Доклад на тему: «Методика использования интерактивной доски со стандартными приложениями и цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР)».
Доклад на тему:
«Методика использования интерактивной доски со стандартными приложениями и цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР)».
На августовскую секцию районного методического объединения учителей математики и физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на августовскую конференцию | 270.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ |
442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д. 47, ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458 |
Доклад
на тему:
«Методика использования интерактивной доски со стандартными приложениями и цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР)».
На августовскую секцию районного методического объединения учителей математики и физики.
Подготовила и провела учитель математики и информатики МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области
Кошелева Елена Сергеевна
Август, 2014.
Содержание
1.Введение. | 3 |
2.Что дает использование интерактивной доски в школе? | 5 |
3.Методы обучения с использованием возможностей интерактивной доски. | 7 |
4.Методика разработки занятий с использования интерактивной доски. | 10 |
5.Критерии отбора информации. | 11 |
6.Заключение. | 12 |
7.Литература. | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь». Использование интерактивной доски предоставляет современному учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, для структурирования урока и улучшения его темпа. Разработка заданий с помощью программного обеспечения интерактивной доски поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео- и справочные материалы. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Используя интерактивную доску, можно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение позволяет не только сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки.
Интерактивная доска интересна учащимся. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь будут с энтузиазмом выходить и отвечать.
Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи, так как работают различные каналы восприятия. Уже давно известно, что мы воспринимаем:
10% из того, что мы ЧИТАЕМ;
20% из того, что мы СЛЫШИМ
30% из того, что мы ВИДИМ;
50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ;
70% из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими;
80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично
95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще.
Уильям Глассер
Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно во время занятия постоянно предоставлять учащимся возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу.
ЧТО ДАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДОСОК НА УРОКАХ В ШКОЛЕ?
Ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материала. Используя интерактивную доску на уроке, преподаватели могут сделать свои занятия более яркими, могут выбирать различные стили обучения, работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп.
Существенное повышение мотивации учащихся. Занятия становятся интереснее и увлекательнее. Даже те ученики, которые с неохотой идут на урок, моментально вовлекаются в учебный процесс, т.к. сами прекрасно ориентируются в цифровом мире и активно используют в повседневной жизни различные электронные устройства.
Активизацию познавательной деятельности учащихся и коммуникативных навыков. Интерактивная доска в школе - это незаменимый инструмент для организации самостоятельных и коллективных форм работы на уроке, дискуссий, в которых развивается умение учащихся аргументировать и объяснять свою точку зрения.
Экономию учебного времени. Нет необходимости конспектировать занятия. Применение интерактивной доски на уроке в школе помогает экономить время на ведении текущих записей по ходу урока. Все материалы учащиеся могут сохранить, распечатать, вернуться к ним дома или на следующих занятиях. Заранее подготовленные занятия (а также диаграммы, рисунки, тесты, таблицы, музыка, карты и другие ресурсы для урока) дают возможность сохранять быстрый темп урока. Преподавателю и ученикам не надо тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или переходить от экрана к клавиатуре компьютера. В режиме online на интерактивной доске можно работать с материалами урока - комментировать, вносить добавления, держать связь со всем миром, имея выход в Интернет.
Создание и расширение методической базы. Преподаватели могут создавать свою коллекцию занятий по разнообразным предметам и темам. Могут делиться материалами друг с другом, использовать созданные материалы из года в год, адаптируя их под конкретную аудиторию. Использование интерактивной доски на уроке вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Одновременное использование самых разных материалов. Интерактивная доска позволяет использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.
Оперативный контроль знаний и возможности дистанционного обучения. Преподаватели могут создавать и проводить опросы в режиме реального времени, демонстрировать ученикам результаты тестирования. Можно записывать уроки, создавать базу записей, различных материалов, тестов, самостоятельных и контрольных работ. Каждый ученик сможет в любое время вернуться к материалам урока, изучить пропущенный материал, проверить себя.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ.
Использование возможностей интерактивной доски значительно расширяет стандартные методы обучения практически на всех этапах урока
Попробую проиллюстрировать это на примерах из своего опыта работы.
Итак, метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Он позволяет мне организовать разнообразные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся, используя различные инструменты интерактивной доски:
Инструмент свободного перемещения объекта - при устной работе, когда учащиеся, используя его, свободно перемещают слова или числа, выполняя тем самым поставленные перед ними учебные задачи. Положительным является: значительное сокращение времени на выполнение данных видов работ, увеличение объёма полученной информации, повышение мотивации к обучению;
Пульт для выбора ответа – при проведении тестовых заданий. Этот уникальный инструмент позволяет учащимся выбрать номер правильного ответа. Каждый пульт имеет и индивидуальный номер, позволяющий получить персональный результат. Обработка теста происходит мгновенно, результат выводится на экран. Тестовые задания провожу после изучения каждого блока тем. Положительным является: возможность мгновенного выявления пробелов в знаниях у учащихся и корректировки дальнейшей работы по их ликвидации.
Инструмент шторка – прикрывает выполненное готовое задание. Обычно использую на этапе самостоятельной работы учащихся. Положительным считаю при использовании данного инструмента интерактивной доски то, что возможна организация самопроверки учащимися, работа в парах – взаимопроверка и опять же – экономия времени урока, так как заготовки мною делаются до урока и высвечиваются на доске в нужный момент одним нажатием клавиши.
Маркер, а также инструмент пера – для исправления ошибок, выделения нужной информации. Использование различных цветов маркера позволяет мне и учащимся мгновенно увидеть ошибку. Делаем это с помощью определённой цветовой гаммы. Положительным моментом выделяю здесь то, что, во-первых, задействована зрительная память учащихся, во-вторых, активизируется внимание детей, в-третьих, - повышается интерес к изучаемому материалу.
Обязательным инструментом в плане грамотной организации учебной деятельности считаю инструмент интерактивной доски таймер – для выполнения заданий, ограниченных по времени. Примером могут служить задания разного вида самостоятельной работы, временной промежуток их выполнения приучает детей работать организованно, в темпе, без потери времени урока. В качестве положительного выделяю здесь воспитание у учащихся умение правильно организовывать свой учебный труд, что положительно сказывается и при выполнении домашнего задания.
Сканер относительно считаю инструментом интерактивной доски. Почему? Потому что с его помощью можно сканировать и выводить на экран работы учащихся из тетрадей. Этот приём можно использовать при проверке домашнего задания. Ученик объясняет выполнение упражнения. При необходимости я или другие ученики исправляем допущенные ошибки, комментируем выполнение задания. Преимущество данного приёма вижу в том, что на сканирование работы затрачивается менее минуты, остальное время можно использовать непосредственно на выполнение дополнительных заданий к домашнему упражнению, в работу сразу задействуется весь коллектив класса, развивается у детей умение увидеть ошибки.
Следующий метод, на котором я хочу заострить ваше внимание - объяснительно-иллюстративный. Особенно ярко он выражен на уроках объяснения нового материала. Возможности использования интерактивной доски при этом колоссальные.
Во-первых, использование иллюстраций позволяет мне сфокусировать внимание аудитории. Как правило, иллюстрации в учебнике слишком маленькие по размеру ,не очень чёткого изображения, не отличаются красочностью. Во-вторых, благодаря режиму масштабирования я могу выделить отдельный элемент иллюстрации, увеличив его. В-третьих, сопровождение слов иллюстрацией оказывает воздействие не только на слуховую, но и зрительную память.
К объяснительно-иллюстративному методу отношу и работу с таблицами, схемами, карточками-заданиями различного вида. Я могу комментировать этот материал, при необходимости дополнять его другими примерами и заданиями, обращать внимание на наиболее важные моменты.
Положительное вижу в том, что и таблицы, и карточки, и схемы можно подготовить до начала урока, дополнить их по необходимости в ходе урока и самое главное – сохранить в памяти комплекса, создав тем самым банк электронных материалов, систематизировав его различным направлениям.
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ.
Для того, чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски, был разработан алгоритм, следуя которому преподаватель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.
1. Определить тему, цель и тип занятия;
2. Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
3. Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
4. Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
5. Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
6. Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;
7. Составляется временная развертка (поминутный план) урока.
8. При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.
9. Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
10. Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием интерактивной доски;
11. Апробация урока.
При создании занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными КРИТЕРИЯМИ ОТБОРА ИНФОРМАЦИИ.
1. Содержание, глубина и объем информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности учащихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
2. При отборе материала для зрительного ряда описания модели избегать дальних планов и мелких деталей.
3. Зрительный ряд и дикторский тест должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном темпе, дикторский текст должен быть четким и ясным.
4. Следует избегать больших текстовых фрагментов. Недопустимо использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану.
5. Интерфейс должен быть интуитивным.
6. Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков.
С началом использования интерактивной доски можно увидеть, что уроки стали интересными для детей, эмоционально разнообразными, а главное – продуктивными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В школе интерактивные доски на уроках используются в качестве электронных интерактивных инструментов - современных, мощных, значительно ускоряющих доступ к необходимой информации, облегчающих ее восприятие и в немалой степени способствующих формированию творческой атмосферы общения в учебном классе.
Таким образом, за время работы с интерактивной доской хочу отметить, что значительно повысился интерес учащихся к предмету, возросла их положительная мотивация.
Кроме того учащиеся могут самостоятельно выполнять творческие дополнительные задания, используя возможности персонального компьютера. Все учащихся владеют навыками работы на ПК.
ЛИТЕРАТУРА
Материал взят с ресурсов сети Интернет.