Классификация педагогических ситуаций
Материал содержит классификацию педагогических ситуаций с примерами и схемой их решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация педагогических ситуаций
1. По процессуальной сущности:
• проблемные «На уроке письма Маша, морщась, начала говорить, что не может писать, потому что у нее очень болят руки»;
• успеха: «На уроке математики всем классом решали задачу. Но никак не получалось. Преподаватель активизировал обучающихся побудительными вопросами. В этот момент поднял руку Саша, который никогда не отличался математическими способностями, и единственный ответил правильно».
2. Среда возникновения:
• домашние (семейные – те, которые произошли с обучающимися дома): «Как только Сережа сообщил дома отцу о прогуле, тот очень больно ударил мальчика по голове»;
• урочные (которые произошли в колледже): «Наташа, которая сегодня пришла в колледж с новым гаджетом, начинает хвастаться, демонстрируя гаджет. Внимание учащихся сосредоточено только на тестировании гаджета»;
• внеурочные (которые произошли за пределами колледжа): «Идя домой после уроков, Андрея встретили ребята старшекурсники и стали требовать у него денег».
Важно понимать: все, что случается с обучающимися за пределами колледжа, но так или иначе связано с их жизнью, здоровьем, воспитанием и обучением – есть ситуациями педагогического анализа. Так, физические наказания со стороны родителей, в целом, отношение родителей к ребенку, его безопасный путь из колледжа домой – факторы обязательного анализа мастера производственного обучения. Однако, педагог не может проследить абсолютно все моменты подростковой жизни за пределами колледжа: это невозможно, да и не всегда нужно. Поэтому существуют жизненные, а не педагогические ситуации. Например: «Таня, катаясь на выходных на велосипеде, ушибла руку».
3. По степени сложности:
• сложные, из которых важно найти выход сразу же, осложненные несколькими особыми дополнительными обстоятельствами (обычно содержание таких ситуаций – емкостное):
«Эта ситуация наблюдалась на 2 курсе.
Один из учеников, Виталий, отрицательно относился к своей одногруппнице Марине. Он всячески ее обижал, называл грязными словами, толкал в коридоре, смеялся с ее внешнего вида. Пытался делать так, чтобы с Мариной никто не общался. Девушка переживала все в себе. Как-то на уроке, когда Марине передали лист бумаги, на котором было написано очень много обид, а также рисунки в виде чудовищ, она не удержалась и расплакалась. Преподаватель грубо спросил: «Чего сопишь носом?». Каждый день обиды повторялись. Девушка почти ни с кем не общалась, начала уединяться, потеряла подруг, редко улыбалась. Дома мать также заметила изменения. Марина почти не общалась с матерью и изредка выходила из своей комнаты, когда возвращалась из колледжа. Мать решила обратиться к мастеру производственного обучения группы, в которой училась Марина. Мастер успокоил, обещая, что выяснит проблему. Однажды на перемене мастер производственного обучения заметил, как относится Виталий к Марине. Мастер производственного обучения позвал его к себе и спросила: «Виталий, почему ты обижаешь Марину?» В ответ услышала: «Я просто хочу пошутить с ней. Что делать, если она шуток не понимает?». На этом разговор закончился. Но девочка с каждым днем менялась, не выходила даже на перерывы, ведь ее везде преследовал Виталий. Матери невыносимо было смотреть на изменения в поведении Марины, поэтому снова обратилась к мастеру. Мастер производственного обучения рассказала об отношениях Марины с Виталием, сказав: «Что я ему сделаю? Он просто шутит».
Как бы Вы поступили на месте мастера производственного обучения?».
• двухступенчатые или двомоментны, поскольку они плавно с одной ситуации (момента) переходят в другую, однако разъединить эти моменты (ситуации) неуместно, потому что нарушится логика протекания событий, а процесс выхода из них будет неполноценным. Например: «Вы проводите урок на первом этаже. Посреди урока в открытую дверь кабинета спокойно зашел собака и лег перед дверью. Когда Вы к нему приблизились, он зарычал». Эта педагогическая ситуация имеет два момента: первый – «Среди урока в открытую дверь классной комнаты спокойно зашел собака и лег перед дверью», а второй – «Когда Вы к нему приблизились, он зарычал», однако они зависимы и неразделимы.
• составные (многомоментные), которые включают в себя несколько сиюминутных (которые состоялись в один момент) или одновременных, то есть цепочечных, ситуаций (которые состоялись поочередно в минимальном промежутка времени), плотно связанных между собой, так называемой нами, «первичной» или «причинной» ситуацией, и выходить из них нужно также одновременно. Например, «Сергей в начале урока выхватил у одногруппницы Наташи с рук телефон, чем довел ее до слез и она выбежала из кабинета. Вырывая телефон, он локтем неумышленно больно ударил в живот другого одногруппника – Володю, отчего тот упал на пол». Здесь первичная или причинная ситуация – «Сергей в начале урока вырвал у одногруппницы Наташи с рук телефон».
Однако, не следует путать педагогические составные (многомоментные) ситуации с цепочкой педагогических ситуаций, в котором они происходят одна за другой и имеют причинную зависимость.
4. По способу возникновения:
• запланированные (продуманные одним или несколькими участниками педагогического процесса): «В процессе объяснения нового материала вы делаете текущие записи на доске. Когда нужно вытереть одну из записей, пытаетесь воспользоваться губкой. И только прижимаете ее к доске, как вместо того, чтобы стирать запись она оставляет черные следы: ученики пропитали губку чернилами. Группа дружно захохотала»;
• спонтанные (непредсказуемы, то есть случайные): «Вы объясняете новый материал. Вдруг посреди кабинета пробегает мышь. В классе – паника».
5. По мотиву возникновения:
• случайная: «Девушка на перемене пила сок, как кто-то неумышленно ее толкнул, и она облила студента, который стоял рядом»;
• привлечение внимания, желание «показать себя»: «Идет урок. Один из обучающихся вынимает бутерброд и начинает демонстративно есть»;
• срывание урока: «После перерыва Вы заходите в кабинет и видите, что весь учительский стол залит водой»;
• выведение учителя с эмоционального равновесия: «Вы объясняете новый материал. Один из обучающихся начинает демонстративно рвать на мелкие кусочки лист из ученической тетради, показывая, что ему безразличен ваш рассказ»;
• недовольство определенным состоянием: «К Вам пришла мама одной из учениц и выразила претензии, Вы называете ее дочь Еленой, а не Аленой»;
• «тоска на уроке» (отсутствие интереса к определенной деятельности, несоответствие учебной нагрузки возможностям активности и работоспособности ученика);
• проявление лени: «После уроков, когда учительница оставила Надю для дополнительных занятий по математике, и внезапно поморщилась и артистично начала хватать себя с правой стороны по грудь, говоря, что болит сердце»;
• проявление лжи: «Когда все в субботу обучаются, а некоторые придумывают причины, чтобы не прийти в колледж в субботу»;
• низкий уровень дисциплинированности обучающегося или низкий уровень культуры поведения участника ситуации: «Вы объясняете новый материал. Вдруг один из обучающихся встает и начинает подходить к другим обучающимся, которые сидят за партами, не обращая на вас внимания»;
• определенная несовместимость участников (эстетическая, политическая, интеллектуальная, социальная и т.д.): «На уроке химии группа разбита на подгруппы по 4 человека. На перемене к учительнице подходит девушка и просит: «пересадите меня в другую группу, от Олега плохо пахнет»».
6. По межличностной коммуникацией участников (в разных конфигурациях с учетом количества участников):
• обучающийся ↔ обучающийся: «Парень, выбегая из класса, ударил соседку по парте так, что та расплакалась»;
• мастер производственного обучения ↔ обучающийся: «Оля на перемене подошла к мастеру производственного обучения за советом»;
• родители ↔ обучающийся: «На перемене пришел отец Вани и начал выяснять почему одногруппники не хотят общаться с его сыном»;
• мастер производственного обучения ↔ преподаватель: «На перемене Екатерина Петровна, учитель математики, предъявила в присутствии обучающихся претензии мастеру производственного обучения: «Сколько вы еще раз будете заходить к нам во время урока?!»;
• преподаватель ↔ родители: «Среди урока в класс резко зашла мама Марины и начала громко кричать в присутствии обучающийся, обращаясь к преподавателю: «Ты кто такая, чтобы ставить моей дочери плохие оценки?!»;
• администрация ↔ преподаватель: «Среди урока в кабинет резко зашел заместитель директора колледжа и в присутствии обучающихся воскликнул к преподавателю: «Жду вас после урока с обьяснениями по вашему отчету! Вы что образец совсем не смотрели?»;
• администрация ↔ обучающийся: беседа с обучающимся на тему его успеваемости;
• администрация ↔ родители: просьба родителей помочь с успеваемостью их ребенка или перевод на другую специальность;
7. По характеру содержания событий:
• дидактическая или учебная (имеет предметное направление – математическая, языковая, трудового обучения и т.п., поскольку касается собственно учебного материала: неправильные вопросы, ошибки при выполнении, сложность объяснения и т.п.);
• воспитательные:
- дисциплинарная (нарушение поведения): опоздание на уроки;
- правовая (серьезные нарушения правил поведения, в результате чего участников ситуации могут привлечь к ответственности);
- коммуникативно-конфликтная (относительно правил общения, создает подвиды ситуаций: унижение, поддержки);
- социальная (вызванная социальной несовместимостью участников);
• медицинская (возникновение проблем со здоровьем, нанесения физического или психологического вреда);
• бытовая (возникновение проблем в окружающей среде и с техническими средствами): «На перемене девочка села на подоконник и на нее упал карниз»;
• курьезная (юмористическая, смешная, забавная):
- невербальная: внешние факторы;
- речевая (вербальная): оговорки в речи.
СХЕМА РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Краткое содержание педагогической ситуации | Вид педагогической ситуации по характеру содержания событий | Мотив возникновения дидактической ситуации | Детальное описание выбранного способа выхода из дидактической ситуации | Меры, которые необходимо принять для того, чтобы подобная ситуация больше не возникала |