Цвет в изобразительной деятельности ребенка
Цвет в изобразительной деятельности ребенка-это самое яркое его творческое проявление. Ребенок с удовольствием берет карандаши, мелки разных цветов. Несмотря на то, что цвета он различает, обозначить цвет словом он пока не может. Когда ребенок из кучки мелков или коробки карандашей выбирает цвет, в самом раннем возрасте он может еще не осознавать свой выбор. И то, что травка зеленая, он узнает позже, когда обучается говорить. В полтора или два года это еще не имеет такого значения для ребенка как сам факт того, что он может оставлять на бумаге видимый след своих мыслей. И каждая мысль малыша окрашена эмоциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo_3.docx | 733.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Цвет
в рисунках детей.
Цвет в изобразительной деятельности ребенка-это самое яркое его творческое проявление. Ребенок с удовольствием берет карандаши, мелки разных цветов. Несмотря на то, что цвета он различает, обозначить цвет словом он пока не может. Когда ребенок из кучки мелков или коробки карандашей выбирает цвет, в самом раннем возрасте он может еще не осознавать свой выбор. И то, что травка зеленая, он узнает позже, когда обучается говорить. В полтора или два года это еще не имеет такого значения для ребенка как сам факт того, что он может оставлять на бумаге видимый след своих мыслей. И каждая мысль малыша окрашена эмоциями.
Только к пяти годам, когда ребенок выбирает цвета, можно с уверенностью сказать, что у ребенка уже есть достаточно ассоциативного опыта для адекватного выбора. Истомина З.И. пришла к выводу, что связь между цветом и его называнием образовывается только тогда, когда ребенок научится отбирать цвета по наглядному образцу. (раскраски- основные цвета- промежуточные тона). По результатам исследований выяснили, что умение словесно обозначить цвет, формируется к младшему школьному возрасту. Опыты показывают, что с возрастом цветовое восприятие все более определяется характером деятельности- стремлением реализовать замысел (ребенку важнее правильно прорисовать детали предмета- одежда, игрушка, посуда, нежели наполнить их цветом. Это касается и живописного изображения (важнее прорисовать контур).
Пример: (отсутствие опыта: рисовал домик, краска растеклась и увлекла ребенка, а домик потерял первоначальное значение, пример: рисует одной краской, пример: дети рисуют вазу одним цветом и только при обучении, при активной помощи со стороны взрослого, он учится видеть и воспроизводить сложные цветовые состояния объектов. Таким образом формируется художественно-образованная личность. Считается, что использование сложного цвета в работах детей- это определенный шаг вперед. (а начинается опять же спонтанно- ребенок забыл сполоснуть кисть и набирает «грязной» кистью новый цвет, невольно его смешивая. Он обращает на это внимание, и затем сознательно пробует искать сложный цвет)
Использование цвета в рисунках детей можно проследить в такой последовательности: простой цвет из палитры красок, сочетание простогоцвета со сложным и сложный цвет. В старшем дошкольном возрасте педагог объясняет, как пользоваться палитрой.
Что бы использовать сложные цвета с детьми нужно постоянно обсуждать , какими оттенками отличается цвет поверхности того или иного предмета. (пример со снегом)
Цвет характеризуется тремя основными свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.
Для освоения этих свойств детьми, надо показывать живописные произведения знаменитых художников - например К. Моне , И. Граборь и т.д. В своих работах они добились оптического смешивания мазков краски различных цветовых оттенков при восприятии на определённом расстоянии.
Рассматривая картины анализировать, их. Например , какого цвета небо, сине зелёное, желто- красное, сине - чёрное и т.д. Построить беседу так, чтобы дети самостоятельно подошли к пониманию необходимости передавать различными цветовыми оттенками разных состояний природы.
Маленьких детей знакомят с цветовой гаммой в виде радуги. Детям постарше показывают цветовой круг. Детям постарше возможна демонстрация разложения света с помощью призмы и получения спектра цветов.
Показ рисунков детей, где дети не ищут цвета и используют готовые цвета красок. Зелёная кружка на красном фоне, хотя и составляет цветовой контраст, совершенно не выделяется по тону.
Очень важно в работе с живописными материалами приучать детей к правильному профессиональному называнию красок.
Обращать внимание детей на то, что предварительно следует подобрать локальный цвет объекта. Локальный или предметный цвет – это собственный цвет объекта. Так, например поверхность желтого осеннего листа имеет оттенки красного и охристого, и голубые и зелёные и т.д. ( Локальный цвет –желтый.)
Так же понятие «насыщенность» не всегда доступно и легко усваивается детьми.
Детям легче усвоить, что цвета бывают глухие и звонкие или блёклые и яркие. Для примера можно показать жёлтый лимон, жёлтый осенний лист и ткань жёлтого цвета. Таким образом, понятие «насыщенность» можно определить как степень выраженности цветового тона.
Дети очень быстро усваивают «теплые» (красный, желтый, оранжевый) и «холодные» (голубой, синий, фиолетовый) особенности цвета – это самые элементарные сведения. Но у же в младшем школьном возрасте дети по палитре дифференцируют (отличают) отдельные тона по признакам:
Желтый цвет
В процессе обучения дети осваивают, что можно (особенно легко с помощью гуашевых красок - белилами) добиться теплых и холодных оттенков для любого цветового тона.
Построение изображений в определенной цветовой гамме (холодн0й или теплой) – яркий показатель проявления способностей в изобразительной деятельности (рис 1).
Так же очевидна эмоциональная сторона. Чем сильнее ребенок включается в переживание, тем выше живописные достоинства его рисунка (рис. 2).
(Рис 1.) (Рис 2.)
Большое значение в изобразительной деятельности ребенка имеет умение пользоваться различными художественными материалами. Ребенок должен учиться пользоваться красками на водной основе (акварелью). Его нужно учить, как брать краску на кисточку, как ее споласкивать, как снимать с нее лишнюю воду и т.д. Самостоятельное освоение техники работы с красками приводит к тому, что он либо использует много воды (изображение начинает растекаться), либо наоборот, боясь подтеков, берет краску полусухой кистью и начинает раскрашивать. Ряд упражнений, которые выполняет ребенок за педагогом, должны приучить к правильной работе с красками.
В работе художника в технике акварельная живопись можно обнаружить технику письма по сырому, а-ля прима и лессировка, в работе с детьми – а-ля прима. Для дошкольников и младших школьников непонятно почему нужно постепенно набирать цвет изображения, от бледного к более насыщенному.Сделав бледное изображение, дети отказываются его совершенствовать. Детей нужно настраивать на то, чтобы набрать цвет в полную силу.
Важной рекомендаций на начальном этапе обучению технике акварелью является требование начинать со светлых участков поверхности изображаемых предметов (дефференциация тональных отношений: насколько один цвет светлее, чем темнее другой).
Постепенно двигательные навыки детей формируются достаточно устойчиво и они могут добиваться точного заполнения контура изображения цветом. Здесь нужно показывать возможности работы акварелью по сырому.
Такая техника рассчитана на быструю работу, позволяет обострить переключение юного художника на чувственное, эмоциональное воспроизведение цвета.
Техника работы лессировками недоступна в практике работы с детьми в обычных детских учреждениях. Техника требует хорошего знания основ цветоведения, последовательности нанесения слоев цвета, чтобы нанесенный цветовой слой выстраивал определенную живописную структуру изображения.
Использование цвета
в изобразительной деятельности
проходит этапы контурного
обозначения цветом,
частичного контуров отдельных
предметов, полного заполнения
пространства листа. Дети объясняют это тем, что незакрашенные участки бумаги обозначают воздух, а он бесцветный.
Пониманию того, что необходимо полностью заполнять цветом, помогает рассматривание работ художников (проводиться в начале каждого занятия с детьми).
Освоение технике живописных материалов так же неразрывно связано с сознательным подходом к правильной последовательности ведения работы и с умением перекрывать один цвет другим. Оно формируется у детей при работе с тонированной бумагой гуашевыми красками.
Работа на тонированной бумаге
позволяет «держать» общий
цветовой тон. Тонированная бумага
помогает избежать так называемых
пробелов – участков бумаги, не
заполненных цветом. Наличие границы
земли и неба указывает на понимание
изображения горизонтальной
поверхности земли – линии горизонта.
Тонированная бумага, гуашь.
Тонированная бумага позволяет «держать» цветовой фон. Как правило, тон такой бумаги серо-голубой, он соответствует цветовой гамме зимнего пейзажа. На тонированной бумаге цвет снега имеет сложные цветовые оттенки: от жёлтых до розовых. Также выстроены контрасты цвета от светлого до темного.
Еще тонированная бумага позволяет избежать пробелов – участков бумаги, не заполненных цветом, что очень важно при рисовании.
Аппликация.
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Дошкольники и младшие школьники предпочитают использовать в работе яркие цвета: зеленый стебель и желтый цветок. Выполняя данный вид работы, дети создают обобщенный вариант: один цветок и одна бабочка или один цветок с листочками в силу недостатка знаний об окружающем мире. Когда эти знания увеличиваются, увеличиваются количество элементов в аппликации.
Процесс живописной композиции ребенка можно разделить на 3 этапа:
- декоративный;
- декоративно-живописный;
- живописно-пространственный.
Декоративный этап свойственен детям дошкольного возраста. Особенность данного этапа заключается в плоскостном использовании цвета. Композиция фризовая или с высоким горизонтом.
Фризовая композиция – образ на кромке листа, изображение людей в профиль при движении.
На втором этапе «декоративно – живописном» у детей появляются попытки смешивать краски, но объекты на рисунке плоские. Например, дом с двумя стенами одинакового цвета без тени и света.
Декоративно – живописный способ характерен для младших школьников. Хотя и в 6-х классах тоже встречается такая манера рисования. Объяснением низкого качества рисунков в таком возрасте является то, что детей в начальной школе не учили правильно грамотно рисовать. Они не умеют наблюдать объекты окружающей действительности.
Третий этап «живописно – пространственный» наблюдается у некоторых детей 11-12 лет. Они умеют передавать трехмерность предметов и выделяют светотени. Такое умение связано с мыслительной деятельностью детей и умением делать обобщения, которые развивают художественное мышление.
Психологи Рубинштейн и Шардаков установили у детей 3 уровня развития обобщения признаков и свойств различных предметов:
- чувственное, совершающееся в наглядно-действенной ситуации. При непосредственном восприятии объектов.
- образно – понятийное. Обобщение существующих и несуществующих признаков и явлений.
- понятийно – образное. Понятие законов живописи, правил. Глубокие знания о предметах и явлениях.