Программа дополнительного образования по развитию речи с использованием материала фольклорного характера для детей 2-3 лет.
Материал программы предназначен для организации дополнительной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет, по вопросам речевого развития с использованием словесных игр фольклорного характера, как с педагогами, так и с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_kapitoshka_s_2-3_let.docx | 38.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Представляю вашему вниманию результаты моей работы по вопросам развития речи детей раннего возраста с использованием фольклора, его богатого словарного потенциала: песен, частушек, попевок, закличек, поговорок, игр, где сочетаются слово и музыкальный ритм, который дает стимул для познавательного и речевого развития.
Программа кружка «Капитошка»
серия «Ладушки - ладошки» для детей 2-3 лет.
Аннотация к работе по программе кружка «Капитошка».
Материал программы предназначен для организации дополнительной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет, по вопросам речевого развития с использованием словесных игр фольклорного характера, как с педагогами, так и с родителями.
Содержание:
I. Понятийный аппарат ……………………………………………………...…………….…1
II. Планирование работы ………………………………………………...…………………..2
III. Образовательная нагрузка ………………………...…………………………………..…4
IV. Ожидаемые результаты………………………………………………………………..… 4
V. Список используемой литературы ……………………………………………………. ..4
VI. Методическое сопровождение к игровому и художественному материалу. Примерный сценарий итогового развлечения……………………………………………..5
I.Понятийный аппарат.
Актуальность инновационной деятельности заключается в доступности материала детскому восприятию, добровольности усвоения новой информации в игровой деятельности и возможности побуждения к возникновению самостоятельной двигательной и речевой активности у детей раннего возраста [3].
Цель: использование речевого материала фольклорного характера в работе по развитию речи детей 2-3 лет в дополнительной образовательной деятельности.
Задачи:
- Побуждать стремление взаимодействовать с окружающим миром, через приобщение к фольклорному творчеству.
- Способствовать формированию положительного эмоционального настроя детей к совместной образовательной деятельности.
- Способствовать развитию речи, посредством развития фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, интонационной выразительности, становлению самостоятельной речевой активности, посредством использования ценностного речевого содержания фольклорных игр-забав.
Принципы:
- развивающее образование;
- научная обоснованность и практическая применимость;
- адекватность возрастным особенностям.
Методы и приемы: игра, объяснение, показ, повторение, демонстрация.
Оборудование: игрушки, картинки, предметы бытового назначения, мультимедийные средства.
Методические рекомендации: работа проводится с небольшой подгруппой детей (до 5 человек), раз в две недели, во второй половине дня, длительностью 5 минут. Рекомендуется использовать яркий, красочный демонстрационный материал, преподносить который следует эмоционально, интонационно выразительно. С началом художественной деятельности с детьми, количество занятий по ознакомлению стихотворного материала, варьируется в зависимости от степени его запоминания (не больше трех раз подряд). Размещение детей произвольное, комфортное. Настроение радостное, позитивное. Использование фонового музыкального сопровождения во время подвижных, словесных игр, продуктивной деятельности, приветствуется. В конце учебного года проводится итоговое развлечение, демонстрирующее развитие детей за данный период дополнительной образовательной деятельности.
II. Планирование работы.
№ | Тема | Форма деятельности | Оборудвание |
1 неделя октября | «Игры с язычком». | И/с «Жил да был язычок…» Д/и «Язычок забавляется». Д/у «Язычок играется». М/у «Повторялки». | Картинка с изображением домика и язычка в окошке (мобильная). |
3 неделя октября | «Повторяшки» | Закрепление материала. | -//- |
1 неделя ноября | «Постирушки». | Д/у «Озорные пальчики». С/м «Разноцветные кораблики». П/д «Поиграем – постираем». | Тазики с водой, пена для ванн, поролоновые губки разных цветов по количеству детей; полотенца. |
3 неделя ноября | «Повторяшки». | Закрепление материала. | -//- |
1 неделя декабря | «Поварята». | Д/у «Язычок играется». П/г «Кашку сварим». | Игрушки: кукла, кошка. |
3 неделя декабря | «Повторяшки» | Закрепление материала. | -//- |
2 неделя января | «Зайка – почитай-ка». | Д/у «Покажи ладошки». П/г«Зайка и книга». | Игрушка – заяц. |
4 неделя января | «Повторяшки» | Закрепление материала. | -//- |
2 неделя февраля | «Пальчик - мальчик» | П/и «Солнышко и дождик». П/г «Пальчик - мальчик» | Картинки с изображением детских рук. |
1 неделя марта | «Повторяшки». | Закрепление материала. | -//- |
4 неделя марта | «Ладушки». | Д/у «Надуй пузырь». П/г «Ладушки». | Мыльные пузыри. |
1 неделя апреля | «Вьюшки» | П/и «Прокати мяч». П/г «Вьюшки». | Массажные мячи по количеству детей, стулья, большая мягкая игрушка – заяц. |
3 неделя апреля | «Повторяшки». | Закрепление материала. | -//- |
4 неделя апреля | Этюд «В гостях у солнышка». | Х/д этюд «В гостях у солнышка». | Корзина, платок, лента, игрушки – заяц, коза, птичка, кошка; мыльные пузыри, зонт. |
Примечания:
п/и – подвижная игра,
д/и – дидактическая игра,
м/и – музыкальная игра,
д/у – динамические упражнения,
п/д – продуктивная деятельность,
п/г пальчиковая гимнастика,
и/с – игровая ситуация,
с/м – сюрпризный момент.
III. Образовательная нагрузка.
Общий объем образовательной нагрузки.
Количество занятий (учебный год) | Единица измерения (часы, минуты) |
1 неделя = 1 занятие | 5 минут |
1 месяц = 4 занятия | 20 минут |
Учебный год = 34 занятия | 255 минут = 4 часа 10 минут |
IV. Ожидаемые результаты:
Создание потенциала для развития интеллектуальных и речевых процессов в результате использования фольклорных игр имитационного характера в сочетании с развитием мелкой моторики руки у детей раннего возраста. Установление положительного психоэмоционального климата в отношениях между взрослым и ребенком.
V. Список использованной литературы:
- Генинг М.Г., Герман Н.А. О Веселом Язычке. / М.Г. Геринг, Н.А. Герман. – Москва: Мозаика – синтез, 2012 год.- 207с.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук. - Санкт-Петербург: Литера, 2005 год. – 23с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / ред. Н.Е. Вераксы, ТС. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика – синтез, 2014 год.- 368с.
VI. Методическое сопровождение.
Игровой материал:
Игровая ситуация «Жил да был язычок»:
"Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. (Показываем картинку мобильного характера). И у нас есть домик и язычок в нем (обращаем внимание на собственный рот и язык). Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами (показ). Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы). Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло. В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую [1].
Дидактическая игра «Язычок забавляется»:
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок - это нёбо. Просит погладить небо языком). На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая.
Динамическое упражнение «Язычок играется»:
Упражнение строится на повторении движений языка детьми за взрослым:
- «Язычок гуляет» - высунуть язык вперед, убрать назад;
- «Язычок греется на солнышке» - высунуть язык, задержать на некоторое время;
- «Язычок оглядывается» - перемещаем язык из одного уголка губ в другой;
- «Язычок прячется» - высунуть язык и по сигналу взрослого спрятать.
Музыкальное упражнение «Повторялки»:
Упражнение основано на имитировании звуков детьми, которые произносит взрослый: на распев произносим гласные звуки (язычок любит петь), согласные звуки произносим в зависимости от мягкости и твердости, даем характеристику каждому звуку и сочетанию звуков (бам-бам - играем в барабан; тук-тук – молоточка звук и т.д.).
Динамическое упражнение «Озорные пальчики»:
Упражнение строится на повторении движений пальцев детьми за взрослым:
- «Пальчики гуляют» - разжимаем, сжимаем пальцы в кулачок;
- «Пальчики играют» - совершаем возвратно-поступательные, веерообразные движения пальцами;
- «Покажи пальчик» - показываем определенное количество пальцев.
Для активизации интереса к упражнению, взрослый может одеть перчатки с цветными пальчиками.
Подвижная игра «Ой, поймаю!»:
Дети стоят полукругом, вытянув руки вперед, ладонями вверх. Игровая задача – спрятать ладошки за спину, чтобы их не поймал «кот». Взрослый проводит игрушкой по ладошкам детей, поет «песенку кота» (мурлыкает), после произносит – ой, поймаю! – дети прячут руки, «кот» ловит ладошки.
Подвижная игра «Прокати мяч»:
Игровая задача – прокатить мяч по дорожке из препятствий к зрительному ориентиру. Дети выбирают мячи по цвету, называя его, и прокатывают в произвольно расставленные «воротики» (3-4 стульчика) по дорожке к «зайке».
Подвижная игра «Солнышко и дождик»:
Игровая задача – действие по сигналу взрослого. Дети «гуляют» по группе, когда взрослый открывает зонт, спешат собраться по ним.
Продуктивная деятельность:
«Поиграем – постираем» - дети играют с поролоновыми губками, на которых находится капелька пены для ванн, опускают их под воду, отжимают, наблюдают за пузырьками воздуха и пены, выходящими из под воды и т.д.
Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики:
Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки издающие звуки. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически[2].
Художественный материал:
Пальчиковая гимнастика «Кашку сварим»:
Кашку варили,
Ложечкой мешали,
(водим указательным пальцем по ладошке)
Куколку кормили,
Кошечке давали.
(имитация кормления, угощаем куклу и кошку).
Пальчиковая гимнастика «Зайка и книга»:
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
(Ладошки соприкасаются, при слове «открыл» раскрываются как книга)
Итоговое мероприятия:
Этюд «У солнышка в гостях».
Цель: развитие речевой активности детей 2-3 лет, умения соотносить действие с содержанием стиха или потешки, побуждение к пониманию значения слов, правильному их произношению.
Задачи: развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, побуждение к использованию полученных умений в самостоятельной речевой и двигательной деятельности.
Оборудование: мягкие игрушки среднего размера по количеству детей: коза, птичка; мыльные пузыри (на каждого ребенка); модули, зонт, лента для декорирования букетов цветов, корзина, платок; музыкальный центр.
Методические рекомендации: развлечение проводится с небольшой подгруппой детей (до 5 человек), длительность 15 минут. Рекомендуется использовать яркий, красочный демонстрационный материал, преподносить который следует эмоционально, интонационно выразительно. Размещение детей полукругом (используем зрительные ориентиры – цветные кружки). Настроение радостное, позитивное. Используется фоновое музыкальное сопровождение.
Ход:
Звучит веселая музыка, воспитатель приглашает детей подойти к нему. Дети становятся возле воспитателя в произвольном порядке.
В: ребята, мы с вами сегодня собрались здесь, чтобы поиграть и повеселиться! Будем играть? Будем веселиться?
Д:да!
В:тогда начнем! На улице такие чудесные весенние деньки, ярко светит солнышко, Я вам сегодня предлагаю, отправится в гости к солнышку! Вон его домик, но чтоб туда дойти, нужно нам преодолеть вот такую сложную дорожку. Справимся? Тогда вперед! (дети проходят по дорожке с препятствиями из мягких модулей).
В: вот мы и дошли до домика. Но, где же солнышко? Поздороваемся с ним, может оно услышит нас и придет! - Здравствуй, солнышко – колоколнышко!
Мы с ребятами знаем потешку и хотим подарить ее тебе, солнышко, за то, что ты нас ласково и тепло встречаешь каждое утро! Начнем, ребята?!
Д: светит солнышко в окошко,
Греет нашу комнату,
Мы похлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!
(Дети хлопают в ладоши, звучит русская плясовая мелодия, пританцовывая, входит герой - «Солнышко»).
С:здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я солнышко! Очень радо всех вас сегодня видеть у себя в гостях! Я услышало ваше приветствие, мне оно очень понравилось, спасибо! А сейчас я с вами хочу поиграть! Игра «Солнышко и дождик». Хорошо, ребята, весело играете! Вы мои гости, и у меня для вас есть подарки! (Достает корзинку накрытую платком). Подниму за уголок, я голубенький платок, ну-ка, детки, подходите и в корзинку загляните!
(Дети подходят к корзине, осматривают содержимое, берут игрушки в руки).
В: ай, да солнышко, спасибо! Всем подарки надарило! Мы тоже в долгу не останемся и за каждый подарок отчитаемся! Подарим тебе сказку, которую умеем рассказывать руками. (Дети по очереди, показывают игрушки и рассказывают соответствующую сказку).
Пальчиковая гимнастика «Птичка»:
Птичка-птичка,
(круговыми движениями водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка
(пощипываем или стучим пальцами по ладошке)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Птичка-птичка,
(круговыми движениями водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка
(пощипываем или стучим пальцами по ладошке)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Пальчиковая гимнастика «Вьюшки»:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью (указательным пальцем водим вокруг другого пальца) Колотушки колочу (Стучим кулачком по кулачку) Заколачиваю, приколачиваю! (Стучим поочередно указательными пальцами друг по дружке).
Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»:
Идет коза рогатая, за малыми ребятами, (делаем «козу» и указательного и среднего пальцев, имитируем движение ног козы) Кто кашу не ест? Кто молоко не пьет? Забодаю! (пальцы в том же положении – щекочем друг дружку).
С: здорово, ребята! Мне было весело с вами! А теперь мне пора уходить, ведь надо успеть всем улыбнуться и всех обогреть!
В: у нас для тебя тоже есть подарки, солнышко! Чтоб тебе не скучно было по небу ходить, мы тебе подарим фейерверк из мыльных пузырей!
(Дети пускают мыльные пузыри, солнце уходит).
- До свидания, солнышко, до новых встреч!