курсовая работа по теме Методические основы физического воспитания в коррекционных школах VI
Методические основы физического воспитания в коррекционных школах VI
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_dtsp.pptx | 107.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Введение Глава 1. Особенности физического развития детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Глава 2. Организация физического воспитания детей в коррекционных школах VI вида. Глава 3. Методы контроля физического состояния детей с детским церебральным параличом в коррекционных школах VI вида. Глава 4. Комплекс физических упражнений для детей с детским церебральным параличом с заболеванием спастической диплегией . Заключение Список литературы
Введение Урок по физическому воспитанию детей в коррекционных школах VI вида является одним из основных предметов, так как именно в этом возрасте закладываются и решаются воспитательные, образовательные и коррекционные задачи [21]. С самого раннего возраста, ребенок нуждается в заботе о здоровье, физическом развитии, и задача взрослого своевременно и правильно обеспечить полноценное физическое воспитание. Заболевание детский церебральный паралич занимает особое место в детской патологии. В настоящее время постепенно увеличивается число детей с детским церебральным параличом – от 4 до 10 случаев на 1000 по разным регионам. Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые – у 75 и психические у 50% детей. У детей с ДЦП ведущим является двигательный дефицит: недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Нарушение зрительного и слухового восприятия, расстройство дыхания, эмоциональные нарушения, двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому раннее начало коррекционной работы позволит скорректировать имеющиеся нарушения, предупредить формирование неправильных двигательных навыков, будет способствовать развитию полноценной личности ребенка. В связи с этим данная работа является актуальной. Знание общих закономерностей и особенностей формирования двигательной сферы детей с ДЦП представляет особую важность для поиска эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений[6 ].
Объект исследования: Организация физического воспитания детей в коррекционных школах VI вида. Предмет исследования: Методические основы физического воспитания детей в коррекционных школах VI вида. Цель исследования: Изучение методических основ физического воспитания в коррекционных школах VI вида. Задачи: 1. Изучение литературных данных о физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП). 2. Анализ литературных данных по организации физического воспитания детей в коррекционных школах VI вида. 3. Изучение методов контроля физического состояния детей с детским церебральным параличом в коррекционных школах VI вида. 4. Составление комплекса физических упражнений для детей с заболеванием спастической диплегией .
Детский церебральный паралич - органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями[15]. Формы ДЦП : -спастическая диплегия ; -двойная гемиплегия; - гиперкинетическая форма; - атонически -астатическая форма;
С помощью физических упражнений у детей с ДЦП снижается с опутствующие заболевания и вторичные нарушения . Речевые и психические отклонения Нарушение речи; Нарушение вегетативной нервной системы; Судорожный синдром
Основными Требованиями к занятиям физической культурой являются: Постепенное увеличение нагрузки и усложнение упражнений Чередование различных видов упражнений, применяя принцип рассеянной нагрузки Упражнения должны соответствовать возможностям учеников Использование индивидуального подхода к занимающимся физической культурой Рациональное дозирование нагрузки, не допускающее переутомления занимающихся Обеспечение профилактики травматизма Фактор повторяемости в физическом воспитании детей
Методы контроля Контроль физического состояния используется для оценки исходного уровня развития школьников с тем, чтобы определить для каждого из них оптимальную «ближайшую» зону здоровья, функций организма и двигательных навыков и контроль изменения показателей физического состояния детей.
На физкультурном занятии физкультурных занятии, необходимо контролировать чистоту сердечных сокращений (ЧСС). После вводной части физкультурного занятия пульс не должен участиться более чем на 15-20%, а после основной части - на 40%; После занятий пульс приближается к исходному через 1-2 мин. Необходимо измерять артериальное давление, частоту дыхания. Перед началом систематических занятий физическими упражнениями и после занятий необходимо проверить пульс (ЧСС) и артериальное давление: систолическое (максимальное) и диастолическое (минимальное) [5]. Контроль физического состояния детей проводят при помощи: секундомера, тонометра (систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление(ДАД), жизненной емкости легких ЖЕЛ (спирометрия), двигательная активность детей контролируется с помощью механического шагомера.
Для оценки мышц спины: Положение ребенка лежа на животе, руки вытянуты вперед. Обследующий одной рукой фиксирует руки ребенка, другой — таз. Ребенок должен поднять голову и удерживать ее в этом положении до 5—10 с. Лежа на животе или сидя. Обследующий производит двумя пальцами надавливающее движение вдоль позвоночника с обеих сторон, пытаясь вызвать его выпрямление. При этом оцениваются двигательная реакция ребенка и длительность сохранения выпрямленного положения[21]. Силовая выносливость мышц спины определяется в исходном положении лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах ладонями вниз, первые пальцы на уровне плечевых суставов. Осуществляется поднимание головы и плеч с отрывом рук от опоры и удержание этого положения в течение 5—10 с. Сохранение равновесия, в позе сидя «по-турецки», при легких толчках туловища в разных направлениях. Сохранение осанки и равновесия в положении сидя с выпрямленной спиной, удерживая на голове мешочек с песком (вес 50 г). При этом отмечается длительность выполнения, которая составляет не менее 1 мин .
Для оценки мышц брюшного пресса: Лежа на спине, ноги согнуты, стопы на опоре. Обследующий фиксирует согнутые ноги ребенка, который без помощи рук садится, приближая голову и туловище к коленям. Фиксируется количество повторений движений. Лежа на спине, ноги согнуты в том же положении, туловище изогнуто вправо или влево. Обследуемый садится. Движения следует повторить 3—5 раз. Наибольшей подвижностью обладают верхние конечности, играющие огромную роль при выполнении различных двигательных актов, в частности при ходьбе, беге, плавании. При оценке активных движений обращается внимание на степень трудности выполнения определенных действий, оценивается функция мышц и их утомляемость [21].
Для оценки движений пальцев можно использовать следующий тест-контроль: с максимально возможной быстротой пациент сжимает пальцы в кулак и разжимает с максимальным выпрямлением и разведением. Подсчитывается количество движений за 10 с . Для функциональной оценки возможностей верхних конечностей могут использоваться интегративные тесты-контроль. 1. Сгибание и разгибание в лучезапястном суставе. Ребенок, сидя на кресле, свешивает кисти рук с подлокотников и производит попеременное разгибание правой кисти, затем — левой. Всего производится 10 движений. Для здорового ребенка норма составляет 12—15 с. Во время выполнении задания отмечается наличие компенсаторных движений, интенсивность гиперкинезов и т.п. 2. Супинация-пронация предплечий. Выполняется 10 движений предплечьем за 40—50 с, что может рассматриваться как норма. Ребенок должен отметить степень утомляемости, помимо этого оценивается скованность мышц плечевого пояса
Глава 4. Комплекс физических упражнений для детей с детским церебральным параличом с заболеванием спастической диплегией Исходя из анализа литературных данных об особенностях физического развития детей с детским церебральным параличом нами разработан комплекс физических упражнений для детей с заболеванием спастической диплегией . Упражнения начального этапа физической подготовки Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения. В исходном положении лежа на спине (сидя, стоя) развивать диафрагмальное дыхание, с акцентом на выдох. Выполнять удлиненный, углубленный выдох с одновременном произнесением звуков: «х-х-хо» (как согревают руки), «ф-ф-фу» (как студят чай), «чу-чу-чу» (паровоз), «у-у-у» (самолет). Звуковая гимнастика, сочетание дыхания с движениями. Основные исходные упражнения и изолированные движения головы, рук, туловища. Исходное положение: лежа, сидя, стоя. Движения головой в разных направлениях. Одновременные движения руками вперед, назад, в стороны, вверх, вниз. Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа движения. В исходных положениях лежа на спине, на животе, на боку поочередное поднимание и отведение прямых или согнутых ног, сгибание, разгибание, а также круговые движения ими. Приседание всей ступне, стоя у опоры. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны[6].
Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности. В исходном положении: сидя (стоя у опоры) сгибание и разгибание пальцев ног: тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком; смыкание и размыкание стоп. захватывание стопами мяча, захватывание ногами мешочка с песком с последующими бросками его в обруч и передачей соседу по ряду. Ходьба по ребристой доске, массажному коврику, рейкам гимнастической стенки. Упражнения для формирования равновесия. Движение головой сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперед-назад, вправо, влево; повороты вправо-влево. Из исходного положения лежа на спине (на животе) быстрый переход в основную стойку, принимая как можно меньше промежуточных исходных положений. Кружение на месте переступанием. Удерживание различных исходных положений на качающейся плоскости. Перешагивание через канат, лежащий на полу, гимнастические палки, бруски, лежащие на полу на расстоянии 1метр. Шагание с предмета на предмет.
Упражнения для формирования правильной осанки. Стойка у вертикальной плоскости с сохранением правильной осанки при движениях головой, руками, глазами в разных исходных положениях и при движениях рук. Сохранение устойчивости в сойке «одна ступня впереди другой» с открытыми и закрытыми глазами. Удерживание различный исходных положений на качающейся плоскости с движениями рук. Ходьба по гимнастической скамейке с приседаниями, с поворотом (переступанием), приставными шагами, переменными шагами вперед, назад, боком. Лазанье и перелезание . Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке, не касаясь реек. Лазанье на четвереньках по ковровой дорожке, по гимнастической скамейке, наклонной доске. Пролезание через обруч, удерживаемый учителем ребром к полу вертикально. Упражнения с большими мячами. Выполнение общеразвивающих упражнений (правильно удерживать мяч и перекладывать из рук в руки). Побрасывать мяч вверх, удары мячом об пол, броски мяча в стену правой, левой рукой и ловля его обеими руками. Попеременное ловля мяча одной рукой у пояса и выпускание на уровне груди в исходное положение стоя и сидя. Игры: «У медведя во бору», « Два Мороза», « Попади в цель», «Передача мяча», «Считаю до пяти».
Заключение Детский церебральный паралич—понятие, объединяющее множество видов двигательных нарушений . Физическое воспитание детей с ДЦП отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с двигательными нарушениями требуют разработки особых методов и приемов их физического воспитания. Специально организованные занятия по физическому воспитанию для детей с ДЦП имеет важное значение в развитии двигательных умений и навыков. Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений. Помимо коррекции движений упражнения развивают память, внимание, интерес к занятиям; в процессе коллективных занятий у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи .
Выводы: 1. Проанализирована научно-методическая литература по проблеме физического воспитания детей с ДЦП в коррекционных школах. В результате было выявлено, что наиболее актуальной формой для реализации и улучшения двигательной активности, расширения круга общения и знаний, уверенности в своих силах дает физическое воспитание в коррекционных школах. 2. Проанализирована литература по организации физического воспитания детей с детски церебральным параличом. В результате был сделан вывод, что для каждого ребенка необходима специальная программа, дающая возможность стимулировать двигательные функции, также контролировать динамику нагрузки на уроке. 3. Рассмотрены варианты методов контроля физического состояния детей с детским церебральным параличом. Сделан вывод, что для успешного физического воспитания школьников необходимо осуществлять работу учителя физкультуры в тесном контакте с врачом. 4. На основе анализа литературных данных об особенностях физического развития детей с детским церебральным параличом и об организации физического воспитания в коррекционных школах VI вида составлен комплекс физических упражнений для детей с заболеванием спастической диплегией .