Формирование метапредметных умений на уроках английского языка.

Учебно-методический материал по формированию метапредметных умений на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_metapredmetnyh_umeniy_po_angliyskomu_yazyku.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных умений на уроках английского языка

Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль); использование мультимедиаприложений; наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения; сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений; анализ английского языка на основе моделей-опор; знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке; интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке.

Темы метапредметов могут быть применены практически к любой теме по любому предмету.

Вот несколько примеров метапредметных тем и то, с какими темами и типами уроков английского они могут быть связаны:

"Знание и незнание" (на уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний);

"Рисунок и схема" ("Транскрипция" "Секреты английских гласных");

"Мифы и парадоксы" ("Путешествия", "Праздники");

"Позиция и роль" ( "В магазине", "Семья", "Школа");

"Общество и среда" ( "Жизнь на селе и в городе", "Семья" "Зоопарк");

"Проблемы современного города" ("Жизнь на селе и в городе")

"Порядок и хаос" ("Место, где мы живем", "Дом.Квартира.");

"Простое и сложное" (уроки формирования грамматических навыков, навыков диалогической и монологической формы общения).

Например, на уроке английского языка по теме "Школа", метатема "Знание" можно рассмотреть понятия "учеба", с точки зрения разных людей – родителей, обучающихся, учителей.

Приемы и задания метапредметного характера, используемые мною на практике:

Одним из приемов, которым я пользуюсь, это составление алгоритмов. В начальной школе я называю это «Рассуждалками». При изучении грамматических тем я вместе с учащимися составляю алгоритм, где мы вместе отвечаем на вопросы, что будет если соблюдено или не соблюдено определенное условие. Таким образом, большинство правил записаны не в чисто словесной форме, а в виде схемы-алгоритма.

Использование математических действий при изучении языка. Например, при изучении темы пассивный залог в 7 классе. Я предлагаю учащимся посмотреть на нее глазами «математиков», то есть увидеть за знаком языковым знак в более широком смысле слова и понять, что с ним можно оперировать точно также, как и с математическими знаками, то есть складывать и вычитать. Учащиеся самостоятельно выводят формулы и правила употребления различных форм пассивного залога, используя математические формулы сложения.

Постановка цели урока самими учащимися. Обучать самостоятельному целеполаганию нужно постепенно, задействуя весь возможный потенциал УМК и различную наглядность. Во 2 классе это может некая ситуация, например открытка, которую нужно написать британским детям. На более старших этапах процесс целеполагания начинается с иллюстрации в учебнике и обсуждения ситуации, близкой и понятной учащимся (например использование мобильных телефонов). Иногда я в начале урока инициирую небольшой спор по некоторой проблеме. Еще один способ: я начинаю изучение раздела с конца. Учащимся предлагается взглянуть на самый последний урок раздела (который обычно содержит проектную работу) и оценить, что нужно узнать и сделать, чтобы потом суметь выполнить аналогичный проект.

В результате развития метапредметных умений у обучающихся формируются следующие умения: самостоятельно определять цели и составлять планы, продуктивно общаться и взаимодействовать с товарищами по совместной деятельности, учитывать позиции другого. Школьники овладевают навыками: познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, разрешения проблем, готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности. У Обучающихся учатся определять назначение и функции различных социальных институтов, самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей. Школьники овладевают следующими языковыми средствами: умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии. Происходит формирование навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов. Все это приводит к повышению результативности учебной деятельности, снимает затруднения и повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Рефлексия в конце урока. Напрямую зависит от поставленной в начале урока цели. Обычно учащиеся просто отвечают на мой вопрос: «Можем ли мы теперь…?». Иногда мы подсчитываем, сколько новых слов мы узнали, определяем новое грамматическое явление в тексте. Главное, чтобы учащиеся сами воспроизвели в речи, чему они научились на уроке.