Анализ программы нравственно-полового воспитания «перекрестки становления»
В нашей образовательной организации обучаются и проживают в общежитии дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальное нарушение); дети из социально неблагополучных семей; не мало первокурсников поступают в ОО, состоящими на профилактическом учете уже несколько лет. Все это накладывает отпечаток на процесс воспитания обучающихся, проживающих в общежитии, который должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_programmy_nravstvenno.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ программы нравственно-полового воспитания
«перекрестки становления»
(для обучающихся, проживающих в общежитии и их родителей на 2015-2018 год)
Промежуточные итоги.
Воспитательная работа в 2015-2017у.г. строилась в соответствии с программой
нравственно-полового воспитания « Перекрестки становления» (для обучающихся, проживающих в общежитии и их родителей). Автор программы: Дудина О.В. Реализаторы программы: Рожина Н.А., Дудина О.В.
Цель:
- продолжить формирование у обучающихся, проживающих в общежитии, представлений об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях;
- создать условия для привития обучающимся, проживающим в общежитии, определенных, связанных с полом знаний и навыков, воспитать осознание ответственности за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения;
- профилактика девиантного поведения в раннем юношеском возрасте.
Задачи:
- целенаправленное воздействие на закрепление в раннем юношеском возрасте социально-нравственных норм и ценностей;
- содействие формированию здорового образа жизни (участие в спортивных мероприятиях, выставках прикладного творчества, конкурсы рисунков, плакатов, показ кинофильмов, лекции, беседы и т.п.);
- обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, формирование собственного отношения к жизни;
- обучение способности моральных суждений и оценок, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;
- воспитывать уважение и любовь к близким людям, формировать правильное отношение к семье и взаимоотношениям внутри семьи;
- сформировать представление об основных общечеловеческих ценностях, раскрыть их сущность;
- психологическое просвещение родителей: помочь получить представление о трудностях, переживаемых в раннем юношеском возрасте;
- усиление связей семьи и образовательной организации.
Ожидаемые результаты
- Наличие в общежитии образовательной организации программы воспитательной работы по нравственно-половому воспитанию молодежи.
- Совершенствование работы в общежитии по нравственно-половому воспитанию, формированию здорового образа жизни у молодёжи.
- В раннем юношеском возрасте у обучающихся должны сформироваться представления:
- о нравственных ценностях;
- о семейных традициях,
- об особенностях семейных отношений;
- о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру.
Анализ:
В нашей образовательной организации обучаются и проживают в общежитии дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальное нарушение); дети из социально неблагополучных семей; не мало первокурсников поступают в ОО, состоящими на профилактическом учете уже несколько лет. Все это накладывает отпечаток на процесс воспитания обучающихся, проживающих в общежитии, который должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности личности.
Пути решения проблем нравственного воспитания чаще осуществляются в процессе неформального общения в свободное время в форме этических диалогов, нравственных бесед, диспутов. Особенность проведения неформальных этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они не должны переходить в назидательность, в беседах происходит больше обсуждений с молодежью жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возраста, уровня нравственной подготовленности, а также педагог заранее обговаривает, с проживающими в общежитии обучающимися, наиболее интересующие их вопросы.
Знание моральных и этических норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно, т.к. критерием нравственного воспитания становятся только реальные поступки личности. Желание, готовность и способность осознано соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самой личности, только упражняясь в нравственных поступках.
Нравственное воспитание личности в раннем юношеском возрасте одна из актуальных и сложнейших проблем. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Программа по нравственно-половому воспитанию способствует созданию целостной системы нравственного развития в общежитии образовательной организации. Содержание программы предусматривает формирование в раннем юношеском возрасте нравственных знаний, усвоение обучающимися правил нравственности, а также создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний и их осознанию, ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений, взаимной помощи, добрых чувств, гуманных поступков, уважение и любви к семье.
В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому проживающему в общежитии обучающемуся и эмоционально-позитивное общение сверстников друг с другом. Опираясь на нравственные принципы педагог формирует у обучающихся, проживающих в общежитии, социально - коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создаёт благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.
Нравственно-половое воспитание - это трудная и чрезвычайно деликатная проблема, она требует кропотливой систематической работы семьи, образовательной организации, врачей и всех субъектов системы профилактики.
Программа состоит из двух направлений деятельности (модулей):
Модуль № 1 - Работа с родителями
(помочь родителям получить представления о главных психологических этапах становления в раннем юношеском возрасте и о создании оптимальных условий для правильного развития ребенка)
- родительские собрания
- тематические диалоги
- индивидуальная работа
- размещение информации на сайте образовательной организации;
не был реализован в полном объеме, по не зависящим от воспитателей причинам. Из всех направлений уделяется большое внимание работе с родителями в форме бесед и индивидуальной работе по оказанию психолого-педагогической помощи по вопросам обучения и воспитания обучающихся, проживающих в общежитии.
Модуль № 2 - Работа с обучающимися (с учетом возрастных особенностей привить в раннем юношеском возрасте определенные связанные с полом нравственные знания и навыки), реализован в полном объеме.
- беседы
- тематические вечера
- конкурсы
- тренинги
- интеллектуально-познавательные игры
- уроки нравственности
В течение года достигнуты следующие результаты:
- создан и поддерживается благоприятный интеллектуальный, нравственный и эмоционально-психологический климат в общежитии, связанный с осознанием ответственности за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения;
- обеспечено реальное обучение умению самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора, в основных сферах жизнедеятельности;
- сформирована система восприятия обучающимися общечеловеческих ценностей, семейных традициях, об особенностях семейных отношений, и творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;
- создана система психолого-педагогической поддержки личности обучающегося в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей; следует отметить наличие у детей чувства комфортности, защищенности (проанализировано в хоте тестирования);
- в воспитательном процессе использованы личностно-ориентированные технологии, приемы, методы воспитания;
- приступили к созданию системы мониторинга по отслеживанию изменений в развитии личности и коллектива;
При этом необходимо отметить, что существуют и проблемы:
- недостаток творческой инициативы со стороны обучающихся, особенно сирот и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- у части обучающихся плохо сформировано ценностное отношение к здоровому образу жизни, поэтому считаем на следующем этапе реализации программы больше уделить внимания формированию здорового образа жизни, через участие в различных мероприятиях (творческие конкурсы, выставки, спортивные мероприятия и др.).
Мониторинг реализации программы по годам
Таб.1
Сирот/ опекаемых | овз | кдн | досуговая | |||
на начало года | на конец года | Вновь поставлены | ||||
проживает в общежитии | 31ч. | 16ч. | 15ч. | 8ч. | 2ч. | 109ч. |
Участвовало в мероприятиях | 26ч. | 14ч. | 14ч. | 8ч. | 2ч. | 71ч. |
% | 84% | 87,5% | 93,3% | 100% | 100% | 66,98% |
Мониторинг занятости обучающихся в программе нравственно-полового воспитания
« Перекрестки становления» 2015-2016 учебный год
Диаграмма1
2016-2017учебный год
Таб.2
Сирот/ опекаемых | овз | кдн | досуговая | |||
на начало года(01.10.) | на конец года | Вновь поставленых | ||||
проживает в общежитии | 19ч. | 17ч. | 10ч. | 6ч. | 4ч. | 74ч. |
Участвовало в мероприятиях | 15ч. | 15ч. | 10ч. | 6ч. | 4ч. | 61ч. |
Занятость обучающихся проживающих в общежитии % | 78,94% | 88,23% | 100% | 100% | 100% | 82,43% |
Мониторинг занятости обучающихся в программе нравственно-полового воспитания
« Перекрестки становления» 2015-2016 учебный год
Диаграмма2
Таблица 3
Занятость обучающихся проживающих в общежитии | Сирот/ опекаемых | овз | кдн | досуговая | ||
на начало года(01.10.) | на конец года | Вновь поставленых | ||||
2015-2016 % | 84% | 87,5% | 93,3% | 100% | 100% | 66,98% |
2016-2017 % | 78,94% | 88,23% | 100% | 100% | 100% | 82,43% |
Сравнительная характеристика занятости обучающихся в программе нравственно-полового воспитания « Перекрестки становления» по годам
Диаграмма 3
Мероприятия | 2015-2016у.г. | 2016-2017у.г. |
Выставки | 3 | 4 |
Конкурсы рисунков, плакатов | 2 | 5 |
Спортивные мероприятия | 3 | 6 |
В 2015-2016у.г. обучающиеся приняли участие
в творческих художественных выставки:
- «Рождественский звездопад»,
- «Пасхальные узоры»,
- «Солнечный круг» библиотека им.Лиханова г.Киров
конкурсы рисунков, плакатов:
- «Быть здоровым – модно!»
- «Здоровое поколение»
в районных спортивные мероприятия:
- «кросс нации»,
- «лыжня России»,
- «Эстафета к Дню Победы»
В 2016-2017у.г. обучающиеся приняли участие в
в творческих и художественных выставках:
- «Рождественская сказка», «Рождественская открытка»,
- «Пасхальные узоры» проводимых Никольским храмом п.Свеча
- в районной выставке технического и декаративно-прикладного творчества обучающихся ОО проводимой Домом детского творчества
- Защищенное детство» «КСРЦН» «Вятушка» г.Киров.
конкурсов рисунков (КЦСОН)
- «Мир без наркотиков» в рамках областной акции «Кировская область без наркотиков» «Я, ты, он, она – мы здоровая страна»
- «Открытка для ветерана», к Дню Победы, проходившего в рамках акции «Спасибо, что живем»
- «Экология глазами детей»
- «Наш дом – Земля» областной смотр-конкурс плакатов
- «Защищенное детство» «КСРЦН» «Вятушка» г.Киров.
в районных спортивных мероприятиях
- «Кросс нации»
- «Лыжня России»
- «Полиатлон»
- «Лыжная спартакиада»
- «турнир по волейболу» среди учащейся молодежи
- «Эстафета к Дню Победы»
В результате мониторинга видно, что вырос объем занятости обучающихся во внеурочное время, уровень участия в выставках и конкурсах поднялся с внутрифилиального до районного и областного, все больше обучающихся выражают желание принимать участие в этих конкурсах, выставках, мероприятиях.
Общий вывод:
Исходя из анализа программы нравственно-полового воспитания «Перекрестки становления», необходимо отметить, что в целом поставленные задачи можно считать решенными, цель достигнута. В общежитии Свечинского филиала КСХТ создана определенная система для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
- продолжить реализацию программы нравственно-полового воспитания «Перекрестки становления»
- планировать воспитательную работу, опираясь на возрастную динамику развития обучающихся, учитывая современные требования и тенденции;
- проводить мониторинг развития и личностного роста обучающихся;
- создать условия для более активного взаимодействия семьи и образовательной организации.
Воспитатели Дудина О.В.
Рожина Н.А.