Картотека игр по подготовке к школе старших дошкольников
Материал содержит игры, направленные на развитие познавательных процессов у ребенка: мышления, внимания, памяти, восприятия, необходимых для успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_poroge_k_shkole_.docx | 194.94 КБ |
podgotovka_k_shkole_.docx | 534.9 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Игра «Я рисую». Цель: развитие слухового внимания. Правила игры. Когда произносятся слова «Я рисую», участники бегают по залу врассыпную. Как только ведущий говорит «круг» (линия, полукруг, треугольник, квадрат и т. п.), участники должны быстро и организованно сформировать названную фигуру. Игра повторяется 2-3 раза. 2. Игра «Встаньте те кто…» Цель: развитие слухового внимания, наблюдательности, памяти. Слова ведущего: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Встаньте те, кто…» (участникам предлагается вставать, если описание подходит) Встаньте те кто: - любит бегать - любит мыть посуду; - имеет младшую сестру; - у кого есть домашнее животное; - любит дарить цветы и т.д. 3. «Узнай, кто позвал». Цель: развитие дифференцировки слухового восприятия. Водящему ребенку завязывают глаза, все участники по очереди зовут его, а он должен узнать свою маму по голосу (можно менять тембр голоса). Другой вариант: Ведущий, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя водящего ребенка. Последний должен угадать, кто его назвал. Если угадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибается, ведущий продолжает игру. | 4. Упражнение «Легко-трудно». Цель: тренировка самостоятельности, инициативности, ответственности, умения сосредотачиваться; развитие воли. Инструкция. Предложите ребенку три карточки с картинками. На первой («легкой») изображены 6 предметов; на второй («средней») - 10; на третьей («трудной») -16. Слово взрослого: в школе учитель будет предлагать тебе разные задания: легкие, средние, трудные. Какие из них тебе хотелось бы выполнять? Выберите любую карточку... Примечание. Выбрав ту или иную карточку, ребенок должен запомнить, что на ней нарисовано, а затем по памяти перечислить изображенные предметы. Ответы фиксируются и затем проверяются. 5.Игра со счетными палочками «Повтори». Цель: развитие внимания, памяти; развитие воли, умения сосредотачиваться. Инструкция. Игра в парах (родитель-ребенок; два ребенка) Каждой паре даются счетные палочки. Один из участников выкладывает из палочек какую-нибудь композицию. Задача второго - посмотрев на нее в течение нескольких секунд, повторить. После этого участники меняются ролями. | 6.Игра «Ассоциация». Цель: развитие мышления, речи, восприятия, внимания, воображения. Инструкция взрослого: Ассоциация - это картинка, образ, который появляется в голове, когда мы слышим то или иное слово. Сейчас я буду бросать тебе мяч, и называть слова, а ты подумай и скажи, какие образы, картинки, слова возникают у тебя в связи с названным словом. Слова: зима; танец; обед; болезнь; школа; праздник; книга; игра; темный лес; мальчик (можно использовать различные слова). 7.Игра в кругу «Пусть всегда будет...» Цель: развитие мышления, речи, воображения. Инструкция. Участникам предлагается закончить предложение. Для этого все хором произносят «Пусть всегда будет...», после чего кто-то из детей или взрослых говорит свое. |
Предварительный просмотр:
Взмолился тут Мишка: - Лень-озеро, отпусти меня. Я не твой, не ленивый. Забери свою рыбу, я и сам наловить могу. Тут неизвестная сила подхватила Мишку и вынесла из воды. А как прибежал к себе домой, то и понял, что был неправ. Петя и Лена тоже догадались, почему был неправ Мишка. И с тех пор больше не ленятся делать учебные задания. А ты, догадался?.. (Ответы ребенка.) Верно, даже пословица такая есть: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Примечание. Далее взрослый предлагает проверить, как ребенок запомнил сказку, сыграв в игру «Найди ошибку». 8. Игра «Найди ошибку». Цель: Развитие произвольного поведения, внимания, памяти. Материал и оборудование: карточка поделенная горизонтально на две части; 10 фишек. Инструкция. Ребенку дается карточка. На верхнюю полоску карточки выкладываются 10 фишек. Нижняя - пустая. Взрослый: Сейчас я тебе еще раз прочитаю сказку. Но при чтении буду допускать ошибки. Как только ты заметишь ошибку, быстро бери фишку с верхней полоски и ставь ее на нижнюю. Примечание. При чтении допускаются пять ошибок (например, меняются имена детей, возраст и т. д.). По окончании вместе с ребенком взрослый подсчитывает количество ошибок, проговаривая каждую из них. |
|
|
1.Игра «Мебель, одежда, посуда». Цель: развитие мыслительных операций: классификации, анализа, синтеза, обобщения. Инструкция. Взрослый взглядом указывает по очереди на каждого участника и произносит считалку «Мебель, одежда, посуда, обувь, транспорт, фрукт, овощ ...». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока педагог-психолог считает до трех) назвать предмет мебели (одежду, посуду и т. д.). 2. Игра «Закодируй слово». Цель: развитие способности к переключению внимания, восприятия, памяти. Материал и оборудование: лист бумаги с 10 клетками, карандаши цветные. Инструкция: Перед тобой лист бумаги с десятью клетками. Я буду называть по порядку слова, твоя задача - к каждому слову нарисовать в квадрате рисунок. В конце игры тебе надо вспомнить слова, которые я называла, а я подпишу каждый рисунок. Слова: 1) дорога; 2) дом; 3) река; 4) мост; 5) солнце; 6) цветок; 7) радость; 8) ночь; 9) заяц; 10) мяч. 3.Упражнение «Найди отличия». Цель: развитие внимания. Материал и оборудование: две похожие картинки. Ход игры: У ребенка на столе лежит две похожие картинки. Он должен внимательно рассмотреть их и назвать отличия. | 4.Игра «Цветные карандаши». Цель: развитие внимания, памяти, умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Материал и оборудование: цветные карандаши. Инструкция. Приглашаются шесть участников. Им раздаются цветные карандаши. Водящий (ребенок) в течение 20 с смотрит и запоминает, у кого какого цвета карандаши. Затем отворачивается, ведущий (взрослый) собирает карандаши, задача ребенка - раздать карандаши как можно точнее, не ошибившись с цветом. 5.Упражнение «Чем отличаются?» Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций. Инструкция. Взрослый, показывая ребенку ручки и карандаши, предлагает назвать отличия между ними. Затем сравниваются книга и тетрадь, изображения мухи и бабочки, велосипеда и мотоцикла. 6.Игра «Паутинка». Цель: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; развитие ассоциативного мышления. Инструкция. Участники встают на равное расстояние друг от друга, образуя круг. Ведущий предлагает каждому закончить предложение: «Школа-это...», при этом передавая клубок с нитками через круг, не отпуская нитку. После того как все участники выполнят задание, взрослый обращает их внимание на образовавшуюся | «паутинку» и предупреждает, что она распадется, если даже кто-то один отпустит нитку. Делается вывод: важен и значим каждый участник, каждое высказанное мнение 7. Упражнение на внимание «Сказка про лень» (можно использовать любую сказку). Инструкция: Сегодня я расскажу тебе одну историю, которая произошла с детьми такого же возраста, как и ты. Звали их Петя и Лена. Слушать ты должен внимательно, постараться запомнить эту историю. Сказка про лень Петя и Лена - друзья. Им исполнилось по 7 лет. Первого сентября они пошли в школу, настроение у обоих было веселое, хорошее. Им хотелось в школе научиться читать, красиво писать, считать, подружиться с другими школьниками. Но после первого урока они вышли из класса грустные. К ним подошла учительница и спросила, что случилось. Тогда они сказали, что им лень писать в тетради, что они устали и хотят домой. На втором уроке учительница решила рассказать детям сказку: «Давным-давно жил на свете Медведь, и решил он рыбы наловить. Взял удочки и пошел на Лень-озеро. Сел в лодку, а грести ему лень. Попросил озеро перенести его туда, где рыбы больше. Сидит, да только лень ему удочку держать и рыбу ловить. Подумал, что неплохо бы на самое дно с лодкой опуститься, чтобы рыба сама в лодку плыла. Сделал Мишка в лодке дырку. Лодка стала заполняться водой и опустилась, на дно. Лежит Медвёдь, рыба сама в лодку заплывает, да так ее стало много, что и лодку не поднять. |