Единый Всекубанский классный час " Имя Кубани"
Сценарий классного часа для учащихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinyy_vsekubanskiy_klassnyy_chas.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество»
5 класс
Любовь к родине начинается с семьи. Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома
Л.Н. Толстой
Цель: создание условий для воспитания ценностного отношения к семье, формирования образа успешной семьи, с показом учащимся наглядных примеров семейных традиций, реальных жизненных достижений семей, определение роли и значимости семьи, Отечества в жизни каждого человека, неразрывности семейных ценностей и ценностей общества, основанных на исторических традициях Кубани, любви к своей малой Родине, примерах крепких семей.
Задачи:
- определение роли и значимости семьи, Отечества в жизни каждого человека;
- формирование представления о семейных ценностях и их значении для личности и российского общества;
- формирование личностного отношения обучающихся к социальным и семейным ценностям;
- определение взаимосвязи семейных ценностей и ценностей российского общества в целом;
- развитие умения анализировать информацию, аргументировано высказывать свою точку зрения;
- выявление духовных ценностей, сформировавшихся в семьях обучающихся;
- формирование ценностных ориентиров обучающихся по отношению к семье, к Отечеству;
- формирование у подростков и молодежи активной гражданской позиции, любви к Отечеству, основанных на семейных традициях;
- развитие у школьников чувства гордости за Кубань, как многонационального, поликультурного, поликонфессионального региона.
-максимально раскрыть тему единства россиян как общности, формирующейся на единой гражданско-правовой, духовно-нравственной и патриотической позиции.
-сфокусировать внимание школьников на теме национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностях россиян: патриотизме, гражданственности, семейных ценностях, здоровье, труде и творчестве.
Ход мероприятия
Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященном последнему звонку этого учебного года.
Тема нашего классного часа очень близка и важна каждому из нас.
Международный день семьи – 15 мая, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 году.
Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа живущих вместе близких родственников»,семья – это «объединение людей, сплоченных общими интересами».
2. Интерактивная беседа «Что такое семья»?
Учитель: Что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово « семья»?
(Высказывания детей).
- Семья – это великий дар.
Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас необходимо такое место, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой, где тебя поддержат , дадут дельный совет, где тебя любят и заботятся о тебе.
Такое место – это ваш дом, ваша семья.
Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
Мы с вами будем говорить о тех, кто живет рядом с нами, с кем мы живем. Мы будем говорить о матери и отце, будем говорить о людях , живущих в нашем Крае.
Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом..
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом
О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
Что для вас означает слово семья?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Если подвести итог выше сказанному , то можно ответить на вопрос «Что такое семья?» так:
Семья- это ячейка общества. Общая для всех членов семьи деятельность- обеспечение личного счастья каждого члена семьи и воспитание граждан нашего общества.
Как уже было сказано, что семью создают два человека, в будущем они становятся матерью и отцом.
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему.
-А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях. Ответы учащихся оформляются на ладошках. Перед вами лежат ладошки.
Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики. Как вы думаете, почему руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)
Дети работают под музыку.
Учитель: Посмотрите на доску. На ней - круг. Эти ладошки я предлагаю вам расположить вокруг этого круга.
- Как вы думаете, почему именно вокруг круга мы будем располагать ваши
ладошки?
(Потому что в семейном кругу проще вести открытый разговор, это
возможность быть вместе, вот так глаза в глаза, рука в руке, семейный круг
является гарантией вашей защищенности.)
- Вот такой символ семьи получился у нас: семейный круг объединяетвзрослых и детей. Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семьей и прикрепить свою ладошку к кругу.
Выход учеников.
Учитель: Посмотрите, получилось солнышко. Вот те качества, которые вы написали на пальчиках ладошек- это и есть душа вашей семьи, которая создаёт уют, тепло и радость дома.
- Викторина «Вопросы о семье».
Учитель: Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы о семье.
Вопросы:
ω Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
ω Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
ω Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)
ω Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)
ω В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
ω В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)
ω Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)
ω Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
ωРебенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
ωМеня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)
ω Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
ω В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае
- Кубанские традиции воспитания в семье
На Кубани издавна чтут и соблюдают семейные традиции и обычаи. Казачьи семьи всегда были большими (слайд 2), и каждый в семье был занят своим делом. Во все времена семья считалась основой общества. (слайд 3) В семье закладываются основные качества личности, воспитывается характер человека. Казачеству удалось создать самобытную культуру, бережно сохранить и передавать из поколения в поколение традиционные черты воспитания и глубокую веру в силу своего народа.
- Ребята, расскажите, какие традиции есть в вашей семье? (ответы детей)
Воспитание мальчика (слайд 4)
Рождение сына в семье казаков было большой радостью – на свет появился защитник и помощник. Воспитание у казаков было строгим. За неповиновение старшим постигало наказание. С пяти лет отец учил своего сына работать по хозяйству, садиться в седло. С восьми лет мальчик помогал по хозяйству в семье (пас скот, работал в поле с родителями, ходил на покос). В 10-12 лет мальчик начинал осваивать военное искусство – обращаться с шашкой. В 16 лет казак записывался на службу, а в 18 шел служить в армию. Служба у казака длилась практически всю его жизнь.
Воспитание девочки (слайд 5)
Воспитанием девочки занималась мать (и бабушка). С раннего детства маленькую казачку приобщали к труду, обучали ведению домашнего хозяйства. Каждая девочка должна была уметь обращаться с домашними животными, готовить, шить. Одежду женщины шили самостоятельно. В 16 лет девушку уже выдавали замуж. Замуж девушки выходили в среднем с 16 до 20 лет.
Казачьи семьи были крепкими, дружными. Все казаки были верующими. Они праздновали все православные праздники, ходили в церковь. В каждой хате был красный угол (божница). Ребята, какие православные праздники вы знаете? (ответы детей)
- Каждый человек с детства любит свою малую родину (слайд 6)
Наша малая родина – наша Кубань. В Краснодарском крае проживает 5,5 млн человек! Население нашего края состоит из людей разных национальностей (около 120), но все они проживают в мире и дружбе между собой. (слайд 7) И мы любим свою родину, родную Кубань.
Выходят чтецы.
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
- А сейчас мы проверим, насколько вы знаете Кубанский фольклор. Отгадайте загадки.
Сидит Феофан в землю вкопан.
Не живой, а жилой,
Много глаз любит нас.(Хата)
Кругом хаты синие лопаты.(Окна)
Стали хлопцы в ряд,
Проходить не велят.(Плетень)
Под одним колпаком - семь казаков.
Желтое солнышко, а в нем черные домики.
Золотое полотно крупным бисером полно.(Подсолнух).
Висит, телепается,
Всяк за него хватается.Рушник).
Сама не ем, а людей кормлю.(Ложка).
Новая посудина уся в дырах.(Решето).
-А знаете ли вы слова на кубанском диалекте?
Слово на диалекте | Значение |
антобус | автобус |
бурак | свёкла |
ваганы | корыто |
горище | чердак |
драбына | лестница |
ежак | ёж |
жигучка | крапива |
звод | колодец |
извара | ушат |
йида | еда, пища |
кабыця | летняя печь во дворе |
люлька | колыбель |
Мазанка | глиняная хата |
настольник | скатерть |
огирок | огурец |
пивынь | петух |
рушнык | шитое полотенце |
сокыра | топор |
таганок | казанок |
узвар | компот |
фортка | форточка |
хрущ | жук |
цыбуля | лук |
чалба | шумовка |
шпакивныця | скворечник |
щерба | бульон |
юрок | катушка для ниток |
яешня | яишница |
5. Просмотр презентаций, сопровождающийся рассказами учащихся:
Вы хорошо справились с викториной, а теперь послушаем какие семейные традиции и обычаи есть в семье ваших одноклассников.
Мы неоднократно на уроках представляли проекты о нашей семье, родословное дерево семьи. И каждый из вас узнал много нового о своих предках из слов родителей.
Проекты Шелковниковой С. и Вихаревой Л.
Да , ребята, семья- маленькое Отечество. Так и семьи Сони , Лиды, и ваши семьи оставили след в истории нашей страны, нашего Отечества.
Далее учащиеся рассказывают о своих семьях.
Рассказ о самой большой на Кубани семье– Елены Геннадьевны и Сергея Викторовича Квитко, имеющей 16 детей
Учитель: Предлагаю вам послушать стихотворение и подумать, о какой теплоте в нем говорится?
Ученик:Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.
Учитель. О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)
Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов.
- Практическая часть: Проект «Наш дом»
Учитель: Предлагаю вам послушать стихотворение и подумать, о какой теплоте в нем говорится?
Ученик:
Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.
Учитель. О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)
Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов.
Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть с «строителей» . А строить мы будем Наш дом. Вы принесли фотографии своей семьи, расположите их в нашем доме на доске. Молодцы.
6.«Школа - наш общий дом»
Ребята, а ведь школа это тоже дом. Наш общий дом. А наш класс – семья. Дружная семья взрослых: учителей. Учеников и родителей. А наш школьный дом мы изобразим на макете. В центре расположим нашу общую фотографию, а вокруг дома слова. Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать слова, которые относятся к нашему школьному дому.
Ребята, выбирают слова и приклеивают.
7. Обсуждение проблемной ситуации. Рефлексия. А в подведении итогов нашего классного часа я прошу вас высказать мнение о сегодняшней нашей встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось.
(Дети по очереди высказываются.)
8. Подведение итогов.
- Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне было
приятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом
был радостным и уютным.
Всего вам доброго!