ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Ланина Екатерина Сергеевна

Общее понятие о дидактике как теории образования. Обучение как системообразующий фактор формирования личности. Проблема соотношения обучения и развития. Обучение и познание. Дидактические принципы обучения как нормативная основа процесса обучения. Характеристика процесса обучения: цель, содержание, методы, средства, формы организации обучения. Деятельность педагога в процессе обучения. Характеристика учебной деятельности в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. Исследование А.П.Усовой о компонентах учебной деятельности у дошкольников. Современные подходы к формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности. Личностно-ориентированная модель образования, ее отличие от традиционной. Использование разных типов обучения с целью повышения субъектности ребенка. Принципы конструирования содержания обучения детей дошкольного возраста: энциклопедичность знаний; их интеграция; ограничение как формирование адекватных представлений об окружающем мире; краеведческий принцип. Сочетание эмпирических и теоретических знаний. Зоны ясных и неясных знаний (Н.Н.Поддьяков). Анализ организации обучения в группе с точки зрения форм организации обучения детей, реализации идей сотрудничества и диалога, использования нетрадиционных формах обучения, соответствия методов и средств обучения дидактическим целям и задачам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_detey_teoreticheskie_i_metodicheskie_osnovy.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

 ОБУЧЕНИЕ  ДЕТЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Общее понятие о дидактике.  В истории человечества обучение (как и воспитание) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его, таким образом, к самостоятельной жизни. Так же, как и воспитание, обучение первоначально носило интуитивный характер и сводилось в основном к случайной передаче информации и подражанию детей деятельности взрослых. Постепенно оно превратилось в целенаправленный, планомерный процесс, который осуществлялся в школе, университете.

Со временем человечество накопило богатый опыт обучения подрастающего поколения. Возникла потребность в его анализе, обобщении. Эту миссию выполнил Я.А. Коменский, заложивший основы теории обучения Его идейными продолжателями в разработке научных основ обучения стали Г. Песталоцци, И. Герберт, А. Дистсрвег, К.Д. Ушинский...

Дидактика - это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования. В ней содержится общепедагогическое научное обоснование удержания образования, методов, средств и организационных форм обучения.

Предметом дидактики - единый процесс воспитания и обучения педагога. В дидактике обучение и воспитание не противопоставляются.

На протяжении всей истории человечества обучение и воспитание непосредственным образом зависят от социально-экономических, политических, культурных процессов в обществе, но и сами оказывают влияние на эти процессы, представляя собой действенные факторы развития личности, ее совершенствования, «облагораживая» человечество в целом.

Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их усваивает. При этом учитываются психофизиологические возможности ребенка, их динамика. В связи с этим процессы обучения и воспитания не остаются неизменными даже на протяжении одного периода детства: обогащается и усложняется их содержание, изменяются формы, становятся более разнообразными способы воздействия на растущего человека.

Обучение: Основу этой системы составляют:

- детально проработанная программа, сочетающая знания и способы деятельности;

- организация, обучения форме последовательно усложняющихся занятий.

1.Определеие содержания обучения и образования, его объёма на каждом возрастном этапе.

2. Научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний.

3. Методика обучения  детей,  упражнения  для  развития  умений  наблюдать,  сравнивать,  анализировать,  называть предметы и определять их назначение.

4. Вопросы обучения в период дошкольного детства в тесной связи с вопросами обучения на других возрастных ступенях.

5. Развитие умственных сил и речи ребенка, формирование умения управлять своими психическими процессами и поведением.

6. Воспитывать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Успешное решение этих задач - залог подготовки ребенка к школе.

7.  Обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивают роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. В качестве средств обучения: народные игры, сказки, песни, собственная художественная деятельность детей.

8. Дошкольное обучение должно гарантировать ребенку право на образование, право на познание окружающего мира, расширение кругозора, накопление знаний.

Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), путей реализации развивающей функции дошкольного обучения (Л.А. Венгер, Н.Н, Поддьяков). Разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые средства, в частности информационные технологии с использованием компьютера (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, С.А. Козлова, А.Н. Давидчук и др.). В последние годы ведутся поиски новых форм организации обучения. Рассматриваются возможности таких форм обучения, при которых поощряется и даже стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Е.В. Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова). Данная форма является принципиально новой.

Обучение - целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В процессе обучения учащиеся усваивают определенные стороны общественно-исторического опыта человечества: идеологию, политику, науку, мораль, труд, литературу и искусство, общую и физическую культуру. Обучение закладывает основы всестороннего, гармонического развития личности.

Обучение как совместная деятельность учителя и учащихся подразделяется на два взаимосвязанных процесса: преподавание  как деятельность учителя  и  учение  как деятельность  ученика.  Учитель  представляет интересы общества, он как бы несет в себе ту часть опыта человечества, которую должен освоить ученик. Преподавание слагается из нескольких сторон: знания учителем своего предмета, умения организовать учебно-воспитательный процесс, знания современных методов обучения, глубокого понимания умственного развития ученика, его познавательных возможностей, знания путей формирования личностных качеств учащихся. Учение - активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы ученика, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.

Методологической и философской основой процесса обучения является теория познания диалектического материализма, которая раскрывает диалектику процесса познания, движение мысли от одного этапа к другому. Познание человека проходит ряд этапов:

  1. Вначале чувственное познание, которое приводит к многообразию представлений об окружающих ребенка природных и социальных явлениях, событиях, предметах. Чем более систематизированы и обобщены эти чувственные образы, тем более ребенок подготовлен к школе. Его обучаемость с точки зрения возможностей познания выше. Однако в системе чувственного познания ребенок не отражает закономерностей окружающего мира.
  2. Абстрактное познание, овладение системой понятий. Здесь необходимо школьное обучение. Познавательная деятельность ученика становится односторонней. Он изучает определенные стороны окружающего мира через содержание учебных предметов. Конкретное и абстрактное в познавательной деятельности школьников выступают как противоречивые силы и создают различные тенденции в умственном развитии.

3)        Высший этап познания, когда на основе высокоразвитого абстрактного мышления формируется обобщенное представление об окружающем мире, ведущее к формированию взглядов, убеждений, мировоззрения.

Обучение вводит ребенка в мир научных знаний, понятий, закономерностей. Ученик за короткий промежуток времени узнает то, что в истории человечества познается в течение веков.

Отличие обучения от научного познания в том, что в процессе обучения целью познания является учебный материал, усвоение которого составляет конечный результат учебной деятельности. Смысл научного познания заключается в отражении реальных явлений, предметов, их взаимосвязей, а средством для открытия закономерностей являются знания, зафиксированные в учебных и научных книгах, в опыте человечества.

Обучение включает три функции:

1. Образовательную (процесс овладения знаниями, формирования учебных навыков и умений);

2. Развивающую (умственное развитие детей, развитие познавательной и созидательной активности и самостоятельности; развитие воли и произвольности поведения; развитие  речи, памяти, воображения, формирование культуры учебного труда);

3. Воспитывающую (учебная деятельность воспитывает ребёнка,  у него формируются патриотические, нравственные качества, взгляды, убеждения, идеалы, эстетические чувства, дисциплинированность, трудолюбие).  Анализируем содержание, формы, средства, методы, которые мы используем.

Реализация образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения обеспечивает комплексный подход к процессу формирования личности ребёнка.

Дидактические принципы. Разработка системы дидактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я. А. Коменскому.

Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание - обучающим. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом. Это осуществляется через содержание обучения, формы его организации, методы и средства.

Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность,  согласно  которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.

Принцип   научности   состоит   в   том,   чтобы   ребенок   усваивал   реальные   знания,   правильно   отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.

Принцип  наглядности  соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное,  наглядно-образное) дошкольника.  Реальные  предметы  и  наглядные  образы  способствуют правильной  организации мыслительной

деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в

практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Принцип обучения на высоком уровне сложности (Занков Л.В.): обучение, оставаясь доступным, должно быть сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности. Если учебный материал равен возможностям ребенка или даже ниже их, процесса развития не происходит.

Принцип осознания процесса обучения (И.Я. Лернер) близок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал

раньше, почему ошибался, что хочу знать.

Характеристика процесса обучения: 

1.   Цель обучения зависит:

а) уровня и темпов развития общества;

б) потребностей и возможностей общества;

в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

  1. Содержание обучения зависит:

                а) общественных потребностей и цепей обучения;

        б) темпов социального и научно-технического прогресса;

        в) возрастных возможностей детей;

        г) уровня развития теории и практики обучения;

        д) материально-технических и экономических возможностей ДОУ.

  1. Качество обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит:

        а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов;         б) характера и объема изучаемого материала;                                        

         в) организационно-педагогического воздействия;

        г) обучаемости учащихся;

        д) времени обучения.

  1. Эффективность дидактических методов зависит:

                а) знаний и навыков в применении методов;

                б) цели обучения;

                в) содержания обучения;

                г) возраста детей;

                д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся;

                е) материально-технического обеспечения;

                ж) организации учебного процесса.

  1. Управление обучением. Продуктивность обучения зависит:

                а) интенсивности обратных связей в системе обучения;

                б) обоснованности корректирующих воздействий.

  1. Стимулирования обучения происходит за счет:

                а) внутренних стимулов (мотивов) обучения;

                б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Методы обучения. Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от содержания предстоящего занятия.

Наглядные   методы. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение,  демонстрация  наглядных пособий          (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом. Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.).

Наблюдения бывают: длительными, сравнительные (мыслительная деятельность).

Демонстрация рассматривание картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов.

Используются разные виды партии. Прежде всего - это специально созданные дидактические картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.). Приобщению детей к культуре, искусству служат репродукции картин известных художников (например, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Золотая осень», «Март» И.И. Левитана, «Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка» В.М. Васнецова и др.). В качестве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге), с помощью которой оживают героя произведения, возникают страны и города, где происходят события. Кроме того, педагог подбирает предметные картинки, классифицирует их по темам («Игрушки», «Транспорт», «Труд взрослых», «Животные»).

В обучении детей используются наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца. Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений. Показ действий, способов работы, последовательности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть чётким, точным. Показ образца используется в обучении изобразительной деятельности, труду, особенно ручному, художественному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.

Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. Практические методы широко используются в обучении родному и иностранному языкам, танцам, пению, конструированию, лепке рисованию, аппликации, ручному труду, математике. Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические) Специфика упражнений, которые используются в дошкольном обучении, состоит в том, что они, как правило, бывают включены в интересную, понятную ребенку практическую или умственную деятельность. Особое место занимают упражнения, которые входят в дидактические и подвижные игры. Благодаря игровому характеру действий дети с особым интересом и легко воспринимают новые знания и умения и закрепляют усвоенные ранее. Игровые упражнения создают атмосферу радости, эмоциональной приподнятости, что очень важно для психического здоровья дошкольника, особенно младшего возраста.

Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения.

Игровые методы и приёмы: Они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием. Еще одна особенность заключается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний.

Дидактическая  игра.   Ей присущи две  функции в  процессе  обучения Первая функция  - совершенствование  и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Воображаемая   ситуация  в   развернутом   виде:   с  ролями,   игровыми  действиями,   соответствующим   игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цветов».

Игровые приемы,   как  внезапное  появление  объектов,  игрушек,  выполнение  воспитателем  различных  игровых действий. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания (вдруг воспитатель «превратился» в Лисичку со скалочкой и от ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух). К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»).

Словесные методы: Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный

материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. Это могут быть рассказы о текущих событиях; о временах года; о писателях, композиторах, художниках; о родном городе и т.п. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения (рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.В. Бианки, В.А. Осеевой и др.). Очень интересны для дошкольников рассказы педагога из личного опыта «Моя первая учительница», «Как я училась читать». «Игры моего детства». «Моя любимая игрушка»; «Мои друзья» и др.

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует

По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные - начиная со средней группы. Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Темы этических бесед могут быть такие: «О вежливости», «Как вести себя дома и на улице», «О друге и дружбе», «Моя любимая бабушка» и др. Тематика познавательных бесед определяется программой обучения. Она также тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых Обобщающая (итоговая, ,беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.

Чтение художественной литературы. Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чтение художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.

В процессе обучения используются словесные приемы:     вопросы     к   детям, указание, пояснение,   объяснение, педагогическая оценка. В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов.

Три формы организации обучения:

индивидуальная,  групповая (с подгруппой), фронтальная. Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства. Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов.

По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей. Занятия  имеют определенное  строение  (структуру),  которое во многом диктуется содержанием  обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание. Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание

на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. Объяснение дается деловито, спокойно, в меру эмоционально. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятна - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей. На данном этапе занятия приемы обучения

индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого.

Окончание занятий посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

Экскурсия представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными,  культурными объектами,  с деятельностью взрослых.  Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:

  • экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных интересов; для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Повторные экскурсии раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, который он наблюдал на предыдущей экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;
  • постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;

-на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.

Экскурсия имеет определенные структурные части, неразрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая после экскурсионная.

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать, как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня»-Обучив детей обобщенному способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов, либо материализованно - с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Формирование   учебной  деятельности,   даже   при   грамотно   построенном   обучении,   -   длительный  процесс.   В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий,   поощряет   старание,   активность.   Все   это   весьма   существенно   для   дальнейшего   развития   учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

  • умения определять цель предстоящей деятельно и способы ее достижения, добиваться результата;
  • самоконтроль, который проявляется при сравнении лученного результата с образцом, эталоном;

-        умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Как показало исследование А.П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть о, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научать его  нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть, похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнить задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения.

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: "интересно", "хочу знать (уметь)". В этом случае знания являются не средством достижение какой-то другой цели ("чтобы не ругали", "нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.  Деятельность педагога направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная, организация детей, переключение их внимания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей. На занятии главное в деятельности педагога - организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» знаний, создает ситуации «открытия». Необходимо учить детей рациональным приемам познания, формировать культуру деятельности; предупреждать возможные ошибки. По мере усложнения содержания обучения педагог помогает детям освоить новые способы познавательной анализа результатов и др.). В деятельности педагога существенное место занимает выявление уровня обученности детей, пробелов в знаниях и умениях, несформированности предпосылок и элементов учебной деятельности. Осуществление контрольно-диагностической функции помогает педагогу правильно строить дальнейший процесс обучения. Наконец, в поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием в процессе обучения, в процессе - обучения важен индивидуальный подход к детям, учитывать их возможности, перспективы Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Педагог, должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, показе действий. Мастерство педагога проявляется в способности очеловечить, одухотворить содержание обучения, передать его как свой взгляд на мир.

В зависимости от стиля формируется модель процесса обучения. Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели. При доминировании демократического стиля взаимодействия педагога и детей складывается личностно-ориентированная модель. Указанные модели отличаются целями, содержанием, методами обучения.

Долгое время в отечественной системе образования, в том числе и в ДОУ, господствовала учебно-дисциплинарная модель. Ее целью было вооружение детей знаниями, умениями, навыками. Результаты оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали. В школе и других учебных заведениях показателями служили отметки, на основе которых высчитывались проценты успеваемости. При этом оценивались «чистые знания» (что знает, умеет ребенок) в отрыве от анализа таких важных в обучении факторов, как усилия обучаемого, его старания, мотивы учения, отношение к учению и др. А именно в этих факторах «скрываются» потенциальные возможности ребенка к обучению. Единообразие содержания, методов и форм обучения - отличительная черта учебно-дисциплинарной модели. Обучение в дошкольных учреждениях, школах и других учебных заведениях страны проводилось по единым программам, учебным планам, учебникам и пособиям. Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) к разработке модели обучения, в основе которой лежит личностно - ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. Цель такого обучения - развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов, т.е. личностное становление ребенка, обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности. Для реализации этой цели следует поддерживать у ребенка, начиная с первых лет жизни, желание приобщаться к миру человеческой культуры, передавать ему средства и способы, необходимые для этого приобщения.

В личностно-ориентированной модели утверждается личностно-гуманный взгляд на ребенка (Ш.А. Амонашвили). Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его «хочу» и укреплять его «могу». Главная обязанность педагога - организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обучаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования. В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве педагога и детей, в котором педагог - помощник, советчик, старший друг.

Типы обучения:

В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное  обучение  заключается  в  том,  что  детям  не  сообщают готовые  знания,   не  предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Коллективно-поисковая деятельность - это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребенка - к другому. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы.

Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается. На основе собранных данных о развитие детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения. При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам - научи другого». Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.