Психолого-педагогическое сопровждение одаренных детей в МБДОУ д/с № 57 через песочное рисование
Статья в сборнике в рамках регионального педагогичекого форума "Психолого-педагогические аспекты одаренности: проблемы, перспективы, развитие " г. Старый Оскол. 20 апреля 2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в МБДОУ д/с № 57 через песочное рисование
Якуш О.Е.,
педагог-психолог,
Атаманская Г.И.,
социальный педагог
МБДОУ детский сад «Центр развития ребёнка» № 57
г. Белгород Белгородской области
Анализ программ дошкольного воспитания показал, что меры, направленные на систематическое развитие детской одаренности практически отсутствуют. В связи с этим, одаренность развивается стихийно, либо не развивается вообще.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что необходимо проведение в детском саду планомерной работы по выявлению и сопровождению одаренных детей, тем более, что дошкольный возраст – это сензитивный период для развития данного процесса.
В нашем учреждении работа по выявлению одаренных детей началась в 2013 году и привела к необходимости разработки модели сопровождения одаренных детей.
В основу модели легли работы Л.С. Выготского, А.М.Матюшкина, П.Торренса, М.И.Лисицыной, Л.А.Венгера, В.Т.Кудрявцевой, А.Н.Лука, В.Синельникова, В.Н.Дружинина.
Под психолого-педагогическим сопровождением одарённых детей дошкольного возраста понимается специально организованное взаимодействие одарённых детей, их родителей и специалистов, владеющих знаниями в области выявления, развития, обучения, воспитания, а также умеющим оказать психологическую помощь и поддержку интеллектуально одарённым детям.
Для себя мы выделили четыре вида детской одарённости: интеллектуальная или академическая; художественно-эстетическая, спортивно-физическая, социально-лидерская. Социально-психологическая служба нашего учреждения занимается сопровождением интеллектуальной одаренности, которая включает в себя стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательную активность, проявление интереса к новому, широкий кругозор, высокий уровень развития психических, познавательных процессов.
Работа ведется в рамках системного подхода, что предполагает:
- Диагностику детской одаренности. Ориентирована она не на результат, а на процесс. Методики могут быть также поделены по содержанию на три группы: методики диагностики интеллекта, креативности и психосоциального развития личности дошкольника:
- Методики для детей:
- Интеллектуальная шкала Стенфорд-Бине (для детей от 2 лет);
- «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена (для детей от 5 лет);
- Невербальный тест Р. Кеттелла (для детей от 4 лет);
- Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7) И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой для детей 6-7 лет.
- Тест Дж. Гилфорда в адаптации Е.Е. Туник (субтесты «Необычное использование», «Заключения», «Слова», «Словесная ассоциация»). Тесты предназначены для возрастной группы от 5 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме.
- Фигурный (изобразительный) тест П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой (субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры»).
- Мониторинг развития проводится 2 раза в год (на начало и конец года).
- Методики для педагогов и родителей.
- Опросник для выявления (экспертной оценки) детей с признаками одаренности А.А. Лосевой.
- Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет), в адаптации Е.Е. Туник.
- Методика «Карта одаренности», разработанная А.И. Савенковым.
- Консультативно-просветительскую деятельность.
Просветительская работа заключается в том, что предполагает знакомство педагогов и родителей с особенностями развития детей с признаками одаренности, их сопровождения и взаимодействия с ними.
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества, которые необходимы педагогу для работы с одарёнными детьми: теоретические знания по вопросу одарённости, наличие практического опыта, позитивная Я-концепция, целеустремлённость и настойчивость, зрелость (чёткое знание своих целей и задач), эмоциональная стабильность, чуткость, креативность.
- Профилактическую деятельность, которая предполагает разработку памяток, буклетов, информационных листов для родителей детей с признаками одаренности.
- Развивающую деятельность. Отличительной особенностью является развитие интеллектуально-творческой одаренности через метод рисования на песке и песком. Разработана программа сопровождения детей с признаками интеллектуальной одаренности. Программа имеет развивающую направленность и предполагает развитие у детей интеллектуально-творческих способностей. Разработана она для детей старшего дошкольного возраста и направлена на: развитие индивидуальных творческих способностей, воображения, через освоение основных способов рисования на песке и песком; стабилизацию и гармонизацию эмоционального состояния, развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук, формирование стрессоустойчивости. Программа подразумевает комплекс разработанных занятий (25 занятий в течение года, с октября по апрель).
Занятия проводятся по подгруппам, два раза в неделю по 30 минут.
Система занятий разделена на три этапа:
- вводный (разминка)
- основной (развивающий, работа с песком и на песке по темам).
Цель этапа – формирование навыков рисования на песке и песком, развитие творческих способностей, воображения и фантазии, расширение кругозора и общей осведомленности, развитие познавательной сферы, развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук, формирование стрессоустойчивости.
Основные технологии работы данного этапа: дыхательная гимнастика, игры и этюды на тренировку отдельных групп мышц; психогимнастика, тематическое песочное рисование.
- Заключительный (рефлексия)
Закрепление и обобщение пройденного материала. Основные технологии работы данного этапа: беседы, свободное песочное рисование. Работа в рамках песочного рисования осуществляется не только на световых столах, но и предполагает такую форму занятий, как работа с продуктивными видами деятельности (аппликация, крупы, цветной песок и т.д.). Например, создание открытки из цветного песка или рисование картины клеем ПВА и солью, раскрашивание ее.
Такая структура работы мотивирует развитие интереса у ребенка к дальнейшим занятиям. Динамичность процесса позволяет ребенку быть активным на протяжении всего занятия. Результат своей работы ребенок может забрать с собой и показать родным, что является важным для детей в дошкольном возрасте.
Об успешности освоения данной программы можно судить по диагностическому срезу. А также предполагается участие детей в интеллектуальных конкурсах и викторинах, например, таких как Буквознайка, Светлячок (международный уровень), «Знай-ка» (муниципальный уровень), Любознайка (всероссийский уровень)
Список литературы
- Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
- Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003.
- Никитина О.Н., Соснина М.В. Метод Sand-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории. Санкт-Петербург, 2012.
- Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала детей с признаками одаренности / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
- Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
- Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-отиентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. М., 2001.
Интернет-источники