, восприятие, мышление) в норме. А это мы берем из общей возрастной психологии. Обследуя ребенка, мы все время сравниваем уровень развития с нормой. На основании этого мы делаем заключение о наличии или отсутствии патологии.
Зная структуру дефекта и возрастные особенности развития детей, мы разрабатываем методики коррекционного обучения. При этом мы обязательно используем общедидактические принципы педагогики: доступности, наглядности, последовательности, системности, перехода о простого к сложному. Эти данные мы берем из общей педагогики.
- Логопедия тесно связана с другими разделами специальной педагогики – олигофренопедагогикой, сурдопедагогикой, а также специальной психологией.
Речевые нарушения многообразны по своему проявлению и, нередко, речевая патология является не ведущим, а сопутствующим нарушением (при УО, у слабослышащих детей, с ДЦП). У этих детей наблюдаются ярко выраженные речевые нарушения, которые являются вторичными.
Все результаты, наработанные в области олигофренопедагогики, сурдопедагогики, специальной психологии логопедия имеет право адаптировать и использовать в своей работе (фоноритмика и др.).
- Логопедия тесно связана с такой наукой как нейропсихология.
Нейропсихология изучает вопросы локализации ВПФ в коре головного мозга, в также особенности функционирования этих участков. Специальной отраслью нейропсихологии является нейролингвистика. Это наука, которая изучает то, как у нас в мозге устроена фонетика, лексика (словарь), грамматика.
Речевой аппарат включает два раздела.
- Центральная часть речевого аппарата.
- Периферическая часть речевого аппарата.
Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам
Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике) . Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.
Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звукопроизводящего).
В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.
Понятно, что для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому, в момент речи, значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.
Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).
На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.
У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18-20 мм, у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм.
У детей до начала пубертатного периода (т.е. периода полового созревания) различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается.
Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост ее происходит в возрасте 5-7 лет, а затем - в пубертатный период: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков на две трети, голосовые складки удлиняются; у мальчиков начинает обозначаться кадык.
У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.
Этиология речевых нарушений многообразна. Среди факторов, способствующих возникновению речевой патологии , различают неблагоприятныевнешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
Основные причины патологии детской речи.
Внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития
плода. Здесь подразумеваются различные внутриутробные вредности, действующие на организм матери в пренатальный период.
Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 2-4 недель до 4 месяцев.
Возникновению речевой патологии способствуют:
- токсикозы беременности, интоксикации;
- вирусные и инфекционные заболевания матери в первые месяцы беременности очень опасны для плода. Плод является хорошей средой для распространения вируса, при этом поражается ЦНС. Поэтому перенесенные матерью различные вирусные заболевания, грипп, такие инфекционные заболевания как краснуха, свинка, корь, ветрянка и др. могут привести к тяжелым нарушениям не только речевого, но и всего психомоторного развития в целом;
- ранний алкоголизм. В результате развивается алкогольный синдром плода.Ребенок рождается недоношенным, физически ослабленным, с малым весом, с уменьшенными размерами головы
(микроцефалия), пороком сердца. Эти дети, как правило, так и не догоняют в своем психомоторном развитии своих сверстников. Они часто болеют, нарушен аппетит, формула сна. Это продолжается долго. Такой ребенок расторможен, излишне подвижен, нервозен. Он не может организовать свою деятельность. Основное проявление - отставание в развитии речи, нарушена познавательная деятельность, отклонения в эмоционально-волевой сфере;
- наркомания,токсикомания;
- эндокринные заболевания;
- травмы матери во время беременности;
- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и групповой принадлежности;
- стрессовые состояния матери. Во время стресса усиливается функция надпочечников, усиливается сердцебиение, происходит усиленное выделение гормонов (адреналина). Все это помогает в обычных условиях осуществить сложную деятельность. Но постоянные стрессы во время беременности приводят к усиленному выделению гормонов, которые попадают в плод. Там они угнетают собственные функции надпочечников плода. А так как в процессе родов требуется адаптация плода, то малейшее неблагополучие вызывает негативную реакцию плода – кровоизлияние и др.. Во время беременности у плода развиваются рефлексы головы на туловище (движение головки по родовым путям). В результате ослабленности организма матери эти функции ослаблены, что может привести к асфиксии в родах. Ребенок долго находится в родовых путях, наступает кислородное голодание, а затем асфиксия. Далее прибегают к стимуляции родов (химическая, электрическая, механическая), применение щипцов, вакуума, аппарата оживления. В результате возникают стойкие нарушения, пороки развития;
- различные внутренние инфекции, заболевания матери, которые проявляют себя во время беременности. Постоянная угроза прерывания беременности, лечение, сохранение беременности также негативно сказываются на развитии плода и протекании родов.
Для систематического и глубокого овладения учебной информацией необходимо проработать содержание лекции и сделать необходимые дополнения по соответствующей теме. Рекомендации по прочтению необходимой литературы для закрепления.
Итак, логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, всей психической деятельности человека.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека