ПРАЗДНИК И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Брагина Ольга Николаевна

Гармоничные отношения между детьми и родителями, позитивное принятие членов своей семьи, естественно, создает благоприятную атмосферу и способствует успешному развитию ребенка. Однако взаимоотношения в семье складываются по-разному, как в повседневной жизни, так и в проведении семейных праздников.

Цель данной статьи – осветить проблемы детско-родительских отношений, выявленные в ходе нашего локального исследования, и предложить некоторые пути их решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасьева А.Б., Брагина О.Н.

ПРАЗДНИК И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Гармоничные отношения между детьми и родителями, позитивное принятие членов своей семьи, естественно, создает благоприятную атмосферу и способствует успешному развитию ребенка. Однако взаимоотношения в семье складываются по-разному, как в повседневной жизни, так и в проведении семейных праздников.

Цель данной статьи – осветить проблемы детско-родительских отношений, выявленные в ходе нашего локального исследования, и предложить некоторые пути их решения.

Экспериментальное исследование проводилось в ГБДОУ «Детский сад № 79» Санкт-Петербурга. В нем участвовали 25 старших дошкольников: 13 девочек и 12 мальчиков. Для изучения детско-родительских отношений была проведена серия методик: «Нарисуй свою семью» - для детей, опросник детско-родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столина для родителей, устный опрос детей «Я и моя семья» [1], [2]. Анализ результатов диагностик выявил ряд проблем.

Рисунки детей по проективной методике «Нарисуй свою семью» были проанализированы в соответствии с психологической интерпретацией В. К. Лосевой в изложении Н. Л. Кряжевой. Анализ детских рисунков выявил, что 48 % дошкольников в повседневной жизни испытывают тревожность: личностную и семейную. У 24% - определились различные страхи, в том числе, и семейные. У 4 % (одного ребенка) проявилась низкая самооценка в семье, у 12 % (у трех детей) - завышенная самооценка (что определяется тем, как ребенок нарисовал себя в пространстве листа: очень маленьким или большим). 52% детей нарисовали членов семьи, держащимися за руки, что свидетельствует об их тесном психологическом контакте. Но у 48% детей члены семьи не соприкасаются друг с другом на рисунке, что, по мнению психологов, свидетельствует об отсутствии тесного психологического контакта.

Проведение опросника детско-родительских отношений (А.Я. Варга и В. В. Столина) среди родителей 25-ти семей показало разнообразные варианты по нескольким шкалам. Так, по шкале «Принятие-отвержение» 56% родителей уделяют детям мало времени, не понимают своих детей, порой совсем не занимаются их воспитанием, часто ругают, раздражаются, что в итоге негативно сказывается на психическом развитии ребёнка. Только 32% родителей на основании ответов на вопросы получили высокие баллы по опроснику, что свидетельствует о выражении положительного отношения к ребенку. Эти родители не жалеют времени и своего внимания ребенку, одобряют его интересы, поддерживают в делах.

По шкале «Кооперация» высокие баллы показали 60% родителей, они играют и занимаются с ребенком, стремятся развить его способности, помогают преодолевать трудности. Однако многие отмечают, что в повседневной жизни они уделяют ребенку недостаточно времени, объясняют это занятостью на работе. Отмечают, что больше общаются с ребенком в праздничные и выходные дни. Вместе с тем 40 % родителей не задумываются об интересах и способностях ребенка, не развивают их в семье, ребёнок предоставлен сам себе или воспитателям.

По шкале «Симбиоз» 64% родителей ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей в повседневной жизни. 28 % родителей ощущают тревогу за ребёнка, он кажется маленьким и беззащитным, 8 % не определили свою позицию.

Анализ по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» показал, что 56% родителей проявляют гиперопеку над своими детьми, стараются излишне их контролировать, демонстрируют авторитарный стиль воспитания, требуют от ребёнка безоговорочного подчинения.

44 % родителей считают своих детей «маленькими неудачниками». Они постоянно контролируют своего ребёнка, считают, что он всю жизнь будет маленьким. Родители представляют своих детей еще плохо приспособленными к жизни, неумелыми, ограждают от трудностей, боятся плохого влияния на детей, поэтому все время контролируют их действия.

Также был проведен устный опрос с детьми «Я и моя семья». Показательны ответы детей на вопрос: «Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?» Так, 52 % детей считают, что главной в семье является мама. Только 24 % детей главным в семье считают папу. Это говорит о том, что отцы ныне мало занимаются воспитанием своих детей. И только 16 % детей сказали, что главными являются мама и папа вместе. Также по 4 % респондентов главными назвали бабушку или дедушку.

Интересным для дошкольников стал вопрос: «Когда ты станешь взрослым, и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?». По результатам ответов 68% дошкольников будут воспитывать своих будущих детей так же, как и воспитывают сейчас их родители. Этих детей практически устраивают методы родительского воспитания. Однако 12 % дошкольников хотят поменять частично методы родительского воспитания, а 20 % детей вообще хотели бы воспитывать своих детей по-другому.

На вопрос: «Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой?» 68 % старших дошкольников ответили, что стали бы мамой в данной игре. Только 24 % стали бы папой (шестеро мальчиков). 8 % детей (2 мальчика) ответили, что хотели бы оставаться самими собой.

Таким образом, проведённая диагностика отразила различные варианты детско-родительких отношений и актуализировала задачу разработки педагогической программы по развитию позитивного отношения к семье и гармонизации отношений между детьми и родителями. Программа была разработана и реализуется в ГБДОУ «Детский сад № 79» Санкт-Петербурга. В рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста был организован кружок «Я и моя семья». Занятия в кружке проводятся один раз в неделю, во второй половине дня (с 16-30 до 17 часов). Особое внимание в студии оделяется детям, нуждающимся в коррекции детско-родительских взаимоотношений. В методике занятий активно включаются игровые и интегративные методы, элементы театрализации, изобразительная и пластическая деятельность.

Цель занятий: воспитание позитивного отношения к семье у старших дошкольников. Задачи занятий: 1) раскрыть понятие о семье и семейных ценностях для старших дошкольников, 2) снять психическую напряжённость и тревожность по отношению к своей семье, 3) развивать способность заботиться о близких людях, умения сопереживать, сочувствовать, создавать позитивный настрой, 4) формировать способность к кооперации и сотрудничеству с членами своей семьи, способствовать позитивному взаимодействию детей и родителей.

Представим тематическое планирование кружка «Я и моя семья».

Тематика занятия

Цель занятия

Методы и формы работы

Знакомство с ребёнком

Создание благоприятных условий для работы с ребёнком (рассказывает о себе, родителях, друзьях, своих интересах)

Беседа;

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»;

Упражнение «Какого цвета моя семья» (изотерапия);

Упражнение с мячом «Моё имя»

Упражнение «Моя эмоция»

Я никому не нужен. Мне страшно.

Коррекция эмоционального состояния ребёнка. Работа со страхами ребёнка (страх одиночества, темноты, замкнутого пространства).

Чтение сказок о страхах;

Упражнение «Нарисуй свой страх»;

Упражнение «Какого цвета твой страх»;

Релаксация в сенсорной комнате

Боюсь, меня обидят и накажут

Коррекция эмоционального состояния ребёнка. Работа с обидой и боязнью наказаний.

Чтение сказок об обиде и страхах наказания;

Упражнение «Весёлые человечки» (танцуем под музыку);

Упражнение «Фотография»;

Упражнение «Нарисуй свою обиду»;

Упражнение «Расскажи о своей обиде маме или папе»

Почему я гневаюсь и злюсь

Коррекция эмоционального состояния ребёнка. Работа с гневом и злостью ребёнка

Чтение сказок о гневе и злости;

Этюд «Гневный медведь»;

Упражнение «Нарисуй свой гнев»;

Работа в сенсорной комнате;

Упражнение «Кукла злится» (куклотерапия)

Учусь владеть своими эмоциями

Коррекция волевой сферы. Работа с умением владеть своими эмоциями

Релаксация под музыку «Путешествие по лесу»;

Работа со сказкой об умении владеть своими эмоциями;

Упражнение «Что я хочу»

Мамины руки

Снять чувство обиды на близкого члена семьи; стимулировать детей самостоятельно выходить из создавшейся конфликтной ситуации; активизировать и развивать речь, мимику, выразительные движения.

Чтение и обсуждение рассказа Б. Емельянова «Мамины руки»;

Упражнение «Назови маму ласково»;

Упражнение «Нарисуй маме подарок»

Мой счастливый день

Учить детей чувствовать ответственность за собственные поступки, учить умению ставить себя на место другого члена семьи, понимать его чувства и действия; снять эмоциональное напряжение в семье.

Упражнение «Подарок»;

Работа в сенсорной комнате «Мечты о моём самом счастливом дне»;

Упражнение «Комплимент маме (папе), бабушке (дедушке), сестре (брату)»;

Упражнение «Нарисуй свой самый счастливый день»

SOS: помогите мне!

Формирование умения искать поддержку, просить о помощи

Упражнение «Расскажи о чувствах без слов»;

Упражнение «Колесо обозрения»;

Упражнение «Игровые ситуации»;

Упражнение «Брошенный котёнок»

Я умею дружить

Развивать у детей умение дружить, общаться, дать понятие о настоящем друге

Упражнение «Нарисуй своего друга»;

Беседа о лучшем друге;

Игра «Любимый сказочный герой»;

Релаксация под аудиозапись «Сон на берегу моря».

«Моя мама (папа, сестра, брат) – мой друг»

Семейные праздники и традиции

Расширять кругозор детей о семейных традициях и праздниках

Сюжетно-ролевые игры «День рождения»; «Мы встречаем Новый год»; «Масленица»;

Беседы: «Спортивные семейные праздники», семейный выход в театр, кино, в лес, на лыжах;

Упражнение «Нарисуй свою семью за столом»;

Кулинарная книга рецептов.

По ходу занятий можно наблюдать, что дети становятся более открытыми, оптимистичными, они задумываются о семье как ценности, о семейных традициях. Причем особенно важно осмысление детьми роли семейных праздников. Беседы, разыгрывание жизненных ситуаций, в том числе дней рождений, календарных праздников, привлечение к занятиям самих родителей также способствует гармонизации отношений в семье.

Литература

  1. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996.
  2. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М,: Педагогика, 1989.