«Научим детей трудиться»

Осипова Любовь Анатольевна

Взрослым надо помнить, что ребенок способен успешно развиваться только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия. Нет стрессов, нет тревожности – есть только радость бытия, общения и деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx372.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Научим детей трудиться»

На втором и третьем году жизни ребенок овладевает отдельными результативными трудовыми действиями (расстегнуть пуговицы, снять носки и т. п.). Овладение этими действиями и простейшей элементарной продуктивной деятельностью приводит к дальнейшему развитию произвольных движений, формированию различных двигательных навыков, пробуждает у ребенка интерес к действиям взрослых, к простым трудовым процессам. Таким образом, в раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности.

В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания:

1.Формировать у детей результативные, а затем продуктивные ручные и орудийные действия и на этой основе элементарные трудовые действия по самообслуживанию.

2.Воспитывать у детей интерес к трудовым действиям взрослых. Решение задач трудового воспитания наиболее целенаправленно осуществляется со второго года жизни. Содержание трудового воспитания на втором году определяется возможностями детей, особенностями развития предпосылок трудовой деятельности. В первом полугодии это формирование результативных и орудийных действий и простых трудовых действий (трудовых умений) по самообслуживанию: есть ложкой, снимать колготки, смывать мыльную пену с рук под струей воды и т. д.

Во втором полугодии дети продолжают учиться мыть руки, самостоятельно есть, снимать расстегнутые и развязанные взрослым части одежды, не разбрасывать их.

На третьем году жизни содержание самообслуживания усложняется. Дети должны освоить процесс мытья рук, одевания и раздевания, учатся расстегивать и застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки, надевать предметы одежды в определенном порядке, замечать неопрятность в костюме и устранять с помощью взрослых.

В это же время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом: принести какие-нибудь предметы, поставить на стол тарелку с хлебом, собрать в коробку кубики с пола и т. п. Элементарные трудовые действия представляют значительные трудности для малышей второго и третьего года жизни, а их становление требует тщательного педагогического руководства. Взрослый формирует навыки самообслуживания, опираясь на большой интерес детей этого возраста к самостоятельным действиям с предметами, на большую подражательность действиям взрослого. IMG_0014

Все попытки к самостоятельному достижению результата («Я сам!») воспитатель поддерживает и поощряет. Однако, чтобы ребенок смог достигнуть результат, малыша нужно научить видеть его, научить соответствующим действиям. Это осуществляет взрослый как при самообслуживании, так и в процессе хозяйственно-бытового труда, где ребенок выступает только зрителем, например: вымыли руки — они стали чистые; вытерли полотенцем — стали сухие, чистые; выгладили куклам платья — они стали красивые, глаженые.

Эмоциональная реакция взрослого на достижение результата формирует эмоционально-положительное отношение к нему и ребенка, пробуждает стремление к его достижению. Разъяснение взрослого еще раз позволяет связать процесс действия с результатом и целью: вымыли руки, они стали чистые — можно идти обедать.

Научение трудовым действиям осуществляется в процессе индивидуального общения с ребенком, в процессе ухода за ним. Научение включает неторопливый показ, объяснение, как выполнить сначала одно, а затем и ряд действий в последовательности, прямую помощь. В одних случаях взрослый может помочь ребенку правильно взять предмет, которым малыш должен действовать, вложить в руки ребенку ложку, полотенце, чтобы правильно ими пользоваться, или тарелку с хлебом, чтобы ее перенести. В других случаях взрослый действует руками ребенка, давая ему возможность проявить усилие, почувствовать выполняемое действие: снять колготки или ботинки с ноги и т. д. IMG_0018

По мере освоения трудовых действий воспитатель, родители помогают только при выполнении наиболее трудных для ребенка, а затем просто подсказывают следующее действие, которое выполняет ребенок (сначала расправь полотенце на руках, затем вытри лицо и т. д.). Каждый успех ребенка необходимо отметить. Поощрение вызывает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата. Для закрепления первоначальных трудовых, действий необходимы следующие условия:

а) показ, пояснение и упражнение в действиях;

б) постоянство требований к детям в детском саду и в семье (дети сами выполняют посильные действия по самообслуживанию);

в) постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату;

г) спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;

д) переход от индивидуального научения к групповому, по мере усвоения действий и умения слушать взрослого.

Самостоятельность ребенка этого возраста в самообслуживании опирается на сформированность умений застегивать, расстегивать, шнуровать и т. п. В формировании таких умений широко применяются игровые упражнения: одевание кукол, когда дети многократно застегивают или расстегивают их одежду. Существуют и специально сделанные дидактические пособия — разные виды застежек. Дети охотно упражняются в довольно сложных движениях и овладевают необходимыми умениями.

С целью закрепления последовательности трудовых действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание и т. д.) проводятся занятия с использованием игровых приемов: уложим куклу спать, оденем куклу на прогулку, умоем куклу и т. п. 

Bce это обеспечивает не только научение, но и приучение, т. е. воспитание привычки действовать в определенных условиях усвоенным образом. У маленького ребенка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребенка. Таким образом, методика трудового воспитания предусматривает формирование у детей раннего возраста трудовых действий, их направленности на результат и стремления преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности.