Методическая разработка занятия по литературе для студентов 1 курса по теме:
«Роман И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и «обломовщина».
- Краткая аннотация
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей литературы, работающих в школе и в системе СПО. Умение проектировать свою деятельность, творчески реализовать тот или иной проект в учебном процессе, а также анализировать свою деятельность-задача, которая стоит перед каждым педагогом.
Предлагаемая работа помогает в формировании общих компетенций и учебных действий у студентов. Используя конспект занятия, вам удастся подробнее разобрать учебный материал по теме «Роман И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и «обломовщина» и укрепить навыки самостоятельной работы студентов.
В процессе урока формируются следующие общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в коллективе и команде.
В результате учебного занятия обучающиеся смогут глубже узнать содержание изучаемого произведения, продолжат учиться ориентироваться в тексте романа «Обломов», анализировать его эпизоды, используя схему анализа произведения, работать в группах .
- Место и роль темы в курсе (предмете)
Данное занятие определено рабочей программой учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература, разработанной на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО», протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), в соответствии с учебным планом ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г. Волкова» по специальностям среднего профессионального образования.
Представленная методическая разработка относится к обязательной части программы и формирует умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем освоению других предметов гуманитарного цикла: «История России», «Философия», «Русский язык и культура речи» и т.п.
- Дидактический анализ и содержание материала.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Роман И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и «обломовщина».
ЦЕЛЬ: Проведение анализа концепции художественного произведения; рассмотрение центрального образа романа: Обломова.
ЗАДАЧИ:
Образовательная:
- Сформировать у обучающихся первичное представление о главном герое при анализе 1-4 главы 1 ч.
- Раскрыть роль интерьера и портрета в характеристике персонажа.
Развивающая:
- Развивать умения анализа эпизода, работать и общаться в группах, с руководителем.
Воспитательная:
- Воспитывать культуру монологической речи, письменного и устного ответа. Мотивировать к ответственному отношению выполняемой работы.
ФОРМИРУЕМЫЕ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в коллективе и команде.
В результате учебного занятия обучающиеся должны показать и улучшить навыки ориентирования в тексте, анализировать эпизоды произведения, работать в группах, знать содержание романа , схему анализа произведения.
ТИП ЗАНЯТИЯ: введения нового материала.
ВИД ЗАНЯТИЯ: беседа с элементами исследовательского анализа.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- словесные;
- наглядные;
- проблемно - поисковые.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- текст романа Гончарова «Обломов»;
- мультимедийная презентация.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
1.Организация начала занятия | Преподаватель | Добрый день! Присаживайтесь, пожалуйста. Посмотрите, всё ли у вас готово к учебному занятию: тетрадь, ручка, карандаш, линейка, учебник. |
2. Подготовка к освоению нового материала. | Преподаватель | Тема нашего занятия «Роман И.А. Гончарова «Обломов». Образ главного героя. Обратите внимание на слайд. Хочется зачитать вам слова И.С. Тургенева, которые послужат эпиграфом нашему занятию: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова». Запишите, пожалуйста, данные слова себе в тетрадь. А теперь подумайте: какие задачи мы будем решать с вами на учебном занятии. (Обучающиеся дают разные ответы, преподаватель фиксирует на доске, просит сравнить с запланированным вариантом.) Обратите внимание на слайд, на котором отображена цель нашего занятия и задачи. Сравните, что оставим? Сегодня мы с вами проведём анализ концепции художественного произведения; рассмотрим центральный образ романа. Нам с вами предстоит проанализировать 1-4 главы 1 ч. При анализе рассмотреть образ главного героя; раскрыть роль интерьера и портрета в характеристике персонажа; также мы с вами научимся анализировать эпизод произведения, поработаем в группе. Задачи (слайд) Решение данных задач будет результатом нашего занятия. |
3.Актуализация знаний у обучающихся. Постановка проблемного вопроса. | Преподаватель | На прошлом занятии мы с вами говорили о творчестве И.А. Гончарова. Кто может кратко рассказать об основных этапах жизненного и творческого пути И.А. Гончарова? Хорошо, молодец. Вот мы и вспомнили творчество И.А. Гончарова. Сегодня мы продолжим знакомство с романом автора, который носит название «Обломов». В произведении мы видим образ главного героя, историю которого автор начинает рассказывать с самого детства. Описание детства героя мы можем прочитать в «Сне Обломова», о котором нам расскажет (Иванов Сергей). Запишите вопрос в тетрадь, на который вы должны будете ответить после прослушивания. Каким вы увидели детство Обломова? Сообщение обучающегося «Сон Обломова». Мы прослушали. Ваш ответ. |
Обучающийся: | Предполагаемый ответ: Царство всеобщего благоденствия, любви и гармонии. Труд воспринимается как наказание, инородное «сонному» течению жизни. |
4. Введение нового содержания по теме. | Преподаватель: | Вы совершенно правы. Сон Обломова раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. А сейчас давайте поближе познакомимся с образом главного героя. Его имя Илья Ильич Обломов. Каковы ваши представления о фамилии Обломов? Какие ассоциации она вызывает? |
| Обучающийся: | Предполагаемый ответ: Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство // С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.) в современном жаргоне – неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001.) Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего. |
| Преподаватель: | Как вы думаете, что обозначает имя Илья? |
| Обучающийся: | Предполагаемый ответ: Илья. Древнееврейское «божья помощь» Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию. Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались. Илья Муромец – богатырь. Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем). Илья – Илиада. Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой. |
| Преподаватель: | Как вы думаете, давая своему персонажу имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями? Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя. |
| Обучающийся: | Т.о. противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность. |
Работа в группах | Преподаватель: | Продолжим знакомство с главным героем (слайд) Обломов первоначально раскрывается через портрет и через быт. Проанализируем 2 эпизода: Задание для 1 варианта: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз, раскрывающих портрет Обломова (первые 5 абзацев) Задание для 2 варианта: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз для характеристики квартиры Обломова. (10-13 абзац) |
| Обучающийся: | Портрет Обломова (выступление обучающегося). |
| Преподаватель: | Что можно сказать о характере Обломова по его портрету? |
| Обучающийся: | Портрет противоречив. С одной стороны - доброта, мягкость, душа, с другой - апатия, лень, отсутствие деятельности. |
| Вслед за портретом Ильи Ильича описывается обстановка его комнаты, личность раскрывается через вещи, его окружающие. Интерьер (выступление обучающегося). |
| Преподаватель: | Что можно сказать о характере и образе жизни Обломова по обстановке в его квартире? |
Работа с текстовым делителем на экране. | Преподаватель: | Подчеркните самые главные для характеристики слова. |
Обучающийся: | Предполагаемый ответ: лень, запустение, отсутствие действия, желание соблюсти видимость приличий. |
| Преподаватель: | Прием знакомства с характером героя через портрет и интерьер использован в творчестве многих писателей, Гончаров через имя, портрет, интерьер помогает увидеть читателю противоречивость характера своего главного героя. |
| Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым. В гардеробе мужчины 19 века имелось несколько халатов, они служили домашними одеяниями на утро и в вечернее время. Были халаты атласные, которые одевались поверх одежды, и шелковые, одеваемые поверх ночной сорочки. Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца? (гл 1 , 6-7 абзац) |
| Обучающийся: | Предполагаемый ответ: автор намеренно остановился на подробном описании халата, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть дня он проводит дома , а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью. |
| Преподаватель: | Восходит эта тема к стихотворению Вяземского П.А. «Ода халату». Поэт Вяземский, получив назначение в варшавскую канцелярию, расставаясь со своей беспечной московской жизнью, написал прощальную оду своему халату. Халат для Вяземского олицетворяет личную независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, является противопоставлением придворной ливрее – символу лицемерия и бездуховности придворной жизни, и становится тем дороже, что обстоятельства вынуждают его покинуть это одеяние. Прослушайте стихотворение Вяземского П.А. Запишите и ответьте на вопрос. Как эта ода халату комментирует этапы жизни Обломова? Каков символический смысл имеет халат в романе? (чтение подготовленным обучающимся)
Жизнь наша в старости - изношенный халат: И совестно носить его, и жаль оставить; Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат; Нельзя нас починить и заново исправить.
Как мы состарились, состарился и он; В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже, Чернилами он весь расписан, окроплен, Но эти пятна нам узоров всех дороже;
В них отпрыски пера, которому во дни Мы светлой радости иль облачной печали Свои все помыслы, все таинства свои, Всю исповедь, всю быль свою передавали.
На жизни также есть минувшего следы: Записаны на ней и жалобы, и пени, И на нее легла тень скорби и беды, Но прелесть грустная таится в этой тени.
В ней есть предания, в ней отзыв наш родной Сердечной памятью еще живет в утрате, И утро свежее, и полдня блеск и зной Припоминаем мы и при дневном закате.
Еще люблю подчас жизнь старую свою С ее ущербами и грустным поворотом, И, как боец свой плащ, простреленный в бою, Я холю свой халат с любовью и почетом |
| Обучающийся: | Предполагаемый ответ: Символ покоя, лени, но и символ свободы от фальшивых условностей, противопоставление несвободе окружающей действительности. |
| Преподаватель: | Мы проанализировали портрет героя, интерьер его квартиры, одежду . Обсудите друг с другом и сделайте вывод, какие противоречия в характере Обломова можно отметить? Обсуждение в паре и ответ. Озвучивание ответа одной пары. |
| Преподаватель: | А сейчас скажите мне, пожалуйста, как называется место, где проходило детство Обломова? |
| Обучающийся: | Предполагаемый ответ: Обломовка |
| Преподаватель: | А вы знаете, что подразумевает под собой понятие «обломовщина»? |
|
| Давайте сопоставим и запишем это понятие с название деревни и с фамилией героя. Обломовка- Созерцательное течение жизни, исполненное неги, любви, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царят лень и барство. | Обломов- «Нет у него таких пустых желаний и мыслей…лежит вот тут, сохраняя своё человеческое достоинство и свой покой». | «Обломовщина»- Это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с её и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами. |
Какой вывод можно сделать? Предполагаемый ответ: схожесть понятий |
| Преподаватель: | Скажите, пожалуйста, кто был всегда рядом с Обломовым, кто пытался ему помочь? |
| Обучающийся: | Предполагаемый ответ: Его друг - Штольц. |
| Преподаватель: | Правильно, молодцы. Давайте поработаем с текстом. Комментированное чтение романа (часть 2, глава 4) следует получить ответы на вопросы: - Каковы образ жизни и нравственные принципы Штольца?
- С пониманием или с осуждением относится Штольц к Обломову?
- Является ли Штольц антиподом Обломова?
- Как вы оцениваете девиз героя: «Труд-образ, содержание, стихия и смысл жизни»?
|
5. Закрепление содержания учебного занятия. | Преподаватель: | Для закрепления материала давайте попробуем составить таблицу «Сравнительная характеристика героев» Используя текст романа, дайте сравнительную характеристику двух героев по заданной таблице:
| Обломов | Штольц | портрет героев; | Предполагаемый ответ: «человек… среднего роста, приятной наружности. С темно-серыми глазами». В лице господствовала мягкость, душа «открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам» | Предполагаемый ответ: «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», худощав. «цвет лица ровный», глаза выразительные) | кто были их родители по национальности? | русские | «Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская» | какое воспитание получил каждый из героев? | Обломов переходил «из объятий в объятия родных, друзей». Его воспитание носило патриархальный характер | Штольца отец воспитывал жестко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание»).
| отношение к учебе в пансионате | Обломов учился «по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое». | Штольц «учился отлично, и отец сделал его репетитором «в своем пансионе»»);
| - дальнейшее образование | (Обломов до двадцати лет провел в Обломовке; | Штольц закончил университет); | жизненные стремления, | («лежание на диване у Ильи Ильича … было его нормальным состоянием», в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье. Затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями. | «участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу», «он беспрестанно в движении»); выбрав деятельное начало в молодости, не изменил своим желаниям, «труд – образ, содержание, стихия и цель в жизни») | отношение к ведению хозяйства. | Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг | Штольц «жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы); | Каким видят общество | Обломов считает, что все «члены света и общества – «мертвецы, спящие люди». Им свойственна неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства в деревне | погружен в жизнь общества, сторонник профессиональной деятельности, которой занимается сам. Он представитель зарождающейся буржуазии, поэтому поддерживает прогрессивные преобразования в России. | отношение к Ольге | Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь | пытается воспитать в ней деятельное начало, способность к борьбе, развить ее ум). |
|
| Преподаватель: | Давайте проверим что получилось, озвучим вашу работу. Как вы думаете, имел ли влияние Обломов на Штольца? |
| Вывод преподавателя совместно с обучающимися. Между этими героями происходило взаимовлияние (Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось; Штольц высоко ценил нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно и горячо», уберег его от мошенника Тарантьева, привел в должный порядок деревенские дела. Желал возродить к деятельной жизни). |
| Преподаватель: | Итак, И.А. Гончаров тщательно отделяет Штольца от других героев романа, ставя при этом основной акцент на главной черте характера Штольца: рассчитывать в жизни только на свои силы и всего добиваться собственным трудом. Только тогда карьера сможет не унизить, а нравственно возвысить личность. И, по мысли Гончарова, в этом принципе буржуазной морали нет ничего предосудительного. В нем – знамение новой европейской цивилизации, в которую вступала Россия 1860-х годов. Но самое главное, «герой дела» для Гончарова это не столько определенная профессия, сколько идеальное состояние души человека новой, буржуазной формации. Штольц относится к работе бескорыстно. Он ее любит не за конкретное содержание (а потому занимается сразу всем – коммерцией, туризмом, сочинительством, государственной службой) и не за материальные результаты (Штольц равнодушен к комфорту), а за то наслаждение, почти эстетическое, которое он получает от самого процесса труда. На вопрос Обломова: «Для чего же мучиться весь век?» – Штольц с гордостью отвечает: «Для самого труда, больше не для чего. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни…». Штольц в такой же степени «поэт труда», в какой Обломов – «поэт мечты». Оба неисправимые идеалисты, различна только форма, в которую они облекают свой идеализм. Но Штольц, происходя из уникального сословия «русских немцев», естественно впитал в себя «русские» и европейские культурные веяния, нравственные ценности «старой Руси» и «новой». Поэтому, если Обломов – это «последний поэт» уходящей патриархальной Руси («Сон Обломова»), то Штольцу удалось «найти равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа», – так пишет сам Гончаров. |
7. Рефлексия. Представление оценки освоенного содержания темы занятия | Преподаватель: | Сделайте совместный вывод о том, что нового вы узнали на учебном занятии. Есть ли сегодня такие «Обломовы» в жизни? Предполагаемый ответ: Да, сегодня такие «Обломовы» встречаются. В настоящее время стало очень много ленивых людей, которые не хотят и «пальцем пошевелить», чтобы улучшить свою жизнь. Наше занятие подошло к концу, давайте подведём итоги и запишем домашнее задание. Проанализируйте, пожалуйста, свою работу на занятии и заполните лист самооценки. |
8. Домашнее задание. | Преподаватель: | Сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание: 1.(репродуктивный уровень) – проработать конспект, дать ответ о сопоставлении понятий «обломовы» и « обломовщина» 2.(продуктивный уровень) – прочитать и приготовить конспект статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» 3.(творческий уровень) – составить цитатный план по тексту произведения о характеристике Ольги и Агафьи. По желанию сделать презентацию. |
| Преподаватель: | Спасибо за занятие. До свидания. |
4.Технологическая карта учебного занятия
Основное содержание учебного материала | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Методы приёмы |
1.Организация начала занятия | Проверяет готовность кабинета и обучающихся к учебному занятию. | Приветствуют, показывают подготовку к учебной деятельности | Словесный, ориентация на мотивацию |
2.Мотивационный Подготовка к освоению нового материала. | Включает обучающихся в обсуждение работы по теме соответственно предъявленных задач учебного занятия на мультимедийном представлении. | Записывают тему занятия в тетради, определяют для себя результат, который необходимо достичь в ходе решения предъявленных задач. | Словесный, наглядный |
3.Актуализаций знаний у обучающихся. Постановка проблемного вопроса. | Включает обучающихся в повторение ранее изученного материала постановкой проблемного вопроса. Подводит итог совместно с обучающимися. | Отвечают на поставленные вопросы руководителем. Дают обоснованный ответ. Анализируют устные ответы. | Проблемный метод анализа |
4.Введение нового содержания по теме | Организует аналитическую беседу с показом мультимедийной презентации по новому материалу. Объясняет предполагаемый результат проделанной работы: составление портретной и социально-психологической характеристики главного героя (с использованием иллюстративного материала). Мотивирует на обобщение и выводы по составленной таблице характеристики главного героя. | Отвечают на поставленные вопросы руководителем. Записывают основные положения в тетрадь на основе анализа отрывка произведения. Зачитывают характеристику. | Работа в тетради. Метод решения проблемной ситуации. Активного обучения Работа в группах. ИКТ |
| Акцентирует внимание на понятии «обломовщина», идейный стержень романа. | Проводят сопоставительную оценку по понятиям «обломовщина» и фамилия главного героя, место жительства героя | Работа с рабочими тетрадями. |
| Мотивирует на аналитическую работу с текстом. Определяем результат предстоящей работы. В процессе комментированного чтения романа (часть 2, глава 4) следует получить ответы на вопросы: Каковы образ жизни и нравственные принципы Штольца? С пониманием или с осуждением относится Штольц к Обломову? Является ли Штольц антиподом Обломова? Как вы оцениваете девиз героя: «Труд-образ, содержание, стихия и смысл жизни»?
| Обучающиеся дают комментированное чтение романа (часть 2, глава 4), фронтально | Работа с текстом |
5.Закрепление содержания занятия. | Организует работу над образом Обломова путем составления сравнительной характеристики Обломова и Штольца.
Самостоятельная работа в виде таблицы. Объясняет выполнение работы по составлению сравнительной характеристики Обломова и Штольца в виде таблицы. | Письменно составляют таблицу по заданной схеме, в которой отражают характеристику главного героя. | Работа с текстом и рабочей тетрадью.
Практический. Исследовательский. |
6. Представление оценки освоенного содержания темы занятия. | Мотивирует на самооценку выполненной в ходе учебного занятия работы. По листу самооценки представленного обучающимся на экране. Подводит итоги работы на занятии. | Заполняют лист самооценки. | Метод самоанализа |
7.Домашнее задание. | Даёт инструктаж по выполнению д/з по уровням: 1.(репродуктивный уровень) – подготовить устный ответ по готовому конспекту. 2.(продуктивный уровень) – составить план конспекта к статье Н.А.Добролюбова. Что такое «обломовщина»? Дать устный ответ по плану. 3.(творческий уровень) – составить цитатный план характеристики Ольги и Агафьи. | Воспринимают задание, записывают в тетрадь. | Словесный. Дифференцированный |
5. Самоанализ
Группа, в которой проводилось занятие, -студенты специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». С точки зрения поведения очень подвижная и разговорчивая. В ней есть ребята, которые умеют творчески мыслить, анализировать, искать пути решения.
Цель урока: проведение анализа концепции художественного произведения; рассмотрение центрального образа романа: Обломова.
В ходе занятия планировалось развитие аналитических способностей в процессе коллективного обсуждения, что приводит учащихся к осознанию необходимости обращать внимание на различные так называемые «улики», которые оставляет читателю писатель. В результате приобретения такого умения расширяется кругозор учащихся и развивается креативность мышления.
Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура занятия рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все поставленные цели и задачи.
В процессе урока стремилась активизировать мыслительную и творческую деятельность каждого ребёнка, используя следующие приёмы и методы: беседа, рассказ, наглядность, частично-поисковый метод, работа с текстом романа и метод самостоятельной работы.
Цель урока была достигнута. Задачи выполнены. Этому способствовало применение различных форм работы. Не все учащиеся активно участвовали в процессе обобщения изученного материала. Интерес обучающихся больше проявился в ходе практической работы. На завершающем этапе мною был подведен итог занятия, поставлены оценки, а также прокомментировано домашнее задание.
Считаю, что атмосфера была комфортной, тем самым было выполнено одно из требований к современному уроку – создание ситуации успеха, студенты не заметили, как полетело время, все ушли удовлетворенные результатами занятия.
Заключение
Реализация представленного проекта по учебному занятию позволила преподавателю качественно реализовать поставленные цель и задачи. В процессе учебного занятия преподавателю удалось формировать общие компетенции:
ОК.1 осознание значимости изучения темы «Роман И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и «обломовщина».Личностные мотивы.
ОК.2 организация собственной деятельности обучающегося по изучению темы под руководством преподавателя и без него. Регулятивные учебные действия.
ОК.4 поиск нужной информации сравнительной характеристики героя из разных источников.
ОК.6 организация работы обучающихся в группах, в коллективе, развитие коммуникативных умений.
Список литературы- Коровина В.И. Учебник по литературе 10 класс. М.: Издательство «Просвещение», 2012.
- Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. М.: ч. 1, Издательство «Просвещение», 2012.
- Обернихина Г.А. Литература: учебник для студенческих учреждений СПО М.: Издательский центр «Академия», 2012.
- Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. Литература: книга для преподавателя: методическое пособие М.: Издательский центр «Академия», 2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Самооценка обучающихся на учебном занятии (показ слайда, выставление баллов за каждый показатель самостоятельно в тетради)
Уровень деятельности | Общие компетенции | Показатели оценки по проявленным признакам компетенций | Оценка (баллы) |
Эмоциональный | ОК 1 | 1.Понял сущность и социальную значимость темы занятия, проявил к ней устойчивый интерес | 0-1 |
1 |
| Понял(а) цели и задачи урока по организации собственной деятельности по поставленной проблеме | 0-1 |
Регуля тивный | ОК 2
| 2.Работал(а) по усвоению новых понятий, терминов: записал(а) в тетради новые понятия 3.Участвовал(а) в обсуждении с руководителем: ответил на вопросы 4.Работал(а)по усвоению нового материала: получил(а) информацию, сопоставил, записал (а) в тетрадь 5.Поработал(а) с текстом романа, ответил(а) на вопросы |
0-1 0-1
0-3 0-2 |
Социальный | ОК 4 | 6.Осуществлял поиск и использовал информацию, необходимую для эффективного выполнения поставленных задач 7.Работал в коллективе и в команде, эффективно общался 8.Брал на себя ответственность за работу членов команды | 0-1
0-1 0-1 |
Аналитический | ОК 3 | 9.Участвовал в анализе образа главного героя 10.Сопоставил и записал понятие «Обломовщина» с название деревни и с фамилией героя. | 0-1
0-2 |
Творческий | ОК-4 | 11.Дал сравнительную характеристику героев Заполнил таблицу «Сравнительная характеристика героев»
| 0-1 |
Самосовершенствование | ОК-7 | 12.Обобщил(а) полученную информацию, сделал(а) выводы 13.Предъявил информацию в разных формах: таблица, устный ответ | 0-1 0-2 |
8 |
| Проявил(а) культуру общения, поведения | 0-1 |
Сумма набранных баллов — 18
Оценка:
17-18 баллов - «5»
15-16 баллов - «4»
8-14 баллов - «3»
Проанализируйте, что не удалось сделать на учебном занятии?
Комментарии
Данный конспект может быть
Данный конспект может быть использован для уроков литературы в 10 классе и в образовательных учреждениях СПО.