Анализ современного состояния процесса формирования педагогической готовности студентов к лечебному делу
Предварительный просмотр:
Анализ современного состояния процесса формирования педагогической готовности студентов к лечебному делу
В современных условиях в мировой практике и России профессиональное образование кардинально меняется, ориентируясь на удовлетворение потребностей рынка труда и конкретных запросов работодателей.
Реформа образования и инновационные тенденции в развитии профессионального образования в России потребовали серьезных организационных изменений в подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. Интенсивная модернизация в здравоохранении лечебных учреждений за последние годы потребовали пересмотра подходов к содержанию среднего профессионального образования и готовность учебного учреждения к реализации различных образовательных «моделей», востребованных на современном рынке труда.
Проблема недостатка высококвалифицированных в своей профессиональной области специалистов в РФ привела к необходимости изменения системы образования, в том числе СПО.
При возросших требованиях к специалистам среднего звена, обусловленных новыми технологиями, новыми экономическими условиями необходим компетентный подход к подготовке специалистов, основой которого является способность будущего специалиста к проявлению профессионально значимых качеств в условиях как традиционной, так и критической ситуациях.
Актуальнейшей проблемой среднего профессионального образования на сегодняшний день является формирование у студентов профессионально значимых знаний и умений, необходимых в работе фельдшера.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело» выпускник базовой подготовки, должен обладать как общими, так и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. В различных направлениях медицины (педиатрии, терапии, хирургии, неотложной помощи, профилактической деятельности и т. д.) существуют свои специфические формы работы, зависящие от психологии больных, от степени и формы заболевания.
При возросших требованиях к специалистам среднего звена, обусловленных новыми технологиями, новыми экономическими условиями необходим компетентный подход к подготовке специалистов, основой которого является способность будущего специалиста к проявлению профессионально значимых качеств в условиях как традиционной, так и критической ситуациях.
Сроки получения СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация фельдшер, срок получения 3 года 10 месяцев.
Образовательный процесс в рамках специальности лечебное дело 31.02.01 подразумевает под собой профессиональную подготовку специалистов по основным медицинским дисциплинам, соответствующим профессиональным стандартам среднего образования.
По окончании обучения, студенты получают возможность медицинской практики общей направленности, что позволяет им выбирать профессии начального медицинского звена по оказанию всесторонней медицинской помощи.
Область профессиональной деятельности выпускников: лечебно-диагностическая, медико-профилактическая и медико-социальная помощь населению в системе первичной медико-санитарной помощи; организационно-аналитическая деятельность в рамках учреждений здравоохранения.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- пациенты;
- здоровое население (дети, лица трудоспособного возраста, лица пожилого и старческого возраста, беременные, а также организованные коллективы детских садов, образовательных учреждений, промышленных предприятий);
- средства оказания лечебно-диагностической, лечебно-профилактической и медико-социальной помощи;
- контингенты, по отношению к которым осуществляется организационно-аналитическая деятельность;
- первичные трудовые коллективы.
Говоря о специальности «Лечебное дело», стоит заострить внимание на процессе обучения. Подготовка специалистов происходит в три этапа.
Первый этап – подготовительный первый год обучения. Второй этап – основной - второй и третий год обучения. Третий этап – завершающий, четвертый год обучения.
Провести анализ современного состояния педагогической готовности студентов, к лечебному делу возможно косвенно проанализировав качественную успеваемость обучающихся. Для этой цели были использованы оценочные ведомости студентов обучающихся за период 2013-2017 года. За период с 2013 года по 2017 год по новому образовательному стандарту состоялось три выпуска фельдшеров: 2012-2015 год, и 2013-2016, 2014-2017 год.
Для реализации программы ППССЗ мною разработаны ПМ 01. Диагностическая деятельность на 2015-2016 учебный год и ПМ 02. Лечебная деятельность на 2015-2017 учебные годы. Для объективной оценки усвоения качества усвоения знаний, умений, навыков, создан и пополнялся и модифицировался фонд оценочных средств и материалов по ПМ 01 и ПМ 02 . Рабочие программы и контрольно-оценочные средства согласованы с работодателями.
Сформированность ПК и ОК определяется проверкой усвоения дидактических единиц практический опыт, и уметь при выполнении видов работ указанных выше и отраженных в контрольно - оценочной ведомости, которая заполняется на каждого студента.
Оценка производственной практики осуществляется на основании данных аттестационного листа, характеристики профессиональной деятельности обучающегося на практике, с указанием видов работ, выполненными за период прохождения практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой проходила практика, дневника производственной практики, Портфолио.
Квалификационный экзамен представляет собой устный экзамен, с выполнением задания, приближенного к реальной ситуации с выполнением манипуляций, позволяющих оценить уровень освоения всех профессиональных компетенций по виду деятельности.
Наиболее высокие результаты успеваемости отмечаются по ПМ.03.
Наиболее низкие результаты успеваемости отмечаются по виду деятельности – диагностическая.
Предыдущий обзорный анализ результатов экзамена (квалификационного)
по освоению видов деятельности показал, что наиболее сложным для освоения является вид деятельности – диагностическая.
На основании сравнительного анализа результатов промежуточных аттестаций по МДК 01.01 и МДК 02.01 сделаны следующие выводы:
Успеваемость за экзамен Пропедевтика и диагностика внутренних болезней выросла в группе обучающихся 2015-2016 учебного года на 13,5 % . Результат экзамена (квалификационного) по освоению вида деятельности – диагностическая в группе поступивших в 2015 году вырос также на 13,5 % и совпадает с результатами промежуточной аттестации за экзамен по МДК 01.01 пропедевтика и диагностика внутренних болезней.
Результаты промежуточной аттестации за МДК 02.01. Лечение пациентов терапевтического профиля в группе 2015-2016 учебного года повысились по сравнению с результатами выпускной группы на 10 %.
Результаты за выполнение курсовой работы, позволяющие объединять и оценивать уровень освоения ПК и ОК как междисциплинарных, так и межмодульных связей повысились в сравниваемых группах на 18% .
Результаты выполнения ВКР в подгруппе 2016 года повысились на 67% по сравнению с результатами выпуска 2015 года, несмотря на более низкий средний балл качественной успеваемости по сравнению с подгруппой выпуска 2015 года. Качественная успеваемость по результатам квалификационных экзаменов в подгруппе выпуска 2016 года ступенчато (поэтапно) нарастает, а в текущей выпускной группе нарастает по окончании основного этапа с пиком самой высокой успеваемости по ПМ03.Неотложная помощь на догоспитальном этапе
Модульная система образовательного процесса подразумевает накопление ПК поэтапно.
На основании проведенного мониторинга и подробного анализа современного состоянии процесса формирования педагогической готовности студентов к лечебному делу напрашиваются следующие выводы:
Наиболее высокие результаты качественной успеваемости отмечаются при выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы, которая выполняется студентом в течение всего последнего года обучения, на завершающем этапе обучения, при умелом руководстве и взаимном сотрудничестве педагога и студента позволяет получить высокие результаты при защите ВКР на итоговой аттестации и, как следствие, получить при выпуске квалифицированного фельдшера способного к исследовательской работе, с формированием стереотипа собственного созидательного и клинического мышления во «благо человека».
Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда. В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, позволяющих осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их.
Для внедрения модульной технологии компетентностного подхода в учебный и образовательный процесс необходим комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студента, так и для педагогов. Методологической основой модульного обучения является психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг).
По результатам мониторинга выявлены наиболее низкие показатели качественной успеваемости по ПМ 01. Диагностическая деятельность. Это может свидетельствовать о более сложном усвоении этого вида деятельности. В этой связи в 2015-2016 учебном году внесены коррективы в программе ПМ 01 Диагностическая деятельность и ПМ 02 Лечебная деятельность, увеличено количество часов на обучение наиболее сложных для усвоения тем и разделов, внесены коррективы в методику проведения занятий, были организованы конкурсы профессионального мастерства, студенческих проектов. В результате проведенных мероприятий успеваемость по результатам квалификационного экзамена по ПМ 01 и МДК 02.01 Лечение пациентов терапевтического профиля привело к улучшению результатов как на экзамене, так и при защите курсовой работы.
Качественная успеваемость по результатам промежуточных аттестаций, по освоению различных видов деятельности на различных этапах, существенно не влияет на качество выполнения выпускных квалификационных работ.
Однако, не осознавая процесса контроля качества осуществляемых работ, все люди, так или иначе, подвергаются оценочной характеристике со стороны своих коллег, руководителей, а, главное, своего потребителя – человека, интересы которых он удовлетворяет. Следует хорошо понимать, что все профессии созданы для людей, и самый главный «оценщик» этой силы познания, является именно он, потребитель, в нашем случае - больной или пациент. Таким образом, напрашивается вывод о целесообразности контролирующей функции образовательного процесса, однако, в таком качестве, который бы повышал мотивацию к обучению и сделал бы его удовольствием.
Известно множество форм и методов контроля, разрабатываются различные альтернативные варианты. Эта функция обучения одна из наиболее сложных, особенно в период реформирования системы образования в Российской Федерации, основной целью которой, становится формирование компетентного специалиста. Актуальным становится вопрос о поиске наиболее рациональных методов обучения на всех его этапах, а значит и контроля знаний как конечного результата достижения цели.
Обобщая все выводы, я убедилась, что исследовательский метод является самым рациональным для определения компетенции специалиста и неразрывно связан с модульной системой образования.
В рамках компетентностного подхода обучение студентов требует целенаправленного развития исследовательской компетентности, включающей формирование навыка самостоятельно определять проблему, рассматривать ее системно, выдвигать гипотезу, определять предмет и объект исследования, обосновывать результаты и предъявлять эффективное решение.
Успех исследовательских работ зависит от методически грамотного подхода к их организации и исполнению. Исследовательская работа способствует формированию профессиональной компетенции как результата слияния и выравнивания его критериев. Результаты исследования являются критерием профессиональной компетенции, которую он демонстрирует при защите работы во время заседания аттестационной комиссии. Функция куратора заключается в управлении процессом исследования и методологического оформления работы. В этом заключается преемственность функций обучающего модуля с выработкой профессиональных компетенций на основе анализа преддипломной практики и выработки авторских методик. Исследовательская работа способствует формированию стереотипа собственного мышления – созидательного во «благо человека». Все этапы исследования направлены на преобразование лечебного дела с целью повышения качества оказываемых медицинских услуг конкретному человеку, а это требует соблюдение правовых норм и правил, главное из которых «не навреди». Исследователь несет ответственность за объективность результатов. Обычно предметом исследования являются проблемы нестандартных ситуаций, решение которых зависит от способностей нестандартно мыслить. Таким образом, вырабатывается стереотип активного мышления, при котором авторские знания, умения, навыки преобразуются в профессиональное мастерство.
С целью улучшения усвоения качества знаний за МДК необходимо регулярно проводить мониторинг успеваемости по предметам предыдущих общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов. Это позволит своевременно внести корректировку в учебном процессе.
В учебном процессе по освоению видов деятельности необходимо более активно использовать междисциплинарные и межмодульные связи путем формирования комплексных профессиональных компетенций объединяющие различные виды деятельности. Это возможно в рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работах. Для этого необходимо сформировать контрольно оценочные средства и материалы не только по профессиональному модулю но и по специальности
Список использованных источников
- Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 514
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело"(Зарегистрировано в Минюсте России 11.06.2014 N 32673). - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
- Асулмарданова Л.И. БОУ ДПО «Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения МЗ УР». Сборник материалов научно-методической конференции.– Ижевск, 2012. – 86 с.
- Ведерникова, Л.В., Поворознюк О.А. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования в условиях модернизации педагогического образования [Текст]/Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А. //Сибирский педагогический журнал.- 2013. № 6. -С. 102-105.
- Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов),Вита-Пресс, 2012 г., 168 с.
- Пинская М.А., Улановская И.М.: Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС. – М. : Просвещение, 2013. – 80 с.
- Уткина Т.В. БОУ СПО «Глазовский медицинский техникум МЗ УР».Роль преподавателя в рамках модульно-компетентностного обучения Булыгина О.И., Сборник материалов научно-методической конференции. – Ижевск, 2012. – 86 с.