ПРАЗДНИК И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Гармоничные отношения между детьми и родителями, позитивное принятие членов своей семьи, естественно, создает благоприятную атмосферу и способствует успешному развитию ребенка. Однако взаимоотношения в семье складываются по-разному, как в повседневной жизни, так и в проведении семейных праздников.
Цель данной статьи – осветить проблемы детско-родительских отношений, выявленные в ходе нашего локального исследования, и предложить некоторые пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева А.Б., Брагина О.Н.
ПРАЗДНИК И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Гармоничные отношения между детьми и родителями, позитивное принятие членов своей семьи, естественно, создает благоприятную атмосферу и способствует успешному развитию ребенка. Однако взаимоотношения в семье складываются по-разному, как в повседневной жизни, так и в проведении семейных праздников.
Цель данной статьи – осветить проблемы детско-родительских отношений, выявленные в ходе нашего локального исследования, и предложить некоторые пути их решения.
Экспериментальное исследование проводилось в ГБДОУ «Детский сад № 79» Санкт-Петербурга. В нем участвовали 25 старших дошкольников: 13 девочек и 12 мальчиков. Для изучения детско-родительских отношений была проведена серия методик: «Нарисуй свою семью» - для детей, опросник детско-родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столина для родителей, устный опрос детей «Я и моя семья» [1], [2]. Анализ результатов диагностик выявил ряд проблем.
Рисунки детей по проективной методике «Нарисуй свою семью» были проанализированы в соответствии с психологической интерпретацией В. К. Лосевой в изложении Н. Л. Кряжевой. Анализ детских рисунков выявил, что 48 % дошкольников в повседневной жизни испытывают тревожность: личностную и семейную. У 24% - определились различные страхи, в том числе, и семейные. У 4 % (одного ребенка) проявилась низкая самооценка в семье, у 12 % (у трех детей) - завышенная самооценка (что определяется тем, как ребенок нарисовал себя в пространстве листа: очень маленьким или большим). 52% детей нарисовали членов семьи, держащимися за руки, что свидетельствует об их тесном психологическом контакте. Но у 48% детей члены семьи не соприкасаются друг с другом на рисунке, что, по мнению психологов, свидетельствует об отсутствии тесного психологического контакта.
Проведение опросника детско-родительских отношений (А.Я. Варга и В. В. Столина) среди родителей 25-ти семей показало разнообразные варианты по нескольким шкалам. Так, по шкале «Принятие-отвержение» 56% родителей уделяют детям мало времени, не понимают своих детей, порой совсем не занимаются их воспитанием, часто ругают, раздражаются, что в итоге негативно сказывается на психическом развитии ребёнка. Только 32% родителей на основании ответов на вопросы получили высокие баллы по опроснику, что свидетельствует о выражении положительного отношения к ребенку. Эти родители не жалеют времени и своего внимания ребенку, одобряют его интересы, поддерживают в делах.
По шкале «Кооперация» высокие баллы показали 60% родителей, они играют и занимаются с ребенком, стремятся развить его способности, помогают преодолевать трудности. Однако многие отмечают, что в повседневной жизни они уделяют ребенку недостаточно времени, объясняют это занятостью на работе. Отмечают, что больше общаются с ребенком в праздничные и выходные дни. Вместе с тем 40 % родителей не задумываются об интересах и способностях ребенка, не развивают их в семье, ребёнок предоставлен сам себе или воспитателям.
По шкале «Симбиоз» 64% родителей ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей в повседневной жизни. 28 % родителей ощущают тревогу за ребёнка, он кажется маленьким и беззащитным, 8 % не определили свою позицию.
Анализ по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» показал, что 56% родителей проявляют гиперопеку над своими детьми, стараются излишне их контролировать, демонстрируют авторитарный стиль воспитания, требуют от ребёнка безоговорочного подчинения.
44 % родителей считают своих детей «маленькими неудачниками». Они постоянно контролируют своего ребёнка, считают, что он всю жизнь будет маленьким. Родители представляют своих детей еще плохо приспособленными к жизни, неумелыми, ограждают от трудностей, боятся плохого влияния на детей, поэтому все время контролируют их действия.
Также был проведен устный опрос с детьми «Я и моя семья». Показательны ответы детей на вопрос: «Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?» Так, 52 % детей считают, что главной в семье является мама. Только 24 % детей главным в семье считают папу. Это говорит о том, что отцы ныне мало занимаются воспитанием своих детей. И только 16 % детей сказали, что главными являются мама и папа вместе. Также по 4 % респондентов главными назвали бабушку или дедушку.
Интересным для дошкольников стал вопрос: «Когда ты станешь взрослым, и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?». По результатам ответов 68% дошкольников будут воспитывать своих будущих детей так же, как и воспитывают сейчас их родители. Этих детей практически устраивают методы родительского воспитания. Однако 12 % дошкольников хотят поменять частично методы родительского воспитания, а 20 % детей вообще хотели бы воспитывать своих детей по-другому.
На вопрос: «Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой?» 68 % старших дошкольников ответили, что стали бы мамой в данной игре. Только 24 % стали бы папой (шестеро мальчиков). 8 % детей (2 мальчика) ответили, что хотели бы оставаться самими собой.
Таким образом, проведённая диагностика отразила различные варианты детско-родительких отношений и актуализировала задачу разработки педагогической программы по развитию позитивного отношения к семье и гармонизации отношений между детьми и родителями. Программа была разработана и реализуется в ГБДОУ «Детский сад № 79» Санкт-Петербурга. В рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста был организован кружок «Я и моя семья». Занятия в кружке проводятся один раз в неделю, во второй половине дня (с 16-30 до 17 часов). Особое внимание в студии оделяется детям, нуждающимся в коррекции детско-родительских взаимоотношений. В методике занятий активно включаются игровые и интегративные методы, элементы театрализации, изобразительная и пластическая деятельность.
Цель занятий: воспитание позитивного отношения к семье у старших дошкольников. Задачи занятий: 1) раскрыть понятие о семье и семейных ценностях для старших дошкольников, 2) снять психическую напряжённость и тревожность по отношению к своей семье, 3) развивать способность заботиться о близких людях, умения сопереживать, сочувствовать, создавать позитивный настрой, 4) формировать способность к кооперации и сотрудничеству с членами своей семьи, способствовать позитивному взаимодействию детей и родителей.
Представим тематическое планирование кружка «Я и моя семья».
Тематика занятия | Цель занятия | Методы и формы работы |
Знакомство с ребёнком | Создание благоприятных условий для работы с ребёнком (рассказывает о себе, родителях, друзьях, своих интересах) | Беседа; Пальчиковая гимнастика «Моя семья»; Упражнение «Какого цвета моя семья» (изотерапия); Упражнение с мячом «Моё имя» Упражнение «Моя эмоция» |
Я никому не нужен. Мне страшно. | Коррекция эмоционального состояния ребёнка. Работа со страхами ребёнка (страх одиночества, темноты, замкнутого пространства). | Чтение сказок о страхах; Упражнение «Нарисуй свой страх»; Упражнение «Какого цвета твой страх»; Релаксация в сенсорной комнате |
Боюсь, меня обидят и накажут | Коррекция эмоционального состояния ребёнка. Работа с обидой и боязнью наказаний. | Чтение сказок об обиде и страхах наказания; Упражнение «Весёлые человечки» (танцуем под музыку); Упражнение «Фотография»; Упражнение «Нарисуй свою обиду»; Упражнение «Расскажи о своей обиде маме или папе» |
Почему я гневаюсь и злюсь | Коррекция эмоционального состояния ребёнка. Работа с гневом и злостью ребёнка | Чтение сказок о гневе и злости; Этюд «Гневный медведь»; Упражнение «Нарисуй свой гнев»; Работа в сенсорной комнате; Упражнение «Кукла злится» (куклотерапия) |
Учусь владеть своими эмоциями | Коррекция волевой сферы. Работа с умением владеть своими эмоциями | Релаксация под музыку «Путешествие по лесу»; Работа со сказкой об умении владеть своими эмоциями; Упражнение «Что я хочу» |
Мамины руки | Снять чувство обиды на близкого члена семьи; стимулировать детей самостоятельно выходить из создавшейся конфликтной ситуации; активизировать и развивать речь, мимику, выразительные движения. | Чтение и обсуждение рассказа Б. Емельянова «Мамины руки»; Упражнение «Назови маму ласково»; Упражнение «Нарисуй маме подарок» |
Мой счастливый день | Учить детей чувствовать ответственность за собственные поступки, учить умению ставить себя на место другого члена семьи, понимать его чувства и действия; снять эмоциональное напряжение в семье. | Упражнение «Подарок»; Работа в сенсорной комнате «Мечты о моём самом счастливом дне»; Упражнение «Комплимент маме (папе), бабушке (дедушке), сестре (брату)»; Упражнение «Нарисуй свой самый счастливый день» |
SOS: помогите мне! | Формирование умения искать поддержку, просить о помощи | Упражнение «Расскажи о чувствах без слов»; Упражнение «Колесо обозрения»; Упражнение «Игровые ситуации»; Упражнение «Брошенный котёнок» |
Я умею дружить | Развивать у детей умение дружить, общаться, дать понятие о настоящем друге | Упражнение «Нарисуй своего друга»; Беседа о лучшем друге; Игра «Любимый сказочный герой»; Релаксация под аудиозапись «Сон на берегу моря». «Моя мама (папа, сестра, брат) – мой друг» |
Семейные праздники и традиции | Расширять кругозор детей о семейных традициях и праздниках | Сюжетно-ролевые игры «День рождения»; «Мы встречаем Новый год»; «Масленица»; Беседы: «Спортивные семейные праздники», семейный выход в театр, кино, в лес, на лыжах; Упражнение «Нарисуй свою семью за столом»; Кулинарная книга рецептов. |
По ходу занятий можно наблюдать, что дети становятся более открытыми, оптимистичными, они задумываются о семье как ценности, о семейных традициях. Причем особенно важно осмысление детьми роли семейных праздников. Беседы, разыгрывание жизненных ситуаций, в том числе дней рождений, календарных праздников, привлечение к занятиям самих родителей также способствует гармонизации отношений в семье.
Литература
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996.
- Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М,: Педагогика, 1989.