Воспитание и обучение в Киевской Руси

Акчурина Елена Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание и Обучение в Древней Руси Выполнила студентка 1 курса Грунина Ольга

Слайд 2

Роль христианства. 2. Педагогические идеи. 3. Семейное воспитание. 4. Обучение.

Слайд 3

1. Киевский период (X - ХШ вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Характер образования и воспитанияоказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего от православия, которое с 988 года сделалось официальной религией Киевской Руси. Педагогическая мысль и школадревней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица).

Слайд 4

Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Так, княгиня Ольга (ум. 969) сама воспитала сына Святослава. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники.

Слайд 5

Один из наиболее ранних памятников древнерусской письменности -Устав Ярослава Мудрого, составленный в 1051 - 1053 гг. первый кодекс семейного права. Он сыграл большую роль в регулировании семейно-брачных отношений на Руси. Статьи Устава охватывают широкий круг социальных вопросов: • охрана чести и достоинства женщины-матери, • повышение ответственности обоих родителей за воспитание своих детей и установление гуманных отношений в семье, • создание юридических механизмов защиты сиротства и предупреждения полусиротства.

Слайд 6

Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей. Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь Св. Ильи на Подоле в Киеве (X в.).

Слайд 7

Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015) в Киеве в 988 году. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств. Школа, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т. е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения.

Слайд 8

На протяжении периода X - XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах (Переяславль, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме, Туров, Галич, Ростов и др.). Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с 7 лет. Родители платили за обучение (давали "мзду"). Школы учения книжного носили элитарный характер: учениками обычно были дети представителей высших сословий.

Слайд 9

"Учение книжное" давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание и обучение в Киевской Руси Работу выполнила: студентка 1 курса 111 группы Клюжина Татьяна

Слайд 2

Педагогические идеи Поучения византийца Иоанна Златоуста (344 - 407). "Поучение Владимира Мономаха детям ' (1096). Идеалы и программы воспитания черпались из "житий святых", поучений и проповедей, жанр и стилистика которых были заимствованы у византийцев. В качестве образца поучений можно указать :

Слайд 3

Семейное воспитание Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Слайд 4

Первые школы в Киевской Руси Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь Св.Ильи на Подоле в Киеве(X в.). Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015 в Киеве в 988 г.).

Слайд 5

На протяжении периода X - XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах ( Переяславль , Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме , Туров, Галич, Ростов и др.). Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием. На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с 7 лет. Родители платили за обучение. Учениками обычно были дети представителей высших сословий.

Слайд 6

Система начального обучения. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счету. При этом использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука . Такие учебные пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом - читать молитвы по Псалтырю. В качестве писчего материала использовали бересту. На протяжении Х - XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси.

Слайд 7

Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей. В период матриархата, когда воспитание детей было обязанностью всех членов родовой общины, оно выстраивалось в определенной последовательности: в раннем возрасте – до 4–5 лет, иногда до 7–8 лет все дети находились под наблюдением женщин; затем мальчики переходили в дом муясчин и усваивали там навыки охоты, собирательства, трудовые умения и т. д.; девочки оставались с женщинами и обучались домоводству и рукоделию. У восточных славян период детства четко делился на определенные возрастные этапы, которым соответствовало содержание воспитания. Ребенок до 6 лет назывался «молодым», от 7 до 12 – «чадом», от 12 до 15 – «отроком». Как и в других древних культурах, в восточнославянской существовал обряд «инициации», знаменовавший переход из одной возрастной группы в другую. С периода позднего матриархата у славян организовывались дома молодежи. В их деятельности важное место занимала подготовка к инициациям, в процессе которой подростки учились охоте и изготовлению орудий труда, постигали тайные мифологические ритуалы, наставники стремились формировать у молодых людей волевые качества, дисциплину и выносливость.

Слайд 8

Особую роль в воспитании играли различные обряды и инициации. Важной функцией обрядов оказалась передача детям определенных советов для жизни, труда, поведения. Многовековые истины нравственного и трудового воспитания передавались словесно, путем различных пословиц и поговорок. Первой естественной воспитательницей ребенка выступала мать. От нее ребенок в виде пестушек , потешек , закличек , сказок, поговорок, колыбельных, заговоров и др. впервые воспринимал обычаи, традиции, родной язык, представления о родной природе.

Слайд 9

Киевский период (X - XIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание и обучение в Киевской Руси Подготовила студентка 1 курса 111 группы Кривоспицкая Юлия

Слайд 2

Киевская Русь – древнерусское государство, образованное восточными славянами на территории Восточно - Европейской равнины во второй половине IX века (882 г.) Киевский период ( X – XIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В данную эпоху произошло не только становление древнерусской государственности , но и древнерусской народности и культуры в целом. Весьма важным этот период стал и в плане становления отечественного образования .

Слайд 3

Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий Киевской Руси была семья. В семье передавались наследственные знания, навыки ремесел и промыслов. Семья обучала повседневному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития . Семейное воспитание строилось на основе патриархального уклада с непререкаемым авторитетом отца , подчиненном положении женщины и детей, строгой семейной дисциплиной.

Слайд 4

Характер и содержание воспитания детей меняется в зависимости от возраста: «дитя» – до 3 лет, вскармливаемый грудью; « молодой» – до 6 лет, воспитываемый матерью; « чадо» – 7-12 лет, начавший обучаться; « отрок» – 12-15 лет, проходивший специальное ученичество .

Слайд 5

Важным фактором развития у восточных славян как общества и культуры , так и образования стало появление и развитие письменности. Создателем славянской письменности был греческий ученый Константин (Кирилл – монашеское имя). В распространении новой письменности принял активное участие его брат Мефодий . Для проповеди среди славян Константин создал славянскую азбуку ( глаголицу позже переработанную в кириллицу) и начал перевод на славянский язык христианских книг. Это произошло около 863 г.

Слайд 6

Огромную роль в развитии просвещения на Руси сыграло принятие христианства (988 г.) от Византии . Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния . Приняв греческий вариант христианства , Русь прикоснулась к богатейшему культурному опыту (в т. ч. к педагогической культуре) Византии – прямой наследницы античности. Вместе с тем, остановив выбор на восточном христианстве, Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции – «латинской учености».

Слайд 7

В конце X в. появляются первые специальные школы для распространения грамотности. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано, прежде всего, потребностями духовенства. Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (Крестителе) в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной и педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств. Образование на первых порах вызывало отрицательное отношение в массе населения.

Слайд 8

В Киевской Руси существовало два типа школ: церковные (приходские и монастырские) и « школы учения книжного» для «лучших детей людей». В церковных школах обучали церковному чтению, письму, пению , занимались нравственным воспитанием (« учили чести »).

Слайд 9

Школы учения книжного носили элитарный характер, учениками обычно были дети представителей высших сословий. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с семи лет. Родители за обучение платили (давали «мзду»). Учение книжное давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе (флоре и фауне).

Слайд 10

Определенные результаты распространения грамотности были отмечены уже к середине ХI веке . Как явствует из летописей, появились начитанные, обладавшие довольно широкими знаниями люди. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе. Косвенно об этом свидетельствует архаический эпос , где созданы образы грамотных богатырей. Они не только умели читать и писать, но и владели иностранным языком, играли в шахматы ( Добрыня Никитич , Волхв).

Слайд 11

Важные сведения о воспитательных идеалах Древней Руси содержат Поучения Иоанна Златоуста, Поучение Владимира Мономаха детям, Моление Даниила Заточника и др.

Слайд 12

Особенностью педагогической мысли Древней Руси является понимание человека как обладающего свободой воли , возможностью выбора между добром и злом. Идеалом образованности был человек мыслящий, добродетельный, милосердный , совестливый, способный к постижению прекрасного , стремящийся личным участием совершенствовать мир и людей. В этом идеале доминирует патриотическое начало (Родина – высшая этическая ценность ).

Слайд 13

В результате нашествия монголо-татар ( 1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие церкви и монастыри – очаги просвещения . В 1240 г. Был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIII вв.)

Слайд 2

Киевский период (Х-ХIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси. Остановив выбор на восточном христианстве, Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции ("латинской учености").

Слайд 3

Важным передаточным звеном восточного христианства, византийской образованности и общеславянской традиции воспитания стала для Киевской Руси Болгария. Когда в 70-х гг. X в. Болгария и ее столица Преслав были опустошены войсками Византии, многие болгарские книжники нашли приют в Киеве. Они приняли участие в подготовке первого поколения книжно -образованных людей на Руси, в приобщении русичей византийской, античной и библейской мудрости. Из Болгарии на Русь пришли и первые учебные книги: "Азбучная молитва", "О письменах" Черноризца Храбра, " Шестоднев " Иоанна Экзарха и др. Педагогическая мысль, школа древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица). Смешение язычества и христианства наложило неизгладимый отпечаток на психологию и мироощущение русичей . Возник сплав мифологического сознания и культа бога-человека. Христианская идея единого Бога, отца и заступника соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравственные заповеди ("трудись - и тебе воздастся", "возлюби ближнего своего" и пр.) оказались созвучны духовным и нравственным идеалам языческой Руси. Идея самопожертвования Христа ради человеческого рода легла на благодатную почву нравственных установлений восточных славян о жертвенности отдельной личности во имя семьи, общины и племени. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним.

Слайд 4

Главным фактором зарождения и развития восточнославянской письменной культуры и образования в Киевской Руси стало, впрочем, не внешнее воздействие. Объективно они были предопределены появлением городов и государственных институтов. Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. Так, у византийцев были заимствованы жанр и стилистика "житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания. Из "житий святых" известны переводные патерики (Синайский, Египетский, Иерусалимский), а также многократно переписывавшийся Печерский патерик. "Жития..." прославляли аскетический идеал воспитания. В качестве образца поучений можно указать "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников ("Притчи Соломона", "Премудрости Иисуса – сына Сирахова " и др.). Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344-407). Выдержки и пересказ этих поучений послужили основой для многих сборников, имевших педагогическую направленность: " Измарагды " (изумруды), "Златоусты", "Пчелы"). Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум. 1182). Его сочинения предназначались высокообразованным людям. Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в Бога. Будучи сенсуалистом, Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств. Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096). "Поучение..." требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Князь Владимир Мономах (1053-1125) неоднократно повторяет советы не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться. Достойными подражания Мономах называл тех, кто "владел учением книжным". Он приводит в пример своего отца - князя Всеволода, изучившего пять языков. Сам Мономах, судя по "Поучению", был весьма начитан и образован для своего времени.

Слайд 5

Суждения Владимира Мономаха, несмотря на то, что были оформлены в религиозные тексты, побуждали к практическому мышлению, деятельности. Такую же направленность имели и философско-педагогические идеи киевского митрополита Климента Смолятича (XII в.), который полагал, что объектом познания должно быть не только "Священное писание", но и природа – творение божественной мудрости. Проблемы познания и обучения усиленно разрабатывались и другими древнерусскими мыслителями (Кирилл Туровский , Кирик Новгородский). Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Так, княгиня Ольга (ум. 969) сама воспитала сына Святослава. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей. В городах и селах стали появляться церкви. В церквях скапливались книги, которые нужно было уметь читать. Вот почему началось массовое обучение будущих священнослужителей . Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киеве (X в.). Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015) в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств. Поначалу книжное учение вызывало отрицательное отношение в массе населения, предпочитавшего традиционное домашнее семейное воспитание. Как гласит летопись 988 г., матери, отдававшие чад в учение книжное, "аки по мертвеци плакахуся ". Постепенно однако отношение к школьному обучению изменяется. Былины восхваляют героев, прошедших книжную науку (" вежество ученое"). Родители, заботившиеся об обучении детей, рассматривались как образцы для подражания: "А и будет Волхв семи годов, отдавала его матушка грамоте учиться, а грамота Волхву в наук пошла". Дворцовая школа учения книжного, открытая Владимиром Святославичем , была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения.

Слайд 6

Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Летописи свидетельствуют, что князь Ярослав Мудрый (1019–1054) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам – "учите людей". Так, в Новгороде, как гласит летопись 1028 г., "учились книгам" до 300 детей. Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 г. в Киеве было открыто женское училище, где около 300 "младых девиц" учились "писанию.., ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам". На протяжении периода с X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах ( Переяславль , Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме , Турове, Галиче, Ростове и др.). Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с семи лет. Родители платили за обучение (давали "мзду"). Школы учения книжного носили элитарный характер; учениками обычно были дети представителей высших сословий. Учение книжное давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе (флоре и фауне). Об уровне обучения свидетельствуют, например, законодательный памятник XI–XII вв. "Русская Правда" и сочинение Кирика Новгородца "Учение ведати человеку числа всех лет" (1136). Из этих документов можно узнать, чему и как учили на занятиях математикой. В "Русской правде" дан набор своеобразных арифметических задач. Например: "А от 200 овец и от двух приплода на 12 лет 90000 овец и 100 овец и 12 овец, а баранов 90000 и 100 и 12 баранов, а всего баранов и овец на 12 лет 180000 и 200 и 23". Кирик давал в своем труде календарно-математические знания и предлагал задачи прикладного характера, в частности, о високосных годах, временах года. В состав арифметических действий, которые изучали школьники, входили нумерация, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение и деление.

Слайд 7

Система начального обучения в Древней Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. При этом использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Такие учебные пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю. В качестве писчего материала использовали бересту. На бересте " писалом " выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к X-XI вв. О том, чему и как учили мастера грамоты, косвенно свидетельствуют берестяные грамоты новгородского мальчика Онфима (XIII в.). Онфим выучился 26-буквенному алфавиту, который был достаточен для записи речи, ведения торговых и деловых записей, но недостаточен для "учения книжного", основанного на 43-буквенном алфавите. На грамотах-упражнениях Онфима изображены фигурки воинов с разным количеством пальцев на руках. Очевидно, это – своеобразное пособие по арифметике. При обучении элементарной математике прибегали к образным примерам, пальцевому счету. Считали устно и на абаке. Книжная мудрость осваивалась по "изборникам" (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, "Изборник Святослава" (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности.

Слайд 8

Обучали не только правилам чтения (определенный темп, трехкратное повторение и пр.), но и искусству делать книги. Ученик изготовлял собственный изборник, т. е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика. На протяжении X-XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе. Косвенно об этом свидетельствует архаический эпос, где созданы образы грамотных богатырей. Они не только умели читать и писать, но и владели иностранным языком, играли в шахматы (Добрыня Никитич, Волхв). Фонд хранившихся в княжеских дворцах, боярских домах и монастырях рукописей предположительно составлял около 140 тыс. книг. Так, Ярослав Мудрый организовал библиотеку при киевском Софийском соборе. Он "собрал летописцев множество", которые "написали... много книг, по которым верующие люди учатся", - гласит летописная запись. Дошедшие до нас около 500 рукописей XI-XIII вв. - лишь малая толика богатства, которым располагали древнерусские книжники. Свидетельством этого богатства является замечательный памятник древнерусской культуры - "Слово о полку Игореве" (конец XII в.). Он поражает не только литературными достоинствами, но и пронзительной силой любви к отечеству. Это дает возможность говорить о высоких идеалах воспитания в Древней Руси. Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI в. приблизительно 700 берестяных грамот. В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание и обучение в Киевской Руси Выполнила студентка 1 курса, 111 группы Логинова Дарья

Слайд 2

Киевский период (Х-ХIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.

Слайд 3

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси.

Слайд 4

Главный способ воспитания – подражание отцу , в чем отражается патриархально-родовой характер отношений в обществе. Подтверждение этому можно найти в труде «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).

Слайд 5

В Х–XI вв. письменность проникла во все слои населения. Уровень образованности в Киевской Руси был примерно таким же как и в Западной Европе того же периода. О высоком уровне образования Киевской Руси свидетельствует большое количество рукописей, составляющее примерно 140 тысяч книг.

Слайд 6

Элементарное образование дети получали в семье, на которую возлагалась так же воспитательная функция.

Слайд 7

Дети из наиболее состоятельных семей обучались специально приглашенными учителями-священниками. Церковь осуществляла контроль семейного воспитания. Позже начальное обучение производили так называемые мастера грамоты, обучавшие детей всех сословий. Оно содержало основы грамотности и арифметики.

Слайд 8

Школы в Киевской Руси появились при церквях, где ощущался недостаток грамотных священнослужителей. В школах обучали изготовлению книг, переписыванию, иллюстрированию и переплету.

Слайд 9

Князья и княгини – потомки Владимира – продолжали его дело, открывая новые церкви и школы при них. В 1089 году было открыто даже женское училище , где девушки учились грамоте, пению и различным ремеслам.

Слайд 10

Изначально школы возникали в крупных городах – Киеве и Новгороде, позже в Суздале, Переяславле, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире и др. обучение было платным. Учиться могли только дети высших сословий .

Слайд 11

В состав арифметических действий, которые изучали школьники, входили нумерация, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение и деление. Обучали не только правилам чтения (определенный темп, трехкратное повторение и пр.), но и искусству делать книги. Ученик выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика.

Слайд 12

Грамотность в Киевской Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI в. приблизительно 700 берестяных грамот.

Слайд 13

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание и обучение в Киевской Руси Выполнила: студентка 1 курса 111группы Ломовцева Дарья

Слайд 2

Воспитание и обучение дети всех сословий получали в семье

Слайд 3

Огромную роль в развитии просвещения на Руси сыграло принятие христианства

Слайд 4

Школы в Киевской Руси появились при церквях, где ощущался недостаток грамотных священнослужителей. Первая такая "школа учения книжного" открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче .

Слайд 5

Первые сведения об обучении девочек в России относятся к 11 в. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве.

Слайд 6

Для письма использовали бересту

Слайд 7

Сведения о воспитании в Древней Руси

Слайд 8

В результате нашествия татаро - монгол уровень образования резко снизился


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание и обучение в Киевской Руси Выполнила студентка первого курса Луткова Мария 111 группа

Слайд 2

Киевский период (X - Х lll вв.) Роль христианства Характер образования и воспитания . Педагогическая мысль и школа древней Руси. Христианское мировоззрение.

Слайд 3

Педагогические идеи "Изборник Святослава (1076). Поучения византийца Иоанна Златоуста (344 - 407). "Поучение Владимира Мономаха детям ' (1096). Идеалы и программы воспитания черпались из "житий святых", поучений и проповедей, жанр и стилистика которых были заимствованы у византийцев. В качестве образца поучений можно указать :

Слайд 4

Поучение Владимира Мономаха детям (1096) "Поучение" требует воспитания любви к Богу и страха Божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу.

Слайд 5

Семейное воспитание Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

Слайд 6

Устав Ярослава Мудрого (1051 - 1053 гг) Статьи Устава охватывают широкий круг социальных вопросов: ✓ охрана чести и достоинства женщины-матери, ✓ повышение ответственности обоих родителей за воспитание своих детей и установление гуманных отношений в семье, ✓ создание юридических механизмов защиты сиротства и предупреждения полусиротства .

Слайд 7

Митрополит киевский Илларион

Слайд 8

Первые школы в Киевской Руси Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь Св.Ильи на Подоле в Киеве(X в.). Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015 в Киеве в 988 г.).

Слайд 9

Христианская церковь Св.Ильи на Подоле в Киеве(X в.) Первая школа учения книжного при князе Владимире Святославиче (988 г.)

Слайд 10

На протяжении периода X - XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах ( Переяславль , Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме , Туров, Галич, Ростов и др.). Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием. На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с 7 лет. Родители платили за обучение. Учениками обычно были дети представителей высших сословий.

Слайд 11

Система начального обучения. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счету. При этом использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука . Такие учебные пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом - читать молитвы по Псалтырю. В качестве писчего материала использовали бересту. На протяжении Х - XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси.

Слайд 12

Библиотека Ярослава Мудрого при киевском Софийском соборе.

Слайд 13

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание и обучение в киевской руси . Выполнила студентка 111 группы Мордина Екатерина

Слайд 2

Воспитание и обучение Киевской Руси X–XIII вв. характеризуется смешением языческих и христианских традиций. Первые шаги книжного обучения предприняты болгарами, оказавшимися в Киеве в результате завоевания Болгарии Византией. Значительное влияние на культуру и содержание обучения на Руси оказала Византия. Это объясняется происхождением христианства в Киевской Руси из Византии. В качестве учебных книг использовались византийские, например, учения Иоанна Златоуста (344–407). Зарождение образования в Киевской Руси предопределилось появлением городов и государственных институтов. Обучение содержало преимущественно религиозные направления. Главный способ воспитания – подражание отцу, в чем отражается патриархально-родовой характер отношений в обществе. Подтверждение этому можно найти в труде «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096 ).

Слайд 3

Элементарное образование дети получали в семье, на которую возлагалась так же воспитательная функция. Дети из наиболее состоятельных семей обучались специально приглашенными учителями-священниками. Церковь осуществляла контроль семейного воспитания. Позже начальное обучение производили так называемые мастера грамоты, обучавшие детей всех сословий. Оно содержало основы грамотности и арифметики.

Слайд 5

В X–XI вв. письменность проникла во все слои населения. О высоком уровне образования Киевской Руси свидетельствует большое количество рукописей, составляющее примерно 140 тысяч книг. Содержание книжных произведений позволяет судить о высокой нравственности русского народа.

Слайд 6

Школы в Киевской Руси появились при церквях, где ощущался недостаток грамотных священнослужителей. Первая такая «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче . В 1089 году было открыто даже женское училище, где девушки учились грамоте, пению и различным ремеслам. В школах обучали изготовлению книг, переписыванию, иллюстрированию и переплету. Изначально школы возникали в крупных городах – Киеве и Новгороде, позже в Суздале, Переяславле , Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире и др. обучение было платным. Учиться могли только дети высших сословий.

Слайд 8

Педагогическая деятельность Русского государства выражалась, прежде всего, в особом отношении к воспитанию нового поколения. Детей учили быть честными, справедливыми, трудолюбивыми, бережно относиться к труду своему и чужому, воспитывали в детях доброту и заботу о ближних. Однако методы воспитания были суровыми: часто и повсеместно применялись физические наказания, всевозможные лишения, особое внимание уделялось поддержанию строгой дисциплины. Одним из направлений воспитания стал патриотизм, что объясняется многолетней борьбой русского народа за независимость от монголо-татар. В XVII веке общество начинает осознавать свою безграмотность и ничтожный уровень образованности высших социальных слоев. Приходит понимание того, что необходимо прибегнуть к помощи западных педагогов для поднятия уровня образования в государстве. Таким образом, во второй половине XVII в. определилось четыре педагогических направления: « латинофильский », византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческо-начетнический

Слайд 9

Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI в. приблизительно 700 берестяных грамот. В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание и обучение в Киевской Руси Презентацию подготовила студентка 1 курса 111 группы Симагина Татьяна

Слайд 2

Воспитание и обучение Киевской Руси X–XIII вв. характеризуется смешением языческих и христианских традиций. Первые шаги книжного обучения предприняты болгарами, оказавшимися в Киеве в результате завоевания Болгарии Византией. Значительное влияние на культуру и содержание обучения на Руси оказала Византия. Это объясняется происхождением христианства в Киевской Руси из Византии.

Слайд 3

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси. Остановив выбор на восточном христианстве, Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции ("латинской учености").

Слайд 4

В качестве учебных книг использовались византийские, например, учения Иоанна Златоуста (344–407). Зарождение образования в Киевской Руси предопределилось появлением городов и государственных институтов. Обучение содержало преимущественно религиозные направления. Главный способ воспитания – подражание отцу, в чем отражается патриархально-родовой характер отношений в обществе. Подтверждение этому можно найти в труде «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).

Слайд 5

В X–XI вв. письменность проникла во все слои населения. О высоком уровне образования Киевской Руси свидетельствует большое количество рукописей, составляющее примерно 140 тысяч книг. Элементарное образование дети получали в семье, на которую возлагалась так же воспитательная функция. Дети из наиболее состоятельных семей обучались специально приглашенными учителями-священниками. Церковь осуществляла контроль семейного воспитания. Позже начальное обучение производили так называемые мастера грамоты, обучавшие детей всех сословий. Оно содержало основы грамотности и арифметики.

Слайд 6

Школы в Киевской Руси появились при церквях, где ощущался недостаток грамотных священнослужителей. Первая такая «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче. В 1089 году было открыто даже женское училище, где девушки учились грамоте, пению и различным ремеслам. В школах обучали изготовлению книг, переписыванию, иллюстрированию и переплету.

Слайд 7

Педагогическая деятельность Русского государства выражалась, прежде всего, в особом отношении к воспитанию нового поколения. Детей учили быть честными, справедливыми, трудолюбивыми, бережно относиться к труду своему и чужому, воспитывали в детях доброту и заботу о ближних. Однако методы воспитания были суровыми: часто и повсеместно применялись физические наказания, всевозможные лишения, особое внимание уделялось поддержанию строгой дисциплины. Одним из направлений воспитания стал патриотизм, что объясняется многолетней борьбой русского народа за независимость от монголо-татар.

Слайд 8

В конце XVI века в Москве открылась первая западноевропейская школа при лютеранской церкви немецкой слободы. В ней обучались дети высших сословий. Примерно в это же время открываются школы грамоты при монастырях и в домах духовенства. Обучаться в них могли только мальчики. Источниками обучения были рукописные книги, позже появились печатные книги – азбуки. К концу XVI в. обучение становится доступно не только знати и духовенству, но и наиболее состоятельным городским семьям.

Слайд 9

Система начального обучения в Древней Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. При этом использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Такие учебные пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю. В качестве писчего материала использовали бересту. На бересте "писалом" выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к X-XI вв.

Слайд 10

При обучении элементарной математике прибегали к образным примерам, пальцевому счету. Считали устно и на абаке. Книжная мудрость осваивалась по "изборникам" (хрестоматиям) энциклопедического характера. Был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности. Обучали не только правилам чтения (определенный темп, трехкратное повторение и пр.), но и искусству делать книги. Ученик изготовлял собственный изборник, т. е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика.

Слайд 11

Первые образовательные учреждения Первая школа «учения книжного» в Киеве (988 г.) при князе Владимире Святославиче – учебное заведение повышенного типа (дворцовая школа), приблизительно насчитывала 300 детей. *(название «школа» в древнерусской письменности встречается впервые в 1382г). Содержание обучения (структура учебных предметов) с учетом опыта византийских и болгарских школ, дававших высшее образование. Школа «учения книжного» в Новгороде в 1030г создана Ярославом Мудрым – второе учебное заведение повышенного типа на Руси для детей старост и священнослужителей. Главная задача – подготовка грамотного городского управленческого аппарата и священников.

Слайд 12

В 1086 г. дочь Киевского князя Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха – Анна открыла первое в Европе женское училище при Андреевском монастыре. В XIIв. (1143г) Ефросиния Полоцкая – дочь полоцкого князя – открыла женское монастырское училище в пригороде Полоцка . К XIII в. школы существовали в Переяславле, Суздале, Владимире, Муроме, Чернигове, Полоцке, Ростове и других городах. Обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Содержание обучения: тривиум (грамматика, риторика, диалектика), церковное пение, нравственное воспитание («учили чести»), некоторые сведения из математики, истории различных стран, сведения о природе (флоре и фауне).

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание и обучение в Киевской Руси Факультет ППиСО 1 курс 111 группа Тарасова Ольга

Слайд 2

Киевский период (Х-ХIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси. Остановив выбор на восточном христианстве, Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции.

Слайд 3

Разделение Церкви способствовало росту враждебного, отношения к католицизму. Как следствие, в Московской Руси она оказалась невос­требованной. Позже, когда Византийская империя заключила унию с Католической церковью, это отношение распро­странилось и на византийскую культуру. В результате на Руси оформился культурный мир, отли­чающийся языковой изолированностью и религиозной нетер­пимостью. Латинский и греческий языки не получили развития в качестве языков богослужения и науки. Древнерусское госу­дарство не унаследовало ни традиций античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.

Слайд 4

Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспи­тание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сло­жившимися в каждом сословии традициями.

Слайд 5

Начальное обучение осуществляли мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педаго­гическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству, а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем чи­тать молитвы по Псалтырю. Вторая ступень называлась «школы учения книжного». В XI—XIII вв. они открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях. Их основная задача — «освоение книжной мудрости». Наряду с чтением, письмом, счетом учени­кам сообщались сведения из истории различных стран и окру­жающей природы.

Слайд 6

Образование повышенного типа можно было получить само­стоятельно, через чтение и беседы с духовными наставниками. Монастыри в своих стенах нередко имели собрания рукописей, включавших сочинения отцов Церкви, иногда светские произ­ведения. Они привлекали книжников — лиц духовного звания, занимавшихся перепиской и исправлением книг, переводами. Оригинальным педагогическим памятником XII в. считается «Поучение князя Владимира Мономаха детям», которое пред­ставляет собой своеобразный кодекс, свод правил нравственно­го воспитания того времени.

Слайд 7

Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена на проблемы воспитания. Сведения о воспитании, его направ­ленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV—XVI вв. — «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия».

Слайд 8

В XVI—XVII вв. образование в России выходит на новый уровень развития. В этот период закладывается фундамент новой школы, которая войдет в историю как школа эпохи Просвещения. Основные предпосылки развития образования в стране: 1.совершенствование системы государственного управления 2. изменение социальной роли дворянства 3.повышение статуса образования 4.вовлечение страны в орбиту европейской политики 5. расширение дипломатических и торгово-экономиче­ских связей с зарубежными странами

Слайд 9

В 1687 г. в Москве было создано первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Ини­циатором ее открытия был известный просветитель Симеон Полоцкий. Российская, традиция становления высшего образования об­ладала своей спецификой, которая проявилась в соединении духовной и светской ориентации. Согласно уставу, академия должна была готовить православных священников, государст­венных служащих, преподавателей.

Слайд 10

Спасибо за внимание!!!