ИСТОРИЕЧСКИЙ ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОНЯТИЙ "КОМПЕТЕНЦИЯ" И "КОМПЕТЕНТНОСТЬ".
Компетентность подразумевает сформированность качеств личности человека, включает различные составляющие: мотивационную, поведенческую, этическую, социальную. Понятие компетенции было впервые предложено в 1965 г. американским лингвистом Н. Хомским применительно к трансформационной грамматике. Различия между этими понятиями в начале периода не фиксируются. Компетентностный подход относится к современным разработкам, которые вошли в педагогическую практику в конце ХХ столетия. Под понятием «компетентностный подход» имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие универсальных и специальные (предметных) компетентностей личности. Компетентностный подход трактуется как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетентностно-деятельностный подход предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетентностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriechskiy_obzor_ponyatiy.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЕЧСКИЙ ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОНЯТИЙ "КОМПЕТЕНЦИЯ" И "КОМПЕТЕНТНОСТЬ".
БЕССАРАБОВ ДЕНИС АЛЕКСЕЕВИЧ
Аспирант
Шадринский Государственный Педагогический Университет
г. Шадринск
АННОТАЦИЯ
Компетентность подразумевает сформированность качеств личности человека, включает различные составляющие: мотивационную, поведенческую, этическую, социальную. Понятие компетенции было впервые предложено в 1965 г. американским лингвистом Н. Хомским применительно к трансформационной грамматике. Различия между этими понятиями в начале периода не фиксируются. Компетентностный подход относится к современным разработкам, которые вошли в педагогическую практику в конце ХХ столетия. Под понятием «компетентностный подход» имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие универсальных и специальные (предметных) компетентностей личности. Компетентностный подход трактуется как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетентностно-деятельностный подход предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетентностей.
Становление термина «компетентность» в конце 1960-х – начале 1970-х гг. в западной науке связывается с появлением особого направления исследований – компетентностного. В исследуемом историческом периоде наблюдается отождествление рассматриваемого нами понятия с другими, например с понятием «компетенция», которое было впервые предложено в 1965 г. американским лингвистом Н. Хомским применительно к трансформационной грамматике. Различия между этими понятиями в начале периода не фиксируются. В психологических исследованиях (1, с. 8) компетентность определяется как способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений (Г.М. Андреева, С.Ю. Головин и др.), в педагогических (4, с. 29) – как владение необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания (А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова) и особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективнее решения в соответствующей области деятельности (М.А. Холодная). Универсализованная трактовка компетентности, рассматриваемой безотносительно специфики определенной научной области, представляет ее как осведомленность, авторитетность; категорию, принадлежащую сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека; квалификационную характеристику индивида, взятую в момент его включения в деятельность. К концу периода появляются исследования (5 и др.) частного понятия «профессиональная компетентность», целесообразность введения которого обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. Период с 90-х годов XX века до конца XX века характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку.В 1990 году появляются работы Н.В. Кузьминой (16) и Л.А. Петровской, в которых компетентность рассматривается, как «свойство личности».
В области образования компетентность трактуется также как качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовностина его основе к успешнойдеятельности с учетом ее социальной значимости, а также как владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом. В профессиональном аспекте как наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности; знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний. Профессиональная компетентность определяется как владение отдельными знаниями, навыками, жизненным опытом, которые дают возможность судить о чем-либо, осуществлять деятельность в профессиональной области. Соотношение понятий «компетентность» и «компетенция» можно обобщенно описать в нескольких научных ракурсах: компетентность выступает в качестве личной характеристики, а компетенция – общности функциональных и профессиональных характеристик; термин «компетентность» используется для характеристики специалиста в его профессиональной деятельности, а термин «компетенция» – для обозначения основного признака, который делает специалиста возможно компетентным.Анализ научной педагогической литературы данного периода (3; 13; 18; 30) показал, что компетентность – это сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие, определяемое с помощью множества различных дефиниций. По мнению (В.Е. Анисимов, А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.П. Тряпицина, М.А. Чошанов и др.): профессиональная компетентность – это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной профессиональной области; личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач.В работах В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.А. Кальней, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова, П.Г. Щедровицкого и др., в которых компетентностный подход трактуется как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Его эффективность заключается, с нашей точки зрения в том, что основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей, которое рассматривается в настоящее время в качестве приоритетной цели образовательного процесса и позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование, где компетентности играют многофункциональную мета предметную роль.С учетом современных требований к профессиональной подготовке основаниями для определения профессиональной компетентности являются компоненты общекультурной компетентности личности, выраженные потенциалами ее развития. Общекультурная компетентность определяется нами как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера.
Наиболее перспективным направлением (ответвлением) компетентностного подхода является разрабатываемый в настоящее время компетентностно-деятельностный подход, который предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетентностейкоторые будут формироваться у студентов на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности. Основы компетентностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней. В качестве основных аспектов рассматриваемого подхода необходимо выделить деятельностный и компетентностный компоненты. Концепция деятельностного подхода сформировалась на базе психологических, психолого-педагогических положений, разработанных вышеперечисленными учеными. Процесс деятельности одновременно является процессом формирования человеческих способностей и функций, а единицей деятельности выступает предметное действие.
Таким образом, компетентность не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации, она тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения в конкретных ситуациях.
Список литературы
- Агапова, С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации [Текст] : учеб.пособие / С.Г. Агапова. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 288 с.
- Баранников, А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход [Текст] / А.В. Баранников. – М. : ГУ ВШЭ, 2002. – 51 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М. : ИРПО, 1995. – 336 с.
- Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога) [Текст] :дис. ... д-ра пед. наук / Ю.В. Варданян. – М., 1999. – 353 с.
- Зинченко, В.Г., Зусман, В.Г., Кирнозе, З.И., Рябов, Г.П. Словарь по межкультурной коммуникации: персоналии и понятия [Текст] / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе, Г.П. Рябов. – М. : «Флинта, Наука», 2010. – 136 с.
- Каспаржак, А.Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании [Текст] /А.Г. Каспаржак. – М., 2002. – 158 c.
- Кукосян, О.Г. Концептуальные основы модульной технологии в системе дополнительного профессионального образования края [Текст] / О.Г. Кукосян, Г.Н. Князева, В.Б. Гаркуша / Материалы краев. науч.-практ. конф. – Краснодар : Изд-во КубГУ, 1998. – С. 49-58.
- Фролов, Ю.Ф. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов [Текст] / Ю.Ф. Фролов // Высш. образование сегодня. – 2004. - № 8. – С. 34-41.