Воспитание и обучение в Киевской Руси
Презентации студентов 112 группы 1 курса ФППиСО НИУ СГУ им. Н.Г. Чернышевского.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Киевский период занял особое место в истории восточных славян. В данную эпоху произошло не только становление Древнерусских государств, но и древнерусского народа и культуры в целом. Поэтому этот период стал важнейшим периодом в становлении отечественного образования .
Главным очагом воспитания и обучения во всех сословиях была семья. Там передавались знания и навыки ремесел и промысла. Обучали повседневному быту. Преимущественно было религиозное воспитание, преподавались правила общежития. Семейное воспитание строилось на основе патриархального уклада с непререкаемым авторитетом отца с подчинительным положением женщины и детей.
Причина развития школ на Руси Великий Князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идиологической основы формирования государства. В городах и селах стали появляться церкви. А в ни скапливались книги, которые нужно было уметь читать и переводить. Это и стало причиной развития школ на Руси
Женское училище В 1086 году княгиней Анной Всеволодовной в Киеве было открыто первое женское училище. Где около 300 девиц учились письму, ремеслу, пению и шитью.
Церковные школы В церковных школах детей обучали письму, чтению и пению. В основе лежало нравственное воспитание. Учениками таких школ являлись дети представителей высших сословий. Существовало индивидуальное обучение. Обучение являлось платным.
Школы учения книжного Повышенное образование На ряду с чтением письмом и счетом ученики получали сведения из истории различных стран и о природе. Дети обучались искусству делать книги. Каждый ученик должен был изготовить свою собственную книгу
В результате нашествия Татаро-Монгольского ига уровень образования на Руси снизился. Учение книжное пришло в упадок. В 1240 г. Был осажден Киев. Было утрачено большое количество культурных ценностей, сгорели книги, были убиты многие умельцы, мастера грамоты.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание и обучение Киевской Руси X–XIII вв. характеризуется смешением языческих и христианских традиций. Первые шаги книжного обучения предприняты болгарами, оказавшимися в Киеве в результате завоевания Болгарии Византией. Значительное влияние на культуру и содержание обучения на Руси оказала Византия. Это объясняется происхождением христианства в Киевской Руси из Византии. В качестве учебных книг использовались византийские, например, учения Иоанна Златоуста (344–407).
Зарождение образования в Киевской Руси предопределилось появлением городов и государственных институтов. Обучение содержало преимущественно религиозные направления. Главный способ воспитания – подражание отцу, в чем отражается патриархально-родовой характер отношений в обществе. Подтверждение этому можно найти в труде «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).
В X–XI вв. письменность проникла во все слои населения. Уровень образованности в Киевской Руси был примерно таким же как и в Западной Европе того же периода. О высоком уровне образования Киевской Руси свидетельствует большое количество рукописей, составляющее примерно 140 тысяч книг. Содержание книжных произведений позволяет судить о высокой нравственности русского народа.
Элементарное образование дети получали в семье, на которую возлагалась так же воспитательная функция. Дети из наиболее состоятельных семей обучались специально приглашенными учителями-священниками. Церковь осуществляла контроль семейного воспитания. Позже начальное обучение производили так называемые мастера грамоты, обучавшие детей всех сословий. Оно содержало основы грамотности и арифметики.
Школы в Киевской Руси появились при церквях, где ощущался недостаток грамотных священнослужителей. Первая такая «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче. С этого момента развитие книжного обучения шло быстрыми темпами, несмотря на негативное отношение к нему широких масс населения, привыкших к традиционному семейному обучению. Первая школа, открытая князем Владимиром была уже учебным заведением повышенного типа, так как предполагала владение учениками элементарной грамотой.
Изначально школы возникали в крупных городах – Киеве и Новгороде, позже в Суздале, Переяславле, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире и др. обучение было платным. Учиться могли только дети высших сословий.
В России XVII в. границы между средними и высшими школами были размыты. Современные российские историки (А.Н. Джуринский, А.И. Пискунов и др.) выделяют три подхода к воспитанию, обучению и образованию во второй половине XVII в.: латинское направление (С. Полоцкий, С. Медведев), грекофильское (Е. Славинецкий, Ф. Ртищев), старообрядческое (протопоп Аввакум и его последователи). В целом преобладала ориентация на греческую школу, византийскую систему образования. Однако со второй половины XVII в. распространяется изучение латыни и греческого. Западная, греко-римская традиция пускает корни в среде высшей знати и служащих Посольского приказа. Своеобразным мостом к культуре Западной Европы выступала польская культура.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение: Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей . История образования в Древней Руси мало изучена, хотя интерес к этой теме возник в России более ста пятидесяти лет назад в работах М. Лавровского, М.П. Погодина, В.Н. Перетц . Работа М. Лавровского "О древнерусских училищах" положила начало тому направлению в историографии, которое признало высокий уровень просвещения в Древней Руси. Он впервые собрал из летописей сведения о школьном обучении, подверг их анализу и выдвинул ряд положений, вызвавших значительный интерес у современников.
Образование и воспитание как способ самосохранения славянских народов. Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обычай вручения отцом лука и стрелы сыну, когда последний становился совершеннолетним. В семье и родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Большую роль в моральном воспитании детей играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизненными явлениями, давали им представления о семейных и общественных отношениях. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.
В V в. в Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников, бояр, "княжих мужей". Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте в монастырях и на дому у священников. Учебными книгами служили: азбука, часослов и псалтырь. Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные песнопения — псалмы. Детей учили чтению, письму, пению. Педагогическая мысль, школа Древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со своим алфавитом.
Самобытность и специфика восточно-славянской культуры и образования в Киевской Руси. в 988г. в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от Византийской империи. С этого времени население Киевской Руси стало называться крестьянами, т.е. христианами, чего не было ни в одной стране западного мира эпохи средневековья. Однако сам акт крещения не мог сразу изменить сложившееся за тысячелетия языческое мировоззрение восточных славян. Христианские представления лишь постепенно проникали в языческое сознание, взаимодействуя с ним. Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри изображались грамотными людьми. В былине о буйном молодце Василии Буслаеве рассказывается, как мать "дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла; посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло;, отдала она петью учить— петье Василию в наук пошло".
Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли "мастерами грамоты". Обычно это были дьячки или "мирские люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно "мастера грамоты по договоренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом создавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества . В десятом веке Русь заимствует славянский алфавит, который был разработан Кириллом и Мефодием . Введённая на Руси кириллица была составлена на основе букв греческого алфавита и звуков славянской речи. До 988 года на Руси существовали просвещённые люди, которые умели читать и писать. Их умения использовались при составлении договоров, которые писались на греческом и славянских языках.
На протяжении периода с X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах ( Переяславль , Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме , Турове, Галиче, Ростове и др.). Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь . Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с семи лет. Родители платили за обучение (давали "мзду").
На протяжении X-XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе. Косвенно об этом свидетельствует архаический эпос, где созданы образы грамотных богатырей. Они не только умели читать и писать, но и владели иностранным языком, играли в шахматы (Добрыня Никитич, Волхв). Фонд хранившихся в княжеских дворцах, боярских домах и монастырях рукописей предположительно составлял около 140 тыс. книг. Так, Ярослав Мудрый организовал библиотеку при киевском Софийском соборе. Он "собрал летописцев множество", которые "написали... много книг, по которым верующие люди учатся", - гласит летописная запись. Дошедшие до нас около 500 рукописей XI-XIII вв. - лишь малая толика богатства, которым располагали древнерусские книжники. Свидетельством этого богатства является замечательный памятник древнерусской культуры - "Слово о полку Игореве" (конец XII в.). Он поражает не только литературными достоинствами, но и пронзительной силой любви к отечеству. Это дает возможность говорить о высоких идеалах воспитания в Древней Руси. Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI в. приблизительно 700 берестяных грамот. В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание и обучение Киевской Руси X–XIII вв. характеризуется смешением языческих и христианских традиций. Первые шаги книжного обучения предприняты болгарами, оказавшимися в Киеве в результате завоевания Болгарии Византией.
Значительное влияние на культуру и содержание обучения на Руси оказала Византия. Это объясняется происхождением христианства в Киевской Руси из Византии. В качестве учебных книг использовались византийские, например, учения Иоанна Златоуста (344–407).
Зарождение образования в Киевской Руси предопределилось появлением городов и государственных институтов. Обучение содержало преимущественно религиозные направления. Главный способ воспитания подражание отцу, в чем отражается патриархально- родовой характер отношений в обществе. Подтверждение этому можно найти в труде «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).
В X–XI вв. письменность проникла во все слои населения. Уровень образованности в Киевской Руси был примерно таким же как и в Западной Европе того же периода. О высоком уровне образования Киевской Руси свидетельствует большое количество рукописей, составляющее примерно 140 тысяч книг. Содержание книжных произведений позволяет судить о высокой нравственности русского народа.
Элементарное образование дети получали в семье, на которую возлагалась так же воспитательная функция. Дети из наиболее состоятельных семей обучались специально приглашенными учителями-священниками. Церковь осуществляла контроль семейного воспитания. Позже начальное обучение производили так называемые мастера грамоты, обучавшие детей всех сословий. Оно содержало основы грамотности и арифметики.
Школы в Киевской Руси появились при церквях, где ощущался недостаток грамотных священнослужителей. Первая такая «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче. С этого момента развитие книжного обучения шло быстрыми темпами, несмотря на негативное отношение к нему широких масс населения, привыкших к традиционному семейному обучению.
Первая школа, открытая князем Владимиром была уже учебным заведением повышенного типа, так как предполагала владение учениками элементарной грамотой.
Князья и княгини – потомки Владимира – продолжали его дело, открывая новые церкви и школы при них. В 1089 году было открыто даже женское училище, где девушки учились грамоте, пению и различным ремеслам. В школах обучали изготовлению книг, переписыванию, иллюстрированию и переплету.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование в Киевской Руси Многие уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей поповских, готовя их к принятию сана. Те же из знати, кто верил в истину «учение - свет .», поручали образование своих отпрысков выписанным из-за границы иностранцам. Остальные же обретались «во тьме незнания».
Образование В Киевской Руси Однако это не так, н а Руси сформировался особый, принципиально отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению.
В Древней Руси существовали различные формы воспитания и обучения. Например « кормильство » - социально-педагогическое явление на Руси X-XII вв.,своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался на воспитание в другую семью - кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками. Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей.
С VIII века родители перестали отдавать своих детей чужим людям. С этого времени можно говорить о появлении воспитательной функции в семье. Семейное воспитание в этот период строилось на основе народных традиций. Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, потешках , колыбельных песен. В них раскрывались лучшие черты славянского народного характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю славянского народа, укрепляя и сопровождая ее с первых лет жизни.
Позже появились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах.
Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до 17 века невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточно-славянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие христианства. Через христианизацию, связь с Византией Русь получила доступ к переводным текстам античной культуры. Развивалась и собственная педагогическая мысль. Высшим достижением ее в то время стало обоснование Владимиром Мономахом необходимости соединения образования с жизненными интересами человека.
Создание учебных заведений началось, собственно, после Крещения Руси.
Родители отдавали своих детей в школы очень неохотно, не желая отступать от старых языческих традиций и просто отрывать от семьи помощников. Тем не менее, школьное дело на Руси развивалось. Первые училища – дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа Ярослава Мудрого в Новгороде – относятся к 11 веку. В 12-13 веках сформировалась сеть монастырских школ в Смоленске, Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде. Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.
Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам; отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу; у них существовал особый «кодекс чести». Мастер, например, не имел права утаить что-либо из секретов мастерства от ученика, не должен был скрывать, преуменьшать талант ученика, если он превосходил его собственный. Такие законы существовали, к примеру, в артелях иконописцев. Некоторых детей наряду с ремеслом обучали и чтению и письму, церковному пению «мастера грамоты» из духовенства
В педагогической литературе того времени содержатся советы о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших, советы родителям, как обеспечить физический рост и здоровье, нравственное и умственное развитие детей, держать их в строгости, применять в случае непослушания телесные наказания, воспитывать строго, но и ласково.
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение На Руси сформировался особый, принципиально отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению .
В Древней Руси существовали различные формы воспитания и обучения. « Кормильство » - социально-педагогическое явление на Руси X-XII вв.,своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался на воспитание в другую семью - кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам
Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками. Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей.
С VIII века родители перестали отдавать своих детей чужим людям. С этого времени можно говорить о появлении воспитательной функции в семье. Семейное воспитание в этот период строилось на основе народных традиций. Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, потешках , колыбельных песен. В них раскрывались лучшие черты славянского народного характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю славянского народа, укрепляя и сопровождая ее с первых лет жизни.
Позже появились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах.
Содержание образования составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали и для обучения грамоте и иностранным языкам
Д иалектикой в то время подразумевали главным образом начала философии. Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом. Мастер мог иметь несколько учеников, которые и составляли «училище». Знакомство с грамотой происходило с помощью буквослагательного метода, заимствовано из византийской школы. В качестве материала использовали бересту. На бересте « писалом » выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к 10-11 в.
Школы в Киевской Руси появились при церквях, где ощущался недостаток грамотных священнослужителей . Первая такая «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче . В 1089 году было открыто даже женское училище, где девушки учились грамоте, пению и различным ремеслам. В школах обучали изготовлению книг, переписыванию, иллюстрированию и переплету. Изначально школы возникали в крупных городах – Киеве и Новгороде, позже в Суздале, Переяславле , Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире и др. обучение было платным. Учиться могли только дети высших сословий.